Главная страница

I. Введение. Мы Отечество не выбираем, потому что Отечество в нас. Проект «Мир без опасности»


Скачать 191.44 Kb.
Название I. Введение. Мы Отечество не выбираем, потому что Отечество в нас. Проект «Мир без опасности»
Дата 04.03.2016
Размер 191.44 Kb.
Тип Реферат


I. Введение.

Мы Отечество не выбираем,

потому что Отечество в нас.
Проект «Мир без опасности» гражданско – патриотического воспитания детей и подростков Зарайского муниципального района на 2012 – 2013 годы (далее проект) разработан в соответствии с программой Федерального агентства по образованию, реализуемая в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», Конвенции о правах ребёнка», Закона РФ «Об образовании», Национального проекта «Образование».

Проект определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания детей и подростков Зарайского муниципального района и направлена на дальнейшее формирование гражданско – патриотического сознания подрастающего поколения.

Проект представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области гражданско – патриотического воспитания.
II. Содержание проблемы гражданско – патриотического воспитания и обоснование необходимости её решения программными методами.

Важнейшей составной частью нравственного воспитания подрастающего поколения является формирование патриотизма и гражданственности. Только на основе этих чувств укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Воспитание ставит, а самое главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания гражданственности и патриотизма. Воспитание этих двух качеств и является важнейшими составными в процессе воспитания, поскольку формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельности молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества.

Воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный выбор. Всё это требует наличия морально – психологических качеств, таких как: мужество, смелость, честность, порядочность, а также убеждённости и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим, в условиях демократизации общества приобретают большую значимость такие свойства личности как толерантное отношение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения.

Патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству. И эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными наклонностями».

Система мероприятий по гражданско – патриотическому воспитанию детей и подростков направлена на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Она должна включать в себя соответствующую методическую базу воспитательной деятельности и комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания молодых граждан Российской Федерации. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации гражданско – патриотического воспитания детей и подростков является актуальной задачей.

Этим и определяется необходимость создания проекта гражданско – патриотического воспитания «Мир без опасности». Воспитательный процесс организуется на основе комплексного подхода к решению задач патриотического, правового, воинского, нравственного и эстетического воспитания детей и подростков. Принципиально новым является подход к воспитанию: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности), поэтому создаётся система интегрирования всех видов деятельности, необходимых для практического самоопределения ребёнка, развития гражданско – патриотической позиции

Наша модель ориентирована на реальную жизнь, проблемы, которые решает страна. Так как стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, то в общественном сознании получили широкое распространение эгоизм, равнодушие, цинизм, проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной служб. В этой ситуации необходима систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Принципиально новым является подход к воспитанию: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности), поэтому создаётся система интегрирования всех видов деятельности, необходимых для практического самоопределения ребёнка, развития гражданско – патриотической позиции. Поэтому всё содержание обучения и воспитания детей и подростков в Зарайском муниципальном районе направлено на создание условий гражданско – патриотического воспитания с учётом возрастных особенностей учащихся.

Система гражданско- патриотического образования и воспитания в районе предусматривает:

  • деятельность образовательных учреждений всех видов и типов;

  • взаимодействие муниципальных органов власти, образовательных учреждений, общественных объединений, отдельных лиц и групп по решению комплекса проблем гражданского образования на основе программных методов;

  • освещение проблем гражданского образования в средствах массовой информации;

  • широкое использование и внедрение разнообразных подходов, форм, моделей и методик гражданского образования.


III. Концептуальные основы.

  • формирование ведущих качеств личности;

  • практическая деятельность педагогов и воспитанников;

  • оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;

  • неразрывная связь с воспитательными факторами среды



IV. Цели и задачи.

Исходя из анализа актуальности, можно сформулировать цели и задачи гражданско — патриотического воспитания.

Цель проекта: формирование отношения к «миру без опасности» как ценности жизни,создание системы патриотического воспитания подрастающего поколения для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к отечеству, своему народу и готовностью к защите и выполнению конституционных обязанностей.

