Главная страница

И. Ф. Федоров Пояснительная записка


Скачать 0.58 Mb.
Название И. Ф. Федоров Пояснительная записка
страница 1/3
Дата 25.02.2016
Размер 0.58 Mb.
Тип Пояснительная записка
  1   2   3

Утверждено: Согласовано: Рассмотрено:

председатель экспертного совета директор ЦТР и ГО «Радуга» на методическом совете

по организации _________________________ заместитель директора

исследовательской и Рудакова О.Н. по НМР ЦТР и ГО «Радуга»

инновационной «___»________2012 г. Селезнёв Е.С.

деятельности при управлении «____»_________2012г.

образования администрации

___________________________

«___»________2012 г.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управления образования администрации Тайшетского района

Муниципальное бюджетное образовательного учреждения дополнительного

образования детей Центр творческого развития и гуманитарного образования «Радуга»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Юный музеевед»

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Возраст обучающихся -10-15лет

Срок реализации программы—2года

Количество обучающихся -

в группе- от 6 ДО 10 человек

Количество часов: 216 часов

Составитель программы:

Брачева М.П.,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»

г. Тайшет-2012 года


Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.

Академик Д.С. Лихачев
…а, главное - музей будет действовать душеобразовательно…

И.Ф.Федоров

  1. Пояснительная записка


Образовательная программа «Юный музеевед» составлена на основании президентской «Программы патриотического воспитания граждан РФ на 2006 - 2010 гг.», утвержденной Постановлением правительства РФ от 16.02.2001 г.; Письма Министерства образования РФ № 28-51-181/ 16 от 12.03.2003г.

Программа имеет туристско-краеведческую направленность и предназначена для получения школьникам дополнительного образования в области краеведения и музееведения.
Актуальность, педагогическая целесообразность

Есть удачная английская пословица: “Права она или не права, но это моя страна!” Для воспитания человека, имеющего собственное мировоззрение, необходимо дать ему знания и о счастливых, и о горьких страницах биографии родной земли. Только понимание и переживание счастливых и горьких событий исторического прошлого Родины, биографии родной земли способно создать у человека настоящее чувство гражданственности.

В наших школах до последнего времени “проходили” лишь историю всей страны вообще, не акцентируя внимание учащихся на особенностях истории тех краев и городов, где ребята живут и растут. В результате, получали “знания вообще”, никак не связанные с родным селом или городом, даже в том случае, когда крупные исторические события, изучаемые в школе, происходили непосредственно на знакомых и любимых с детства улицах. Хотя о любви к своей Родине написано и сказано столько, что, пожалуй, ничего нового и не придумать.

В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обладает большим потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.

Рост количества школьных музеев выявил отсутствие программ по подготовке юных музееведов. Эта программа создана, чтобы заполнить существующий пробел.
Новизна и отличительные особенности данной программы от подобных предметных программ

В основу данной программы положен анализ типовой программы «Активисты школьного музея» (сборник программ «Туризм и краеведение» изд. “Просвещение” 1982г., в которой существует ряд недостатков:


  1. отсутствие диагностического блока;

  2. устарело содержание в некоторых разделов программы;

В программу внесены следующие изменения:

  1. Из программы удалены темы «История музейного дела в СССР» и

«Основы теории и организации музейного дела в СССР»,

  1. Внесены новые темы разделов:

  • Исследовательская деятельность;

  • Профессиональное мастерство экскурсовода;

3. Введена собственная система контроля;

4. Прописаны условия для реализации программы;

Данная программа рассчитана на 2 года обучения, на определенный возраст и круг интересов детей, ориентирована на системный подход. Основывается на тщательном отборе этнографических материалов, учитывает особенности развития края, передает информацию, добытую самими обучающими на основе документальных свидетельств, поисковой и научно-исследовательской работы. Существенным дополнением к курсу являются материалы следующих источников: «Мировая художественная культура», «Отечественная история», а также посещение музеев г. Бирюсинска, г.Тайшета, школьных музеев. Поэтому представленная программа является адаптационной.

