|
И. Ф. Федоров Пояснительная записка
Утверждено: Согласовано: Рассмотрено:
председатель экспертного совета директор ЦТР и ГО «Радуга» на методическом совете
по организации _________________________ заместитель директора
исследовательской и Рудакова О.Н. по НМР ЦТР и ГО «Радуга»
инновационной «___»________2012 г. Селезнёв Е.С.
деятельности при управлении «____»_________2012г.
образования администрации
___________________________
«___»________2012 г.
Управления образования администрации Тайшетского района
Муниципальное бюджетное образовательного учреждения дополнительного
образования детей Центр творческого развития и гуманитарного образования «Радуга»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Юный музеевед»
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Возраст обучающихся -10-15лет
Срок реализации программы—2года
Количество обучающихся -
в группе- от 6 ДО 10 человек
Количество часов: 216 часов
Составитель программы:
Брачева М.П.,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»
г. Тайшет-2012 года
Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.
Академик Д.С. Лихачев
…а, главное - музей будет действовать душеобразовательно…
И.Ф.Федоров
-
Пояснительная записка
Образовательная программа «Юный музеевед» составлена на основании президентской «Программы патриотического воспитания граждан РФ на 2006 - 2010 гг.», утвержденной Постановлением правительства РФ от 16.02.2001 г.; Письма Министерства образования РФ № 28-51-181/ 16 от 12.03.2003г.
Программа имеет туристско-краеведческую направленность и предназначена для получения школьникам дополнительного образования в области краеведения и музееведения.
Актуальность, педагогическая целесообразность
Есть удачная английская пословица: “Права она или не права, но это моя страна!” Для воспитания человека, имеющего собственное мировоззрение, необходимо дать ему знания и о счастливых, и о горьких страницах биографии родной земли. Только понимание и переживание счастливых и горьких событий исторического прошлого Родины, биографии родной земли способно создать у человека настоящее чувство гражданственности.
В наших школах до последнего времени “проходили” лишь историю всей страны вообще, не акцентируя внимание учащихся на особенностях истории тех краев и городов, где ребята живут и растут. В результате, получали “знания вообще”, никак не связанные с родным селом или городом, даже в том случае, когда крупные исторические события, изучаемые в школе, происходили непосредственно на знакомых и любимых с детства улицах. Хотя о любви к своей Родине написано и сказано столько, что, пожалуй, ничего нового и не придумать.
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обладает большим потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.
Рост количества школьных музеев выявил отсутствие программ по подготовке юных музееведов. Эта программа создана, чтобы заполнить существующий пробел.
Новизна и отличительные особенности данной программы от подобных предметных программ
В основу данной программы положен анализ типовой программы «Активисты школьного музея» (сборник программ «Туризм и краеведение» изд. “Просвещение” 1982г., в которой существует ряд недостатков:
отсутствие диагностического блока;
устарело содержание в некоторых разделов программы;
В программу внесены следующие изменения:
Из программы удалены темы «История музейного дела в СССР» и
«Основы теории и организации музейного дела в СССР»,
Внесены новые темы разделов:
Исследовательская деятельность;
Профессиональное мастерство экскурсовода;
3. Введена собственная система контроля;
4. Прописаны условия для реализации программы;
Данная программа рассчитана на 2 года обучения, на определенный возраст и круг интересов детей, ориентирована на системный подход. Основывается на тщательном отборе этнографических материалов, учитывает особенности развития края, передает информацию, добытую самими обучающими на основе документальных свидетельств, поисковой и научно-исследовательской работы. Существенным дополнением к курсу являются материалы следующих источников: «Мировая художественная культура», «Отечественная история», а также посещение музеев г. Бирюсинска, г.Тайшета, школьных музеев. Поэтому представленная программа является адаптационной.
Новизна программы заключается в том, что она разработана для детей, которые сами заинтересованы в изучении краеведения и музееведения. Содержание программы носит краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением музейно-краеведческой работой.