Основные задачи проекта:

  • расширение представления детей и подростков о многообразии понятия «Мир без опасности»;

  • воспитать личность гражданина — патриота Родины, способного встать на государственных интересов страны;

  • формировать патриотические чувства и сознание граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранять и развивать чувства гордости за свою страну;

  • профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, а также подростковой преступности;

  • пропаганда безопасности дорожного движения среди детей и подростков, воспитания законопослушного участника дорожного движения;

  • пропаганда здорового образа жизни среди молодежи, совершенствование подготовки обучающихся к военной службе;

  • развитие сотрудничества со службами МЧС, работниками ГИБДД, сотрудниками внутренних дел, общественной организацией ветеранов «Боевое братство»;

  • развивать самостоятельность и ответственность детей и подростков в ходе планирования и проведения дел на пользу себе и другим;

  • возрождать интерес подрастающего поколения к героическим подвигам воинов — защитников, героям боевых действий;

  • формировать российского национального самосознания, патриотических чувств и настроений у подрастающего поколения, как мотивов деятельности;

  • сохранять связь поколений через ряд мероприятий и акций патриотической направленности.


V. Механизм реализации Проекта.

Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет управление образование администрации Зарайского муниципального района и муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества (далее МБОУ ДОД ЦДТ) во взаимодействии с образовательными учреждениями.

Управление образование совместно с МБОУ ДОД ЦДТ :

  • разрабатывает план мероприятий и организует их выполнение;

  • обеспечивает контроль за реализацией Проекта и плана мероприятий;

  • обеспечивает финансирование мероприятий проекта и плана мероприятий за счет бюджетных средств;

  • обсуждает представленные предложения по уточнению перечня мероприятий Проекта и сроков их реализации.

Исполнителями мероприятий Проекта являются муниципальные бюджетные образовательные учреждения района:

  • разрабатывают программы с определением конкретных работ;

  • представляют в управление образования программы;

  • обеспечивают реализацию указанных программ.


VI. Оценка эффективности реализации проекта.

В результате осуществления Проекта ожидается:

  • создание постоянно действующей системы гражданско-патриотического образования, включающей в себя соответствующие муниципальные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий по формированию у школьников определенного мировоззрения, основанного на демократических ценностях, ответственности на основе разработанной нормативной базы;

  • закрепление в содержании образования таких ценностей, как права и свободы человека, мир, демократическое участие в жизни общества, уважение к истории Российской Федерации и ее народов, ответственность, толерантность, отказ от насилия, межкультурный диалог и т. д.

В ходе реализации Проекта будут собраны информационные материалы, видеопродукция; созданы условия для участия в конференциях, конкурсах, олимпиадах,соревнованиях и др.

Конечным результатом реализации Проекта должно стать обеспечение формирования гражданственности общими усилиями социума, полного и всестороннего развития человеческой личности, ее социализации, воспитания людей в духе демократических ценностей, выработки и реализации способностей каждого к активному и ответственному участию в жизни общества и государства, формирования высокого уровня правовой, политической культуры и культуры прав человека у населения страны.
План мероприятий по

гражданско - патриотическому воспитанию.




п/п

Наименование мероприятий

Сроки

Ответственны

Организационная работа.

1

Создание координационного совета по реализации проекта гражданско- патриотического воспитания «Мир без опасности» 2012-2013 г

Август

Управление образования

2

Разработка школьных программ по гражданско-патриотическому воспитанию.

Сентябрь

Образовательные учреждения

3

Организация работы учащихся образовательных учреждений.

В течение года

Образовательные учреждения

4

Организация сотрудничества с общественными организациями.




Управление образования

МБОУ ДОД ЦДТ

5

Организация встреч с представителями Совета ветеранов Вов, тружеников тыла и правоохранительных органов,МЧС, работниками ГИБДД, сотрудниками внутренних дел, общественной организацией ветеранов «Боевое братство».

В течение года

МБОУ ДОД ЦДТ

Образовательные учреждения

6

Разработка положений конкурсов, слетов- соревнований

В течение года

Управление образования

МБОУ ДОД ЦДТ

7

Организация и проведение районных выставок детских творческих работ.

В течение года

МБОУ ДОД ЦДТ

8

Консультации с представителями образовательных учреждений

По мере необходимости

МБОУ ДОД ЦДТ

9

Проведение массовых мероприятий.




МБОУ ДОД ЦДТ

ЗРДОО «Радуга»

Массовые мероприятия

10

Единый день профилактики безопасности дорожного движения

3 сентября

ОУ

11

Районный слет-соревнование «Безопасное колесо»

сентября

МБОУ ДОД ЦДТ

12


Уборка территории около памятников воинам Великой Отечественной войны.

Благоустройство мест воинских захоронений.

