|
I. Введение. Мы Отечество не выбираем, потому что Отечество в нас. Проект «Мир без опасности»
I. Введение.
Мы Отечество не выбираем,
потому что Отечество в нас.
Проект «Мир без опасности» гражданско – патриотического воспитания детей и подростков Зарайского муниципального района на 2012 – 2013 годы (далее проект) разработан в соответствии с программой Федерального агентства по образованию, реализуемая в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», Конвенции о правах ребёнка», Закона РФ «Об образовании», Национального проекта «Образование».
Проект определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания детей и подростков Зарайского муниципального района и направлена на дальнейшее формирование гражданско – патриотического сознания подрастающего поколения.
Проект представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области гражданско – патриотического воспитания.
II. Содержание проблемы гражданско – патриотического воспитания и обоснование необходимости её решения программными методами.
Важнейшей составной частью нравственного воспитания подрастающего поколения является формирование патриотизма и гражданственности. Только на основе этих чувств укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Воспитание ставит, а самое главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания гражданственности и патриотизма. Воспитание этих двух качеств и является важнейшими составными в процессе воспитания, поскольку формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельности молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества.
Воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный выбор. Всё это требует наличия морально – психологических качеств, таких как: мужество, смелость, честность, порядочность, а также убеждённости и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим, в условиях демократизации общества приобретают большую значимость такие свойства личности как толерантное отношение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения.
Патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству. И эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными наклонностями».
Система мероприятий по гражданско – патриотическому воспитанию детей и подростков направлена на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Она должна включать в себя соответствующую методическую базу воспитательной деятельности и комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания молодых граждан Российской Федерации. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации гражданско – патриотического воспитания детей и подростков является актуальной задачей.
Этим и определяется необходимость создания проекта гражданско – патриотического воспитания «Мир без опасности». Воспитательный процесс организуется на основе комплексного подхода к решению задач патриотического, правового, воинского, нравственного и эстетического воспитания детей и подростков. Принципиально новым является подход к воспитанию: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности), поэтому создаётся система интегрирования всех видов деятельности, необходимых для практического самоопределения ребёнка, развития гражданско – патриотической позиции
Наша модель ориентирована на реальную жизнь, проблемы, которые решает страна. Так как стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, то в общественном сознании получили широкое распространение эгоизм, равнодушие, цинизм, проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной служб. В этой ситуации необходима систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Принципиально новым является подход к воспитанию: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности), поэтому создаётся система интегрирования всех видов деятельности, необходимых для практического самоопределения ребёнка, развития гражданско – патриотической позиции. Поэтому всё содержание обучения и воспитания детей и подростков в Зарайском муниципальном районе направлено на создание условий гражданско – патриотического воспитания с учётом возрастных особенностей учащихся.
Система гражданско- патриотического образования и воспитания в районе предусматривает:
деятельность образовательных учреждений всех видов и типов;
-
взаимодействие муниципальных органов власти, образовательных учреждений, общественных объединений, отдельных лиц и групп по решению комплекса проблем гражданского образования на основе программных методов;
освещение проблем гражданского образования в средствах массовой информации;
широкое использование и внедрение разнообразных подходов, форм, моделей и методик гражданского образования.
III. Концептуальные основы.
формирование ведущих качеств личности;
практическая деятельность педагогов и воспитанников;
оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;
неразрывная связь с воспитательными факторами среды
IV. Цели и задачи.
Исходя из анализа актуальности, можно сформулировать цели и задачи гражданско — патриотического воспитания.
Цель проекта: формирование отношения к «миру без опасности» как ценности жизни,создание системы патриотического воспитания подрастающего поколения для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к отечеству, своему народу и готовностью к защите и выполнению конституционных обязанностей.
Основные задачи проекта:
расширение представления детей и подростков о многообразии понятия «Мир без опасности»;
воспитать личность гражданина — патриота Родины, способного встать на государственных интересов страны;
формировать патриотические чувства и сознание граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранять и развивать чувства гордости за свою страну;
профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, а также подростковой преступности;
пропаганда безопасности дорожного движения среди детей и подростков, воспитания законопослушного участника дорожного движения;
пропаганда здорового образа жизни среди молодежи, совершенствование подготовки обучающихся к военной службе;
развитие сотрудничества со службами МЧС, работниками ГИБДД, сотрудниками внутренних дел, общественной организацией ветеранов «Боевое братство»;
-
развивать самостоятельность и ответственность детей и подростков в ходе планирования и проведения дел на пользу себе и другим;
возрождать интерес подрастающего поколения к героическим подвигам воинов — защитников, героям боевых действий;
формировать российского национального самосознания, патриотических чувств и настроений у подрастающего поколения, как мотивов деятельности;
сохранять связь поколений через ряд мероприятий и акций патриотической направленности.