Прогнозируемые результаты обучения
В процессе освоения программного материала у учащихся формируется навык работы в школьном музее, приобретается необходимый багаж знаний, умений и навыков в области краеведения. В результате практических занятий у детей вырабатывается потребность грамотно строить свою речь, использовать приемы выразительности и эмоциональности. В ходе экскурсионной работы дети накапливают богатый социальный опыт, овладевают навыками толерантного отношения друг к другу. В течение первого года обучения будущие экскурсоводы не только изучат литературу, но и получат навык работы с документами, освоят азы музейного дела, смогут готовить и проводить экскурсии как в школьном музее, так и по местным достопримечательностям. Со второго года обучения воспитанники работают с краеведческой картотекой, готовят тематические мероприятия в музее, в школе участвуют в городских мероприятиях. В течение двух лет обучения экскурсоводы и активисты музея подробно изучат историю родного края, музейное дело, ведут поисковую, исследовательскую, экскурсионно-лекторскую, агитационную экспозиционную работу в школьном музее.
В 1 год обучения, обучающие должны знать:
-основы музейного дело;
-принципы анкетирования посетителей;
-основы экскурсионной деятельности;
-структуру публичной речи;
-методы и приёмы собирательной работы;
-типы и виды экскурсий;
В 1год обучения, обучающиеся должны уметь:
-намечать план поисковой работы;
-классифицировать музейные предметы (экспонаты);
-оформлять небольшие тематические экспозиции;
-проводить экскурсии для учащихся 1-4 классов, или для одноклассников;
-участвовать в школьных краеведческих мероприятиях;
Во 2 год обучения, обучающие должны знать:
- типы и профили музеев;
-особенности организации и работы школьного музея;
-учетно-хранительную работу;
Во 2 год обучения, обучающие должны уметь:
-работать с документами инвентарной книгой, шифровкой, описанием предметов;
-распространять викторины, проводить конкурсы среди начальных классов;
-составлять тематико-экспозиционный план;
-работать с фондами и документами музея;
-готовить и проводить экскурсии;
-вести поисковую и исследовательскую работу;
При реализации программы используются такие методы обучения, воспитания как:
- словесный
- наглядный
- практический
- метод стимулирования
- написание докладов, рефератов и другие.
Основой обучения являются педагогические принципы
-развитие индивидуальности воспитанников
-развитие творческой атмосферы в коллективе
-развитие памяти, внимание
Цель программы: развитие интеллектуально-творческих способностей через овладение основами краеведения и музейного дела;
Задачи программы:
- познакомить с основами музееведения;
- закрепить знания в процессе практической деятельности;
- развить аналитические навыки;
- развить коммуникативные навыки;
- создать условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном познании родного края;
- способствовать воспитанию патриотизма и чувства гражданской активности;
- готовить к жизненному самоопределению.
Формы и режим занятий
Деятельность экскурсоводов основывается на научной и архивной стороне изучения, и включает основы теории и организации музейного дела. Изучение программы в течение всех лет ведется крупными блоками разной тематики, но они тесно связаны между собой. После окончания курса воспитанники по желанию переходят в творческую группу и ведут плановую работу в школьном музее. При музее организуется актив, его членами ведутся протоколы заседаний, документация музея, осуществляется подготовка и самостоятельное проведение мероприятий и праздников, ведется работа с начинающими юными краеведами. Кроме регулярных занятий, согласно утвержденному расписанию, программой предусматривается самостоятельная форма работы, теоретические консультации в удобное для учащихся время. Обучение происходит в форме теоретических, практических и диагностических занятий. Теоретические занятия включают в себя лекционный материал, преподносимый педагогом, а также сообщения по отдельным вопросам изучаемой темы. Практические занятия включают в себя экскурсии в музеи, встречи с ветеранами войны и труда, посещение выставок, участие в мероприятиях школьного музея, проведение экскурсий сбор краеведческого материала из экспедиций. Необходимое количество часов для изучения и освоения содержания программы; количество занятий в неделю и их продолжительность по нагрузкам, в соответствии с СанПиНами.
Обычно расчет часов производится, исходя из 36 учебных недель в год, со следующей нагрузкой:
1. Для 1 года обучения- 4 академических часа в неделю (2 раза в неделю) с перерывом между занятиями по 10 минут. Итого 144 часа
2. Для года обучения 6 академических часов в неделю (2 раза в неделю) с перерывом между занятиями 10 минут. Итого 216 часов
Программа может быть использована в двух вариантах в зависимости от кадрового и материально-технического обеспечения: при реализации программы на базе учреждения дополнительного образования детей и руководстве школьного музея учебный план рассчитан с увеличением количества часов по годам обучения. При этом, соответственно возрастной категории обучающихся, усиливается как теоретическая, так практическая составляющая программного материала.