Новизна программы заключается в том, что она разработана для детей, которые сами заинтересованы в изучении краеведения и музееведения. Содержание программы носит краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением музейно-краеведческой работой.


Прогнозируемые результаты обучения

В процессе освоения программного материала у учащихся формируется навык работы в школьном музее, приобретается необходимый багаж знаний, умений и навыков в области краеведения. В результате практических занятий у детей вырабатывается потребность грамотно строить свою речь, использовать приемы выразительности и эмоциональности. В ходе экскурсионной работы дети накапливают богатый социальный опыт, овладевают навыками толерантного отношения друг к другу. В течение первого года обучения будущие экскурсоводы не только изучат литературу, но и получат навык работы с документами, освоят азы музейного дела, смогут готовить и проводить экскурсии как в школьном музее, так и по местным достопримечательностям. Со второго года обучения воспитанники работают с краеведческой картотекой, готовят тематические мероприятия в музее, в школе участвуют в городских мероприятиях. В течение двух лет обучения экскурсоводы и активисты музея подробно изучат историю родного края, музейное дело, ведут поисковую, исследовательскую, экскурсионно-лекторскую, агитационную экспозиционную работу в школьном музее.
В 1 год обучения, обучающие должны знать:

-основы музейного дело;

-принципы анкетирования посетителей;

-основы экскурсионной деятельности;

-структуру публичной речи;

-методы и приёмы собирательной работы;

-типы и виды экскурсий;
В 1год обучения, обучающиеся должны уметь:

-намечать план поисковой работы;

-классифицировать музейные предметы (экспонаты);

-оформлять небольшие тематические экспозиции;

-проводить экскурсии для учащихся 1-4 классов, или для одноклассников;

-участвовать в школьных краеведческих мероприятиях;
Во 2 год обучения, обучающие должны знать:

- типы и профили музеев;

-особенности организации и работы школьного музея;

-учетно-хранительную работу;
Во 2 год обучения, обучающие должны уметь:

-работать с документами инвентарной книгой, шифровкой, описанием предметов;

-распространять викторины, проводить конкурсы среди начальных классов;

-составлять тематико-экспозиционный план;

-работать с фондами и документами музея;

-готовить и проводить экскурсии;

-вести поисковую и исследовательскую работу;
При реализации программы используются такие методы обучения, воспитания как:

- словесный

- наглядный

- практический

- метод стимулирования

- написание докладов, рефератов и другие.

Основой обучения являются педагогические принципы

-развитие индивидуальности воспитанников

-развитие творческой атмосферы в коллективе

-развитие памяти, внимание
Цель программы: развитие интеллектуально-творческих способностей через овладение основами краеведения и музейного дела;

Задачи программы:

- познакомить с основами музееведения;

- закрепить знания в процессе практической деятельности;

- развить аналитические навыки;

- развить коммуникативные навыки;

- создать условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном познании родного края;

- способствовать воспитанию патриотизма и чувства гражданской активности;

- готовить к жизненному самоопределению.

Формы и режим занятий

Деятельность экскурсоводов основывается на научной и архивной стороне изучения, и включает основы теории и организации музейного дела. Изучение программы в течение всех лет ведется крупными блоками разной тематики, но они тесно связаны между собой. После окончания курса воспитанники по желанию переходят в творческую группу и ведут плановую работу в школьном музее. При музее организуется актив, его членами ведутся протоколы заседаний, документация музея, осуществляется подготовка и самостоятельное проведение мероприятий и праздников, ведется работа с начинающими юными краеведами. Кроме регулярных занятий, согласно утвержденному расписанию, программой предусматривается самостоятельная форма работы, теоретические консультации в удобное для учащихся время. Обучение происходит в форме теоретических, практических и диагностических занятий. Теоретические занятия включают в себя лекционный материал, преподносимый педагогом, а также сообщения по отдельным вопросам изучаемой темы. Практические занятия включают в себя экскурсии в музеи, встречи с ветеранами войны и труда, посещение выставок, участие в мероприятиях школьного музея, проведение экскурсий сбор краеведческого материала из экспедиций. Необходимое количество часов для изучения и освоения содержа­ния программы; количество занятий в неделю и их продолжительность по нагрузкам, в соответствии с СанПиНами.

