|
И развития речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром для детей с зпр старшего дошкольного возраста. Учитель-дефектолог Дьяченко Татьяна Тимофеевна
КОНСТРУИРОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ и развития речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Учитель-дефектолог Дьяченко Татьяна Тимофеевна.
При разработке содержания художественной конструктивной деятельности старших дошкольников отбираются определённые лексические темы, которые постепенно усложняются конструкциями. Эти усложнения зависят от усвоения детьми простых конструкций и практического опыта детей, педагог же должен создавать условия для усложнения построек. Как и при обучении младших детей необходимо уделять особое внимание предварительному наблюдению и анализу конструируемых объектов, определению их структуры, выделению объектов и их частей. Активизировать самостоятельную поисковую деятельность детей, учить формировать обобщённые способы анализа условий задач и их соотнесение с конечной целью, что обеспечит чёткое и целенаправленное построение детьми своей практической деятельности. ТЕМЫ: Мебель, постройка обстановки комнаты (стол, кровать, стул, тумбочка с телевизором, диван со спинкой и подлокотниками, и т. д. стены, двери, окна).
Транспорт, постройка улицы (здания, пешеходные дорожки, шоссе, мост, ворота, грузовик, автобус, космический корабль, и т. д.).
По собственному замыслу. На таких занятиях сами определяют условия, которым должна соответствовать их постройка, т. е. ставят перед собой задачу и создают оригинальные конструкции , сложные по структуре, комбинаторике деталей. Деятельность детей отличается поиском новых решений, их обсуждением с другими детьми. Дети готовы к коллективным формам работы и к сюжетному конструированию высокого уровня. Такое конструирование порождает интересные игровые замыслы; оно становится побудителем игры, способствует развитию, прежде всего, её сюжетной линии. Выше перечисленные темы являются более конкретными и узкими – на закрепление обобщающих наименований. Как один из способов обучения целостному восприятию предмета по деталям – из чего состоит, форма и т. д. На первых занятиях новой темы предлагаем детям образец постройки, который дети анализируют под руководством педагога по схеме:
1. Рассматривание объекта в целом.
2. Установление его практического назначения.
3. Выделение основных частей.
4. Определение их функционального назначения в соответствии с назначением объекта в целом.
5. Установление пространственного расположения этих частей.
6. Выделение деталей, составляющих основные части.
7. Установление пространственного расположения этих деталей по отношению друг к другу.
8.Постройка детьми по образцу. 9. а)Соотнесение объёмных геометрических фигур с плоскостными; б)постройка на альбомном листе (конструктор типа Агаповой – деревянный); в)замена объёмных форм на плоскостные; г) перенос путём обводки карандашом по контуру плоскостных геометрических форм «постройки» - схемы на альбомный лист. Обращаем внимание детей на наложение деталей друг на друга в объёмной постройке и учим переносить эти явления на лист бумаги (пунктир по верхней или ближней детали заслонённой детали постройки). 10.Далее на следующих занятиях учим «читать» схемы, а потом соотносить плоскостные формы с объёмными фигурами и конструировать. КОРРЕКЦИОННЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ. -Закрепляем геометрические формы и фигуры, обобщающие наименования, - учим детей, соотносить объём с плоскостью, - учим видеть целостное и со скрытыми деталями (наложение деталей), -развиваем пространственную ориентировку – перенос деятельности с макропространства на микропространство и наоборот, - развиваем глазомер, - развиваем мелкую моторику рук, память, мышление, речь.
На следующих занятиях учить детей переносить постройки с микропространства – конструкции из деревянного настольного конструктора, на мокропространство – работа с крупным напольным конструктором. Использовать также схемы, но уже не учитывать размеры элементов конструктора – продолжать развивать глазомер. На схемах обращать внимание на детали с наложением и правильно выполнять конструкции по схемам. Учить рисовать схемы с больших построек (напольного конструктора). В процессе создания построек педагог следит за точностью воспроизведения заданной конструкции, за своевременным контролем действий. При анализе готовых конструкций дети отмечают, что общего в них, чем они отличаются и почему. Детям приобретенный накопленный опыт конструирования из строительного материала даёт возможность формировать более сложные умения: анализировать с точки зрения практического использования, создавать собственные замыслы конструкций с учётом их функционального назначения.
Конструирование из крупного конструктора способствует развитию практического мышления детей и существенно обогащает их воображение и творчество, приобщает к проектно-дизайнерской работе.
ПЛОСКОСТНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ – как часть занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Наряду с объёмным конструированием на моих занятиях с детьми я чаще всего применяю плоскостное конструирование.
Плоскостное конструирование – дидактические игры «Мозаика», «Сложи картинку», «Вертолёт» и т.д. в основном это конструирование отдельных предметов. Материалом для конструирования могут быть счётные палочки, спичечные палочки, геометрические формы из толстого и плотного картона. Дети конструируют сначала с наложением на контур образца, потом по образцу, далее по памяти, и, наконец, самостоятельно «собственные конструкции». На занятиях с плоскостным конструированием также использую рисование схем, построенных детьми самостоятельно. Дети переносят конструкцию с одной плоскости на другую плоскость путём обводки контуров, или примерно, на глаз. Далее дети могут свободно использовать работы плоскостного конструирования как схемы – планы построек из объёмных конструкторов, которые они создают по собственному замыслу.
Москва, 2008-2009уч. год.
|
|
|