При реализации программы в условиях общеобразовательной школы возможно использование программы с учебным планом на 108 часов по каждому году обучения с акцентом на практическую часть: организация деятельности школьного музея.
В любом варианте реализации программы по составу группы могут быть как постоянными, так и переменными, в зависимости от целевого назначения разделов программы (мероприятий или других объективных причин). Количество детей в группах не должно превышать 8-10 человек.
Предполагается работа со смешанным возрастным составом для массовых краеведческих мероприятий, проведения экскурсий. На эту работу необходимо дополнительно отводить от 36 до 72 часов в год согласно учебному плану учреждения.
Для обучения принимаются все желающие без предварительного отбора.
Реализация программы
Базой для реализации дополнительной образовательной программы «Юный музеевед» являются:
- школьные музеи общеобразовательных учреждений Тайшетского района;
- краеведческие музеи г. Тайшета, Бирюсинска;
- материальная база МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»
Срок реализации программы 2 академических года.
Условия реализации программы
Реализация программы возможна, прежде всего, при наличии единообразного подхода к проблеме воспитания детей историко-краеведческами средствами. Залогом успешного воспитания детей является так же создание условий для самостоятельной деятельности и развития представлений о многообразии окружающего мира, а именно:
- материально-техническое оснащение в школьном музее;
- создание портфолио экскурсовода, в который входят разработанные экскурсии;
-участие воспитанников в массовых краеведческих мероприятиях;
-повышение образовательного уровня педагога и родителей;
(самообразование, обмен опытом работы, беседы, советы и т.д.)
Методическое обеспечение программы
Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения и общения со школьниками является первым и непременным условием развития творческих способностей детей.
Для того, чтобы обеспечить этот процесс необходимо иметь:
-наличие школьного музея;
- громкоговоритель, магнитофон, мультимедиа;
- 4 флажка (для пеших экскурсий);
- дидактический материал: карточки с индивидуальными заданиями, реклама, портфолио с проведёнными экскурсиями;
Психологическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса.
В процессе обучения, развития и воспитания педагог совместно с психологической службой проводит исследования школьников по методикам:
-изучение эмоционального состояния школьников;
-изучение личности в коллективе;
-изучение уровня тревожности;
Работа с родителями.
- индивидуальная работа с родителями: беседы, творческое сотрудничество для подготовки экскурсий;
Учебно-тематическое планирование на 1 год обучения (для УДОД)
№
|
наименование раздела
|
всего часов
|
|
теоретические
|
практические
|
I.
|
Введение в предмет. Инструктаж.
|
3
|
3
|
|
II.
|
Музееведение.
|
15
|
6
|
9
|
III.
|
Исследовательская деятельность музея.
|
15
|
6
|
9
|
IV.
|
Основы экскурсоведения.
|
48
|
20
|
28
|
V.
|
Экскурсионная методика
|
48
|
18
|
30
|
VI.
|
Профессиональное мастерство экскурсовода.
|
15
|
6
|
9
|
Итого:
|
144
|
59
|
85
|
Учебно-тематическое планирование на 1 год обучения (для УО)
№
|
наименование раздела
|
всего часов
|
|
теоретические
|
практические
|
I.
|
Введение в предмет. Инструктаж.
|
3
|
3
|
|
II.
|
Музееведение.
|
12
|
3
|
9
|
III.
|
Исследовательская деятельность музея.
|
9
|
3
|
6
|
IV.
|
Основы экскурсоведения.
|
9
|
3
|
6
|
V.
|
Экскурсионная методика
|
66
|
18
|
48
|
VI.
|
Профессиональное мастерство экскурсовода.
|
9
|
3
|
6
|
итого
|
108
|
33
|
75
|
4.Учебно-тематическое планирование на 2 год обучения ( для УДОД):
№
|
наименование раздела
|
всего часов
|
|
теоретические
|
практические
|
I.
|
Введение в предмет. Инструктаж.
|
3
|
3
|
|
II.
|
Научная и архивная основа изучения
|
15
|
6
|
9
|
III.
|
Сущность и специфические особенности школьного музея.
|
21
|
9
|
12
|
IV.
|
Научная организация фондовой работы в музее.
|
33
|
15
|
18
|
V.
|
Экспозиционная работа.
|
48
|
20
|
28
|
VI.
|
Тематическая музейная экскурсия.