Обычно расчет часов производится, исходя из 36 учебных недель в год, со следующей нагрузкой:
1. Для 1 года обучения- 4 академических часа в неделю (2 раза в неделю) с перерывом между занятиями по 10 минут. Итого 144 часа

2. Для года обучения 6 академических часов в неделю (2 раза в неделю) с перерывом между занятиями 10 минут. Итого 216 часов

Программа может быть использована в двух вариантах в зависимости от кадрового и материально-технического обеспечения: при реализации программы на базе учреждения дополнительного образования детей и руководстве школьного музея учебный план рассчитан с увеличением количества часов по годам обучения. При этом, соответственно возрастной категории обучающихся, усиливается как теоретическая, так практическая составляющая программного материала.

При реализации программы в условиях общеобразовательной школы возможно использование программы с учебным планом на 108 часов по каждому году обучения с акцентом на практическую часть: организация деятельности школьного музея.

В любом варианте реализации программы по составу группы могут быть как постоянными, так и переменными, в зависимости от целевого назначения разделов программы (мероприятий или других объективных причин). Количество детей в группах не должно превышать 8-10 человек.

Предполагается работа со смешанным возрастным составом для массовых краеведческих мероприятий, проведения экскурсий. На эту работу необходимо дополнительно отводить от 36 до 72 часов в год согласно учебному плану учреждения.

Для обучения принимаются все желающие без предварительного отбора.

Реализация программы

Базой для реализации дополнительной образовательной программы «Юный музеевед» являются:

- школьные музеи общеобразовательных учреждений Тайшетского района;

- краеведческие музеи г. Тайшета, Бирюсинска;

- материальная база МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»
Срок реализации программы 2 академических года.
Условия реализации программы
Реализация программы возможна, прежде всего, при наличии единообразного подхода к проблеме воспитания детей историко-краеведческами средствами. Залогом успешного воспитания детей является так же создание условий для самостоятельной деятельности и развития представлений о многообразии окружающего мира, а именно:

- материально-техническое оснащение в школьном музее;

- создание портфолио экскурсовода, в который входят разработанные экскурсии;

-участие воспитанников в массовых краеведческих мероприятиях;

-повышение образовательного уровня педагога и родителей;

(самообразование, обмен опытом работы, беседы, советы и т.д.)
Методическое обеспечение программы

Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения и общения со школьниками является первым и непременным условием развития творческих способностей детей.

Для того, чтобы обеспечить этот процесс необходимо иметь:

-наличие школьного музея;

- громкоговоритель, магнитофон, мультимедиа;

- 4 флажка (для пеших экскурсий);

- дидактический материал: карточки с индивидуальными заданиями, реклама, портфолио с проведёнными экскурсиями;

Психологическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса.

В процессе обучения, развития и воспитания педагог совместно с психологической службой проводит исследования школьников по методикам:

-изучение эмоционального состояния школьников;

-изучение личности в коллективе;

-изучение уровня тревожности;

Работа с родителями.

- индивидуальная работа с родителями: беседы, творческое сотрудничество для подготовки экскурсий;


  1. Учебно-тематическое планирование на 1 год обучения (для УДОД)





наименование раздела

всего часов




теоретические

практические

I.

Введение в предмет. Инструктаж.

3

3




II.

Музееведение.

15

6

9

III.

Исследовательская деятельность музея.

15

6

9

IV.

Основы экскурсоведения.

48

20

28

V.

Экскурсионная методика

48

18

30

VI.

Профессиональное мастерство экскурсовода.