V. Механизм реализации Проекта.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет управление образование администрации Зарайского муниципального района и муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества (далее МБОУ ДОД ЦДТ) во взаимодействии с образовательными учреждениями.
Управление образование совместно с МБОУ ДОД ЦДТ :
разрабатывает план мероприятий и организует их выполнение;
обеспечивает контроль за реализацией Проекта и плана мероприятий;
обеспечивает финансирование мероприятий проекта и плана мероприятий за счет бюджетных средств;
обсуждает представленные предложения по уточнению перечня мероприятий Проекта и сроков их реализации.
Исполнителями мероприятий Проекта являются муниципальные бюджетные образовательные учреждения района:
разрабатывают программы с определением конкретных работ;
представляют в управление образования программы;
обеспечивают реализацию указанных программ.
VI. Оценка эффективности реализации проекта.
В результате осуществления Проекта ожидается:
-
создание постоянно действующей системы гражданско-патриотического образования, включающей в себя соответствующие муниципальные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий по формированию у школьников определенного мировоззрения, основанного на демократических ценностях, ответственности на основе разработанной нормативной базы;
закрепление в содержании образования таких ценностей, как права и свободы человека, мир, демократическое участие в жизни общества, уважение к истории Российской Федерации и ее народов, ответственность, толерантность, отказ от насилия, межкультурный диалог и т. д.
В ходе реализации Проекта будут собраны информационные материалы, видеопродукция; созданы условия для участия в конференциях, конкурсах, олимпиадах,соревнованиях и др.
Конечным результатом реализации Проекта должно стать обеспечение формирования гражданственности общими усилиями социума, полного и всестороннего развития человеческой личности, ее социализации, воспитания людей в духе демократических ценностей, выработки и реализации способностей каждого к активному и ответственному участию в жизни общества и государства, формирования высокого уровня правовой, политической культуры и культуры прав человека у населения страны.
План мероприятий по
гражданско - патриотическому воспитанию.
№
п/п
|
Наименование мероприятий
|
Сроки
|
Ответственны
|
Организационная работа.
|
1
|
Создание координационного совета по реализации проекта гражданско- патриотического воспитания «Мир без опасности» 2012-2013 г
|
Август
|
Управление образования
|
2
|
Разработка школьных программ по гражданско-патриотическому воспитанию.
|
Сентябрь
|
Образовательные учреждения
|
3
|
Организация работы учащихся образовательных учреждений.
|
В течение года
|
Образовательные учреждения
|
4
|
Организация сотрудничества с общественными организациями.
|
|
Управление образования
МБОУ ДОД ЦДТ
|
5
|
Организация встреч с представителями Совета ветеранов Вов, тружеников тыла и правоохранительных органов,МЧС, работниками ГИБДД, сотрудниками внутренних дел, общественной организацией ветеранов «Боевое братство».
|
В течение года
|
МБОУ ДОД ЦДТ
Образовательные учреждения
|
6
|
Разработка положений конкурсов, слетов- соревнований
|
В течение года
|
Управление образования
МБОУ ДОД ЦДТ
|
7
|
Организация и проведение районных выставок детских творческих работ.
|
В течение года
|
МБОУ ДОД ЦДТ
|
8
|
Консультации с представителями образовательных учреждений
|
По мере необходимости
|
МБОУ ДОД ЦДТ
|
9
|
Проведение массовых мероприятий.
|
|
МБОУ ДОД ЦДТ
ЗРДОО «Радуга»
|
Массовые мероприятия
|
10
|
Единый день профилактики безопасности дорожного движения
|
3 сентября
|
ОУ
|
11
|
Районный слет-соревнование «Безопасное колесо»
|
сентября
|
МБОУ ДОД ЦДТ
|
12
|
Уборка территории около памятников воинам Великой Отечественной войны.
Благоустройство мест воинских захоронений.
|
Октябрь- ноябрь
|
МБОУ ДОД ЦДТ
ЗРДОО «Радуга»
|
13
|
Районный марафон творческих программ по пропаганде безопасного поведения детей на дорогах.
|
ноября
|
МБОУ ДОД ЦДТ
|
14
|
Старт районного слета-соревнования «Школа безопасности».