|
54
|
20
|
34
|
VII.
|
Культурно-массовая и поисковая работа.
|
42
|
10
|
32
|
итого
|
216
|
83
|
133
|
Учебно-тематическое планирование на 2 год обучения (для ОУ)
№
|
наименование раздела
|
всего часов
|
|
теоретические
|
практические
|
I.
|
Введение в предмет. Инструктаж.
|
3
|
3
|
|
II.
|
Научная и архивная основа изучения
|
6
|
3
|
3
|
III.
|
Сущность и специфические особенности школьного музея.
|
9
|
3
|
6
|
IV.
|
Научная организация фондовой работы в музее.
|
9
|
3
|
6
|
V.
|
Экспозиционная работа.
|
15
|
6
|
9
|
VI.
|
Тематическая музейная экскурсия.
|
45
|
18
|
27
|
VII.
|
Культурно-массовая и поисковая работа.
|
21
|
|
21
|
Итого:
|
108
|
36
|
72
|
Содержание разделов
1 год обучения:
Введение
Цели, задачи, основное содержание курса «Юный музеевед».
Раздел 1: Музееведение
История школы, музея. Тематическая структура экспозиции музея. История школы в экспозиции музея. Военная история в экспозиции музея. Вопросы краеведения в экспозиции музея. Школьные музеи города Тайшета.
Практическая часть: экскурсия по школьному музею, подготовка докладов воспитанниками.
Раздел 2: Исследовательская деятельность музеев
Музей как исследовательский центр. Понятие исследование. Место музея в ряду научно-исследовательских учреждений. Направление научно-исследовательской деятельности.
Практическая часть: эвристическая беседа, знакомство с исследовательской деятельностью школьного музея.
Раздел: 3. Основы экскурсоведения
Сущность экскурсии. Понятие «экскурсия». Экскурсия как процесс познания. Экскурсия как вид деятельности. Экскурсия как форма общения. Различные аспекты экскурсии. Функция научной пропаганды. Функция информации. Функция организации культурного досуга. Функция расширения культурно-технического кругозора. Функция формирования интересов человека. Сочетание двух и более функций в экскурсии. Общие и специфические признаки экскурсии.
Классификация экскурсий. Основные признаки классификаций экскурсий. Классификация: по содержанию (обзорные и тематические) экскурсии. Особенности обзорных экскурсий. Отличия тематических экскурсий от обзорных и их тематика: исторические, природоведческие (экологические)), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные, экскурсии на религиозные темы. Классификация экскурсий по составу и количеству участников; по месту проведения; по способу передвижения; по продолжительности; по форме проведения.
Практическое занятие №1
Классификация экскурсий
Посещение обзорной экскурсии по г. Тайшету. Кратко законспектировать сценарий обзорной экскурсии. Ответить на следующие вопросы: на каких объектах построена обзорная экскурсия по г. Тайшету и Тайшетскому району? Какие подтемы были раскрыты в рамках экскурсии, в чем особенность обзорной экскурсии по г. Тайшету?
Практическое занятие №2
Классификация экскурсий
Посещение тематической экскурсии в музеях в г.Тайшете и Бирюсинске. Кратко законспектировать сценарий экскурсии. Определить к какой подгруппе по содержанию, по месту проведения, по способу передвижения, по продолжительности, по форме проведения относится данная экскурсия. Ответить на следующие вопросы: на примере каких экспонатов построена данная тематическая экскурсия? Через какие подтемы была раскрыта тема экскурсии? Какие логические переходы позволили экскурсоводу переходить от одной подтемы к другой? Показ как основной элемент экскурсии. Сущность показа. Последовательность. Сочетание показа и рассказа в экскурсии.
Ступени и виды показа. Варианты взаимодействия человека и объекта. Показ как реализация принципа наглядности рассказа.
Основные требования к рассказу. Задачи рассказа на экскурсии. Определение предмета в рассказе. Трансформация рассказа в зрительные образы. Индивидуальные особенности речи экскурсовода.
Показ и рассказ - два важнейших элемента экскурсии, их сочетание. Пять уровней взаимодействия в экскурсии показа и рассказа.