15

6

9

Итого:

144

59

85



  1. Учебно-тематическое планирование на 1 год обучения (для УО)





наименование раздела

всего часов




теоретические

практические

I.

Введение в предмет. Инструктаж.

3

3




II.

Музееведение.

12

3

9

III.

Исследовательская деятельность музея.

9

3

6

IV.

Основы экскурсоведения.

9

3

6

V.

Экскурсионная методика

66

18

48

VI.

Профессиональное мастерство экскурсовода.

9

3

6

итого

108

33

75


4.Учебно-тематическое планирование на 2 год обучения ( для УДОД):



наименование раздела

всего часов




теоретические

практические

I.

Введение в предмет. Инструктаж.

3

3




II.

Научная и архивная основа изучения

15

6

9

III.

Сущность и специфические особенности школьного музея.

21

9

12

IV.

Научная организация фондовой работы в музее.

33

15

18

V.

Экспозиционная работа.

48

20

28

VI.

Тематическая музейная экскурсия.


54

20

34

VII.

Культурно-массовая и поисковая работа.

42

10

32

итого

216

83

133


Учебно-тематическое планирование на 2 год обучения (для ОУ)



наименование раздела

всего часов




теоретические

практические

I.

Введение в предмет. Инструктаж.

3

3




II.

Научная и архивная основа изучения

6

3

3

III.

Сущность и специфические особенности школьного музея.

9

3

6

IV.

Научная организация фондовой работы в музее.

9

3

6

V.

Экспозиционная работа.

15

6

9

VI.

Тематическая музейная экскурсия.


45

18

27

VII.

Культурно-массовая и поисковая работа.

21




21

Итого:

108

36

72



  1. Содержание разделов

1 год обучения:

Введение


Цели, задачи, основное содержание курса «Юный музеевед».

Раздел 1: Музееведение


История школы, музея. Тематическая структура экспозиции музея. История школы в экспозиции музея. Военная история в экспозиции музея. Вопросы краеведения в экспозиции музея. Школьные музеи города Тайшета.

Практическая часть: экскурсия по школьному музею, подготовка докладов воспитанниками.
Раздел 2: Исследовательская деятельность музеев

Музей как исследовательский центр. Понятие исследование. Место музея в ряду научно-исследовательских учреждений. Направление научно-исследовательской деятельности.

Практическая часть: эвристическая беседа, знакомство с исследовательской деятельностью школьного музея.
Раздел: 3. Основы экскурсоведения

Сущность экскурсии. Понятие «экскурсия». Экскурсия как процесс познания. Экскурсия как вид деятельности. Экскурсия как форма общения. Различные аспек­ты экскурсии. Функция научной пропаганды. Функция информации. Функция организации культурного досуга. Функция расширения культурно-технического кругозора. Функция формирования интересов человека. Сочетание двух и более функций в экскурсии. Общие и специфические признаки экскурсии.

Классификация экскурсий. Основные признаки классификаций экскурсий. Классификация: по содержанию (обзорные и тематические) экскурсии. Особенности обзорных экскурсий. Отличия тематических экскурсий от обзорных и их тематика: исторические, природоведче­ские (экологические)), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные, экскурсии на религиозные темы. Классификация экскурсий по составу и коли­честву участников; по месту проведения; по способу передвижения; по продол­жительности; по форме проведения.

Практическое занятие №1

Классификация экскурсий


Посещение обзорной экскурсии по г. Тайшету. Кратко законспектировать сценарий обзорной экскурсии. Ответить на следующие вопросы: на каких объектах построена обзорная экскурсия по г. Тайшету и Тайшетскому району? Какие подтемы были раскрыты в рамках экскурсии, в чем особенность обзорной экскурсии по г. Тайшету?

