Главная страница

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя логопеда Дорожкиной Н. В. Тема самообразования


Скачать 130.39 Kb.
Название Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя логопеда Дорожкиной Н. В. Тема самообразования
Дата 11.02.2016
Размер 130.39 Kb.
Тип Документы


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Цент развития ребёнка - детский сад» г. Нурлат Республики Татарстан

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя - логопеда Дорожкиной Н.В.

Тема самообразования: «Формирование правильного звукопроизношения дошкольников посредством игровых технологий и авторских разработок».

Срок выполнения: межаттестационный период с 30 декабря 2010 года по 30 декабря 2015 года. Актуальность: Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в обеспечении равных стартовых возможностей при подготовке к школе и овладении навыками чтения и письма. Нарушения    звукопроизношения    у    детей    являются    достаточно изученным  разделом   в  логопедии, и  методика  их  преодоления  в основном разработана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего поиска приемов и методов, активизирующих умственную  и  практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения. Коррекционная работа над звукопроизношением делится на три этапа:

- развитие моторики речевого аппарата;

- формирование правильного произношения звуков;

- автоматизация и дифференциация звуков в речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.

Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков, которая возникает по разным причинам:

- недостаточное развитие артикуляционной моторики;

- недоразвитие фонематического восприятия;

- нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;

- грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;

- отклонения в нервно-психической сфере;

- снижение уровня познавательной активности;

Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.

Направления работы:

  1. Организационно – методическая деятельность

  2. Работа с педагогами

  3. Работа с детьми

  4. Работа с семьёй, с родителями и лицами, их заменяющими.

Концепция: Самовыражение, индивидуальный и творческий подход, уважение и любовь к детям, использование инновационных технологий и программ.

Цель: Формирование развивающего стиля деятельности логопеда, отвечающего реалиям современной жизни, потребностям образовательной практики коррекционно – развивающей направленности в работе.

Задачи:

- повышать профессиональное мастерство коррекционно – педагогической деятельности с целью обеспечения помощи детям в полноценном речевом развитии;

- проводить динамическое наблюдение и педагогический контроль за состоянием речи детей, выявить структуру дефекта и потенциальные речевые возможности;

- развивать правильное звукопроизношение, фонематические процессы у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи посредством игровых технологий, авторских разработок и традиционных логопедических методик;

- вовлекать семьи и родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями в коррекционно – образовательный процесс;

- совершенствовать сотрудничество с воспитателями и специалистами детского сада в коррекции речевых и сенсомоторных нарушений дошкольников.

- пропаганда своих профессиональных достижений.

Система логопедической работы в блоках:

  1. Диагностический блок выявление особенностей и трудностей в речевом развитии ребёнка. Условия:

- систематичность изучения состояния речи дошкольников;

- чёткая возрастная адресация и комплексный характер диагностических процедур;

- разнообразие методов и источников сбора информации (наблюдение за ребёнком, изучение истории раннего развития и условий семейного воспитания, беседы с родителями, привлечение педагога – психолога, невропатолога и др.)

- оптимизация процедуры изучения речи детей и фиксация его результатов в «Речевой карте» в количественных и качественных характеристиках;

- разработка индивидуальной программы коррекционно – речевого развития.

  1. Профилактический блок – методическое содействие детям в своевременном развитии речи и обеспечение полноценности этого развития. Условия:

- совместная деятельность ребёнка со взрослым и сверстниками;

- окружающая среда (правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка);

- правильная речь взрослых (в соответствии возрасту, развитию детей, опора на их опыт, точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, размеренность темпа, громкости).

  1. Коррекционно – речевой блок – своевременное полное или частичное устранение имеющихся у детей недостатков в речевом развитии:

- изолированные недостатки фонетической стороны речи, ФФНР, ОНР, недостатки просодической (мелодико – интонационной и темпо – ритмической) организации речи.

Реализация задач: в ходе образовательной деятельности с квалифицированной помощью логопеда, в совместной деятельности педагогов с детьми и работы с родителями воспитанников.

Формы работы: индивидуальные, подгрупповые.

Этапы работы:

- Этап постановки и первоначального закрепления в речи правильных звуков – индивидуально.

- Этап автоматизации звука в речи в словах, текстах – в подгруппах из 2-4 детей со сходными проблемами.

- Этап дифференциации в той же последовательности, что и автоматизация.


Индивидуальный план повышения профессионального уровня


п/п

Содержание работы

Срок выполнения

Предполагаемый уровень реализации


Участники коррекционно - образовательного процесса

Перечень конечной продукции

1

Участие в районных методических объединениях учителей - логопедов, творчески работающих воспитателей

г. Нурлат Республики Татарстан

2010-2015г.г.

по плану МО

Район, город

Учителя – логопеды, руководитель МО

Фотоматериал.

Сценарии мероприятий.

Протокол МО

2

Участие в экспертной комиссии по аттестации педагогических работников дошкольных образовательных организаций г. Нурлат РТ

В аттестационный период учебного года

Образовательное учреждение.