Практическое занятие № 3
Сочетание показа и рассказа в экскурсии
На основе впечатлений от посещения экскурсии в краеведческий музей г.Бирюсинска, ответить на следующие вопросы: почему показ называют основным элементом экскурсии? В чем сущность показа? Какова роль последовательности в показе объектов? Почему экскурсовода называют руководителем показа? Привести доказательства на примере материала экскурсии, что показ и рассказ - два важнейший элемента экскурсии. Обосновать положение о том, что от качества взаимодействия экскурсовода, объектов и экскурсантов зависит активность показа и рассказа.
Раздел 4. Экскурсионная работа
Классификация методических приемов экскурсионной работы. Основные приемы показа: прием предварительного осмотра, прием панорамного показа, прием зрительной реконструкции, прием зрительного монтажа, прием локализации событий, прием абстрагирования, прием зрительного сравнения, прием интеграции, прием зрительной аналогии, прием переключения внимания, методический прием движения, показ мемориальной доски. Основные приемы рассказа: прием экскурсионной справки, прием описания, прием характеристики, прием объяснения, прием комментирования, прием цитирования, прием вопросов-ответов, прием ссылки на очевидцев, прием заданий, прием новизны материала, прием словесного (литературного) монтажа, прием соучастия, прием персонификации, прием проблемной ситуации, прием отступления, прием индукции, прием дедукции.
Практическое занятие № 1
Классификация методических приемов
Задание. Подобрать примеры на следующие приемы показа: прием предварительного осмотра, прием панорамного показа, прием зрительной реконструкции, прием зрительного монтажа, прием локализации событий, прием абстрагирования, прием зрительного сравнения, прием интеграции, прием зрительной аналогии, прием переключения внимания, методический прием движения, показ мемориальной доски на материале Тайшета. Оформить выполненное задание в виде мультимедийной презентации.
Собрать коллекцию фотографий зданий, на которых находятся мемориальные доски. Выписать текст, представленный на мемориальных досках.
Подобрать примеры на следующие приемы рассказа: прием экскурсионной справки, прием описания, прием характеристики, прием объяснения, прием комментирования, прием цитирования, прием вопросов-ответов, прием ссылки на очевидцев, прием заданий, прием новизны материала, прием словесного (литературного) монтажа, прием соучастия, прием персонификации, прием проблемной ситуации, прием отступления, прием индукции, прием дедукции.
Технология подготовки новой экскурсии. Основные ступени подготовки новой экскурсии: предварительная работа, непосредственная разработка самой экскурсии, заключительный этап. Схема экскурсии: вступление, основная часть, заключение.
Основные этапы подготовки новой экскурсии. Определение цели и задач экскурсии. Выбор темы. Отбор литературы и составление библиографии. Определение других источников экскурсионного материала.
Отбор и изучение экскурсионных объектов. Потенциальные экскурсионные объекты: памятные места, архитектурные сооружения, природные объекты, экспозиции музеев, памятники археологии, памятники искусства. Классификация экскурсионных объектов по содержанию, по функциональному назначению, по степени сохранности. Критерии выбора экскурсионных объектов для экскурсии: познавательность объекта, сохранность объекта, местонахождение объекта, временное ограничение показа объекта.
Составление маршрута экскурсии. Основные варианты построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.
Объезд (обход) маршрута. Подготовка контрольного текста экскурсии. Комплектование «портфеля экскурсовода». Определение методических приемов проведения экскурсии. Определение техники ведения экскурсии. Составление методической разработки. Составление индивидуального текста. Рассказ и индивидуальный текст. Техника использования индивидуального текста. Логические переходы: формальные переходы и логические переходы, связанные с темой экскурсии. Прием (сдача) экскурсии. Утверждение экскурсии.
Практическое занятие №2
Технология подготовки новой экскурсии. Выбрать 1-2 из предложенных тем, написать реферат и на основе реферата разработать экскурсию.
Темы
1. Улица Октябрьская, №7 (Волостной переулок, дом № 7) Первый Волостной исполнительный комитет;
2. Дом № 44 по улице Матросова;
3. Улица Кирова, 126-а, «Егорушкин тополь»;
4. Площадь «Юбилейная», Боевой танк Т-34;
5. Привокзальная площадь, стела воинам –тайшетцам, не вернувшимся с Великой Отечественной войны;
6. Памятник–паровоз серии Л №3449;
7. Улица Транспортная, Водонапорная башня;
Раздел 5. Экскурсионная методика.