Практическое занятие №2

Классификация экскурсий

Посещение тематической экскурсии в музеях в г.Тайшете и Бирюсинске. Кратко законспектировать сценарий экскурсии. Определить к какой подгруппе по содержанию, по месту проведения, по способу передвижения, по продолжительности, по форме проведения относится данная экскурсия. Ответить на следующие вопросы: на примере каких экспонатов построена данная тематическая экскурсия? Через какие подтемы была раскрыта тема экскурсии? Какие логические переходы позволили экскурсоводу переходить от одной подтемы к другой? Показ как основной элемент экскурсии. Сущность показа. Последовательность. Сочетание показа и рассказа в экскурсии.

Ступени и виды показа. Варианты взаимодействия человека и объекта. Показ как реализация принципа наглядности рассказа.


Основные требования к рассказу. Задачи рассказа на экскурсии. Определение предмета в рассказе. Трансформация рассказа в зрительные образы. Индивиду­альные особенности речи экскурсовода.

Показ и рассказ - два важнейших элемента экскурсии, их сочета­ние. Пять уровней взаимодействия в экскурсии показа и рассказа.

Практическое занятие № 3

Сочетание показа и рассказа в экскурсии

На основе впечатлений от посещения экскурсии в краеведческий музей г.Бирюсинска, ответить на следующие вопросы: почему показ называют основным элементом экскурсии? В чем сущность показа? Какова роль последовательности в показе объектов? Почему экскурсовода называют руководителем показа? Привести доказательства на примере материала экскурсии, что показ и рассказ - два важнейший элемента экскурсии. Обосновать положение о том, что от качества взаимодействия экскурсовода, объектов и экскурсантов зависит активность показа и рассказа.

Раздел 4. Экскурсионная работа

Классификация методических приемов экскурсионной работы. Основные приемы показа: прием предварительного осмотра, прием панорамного показа, прием зрительной реконструкции, прием зрительного монтажа, прием локализации событий, прием абстрагирования, прием зрительного сравнения, прием интеграции, прием зрительной аналогии, прием переключения внима­ния, методический прием движения, показ мемориальной доски. Основные прие­мы рассказа: прием экскурсионной справки, прием описания, прием характеристики, прием объяснения, прием комментирования, прием цитирования, прием вопросов-ответов, прием ссылки на очевидцев, прием заданий, прием новизны материала, прием словесного (литера­турного) монтажа, прием соучастия, прием персонификации, прием проблемной ситуации, прием отступления, прием индукции, прием де­дукции.
Практическое занятие № 1

Классификация методических приемов

Задание. Подобрать примеры на следующие приемы показа: прием предварительного осмотра, прием панорамного показа, прием зрительной реконструкции, прием зрительного монтажа, прием локализации событий, прием абстрагирования, прием зрительного сравнения, прием интеграции, прием зрительной аналогии, прием переключения внима­ния, методический прием движения, показ мемориальной доски на материале Тайшета. Оформить выполненное задание в виде мультимедийной презентации.

Собрать коллекцию фотографий зданий, на которых находятся мемориальные доски. Выписать текст, представленный на мемориальных досках.

Подобрать примеры на следующие приемы рассказа: прием экскурсионной справки, прием описания, прием характеристики, прием объяснения, прием комментирования, прием цитирования, прием вопросов-ответов, прием ссылки на очевидцев, прием заданий, прием новизны материала, прием словесного (литера­турного) монтажа, прием соучастия, прием персонификации, прием проблемной ситуации, прием отступления, прием индукции, прием де­дукции.

Технология подготовки новой экскурсии. Основные ступени подготовки новой экскурсии: предварительная работа, непосредственная разработка самой экскурсии, заключительный этап. Схема экскурсии: вступление, основная часть, заключение.

Основные этапы подготовки новой экскурсии. Опре­деление цели и задач экскурсии. Выбор темы. Отбор литературы и со­ставление библиографии. Определение других источников экскурсион­ного материала.