Мастер-класс, практикум. Старшая возрастная группа.
|
Октябрь
|
МБОУ ДОД ЦДТ
|
15
|
Слет Зарайской районной детской общественной организации «Радуга» с участием ветеранов Великой Отечественной войны.
|
Ноябрь
|
МБОУ ДОД ЦДТ
ЗРДОО «Радуга»
|
16
|
Поисковая работа. Сбор материалов по теме «Дети войны».
|
Ноябрь- март
|
ЗРДОО «Радуга»
|
17
|
Организация встреч детей и подростков с ветеранами ВОв.
|
Ноябрь- декабрь
|
МБОУ ДОД ЦДТ
ЗРДОО «Радуга»
|
18
|
День доблестной славы. Праздник, посвященный разгрому фашистских войск под Москвой.
|
Декабрь
|
МБОУ ДОД ЦДТ
|
19
|
Митинг «Этих дней не смолкнет слава», посвященный годовщине битвы под Москвой у памятника воина-освободителя
|
Декабрь
|
ЗРДОО «Радуга»
|
20
|
«Мир безопасности»
Мастер-класс, практикум. Младшая возрастная группа.
|
Январь
|
МБОУ ДОД ЦДТ
ЗРДОО «Радуга»
|
21
|
1 этап районного слета- соревнования «Школа безопасности». Стрельба из пневматической винтовки.
|
Январь
|
МБОУ ДОД ЦДТ
|
22
|
Программа «100 вопросов взрослому»
Встречи с воинами локальных войн.
|
Февраль
|
МБОУ ДОД ЦДТ
|
23
|
Концертная программа для военнослужащих в военном госпитале г Рязань, посвященная Дню защитника Отечества
|
Февраль
|
МБОУ ДОД ЦДТ
|
24
|
2 этап районного слета-соревнование «Школа безопасности».ОФП.
|
Февраль
|
МБОУ ДОД ЦДТ
|
25
|
Посещение школьных музеев и комнат боевой славы
|
В течение года
|
МБОУ ДОД ЦДТ
ЗРДОО «Радуга»
|
|
Районный слет правохранительных отрядов
|
Март
|
МБОУ ДОД ЦДТ
|
26
|
Праздник «Встреча поколений».
Тема «Дети войны».Итоги поисковой работы. Встреча с детьми Великой Отечественной войны.
|
Март
|
ЗРДОО «Радуга»
|
27
|
3 этап «Школы безопасности».
Олимпиада по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
|
Март
|
МБОУ ДОД ЦДТ
|
28
|
Акция «Ветеран живет рядом»
|
В течение года
|
МБОУ ДОД ЦДТ
ЗРДОО «Радуга»
|
29
|
Акция «Подарки ветеранам — своими руками!» Адресные поздравления ветеранов.
|
В течение года
|
МБОУ ДОД ЦДТ
ЗРДОО «Радуга»
|
30
|
Единый день профилактики безопасности дорожного движения
|
Апрель
|
УО
|
31
|
Благоустройство мест воинских захоронений.
|
Апрель - май
|
МБОУ ДОД ЦДТ
ЗРДОО «Радуга»
|
32
|
Праздничный концерт для ветеранов ВОВ и тружеников тыла
|
Май
|
МБОУ ДОД ЦДТ
ЗРДОО «Радуга»
|
33
|
Вахта памяти. Пост №1 у памятников воинам.
|
Май
|
ЗРДОО «Радуга»
|
34
|
Возложение цветов и венков к памятникам воинов.
|
Май
|
ЗРДОО «Радуга»
|
33
|
4 этап районного слета- соревнование « Школа безопасности». «Маршрут выживания».
|
Май
|
МБОУ ДОД ЦДТ
|
34
|
Районный конкурс изобразительного творчества по безопасности дорожного.
|
Апрель-Май
|
МБОУ ДОД ЦДТ
|
35
|
Организация участия в областном в слете-соревновании «Школа безопасности».
|
Май
|
МБОУ ДОД ЦДТ
|
36
|
Районный праздник-конкурс «Город ГАИ», посвященный 40-летию образования отрядов ЮИД и Дню защиты детей.
|
Май
|
МБОУ ДОД ЦДТ
|
37
|
Прием в ЗРДОО «Радуга».
|
Май
|
ЗРДОО «Радуга»
|
38
|
Районная игра-соревнование «ФОРД-ГАИ»
|
Июнь
|
МБОУ ДОД ЦДТ
|
39
|
Проведение районных конкурсов декоративно- прикладного и художественного творчества.
|
В течение года
|
МБОУ ДОД ЦДТ
|
VII Заключение.
