№ п/п
|
Учитель должен знать
|
Учитель должен уметь
|
Оценка (1-5)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1. Для II квалификационной категории предусматриваются следующие уровни компетенции («знания» и «умения»)
|
1
|
Основные законодательные и нормативные документы по вопросам образования и защите прав обучающихся.
|
Реализовывать требования нормативных документов в своей практической деятельности.
|
|
2
|
Содержание и структуру базисного учебного плана, его компонентов
|
Обеспечивать реализацию базисного учебного плана.
|
|
3
|
Основные положения современной дидактики и теории воспитания.
|
Рационально использовать их в учебном процессе.
|
|
4
|
Структуру своего учебного предмета по этапам обучения.
|
Организовывать процесс обучения в соответствии со спецификой общеобразовательного учреждения.
|
|
5
|
Понятийный аппарат и терминологию предмета.
|
Грамотно использовать в учебном процессе понятийный аппарат. Развивать у учащихся умение пользоваться терминологией учебного предмета.
|
|
6
|
Цели обучения.
|
Достигать поставленных целей педагогической деятельности.
|
|
7
|
Типологию уроков.
|
Использовать различные типы уроков в зависимости от учебных целей.
|
|
8
|
Формы и принципы планирования урока(ов).
|
Применять различные формы и структуру уроков, обеспечивающих реализацию принципов дидактики.
|
|
9
|
Методы, средства и организационные формы обучения.
|
Применять методы и приемы, обеспечивающие результативность обучения. Организовывать работу учащихся с учебной и справочной литературой, схемами, графиками и таблицами, техническими средствами обучения и оборудованием. Использовать различные формы организации урока.
|
|
10
|
Формы оценки знаний умений и навыков учащихся.
|
Осуществлять промежуточный и итоговый контроль уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся с использованием норм оценки.
|
|
11
|
Современные системы внеклассной работы.
|
Планировать и организовывать внеклассную работу по одной из систем.
|
|
12
|
Возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
|
• Создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе.
• Сохранять контингент учащихся.
• Учитывать в ходе обучения психологический тип учащихся, стиль учения и другие особенности.
|
|
13
|
Содержание, формы и методы проведения воспитательной работы.
|
Формировать в процессе воспитательной работы социально значимые качества личности обучающихся. Осуществлять индивидуальный подход к учащимся.
|
|
14
|
Основную психолого-педагогическую и методическую литературу.
|
Использовать в своей преподавательской деятельности данные современной психолого-педагогической и методической литературы.
|
|
15
|
Функциональные обязанности.
|
• Организовывать собственную деятельность: 1)оценивать и анализировать ход и результаты своей деятельности; 2) применять ЭВМ в организации профессиональной деятельности.
• Организовывать познавательную и практическую деятельность учащихся.
|
|
2. Для I квалификационной категории предусматриваются следующие уровни компетенции («знания» и «умения»)
Аттестуемый на первую квалификационную категорию должен владеть знаниями и умениями, предусмотренными пп. 1-15. Кроме того, он должен знать и уметь нижеследующее.
|
16
|
Теоретические основы преподаваемого предмета:
• историю развития и методики преподавания;
• место и роль предмета в системе школьного образования;
• содержание предмета.
|
• Пополнять профессиональные знания по предмету. Обосновывать выбор программ, учебников.
• Преподавать на различных уровнях обученности и развития учащихся.
|
|
17
|
Целостную систему организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении.
|
Строить обучение на основе блочно-модульных и интегрированных педагогических технологий.
|
|
|
|
• Активно использовать дифференциацию и мобильность образования как фактор создания веера возможностей для реализации учащимися индивидуальных образовательных траекторий.
• Стимулировать самостоятельность учащихся в учении.
|
|
18
|
Современные средства обучения.
|
Использовать электронные и экранные ТСО для классных и внеклассных занятий.
|
|
19
|
Основные положения личностно-ориентированного обучения.
|
Применять основные положения в процессе обучения: 1) учить учащихся ставить собственные цели учения;
2) согласовывать цели преподавания с целями учения учащихся;
3) применять гибкие технологии обучения в зависимости от возникающих на уроке ситуаций;
4) адаптировать материал учебника к конкретной учебной ситуации;
5) формировать у учащихся приемы учения.
|
|
20
|
Технологию диагностики и мониторинга уровня овладения учащимися основными компонентами содержания базового образования, уровня развития и воспитания.
|
• Владеть методикой проведения диагностики и мониторинга овладения учащимися основными компонентами содержания базового образования.
• Выявлять уровень развития личности учащихся, их достижений в получении знаний по ступеням обучения.
• Формировать у учащихся умения самоконтроля и самооценки, самовоспитания и саморазвития.
|
|
21
|
Методологию общения, теорию и практику коммуникации с развивающейся личностью, технологию коммуникативности учебного процесса.
|
Регулировать процесс общения, эффективно строить общение с различными участниками образовательно-воспитательного процесса.
|
|
3. Для высшей квалификационной категории предусматриваются следующие уровни компетенции («знания» и «умения»)
Аттестуемый на высшую квалификационную категорию должен владеть знаниями и умениями, предусмотренными пп. 1-21. Кроме того, он должен знать и уметь нижеследующее.
|
22
|
Основные тенденции развития современной педагогической науки и практики.
|
Осознанно строить ход учебно-воспитательного процесса в соответствии с тенденциями и новациями педагогической науки.
|
|
23
|
Новейшие достижения в данной научной области и методики ее преподавания.
|
В меру необходимого использовать в учебном процессе современные достижения науки и методику ее преподавания.
|
|
24
|
Модель педагогического процесса как целостного явления.
|
Выстраивать уроки в условиях реализации системного, целостного подхода, определять их оптимальные структурные компоненты.
|
|
25
|
Сущность современных образовательных технологий.
|
• Применять оптимальное сочетание методов, средств и форм обучения, обеспечивающих высокую результативность учения школьников. • Создавать собственные системы обучения, повышающие эффективность учения школьников.
• Формировать у школьников информационные умения: поиска и переработки информации. Применять гибкую структуру урока в зависимости от возникающих ситуаций на уроке.
|
|
26
|
Способы интегрированного изучения смежных предметов.
|
Широко использовать межпредметные связи для расширения и углубления знаний школьников. Проводить интегрированные уроки, обеспечивающие формирование у школьников целостной картины мира.
|
|