Отбор и изучение экскурсионных объектов. Потенциальные экскурсионные объекты: памятные места, архитектурные сооружения, природные объекты, экспозиции музеев, памятники археологии, памятники искусства. Классификация экскурсионных объектов по содержанию, по функциональному назначению, по степени сохранности. Критерии выбора экскурсионных объектов для экскурсии: познавательность объекта, сохранность объекта, местонахождение объекта, временное ограничение показа объекта.

Составление маршрута экскурсии. Основные варианты построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.

Объезд (обход) маршрута. Подготовка контрольного текста экскурсии. Комплектование «портфеля экскурсовода». Определение методических приемов проведе­ния экскурсии. Определение техники ведения экскурсии. Составление методической разработки. Составление индивидуального текста. Рассказ и индивидуальный текст. Техника использования индивидуального текста. Логические переходы: формальные переходы и логические переходы, связанные с темой экскурсии. Прием (сдача) экскурсии. Утверждение экскурсии.

Практическое занятие №2

Технология подготовки новой экскурсии. Выбрать 1-2 из предложенных тем, написать реферат и на основе реферата разработать экскурсию.

Темы

1. Улица Октябрьская, №7 (Волостной переулок, дом № 7) Первый Волостной исполнительный комитет;

2. Дом № 44 по улице Матросова;

3. Улица Кирова, 126-а, «Егорушкин тополь»;

4. Площадь «Юбилейная», Боевой танк Т-34;

5. Привокзальная площадь, стела воинам –тайшетцам, не вернувшимся с Великой Отечественной войны;

6. Памятник–паровоз серии Л №3449;

7. Улица Транспортная, Водонапорная башня;

Раздел 5. Экскурсионная методика.

Знакомство экскурсовода с группой. Выход из транспорта (автобуса, троллей­буса, трамвая). Расстановка группы у объекта. Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, от объекта к автобусу, между объектами. Возвращение в автобус. Место экскурсовода в автобусе. Соблюдение време­ни в экскурсии. Техника проведения рассказа при движении автобуса. Ответы на вопросы школьников. Паузы в экскурсии. Техника использо­вания «портфеля экскурсовода».




Практическое занятие № 3

Техника ведения экскурсии.

Проведение учебных экскурсий по выбранной теме.

Анализ работы школьников-экскурсоводов.
Раздел 6. Профессиональное мастерство экскурсовода.

Личность экскурсовода


Активная жизненная позиция. Конструктивные, организаторские, коммуникативные аналитические способности экскурсовода. Тенденциозность экскурсовода. Роль темперамента экскурсовода в проведении экскурсии. Личностные свойства экскурсовода. Оптимизм экскурсовода. Моральное удовлетворение личности экскурсовода. Индивидуальность экскурсовода. Авторитет экскурсовода.

Практическое занятие № 4

Умения и навыки экскурсовода. Речевые и внеречевые средства общения экскурсовода. Взаимосвязь экскурсоводческих умений и навыков. Классификация навыков. Основные группы навыков. Формирование и развитие, использование умений и навыков экскурсовода в экскурсии. Культура речи. Ее характеристика. Виды речи - внешняя и внут­ренняя. Стиль языка, техника речи, дикция, богатство словарного запаса образность языка учителя-экскурсовода. Формирование и развитие мастерства владения речью. Речевой этикет экскурсовода, его требования и правила. Совокупность внеречевых средств общения. Жесты экскурсовода, их значение и классификация. Мимика экскурсовода, ее роль в экскурсии. Манера поведения экскурсовода. Внешний облик экскурсовода.


Содержание дисциплины

2 год обучения:

Раздел 1: Введение

Цели, задачи, основное содержание предмета «Музееведения» второго года обучения.
Раздел 2: Научная и архивная основа изучения.

Термин «музей». Основные социальные функции музеев: научно-документационная, охранительная, исследовательская, образовательно-воспитательная. Нормативно-правовые основы деятельности музея. Федеральный закон «О музейном фонде РФ и музеях РФ». Положение о музее образовательного учреждения. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ». Положение о Всероссийской туристско-краеведческой экспедиции «Отечество».
Раздел 3: Сущность и специфические особенности школьного музея.