На современном этапе развития системы образования, деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации нравственно- патриотического воспитания детей и юношество, приобретает особый смысл, так как именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств у детей.
Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию стройной системы в формировании нравственно-патриотических качеств воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях. Центр детского творчества является центром воспитательной работы всего образовательного пространства Зарайского муниципального района. Проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Мир без опасности», цель которого создание системы патриотического воспитания подрастающего поколения для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу.
Одним из направлений нравственно-патриотического воспитания является движение учащихся «Школа безопасности», которое объединяет детей и юношество на основе общих интересов в вопросах личной и коллективной безопасности, желание овладеть необходимыми навыками и знаниями, которые помогут сориентироваться в любой жизненной ситуации, даже если она оказалась чрезвычайной. Соревнования учащихся «школа безопасности» в нашем района проводятся уже 15 лет. На протяжении всего времени они изменяются, совершенствуются. Так ШБ начиналась с одного этапа - «Маршрута выживания» и охватывал только учащихся 10 классов. Затем был введен второй этап, включавший в себя виды физической подготовки. Менялся и «Маршрут выживания», усложнялись этапы, вводились новые. Сейчас районные соревнования по ШБ проводятся в рамках проекта «Мир без опасности» и включая в себя 4 основных этапа:
1 этап (январь) — соревнования по пулевой стрельбе из пневматической винтовке, которые проходят на родине Маршала Советского Союза, Героя Советского Союза Кирилла Афанасьевича Мерецкова в Алферьевской ООШ
2 этап (февраль) - традиционно проводятся накануне Дня защитника Отечества и включают в себя соревнования по строевой подготовке, плаванию, подтягиванию, вязанию узлов, топографии и конкурсы медицинской подготовки, силовых упражнений, разборки и сборки автомата, комбинированная эстафета. С 2008 года этот этап проходит на базе Дворца спорта «Зарайск», что позволило усложнить и добавить новые этапы. Почетные гости и судьи соревнований — ветераны Великой Отечественной войны, представители Зарайского отделения Всероссийской организации «Боевое братство».
3 этап (март)— олимпиада по ОБЖ, по итогам которой определяется уровень теоретических знания участников ШБ.
4 этап (апрель) «Маршрут выживания» - самый сложный. Командам в течение нескольких часов необходимо выполнить более 20 различных заданий, расположенных в лесу. Участникам приходится слаженно действовать в необычных условиях: преодолевать подъемы, спуски, болота, зараженные опасными веществами участки, помогать «пострадавшему». Здесь и выявляется сильнейшая команда, которая защищает честь района на соревнованиях более высокого уровня.
Участниками районного слета-соревнования последние 5 лет являются и учащиеся 7-8 классов, младшая возрастная категория, и учащиеся 10 классов, старшая возрастная категория. Всего в слете-соревнованиях принимают участие 19 команд образовательных учреждений. С 1998 года количество участников выросло на 52%.
В рамках движения «Школа безопасности» проводятся занятия-практикумы, мастер-классы для учащихся и учителей «Вязание узлов», «Полоса препятствий», «Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему» и др. Важно отметить, что в их проведении участвуют также подростки, которые являются победителями и призерами соревнований в личных зачетах.
Осуществлять патриотическое воспитание обучающихся в новых социально-экономических условиях России – сложная задача. Наиболее благоприятные условия для формирования нравственно-патриотических качеств в современной системе образования существуют в учреждениях дополнительного образования детей, так как данный вид образования не ограничен стандартами, ориентирован на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует творческому развитию каждого обучающегося.
Конечно роль дополнительного образования в формировании нравственно-патриотических качеств подрастающего поколения велика, но только многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций, образовательных учреждений даст положительный результат в формировании у детей и подростков высокого нравственно-патриотического сознания.
VIII Список литературы.
1. Агапова И.И., Давыдова М.Р. Патриотическое воспитание в школе, М.: Айрис-Пресс, 2002.
2.Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2006.
3.Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова - СПб: КАРО, 2004.
4.Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры, Издательство: Феникс, Ростов-на-Дону, 2006.
5.Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен/ Знание. Понимание. Умение" 6 — 2008.
6.Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2005.
7. Князева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Санкт-Петербург, 1999.
8.Максименко Н. З. Патриотическое воспитание учащихся - важнейший аспект этнопедагогической подготовки будущих учителей. // Начальная школа 7. - 2011.
9.Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006.
10.Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2010. – № 7.
11.Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
|
|
|