Район, город, межрегиональный уровень

Педагоги

Приказ.

Протокол заседания итоговой аттестационной комиссии

3

Курсы повышения квалификации

Один раз в три года

Республиканский, федеральный уровень

Учителя - логопеды

Удостоверение

4

4.1. Участие в творческих коллективах, группах:

- «Совместная деятельность воспитанников, педагогов, родителей в проектной деятельности».

- «Огоньки» по работе с ЮИД.

- «Игрушки своими руками».

- «Театр и дети».

4.2. Участие в экспертных комиссиях:

- Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности.

- Работа в составе районной психолого – медико - педагогической комиссии г.Нурлат по специальности «Учитель – логопед».

- Эксперт аттестационной комиссии.

- Тематический контроль «Анализ состояния речевой среды в ДОУ и коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС».

2010-2015 г.г.

Образовательное учреждение, город

Образовательное учреждение.

Район.

Межрегиональный уровень

Педагоги

Годовой план МБДОУ «ЦРР - детский сад» за учебный год.

Аналитическая справка. Приказ.

5

Распространение педагогического опыта:

5.1. Проведение открытых занятий, мероприятий:

- неделя творчества и сотрудничества «Взрослые и дети»;

- проведение ОД по теме «Использование современных образовательных технологий в коррекции звукопроизношения»;

- «Создание педагогических пособий, коррекционно-развивающих игр с помощью современных мультимедийных средств»;

- «Логопедический массаж при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

5.2. Проведение, участие в семинарах, конференциях, проектах, форумах:

- Региональный семинар для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений Республики Татарстан.

- «Эффективные формы логопедической работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста».

- «Мастерство педагога: проблемы, поиск, находки»

В межаттестационный период с 2010 по 2015г.г.


Образовательное учреждение.

Город, район.

Межрегиональный уровень

Дети, родители

План работы учителя – логопеда на учебный год.

План работы детского сада на учебный год.

Фото, видео-материал, сценарии мероприятий, отчёт о выполненной работе.

6

Методические публикации:

- Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» издательства «Первое сентября» г. Москва;

- в СМИ авторского материала: рабочая программа кружка «Весёлый Язычок»;

- электронный Всероссийский журнал «Академия дошкольного образования»;

- журналы «Логопед», «Обруч»

2010 - 2015г.г.

Республиканский, федеральный уровень

Педагоги


Сертификаты публикаций

7

Участие в конкурсах, в грантах:

- районный смотр - конкурс

«Инновационные технологии в дошкольном образовании», «Педагогический калейдоскоп»;

-Всероссийский дистанционный конкурс с международным участием в номинации «Лучшая методическая разработка»;

- Республиканский конкурс «Воспитатель года Республики Татарстан – 2010» в номинации «Учитель – логопед»;

- районный конкурс «Лучший учитель общеобразовательных учреждений Нурлатского муниципального района». Грант Главы г. Нурлат

2010 - 2015г.г.

Район, город, межрегиональный, республиканский, федеральный уровень

Педагоги, дети, семьи воспитанников


Сертификаты. Дипломы. Грамоты.

8

Экспериментальная и инновационная профессиональная деятельность: - «Исследование гармоничного соединения современных технологий с традиционными средствами развития и коррекции речевой деятельности детей 5 – 7 лет», участие во Всероссийской экспериментально – творческой группе педагогов ЦДС «Педагогическое мастерство»;

- разработать и внедрить в логопедическую практику, получить рецензию на авторскую программу «Весёлый язычок»;

- участвовать в разработке инновационной площадки ДОУ;

- осуществлять инновационную деятельность на региональной инновационной площадке по теме «Гармоничное соединение современных технологий с традиционными средствами развития при выявлении и коррекции речевых нарушений у детей 5-7 лет»

2014 – 2015 учебный год

Образовательное учреждение

Дети, педагоги, родители

Свидетельство, экспертное заключение на экспериментальную работу.

Рецензия на авторскую программу

9

9.1.Участие воспитанников в конкурсах, смотрах, концертах, соревнованиях, мероприятиях, проектах по предмету (профилю образовательной программы, реализуемой педагогическим работником) как в очной, так и в дистанционной форме:

- Всероссийские детские конкурсы «Мечтай! Исследуй! Размышляй!», «Весёлый и находчивый», «Вспышка», «Простые правила».

9.2.Работа за рамками тарифицированных часов (кружковая деятельность):

- «Логоритмика» (совместно с музыкальным руководителем)

- «Весёлый язычок».

2010-2015 г.г.

Образовательное учреждение.

Республиканский, федеральный уровень

Дети, педагоги, родители


Материалы, подтверждающие результаты (при наличии высоких результатов).

Презентация кружка «Весёлый язычок».