Знакомство экскурсовода с группой. Выход из транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая). Расстановка группы у объекта. Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, от объекта к автобусу, между объектами. Возвращение в автобус. Место экскурсовода в автобусе. Соблюдение времени в экскурсии. Техника проведения рассказа при движении автобуса. Ответы на вопросы школьников. Паузы в экскурсии. Техника использования «портфеля экскурсовода».
Практическое занятие № 3
Техника ведения экскурсии.
Проведение учебных экскурсий по выбранной теме.
Анализ работы школьников-экскурсоводов.
Раздел 6. Профессиональное мастерство экскурсовода.
Личность экскурсовода
Активная жизненная позиция. Конструктивные, организаторские, коммуникативные аналитические способности экскурсовода. Тенденциозность экскурсовода. Роль темперамента экскурсовода в проведении экскурсии. Личностные свойства экскурсовода. Оптимизм экскурсовода. Моральное удовлетворение личности экскурсовода. Индивидуальность экскурсовода. Авторитет экскурсовода.
Практическое занятие № 4
Умения и навыки экскурсовода. Речевые и внеречевые средства общения экскурсовода. Взаимосвязь экскурсоводческих умений и навыков. Классификация навыков. Основные группы навыков. Формирование и развитие, использование умений и навыков экскурсовода в экскурсии. Культура речи. Ее характеристика. Виды речи - внешняя и внутренняя. Стиль языка, техника речи, дикция, богатство словарного запаса образность языка учителя-экскурсовода. Формирование и развитие мастерства владения речью. Речевой этикет экскурсовода, его требования и правила. Совокупность внеречевых средств общения. Жесты экскурсовода, их значение и классификация. Мимика экскурсовода, ее роль в экскурсии. Манера поведения экскурсовода. Внешний облик экскурсовода.
Содержание дисциплины
2 год обучения:
Раздел 1: Введение
Цели, задачи, основное содержание предмета «Музееведения» второго года обучения.
Раздел 2: Научная и архивная основа изучения.
Термин «музей». Основные социальные функции музеев: научно-документационная, охранительная, исследовательская, образовательно-воспитательная. Нормативно-правовые основы деятельности музея. Федеральный закон «О музейном фонде РФ и музеях РФ». Положение о музее образовательного учреждения. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ». Положение о Всероссийской туристско-краеведческой экспедиции «Отечество».
Раздел 3: Сущность и специфические особенности школьного музея.
Школьный музей как центр краеведческой работы в школе. Краеведческий принцип деятельности. Особенности в использовании музейных форм работы. Предметность и наглядность в школьном музее. Разнотемность и мобильность экспозиции. Организация, тематика.
Раздел 4: Научная организация фондовой работы музея.
Музейный предмет как источник знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно-вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея. Виды фондовой работы. Изучение фондов как основа всех направлений музейной деятельности. Научное определение, классификация и систематизация, интерпретация музейных предметов. Организация фондовой работы в школьном музее.
Раздел 5: Экспозиционная работа.
Тематико-экспозиционный план музея. Тематико-хронологический метод – основной метод построения экспозиции. Роль и место подлинных и научно-вспомогательных материалов. Пояснительные тексты. Порядок создания экспозиции. Изучение и отбор материалов, составление плана, оформление, написание текстов экскурсии, монтаж. Анализ содержания, приёмов построения и оформление экскурсии школьного музея.
Раздел 6: Тематическая музейная экскурсия.
Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительской работы. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики: целенаправленность, тематичность, научность, логичность, хронологическая последовательность, доступность, наглядность, конкретность. Разработка тематики экскурсии, её изучение. Основные принципы подготовки и проведения тематической экскурсии. Экскурсионные методы и приёмы. Отработка и сдача экскурсии. Проведение экскурсий и дальнейшее совершенствование мастерства экскурсоводов.
Раздел 7: Культурно-массовая и поисковая работа.
Требования: высокий уровень, комплексный подход, актуальность и занимательность, учёт возраста, интересов и знаний участников мероприятий, опора на экспозицию, материалы и архив музея.
Формы работы: экскурсии, лекции, беседы, встречи, конференции, викторины, конкурсы. Подготовка и проведение массовых мероприятий. Поисковая работа, определение темы поиска. Задачи поисковой работы. Методика сбора и фиксации материалов. Оформление задания. Подготовка доклада и выступление с ним на научно-практической краеведческой конференции. Экскурсионно-лекторская работа. Работа с архивными материалами. «Памятные места города Тайшета, Тайшетского района» научно-исследовательская работа экскурсоводов. В ходе учебного процесса каждый экскурсовод знакомится со всеми темами, разработанных экскурсий, но глубоко познаёт одну тему, с которой выступает на мероприятиях и по этой теме проводит экскурсии для учащихся.