Октябрь- ноябрь



МБОУ ДОД ЦДТ

ЗРДОО «Радуга»

13

Районный марафон творческих программ по пропаганде безопасного поведения детей на дорогах.

ноября

МБОУ ДОД ЦДТ

14



Старт районного слета-соревнования «Школа безопасности».

Мастер-класс, практикум. Старшая возрастная группа.

Октябрь

МБОУ ДОД ЦДТ


15

Слет Зарайской районной детской общественной организации «Радуга» с участием ветеранов Великой Отечественной войны.

Ноябрь

МБОУ ДОД ЦДТ

ЗРДОО «Радуга»

16

Поисковая работа. Сбор материалов по теме «Дети войны».

Ноябрь- март

ЗРДОО «Радуга»

17

Организация встреч детей и подростков с ветеранами ВОв.

Ноябрь- декабрь

МБОУ ДОД ЦДТ

ЗРДОО «Радуга»

18

День доблестной славы. Праздник, посвященный разгрому фашистских войск под Москвой.

Декабрь

МБОУ ДОД ЦДТ

19

Митинг «Этих дней не смолкнет слава», посвященный годовщине битвы под Москвой у памятника воина-освободителя

Декабрь


ЗРДОО «Радуга»

20

«Мир безопасности»

Мастер-класс, практикум. Младшая возрастная группа.

Январь

МБОУ ДОД ЦДТ

ЗРДОО «Радуга»

21

1 этап районного слета- соревнования «Школа безопасности». Стрельба из пневматической винтовки.

Январь

МБОУ ДОД ЦДТ

22

Программа «100 вопросов взрослому»

Встречи с воинами локальных войн.

Февраль

МБОУ ДОД ЦДТ

23

Концертная программа для военнослужащих в военном госпитале г Рязань, посвященная Дню защитника Отечества

Февраль

МБОУ ДОД ЦДТ


24

2 этап районного слета-соревнование «Школа безопасности».ОФП.

Февраль

МБОУ ДОД ЦДТ

25

Посещение школьных музеев и комнат боевой славы

В течение года

МБОУ ДОД ЦДТ

ЗРДОО «Радуга»




Районный слет правохранительных отрядов

Март

МБОУ ДОД ЦДТ

26

Праздник «Встреча поколений».

Тема «Дети войны».Итоги поисковой работы. Встреча с детьми Великой Отечественной войны.

Март

ЗРДОО «Радуга»

27

3 этап «Школы безопасности».

Олимпиада по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

Март

МБОУ ДОД ЦДТ

28

Акция «Ветеран живет рядом»

В течение года

МБОУ ДОД ЦДТ

ЗРДОО «Радуга»

29

Акция «Подарки ветеранам — своими руками!» Адресные поздравления ветеранов.

В течение года

МБОУ ДОД ЦДТ

ЗРДОО «Радуга»

30

Единый день профилактики безопасности дорожного движения

Апрель

УО

31

Благоустройство мест воинских захоронений.

Апрель - май

МБОУ ДОД ЦДТ

ЗРДОО «Радуга»

32

Праздничный концерт для ветеранов ВОВ и тружеников тыла

Май

МБОУ ДОД ЦДТ

ЗРДОО «Радуга»

33

Вахта памяти. Пост №1 у памятников воинам.

Май

ЗРДОО «Радуга»

34

Возложение цветов и венков к памятникам воинов.

Май

ЗРДОО «Радуга»

33

4 этап районного слета- соревнование « Школа безопасности». «Маршрут выживания».

Май

МБОУ ДОД ЦДТ

34

Районный конкурс изобразительного творчества по безопасности дорожного.

Апрель-Май

МБОУ ДОД ЦДТ

35

Организация участия в областном в слете-соревновании «Школа безопасности».

Май

МБОУ ДОД ЦДТ

36

Районный праздник-конкурс «Город ГАИ», посвященный 40-летию образования отрядов ЮИД и Дню защиты детей.

Май

МБОУ ДОД ЦДТ

37

Прием в ЗРДОО «Радуга».

Май

ЗРДОО «Радуга»

38

Районная игра-соревнование «ФОРД-ГАИ»

Июнь

МБОУ ДОД ЦДТ

39


Проведение районных конкурсов декоративно- прикладного и художественного творчества.

В течение года

МБОУ ДОД ЦДТ



VII Заключение.

