Главная страница

Игровые технологии как один из методов обучения и воспитания детей младшего школьного возраста на уроках иностранного языка Не приходится доказывать огромную роль игры в жизни ребёнка.


Скачать 35.79 Kb.
Название Игровые технологии как один из методов обучения и воспитания детей младшего школьного возраста на уроках иностранного языка Не приходится доказывать огромную роль игры в жизни ребёнка.
Дата 06.03.2016
Размер 35.79 Kb.
Тип Документы

Игровые технологии как один из методов обучения и воспитания детей младшего школьного возраста на уроках иностранного языка
Не приходится доказывать огромную роль игры в жизни ребёнка. А.М.Горький писал: « Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Необходимость использования во время урока игр и игровых ситуаций объясняется, прежде всего, появлением шестилетних первоклассников. Осуществляя преемственность с детским садом, школа обратилась к игре - ведущему виду деятельности у дошкольников, так как он уже знаком младшему школьнику, вызывает у него положительные эмоции и интерес. Это позволяет безболезненно осуществлять переход от игровой деятельности к учебной.

За разумное, дозированное использование игровых приёмов, особенно в начальный период обучения ратовал К.Д. Ушинский: «… должно делать учение занимательным для ребёнка, но в то же время должно требовать от детей точного исполнения и незанимательных задач, не наклоняя слишком ни в ту, ни в другую сторону».

Игровые приёмы стимулируют коммуникативно - речевую активность учащихся, способствуют осознанному восприятию изучаемого материала, приучают к посильному напряжению мысли, развивают самостоятельность.

Большие педагогические резервы заложены, например, в таких игровых ситуациях, когда ученик ставится в так называемую педагогическую позицию. Под ней понимается необходимость поделиться с кем - то имеющимися знаниями, умениями и навыками, проконтролировать или исправить действия кого - либо и т.д. Школьнику в соответствии с игровым сюжетом нужно обучить присутствующих на уроках литературных персонажей (Незнайку, Буратино и др.) или «помочь» учителю, совершающему преднамеренные ошибки. Ребёнок осознаёт себя как социально значимую личность, приобретает потребность в постоянном расширении границ своих возможностей.

Специфическое влияние игровых приёмов и элементов позволяет преодолеть у одних учащихся отставание в темпе работы на уроке, у других – замкнутость и отчуждённость в коллективе сверстников.

Игра может стать средством всестороннего развития только при взаимосвязи её с обучением. В условиях школы дидактические игры и упражнения направлены на сенсорное развитие детей, совершенствование их мышления и речи, произвольного внимания, наблюдательности и памяти, быстроты и ловкости.

Игры дают ребёнку способ разобраться в том, что он умеет, что нет, что получается плохо, что хорошо.

Игра - с правилами, и ребёнок обязан быть внимательным, корректным, должен уметь подчинять свою волю игровым задачам, учитывать возможные реакции окружающих на свои проявления.

Учебный материал, представленный в игровой форме, лучше всего усваивается младшими школьниками. Все мы хорошо знаем, что ребятам игра доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие. Эту особенность следует учитывать и широко использовать в учебном процессе на уроках иностранного языка, так как она апеллирует в основном к памяти учащихся. Память младшего школьника непроизвольная, он быстро и без труда запоминает то, что ему нравится.

Как показывает опыт работы, одним из наиболее удачных вариантов игры на уроке в младших классах являются игры с игрушками. Учитель может собрать целый набор игрушек, названия которых дети хорошо запоминают.

Игры могут быть использованы как игровые упражнения, цель которых оживить занятия и вызвать интерес к изучению иностранного языка, воспитать любознательность и совершенствовать ребенка в целом.

Игра должна быть педагогически целенаправленной, она должна быть не самоцелью, а средством обучения иностранному языку. Необходимо постепенно вводить всё новые и новые типы и виды игр. Например, на одном уроке проводится игра на ряд – победитель, на другом – «в фанты», затем – на загадывание. В одном случае побеждает ряд, правильно и быстро написавший слова; во втором – ряд, лучше всех описавший картину, в третьем – лучше всех составивший диалог и т. д.

Важно включать в обучение ролевые игры, которые развивают умение общаться со сверстниками. В таких играх ребята постепенно учатся не просто подчиняться правилам «вообще», но подчиняться правилам общественного поведения.

Как известно, игровые приёмы бесконечно разнообразны. Перечислим те, которые используются при обучении иностранному языку:

  • подвижные игры (зарядка, игры на внимание, игры в животных и т.д.);

  • игра-соревнование (между командами);

  • игры с мячом (вопрос – ответ);

  • настольные игры (лото, домино, «Бинго», рисование);

  • диалоги с героями детских книг (в гостях у ребят Чебурашка, Винни - Пух и т.п.);

  • ролевые игры.

Наблюдая за учащимися, можно сказать о большом значении игры в воспитании личности школьника. Ребята становятся более дружными, организованными, волевыми, ответственными перед одноклассниками. Они учатся уступать, помогать товарищам, преодолевать трудности, считаться с мнением других.

Игра – это один из ключей для борьбы с пассивностью учащихся. Для всех, и особенно отстающих, учеников игра – стимул к овладению иностранным языком.

Игра, без сомнения, хотя и на короткий промежуток времени способствует созданию « языковой среды» на уроке и вне его.

Итак, сделать урок интересным, но не развлекательным; эффективным, а не просто эффектным; обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решить учителю, работающему с учащимися младшего школьного возраста.