№ п/п
| Учитель должен знать
| Учитель должен уметь
| Оценка (1-5)
|
1
| 2
| 3
| 4
|
1. Для II квалификационной категории предусматриваются следующие уровни компетенции («знания» и «умения»)
|
1
| Основные законодательные и нормативные документы по вопросам образования и защите прав обучающихся.
| Реализовывать требования нормативных документов в своей практической деятельности.
|
|
2
| Содержание и структуру базисного учебного плана, его компонентов
| Обеспечивать реализацию базисного учебного плана.
|
|
3
| Основные положения современной дидактики и теории воспитания.
| Рационально использовать их в учебном процессе.
|
|
4
| Структуру своего учебного предмета по этапам обучения.
| Организовывать процесс обучения в соответствии со спецификой общеобразовательного учреждения.
|
|
5
| Понятийный аппарат и терминологию предмета.
| Грамотно использовать в учебном процессе понятийный аппарат. Развивать у учащихся умение пользоваться терминологией учебного предмета.
|
|
6
| Цели обучения.
| Достигать поставленных целей педагогической деятельности.
|
|
7
| Типологию уроков.
| Использовать различные типы уроков в зависимости от учебных целей.
|
|
8
| Формы и принципы планирования урока(ов).
| Применять различные формы и структуру уроков, обеспечивающих реализацию принципов дидактики.
|
|
9
| Методы, средства и организационные формы обучения.
| Применять методы и приемы, обеспечивающие результативность обучения. Организовывать работу учащихся с учебной и справочной литературой, схемами, графиками и таблицами, техническими средствами обучения и оборудованием. Использовать различные формы организации урока.
|
|
10
| Формы оценки знаний умений и навыков учащихся.
| Осуществлять промежуточный и итоговый контроль уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся с использованием норм оценки.
|
|
11
| Современные системы внеклассной работы.
| Планировать и организовывать внеклассную работу по одной из систем.
|
|
12
| Возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
| • Создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе.
• Сохранять контингент учащихся.
• Учитывать в ходе обучения психологический тип учащихся, стиль учения и другие особенности.
|
|
13
| Содержание, формы и методы проведения воспитательной работы.
| Формировать в процессе воспитательной работы социально значимые качества личности обучающихся. Осуществлять индивидуальный подход к учащимся.
|
|
14
| Основную психолого-педагогическую и методическую литературу.
| Использовать в своей преподавательской деятельности данные современной психолого-педагогической и методической литературы.
|
|
15
| Функциональные обязанности.
| • Организовывать собственную деятельность: 1)оценивать и анализировать ход и результаты своей деятельности; 2) применять ЭВМ в организации профессиональной деятельности.
• Организовывать познавательную и практическую деятельность учащихся.
|
|
2. Для I квалификационной категории предусматриваются следующие уровни компетенции («знания» и «умения»)
Аттестуемый на первую квалификационную категорию должен владеть знаниями и умениями, предусмотренными пп. 1-15. Кроме того, он должен знать и уметь нижеследующее.
|
16
| Теоретические основы преподаваемого предмета:
• историю развития и методики преподавания;
• место и роль предмета в системе школьного образования;
• содержание предмета.
| • Пополнять профессиональные знания по предмету. Обосновывать выбор программ, учебников.
• Преподавать на различных уровнях обученности и развития учащихся.
|
|
17
| Целостную систему организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении.
| Строить обучение на основе блочно-модульных и интегрированных педагогических технологий.
|
|
|
| • Активно использовать дифференциацию и мобильность образования как фактор создания веера возможностей для реализации учащимися индивидуальных образовательных траекторий.
• Стимулировать самостоятельность учащихся в учении.
|
|
18
| Современные средства обучения.
| Использовать электронные и экранные ТСО для классных и внеклассных занятий.
|
|
19
| Основные положения личностно-ориентированного обучения.
| Применять основные положения в процессе обучения: 1) учить учащихся ставить собственные цели учения;
2) согласовывать цели преподавания с целями учения учащихся;
3) применять гибкие технологии обучения в зависимости от возникающих на уроке ситуаций;
4) адаптировать материал учебника к конкретной учебной ситуации;
5) формировать у учащихся приемы учения.
|
|
20
| Технологию диагностики и мониторинга уровня овладения учащимися основными компонентами содержания базового образования, уровня развития и воспитания.
| • Владеть методикой проведения диагностики и мониторинга овладения учащимися основными компонентами содержания базового образования.
• Выявлять уровень развития личности учащихся, их достижений в получении знаний по ступеням обучения.
• Формировать у учащихся умения самоконтроля и самооценки, самовоспитания и саморазвития.
|
|
21
| Методологию общения, теорию и практику коммуникации с развивающейся личностью, технологию коммуникативности учебного процесса.
| Регулировать процесс общения, эффективно строить общение с различными участниками образовательно-воспитательного процесса.
|
|
3. Для высшей квалификационной категории предусматриваются следующие уровни компетенции («знания» и «умения»)
Аттестуемый на высшую квалификационную категорию должен владеть знаниями и умениями, предусмотренными пп. 1-21. Кроме того, он должен знать и уметь нижеследующее.
|
22
| Основные тенденции развития современной педагогической науки и практики.
| Осознанно строить ход учебно-воспитательного процесса в соответствии с тенденциями и новациями педагогической науки.
|
|
23
| Новейшие достижения в данной научной области и методики ее преподавания.
| В меру необходимого использовать в учебном процессе современные достижения науки и методику ее преподавания.
|
|
24
| Модель педагогического процесса как целостного явления.
| Выстраивать уроки в условиях реализации системного, целостного подхода, определять их оптимальные структурные компоненты.
|
|
25
| Сущность современных образовательных технологий.
| • Применять оптимальное сочетание методов, средств и форм обучения, обеспечивающих высокую результативность учения школьников. • Создавать собственные системы обучения, повышающие эффективность учения школьников.
• Формировать у школьников информационные умения: поиска и переработки информации. Применять гибкую структуру урока в зависимости от возникающих ситуаций на уроке.
|
|
26
| Способы интегрированного изучения смежных предметов.
| Широко использовать межпредметные связи для расширения и углубления знаний школьников. Проводить интегрированные уроки, обеспечивающие формирование у школьников целостной картины мира.
|
|