На современном этапе развития системы образования, деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации нравственно- патриотического воспитания детей и юношество, приобретает особый смысл, так как именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств у детей.

Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию стройной системы в формировании нравственно-патриотических качеств воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях. Центр детского творчества является центром воспитательной работы всего образовательного пространства Зарайского муниципального района. Проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Мир без опасности», цель которого создание системы патриотического воспитания подрастающего поколения для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу.

Одним из направлений нравственно-патриотического воспитания является движение учащихся «Школа безопасности», которое объединяет детей и юношество на основе общих интересов в вопросах личной и коллективной безопасности, желание овладеть необходимыми навыками и знаниями, которые помогут сориентироваться в любой жизненной ситуации, даже если она оказалась чрезвычайной. Соревнования учащихся «школа безопасности» в нашем района проводятся уже 15 лет. На протяжении всего времени они изменяются, совершенствуются. Так ШБ начиналась с одного этапа - «Маршрута выживания» и охватывал только учащихся 10 классов. Затем был введен второй этап, включавший в себя виды физической подготовки. Менялся и «Маршрут выживания», усложнялись этапы, вводились новые. Сейчас районные соревнования по ШБ проводятся в рамках проекта «Мир без опасности» и включая в себя 4 основных этапа:

1 этап (январь) — соревнования по пулевой стрельбе из пневматической винтовке, которые проходят на родине Маршала Советского Союза, Героя Советского Союза Кирилла Афанасьевича Мерецкова в Алферьевской ООШ

2 этап (февраль) - традиционно проводятся накануне Дня защитника Отечества и включают в себя соревнования по строевой подготовке, плаванию, подтягиванию, вязанию узлов, топографии и конкурсы медицинской подготовки, силовых упражнений, разборки и сборки автомата, комбинированная эстафета. С 2008 года этот этап проходит на базе Дворца спорта «Зарайск», что позволило усложнить и добавить новые этапы. Почетные гости и судьи соревнований — ветераны Великой Отечественной войны, представители Зарайского отделения Всероссийской организации «Боевое братство».

3 этап (март)— олимпиада по ОБЖ, по итогам которой определяется уровень теоретических знания участников ШБ.

4 этап (апрель) «Маршрут выживания» - самый сложный. Командам в течение нескольких часов необходимо выполнить более 20 различных заданий, расположенных в лесу. Участникам приходится слаженно действовать в необычных условиях: преодолевать подъемы, спуски, болота, зараженные опасными веществами участки, помогать «пострадавшему». Здесь и выявляется сильнейшая команда, которая защищает честь района на соревнованиях более высокого уровня.

Участниками районного слета-соревнования последние 5 лет являются и учащиеся 7-8 классов, младшая возрастная категория, и учащиеся 10 классов, старшая возрастная категория. Всего в слете-соревнованиях принимают участие 19 команд образовательных учреждений. С 1998 года количество участников выросло на 52%.

В рамках движения «Школа безопасности» проводятся занятия-практикумы, мастер-классы для учащихся и учителей «Вязание узлов», «Полоса препятствий», «Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему» и др. Важно отметить, что в их проведении участвуют также подростки, которые являются победителями и призерами соревнований в личных зачетах.

Осуществлять патриотическое воспитание обучающихся в новых социально-экономических условиях России – сложная задача. Наиболее благоприятные условия для формирования нравственно-патриотических качеств в современной системе образования существуют в учреждениях дополнительного образования детей, так как данный вид образования не ограничен стандартами, ориентирован на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует творческому развитию каждого обучающегося.

Конечно роль дополнительного образования в формировании нравственно-патриотических качеств подрастающего поколения велика, но только многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций, образовательных учреждений даст положительный результат в формировании у детей и подростков высокого нравственно-патриотического сознания.

VIII Список литературы.
1. Агапова И.И., Давыдова М.Р. Патриотическое воспитание в школе, М.: Айрис-Пресс, 2002.

2.Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2006.

3.Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова - СПб: КАРО, 2004.

4.Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры, Издательство: Феникс, Ростов-на-Дону, 2006.

5.Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен/ Знание. Понимание. Умение" 6 — 2008.

6.Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2005.

7. Князева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Санкт-Петербург, 1999.

8.Максименко Н. З. Патриотическое воспитание учащихся - важнейший аспект этнопедагогической подготовки будущих учителей. // Начальная школа 7. - 2011.

9.Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006.

10.Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2010. – № 7.

11.Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.