Рецензия на авторскую программу

«Весёлый язычок»

10

Эффективность работы с родителями воспитанников и лицами, их заменяющими:

консультации по профилактике речевых нарушений детей, конференция «На пороге школы», концерты «В мире звуков и букв», «Знайки и Всезнайки», семинары «Играем всей семьёй», «Развивающие упражнения для старших дошкольников», заседания Круглого стола «Уроки весёлого язычка», «Игры и упражнения по автоматизации поставленных звуков», совместные развлечения «Звуки изучаем – здоровье укрепляем», методических рекомендаций по обогащению словарного запаса и развитию грамматического строя речи дошкольников, индивидуальные консультации по запросу через интернет – ресурсы, информационные буклеты «Использование современных компьютерных технологий в развитии речи детей», «В гостях у шипящих звуков», «Артикуляционная гимнастика».

2010-2015 г.г.

Образовательное учреждение,

город, район

Родители, дети, педагоги

Аналитическая справка по итогам работы за учебный год.

Анкеты.

Фото, видео-материал, сценарии мероприятий, консультаций.


11

Организация развивающей предметно – пространственной среды:

11.1. Разработка методических материалов по темам: «Лучший педагогический проект», «Формирование навыков анализа и синтеза звуко – слогового состава слова у детей», «Игры на развитие речевого дыхания», «Интерактивные игры в практике логопеда», «Пальчиковые игры»

11.2. Изготовление дидактических пособий (развивающие игры, раздаточный материал, модели, схемы, лепбуки): «Говорящие лучики», «Птицы нашего края», «Экскурсия по городу Нурлат», «Звуковой поезд», «Читаем по картинкам», «Ёлочка», «Собери цветок».

2010-2015 г.г.

Образовательное учреждение, район

Дети, педагоги, родители воспитанников

- Конспекты, сценарии, буклеты, брошюры, рекомендации, проекты.

- Развивающие игры, пазлы, лото, карточки с речевым и наглядным материалом, раздаточный материал, модели, схемы. Флэш - игры, флэш- карты.

- Лэпбуки.

- Фотоматериал.

12

Использование современных информационных технологий, мультимедийных средств в профессиональной деятельности, образовательной практике:

- мотивация детей, актуализация их знаний: применение аудио- и видеозаписи героев сказок , фрагментов мультфильмов;

- проведение тестирования родителей, педагогического мониторинга, учебно – методическое документирование: программы Word, Excel, Power Point;

- обогащение творческой лаборатории электронными презентациями, учебными программами: «Развитие речи. Учимся говорить правильно» (Г.О. Аствацатуров, Л.Е. Шевченко, Москва, 2008), «Игры для Тигры» (Л.И. Лизунова, Пермь,2004), «Весёлая читайка», «Баба Яга учится читать», аудиозаписи «Трудные звуки», «Музыка для массажа», «Песни Железновых», видеоряд на закрепление звуков, видеозапись «Сам себе логопед» (курс самокоррекции речи для взрослых), флэш-карты, интерактивные игры и упражнения на закрепление свистящих, шипящих, сонорных звуков речи.

2010-2015 г.г.

Образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень

Дети, педагоги, родители воспитанников

- Личный кабинет в информационной системе «Электронное образование Республики Татарстан».

- Презентации методического опыта.

- Результаты мониторинга.

- Обогащённая творческая лаборатория.

- Фотоматериал.

- Перечень интернет – ресурсов в паспорте логопедического кабинета.

13

Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного образования, коррекционной педагогике

2010-2015г.г.

Республиканский, федеральный, международный уровень

Педагоги. Родители воспитанников

Перечень ЭОР. Список нормативных документов.

14

Изучение учебной и научно-методической литературы по вопросам выявления и коррекции речевого развития детей дошкольного возраста. Журналы: «Логопед», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Обруч»; газета «Дошкольное образование», Всероссийский электронный журнал «Академия дошкольного образования», сайты: Logoportal.ru , Дошколёнок. ру. Электронное образование в РТ edu.tatar.ru.

2010-2015 г.г.

Республиканский, федеральный уровень

Педагоги. Родители воспитанников

Картотека.

Список изученной литературы.

15

Изучение новых программ и педагогических технологий в логопедии:

- «Инновационные формы взаимодействия логопеда с семьями, воспитывающими детей с нарушениями речи» (Вакуленко Л.С.), «Развитие речи, движения и мелкой моторики» (Лифиц Е.А.), «Комплексная коррекция нарушений слоговой структуры слова» (Крупенчук О.И.), «Логоритмические занятия в детском саду» (Картушина М.Ю.), «Играй, слушай, познавай» (Постоева Л.Д.)

2010-2015 г.г.

Республиканский, федеральный уровень

Педагоги.

Родители

воспитанников

Перечень ЭОР с указанием ссылок по изучению.

Список изученных программ и новых технологий

Литература:

1. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе // Логопед 2004. №4.

2. Львова Л.Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ\\ Справочник старшего воспитателя. № 11,2008.

3. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

Интернет ресурсы:

1. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac05.htm; 2. http://festival.1september.ru/articles/417088/

(Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками. Болта Галина Николаевна).