Способы проверки результатов
Для выяснения меры удовлетворенности обучающихся образовательным процессом и его результатами, и выявления влияния всего
процесса образования на развитие обучающихся следует использовать промежуточный и итоговый контроли.
Пример оценивания полученных знаний, сформированных умений и практических навыков обучающихся
фамилия, имя обучающегося
|
параметры диагностики
|
высокий уровень оценки
|
средний уровень оценки
|
низкий уровень | оценки
|
|
|
|
|
|
Критерии оценки по параметрам диагностики:
1. работа с фондами и документацией школьного музея:
Высокий уровень оценки - обучающийся правильно умеет работать с фондами и документацией школьного музея;
Средний уровень оценки – обучающийся допускает неточности в работе с фондами и документацией школьного музея;
Низкий уровень оценки - обучающийся допускает ошибки в работе с фондами и документацией школьного музея;
2. работа с краеведческой литературой, картотекой:
Высокий уровень оценки - обучающийся правильно умеет работать с краеведческой литературой, картотекой;
Средний уровень оценки – обучающийся допускает неточности в работе с краеведческой литературой, картотекой;
Низкий уровень оценки - обучающийся испытывает трудности с краеведческой литературой, картотекой;
3. подготовка тематических экскурсий:
Высокий уровень оценки – обучающийся хорошо владеет методикой подготовки тематической экскурсии;
Средний уровень оценки – обучающийся допускает неточности в подготовке тематической экскурсии;
Низкий уровень оценки - обучающийся испытывает трудности в подготовке тематической экскурсии;
4. проведение тематической экскурсий:
Высокий уровень оценки – обучающийся хорошо владеет методикой проведения тематической экскурсии;
Средний уровень оценки – обучающийся допускает неточности в проведении тематической экскурсии;
Низкий уровень оценки - обучающийся испытывает трудности в проведении тематической экскурсии;
4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. Написать реферат
Ориентировочный список тем:
1. улица Октябрьская№7 (Волостной переулок дом № 7) Первый Волостной исполнительный комитет;
2. дом № 44 по улице А. Матросова;
3. улица Кирова 126-а «Егорушкин тополь»;
4. площадь «Юбилейная» Боевой танк Т-34;
5. на привокзальной площади стела воинам –тайшетцам, не вернувшимся с Великой Отечественной войны;
6. памятник–паровоз серии Л № 3449;
7. улица Транспортная Водонапорная башня;
8.Тайшет спортивный;
9. Скверы г.Тайшета;
II. Разработать и провести тематическую экскурсию для школьников старших классов, опираясь на материал реферата.
III. Подготовить и представить мультимедийный проект виртуальной экскурсии на основе разработанной экскурсии.
Для контрольно-оценочной деятельности общеобразовательные учреждения Тайшетского района может взять исторические и архитектурные памятники местного значения.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Рекомендуемая литература
Основная
Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. - М., 1985.
Долженко Г.П. Экскурсионное дело. - М., Ростов н/Д., 2005.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., 2000.
Караневский П.И. Экскурсионная и выставочная работа. - М., 2001.
Савина Н.В., Горбылева З.М. Экскурсоведение. - Минск, 2004.
Седова Н.А. Культурно-просветительский туризм. - М., 2003.
Дополнительная
Апресян Г.З. Ораторское искусство. - М., 1969.
Бакушинский А.В. исследования и статьи. - М., 1981.
Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. - М., 1986.
Головин Б.И. Основы культуры речи. - М., 1988.
Гуляев в.Г. Организация туристической деятельности. - М., 1996.
Жарков А.Д. Экскурсия как педагогический процесс. - М., 1983.
Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу. - М., 1976.
Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. - М, 1989.
Крутецкий В.А. Психология. - М., 1980.
Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М, 1964.
Омельченко Б.Ф. Дифференцированный подход к обслуживанию
различных групп туристов и экскурсантов. - М.,1987.
Петрова А.Н. Сценическая речь. - М.,1981.
Требование к методической разработке экскурсии. - М.,1979
|
|
|