Школьный музей как центр краеведческой работы в школе. Краеведческий принцип деятельности. Особенности в использовании музейных форм работы. Предметность и наглядность в школьном музее. Разнотемность и мобильность экспозиции. Организация, тематика.
Раздел 4: Научная организация фондовой работы музея.

Музейный предмет как источник знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно-вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея. Виды фондовой работы. Изучение фондов как основа всех направлений музейной деятельности. Научное определение, классификация и систематизация, интерпретация музейных предметов. Организация фондовой работы в школьном музее.

Раздел 5: Экспозиционная работа.

Тематико-экспозиционный план музея. Тематико-хронологический метод – основной метод построения экспозиции. Роль и место подлинных и научно-вспомогательных материалов. Пояснительные тексты. Порядок создания экспозиции. Изучение и отбор материалов, составление плана, оформление, написание текстов экскурсии, монтаж. Анализ содержания, приёмов построения и оформление экскурсии школьного музея.

Раздел 6: Тематическая музейная экскурсия.

Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительской работы. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики: целенаправленность, тематичность, научность, логичность, хронологическая последовательность, доступность, наглядность, конкретность. Разработка тематики экскурсии, её изучение. Основные принципы подготовки и проведения тематической экскурсии. Экскурсионные методы и приёмы. Отработка и сдача экскурсии. Проведение экскурсий и дальнейшее совершенствование мастерства экскурсоводов.

Раздел 7: Культурно-массовая и поисковая работа.

Требования: высокий уровень, комплексный подход, актуальность и занимательность, учёт возраста, интересов и знаний участников мероприятий, опора на экспозицию, материалы и архив музея.

Формы работы: экскурсии, лекции, беседы, встречи, конференции, викторины, конкурсы. Подготовка и проведение массовых мероприятий. Поисковая работа, определение темы поиска. Задачи поисковой работы. Методика сбора и фиксации материалов. Оформление задания. Подготовка доклада и выступление с ним на научно-практической краеведческой конференции. Экскурсионно-лекторская работа. Работа с архивными материалами. «Памятные места города Тайшета, Тайшетского района» научно-исследовательская работа экскурсоводов. В ходе учебного процесса каждый экскурсовод знакомится со всеми темами, разработанных экскурсий, но глубоко познаёт одну тему, с которой выступает на мероприятиях и по этой теме проводит экскурсии для учащихся.

Способы проверки результатов

Для выяснения меры удовлетворенности обучающихся образовательным процессом и его результатами, и выявления влияния всего
процесса образования на развитие обучающихся следует использовать промежуточный и итоговый контроли.
Пример оценивания полученных знаний, сформированных умений и практических навыков обучающихся


фамилия, имя обучающегося

параметры диагностики

высокий уровень оценки

средний уровень оценки

низкий уровень | оценки
















Критерии оценки по параметрам диагностики:

1. работа с фондами и документацией школьного музея:

Высокий уровень оценки - обучающийся правильно умеет работать с фондами и документацией школьного музея;

Средний уровень оценки – обучающийся допускает неточности в работе с фондами и документацией школьного музея;

Низкий уровень оценки - обучающийся допускает ошибки в работе с фондами и документацией школьного музея;
2. работа с краеведческой литературой, картотекой:

Высокий уровень оценки - обучающийся правильно умеет работать с краеведческой литературой, картотекой;

Средний уровень оценки – обучающийся допускает неточности в работе с краеведческой литературой, картотекой;

Низкий уровень оценки - обучающийся испытывает трудности с краеведческой литературой, картотекой;
3. подготовка тематических экскурсий:
Высокий уровень оценки – обучающийся хорошо владеет методикой подготовки тематической экскурсии;

Средний уровень оценки – обучающийся допускает неточности в подготовке тематической экскурсии;

Низкий уровень оценки - обучающийся испытывает трудности в подготовке тематической экскурсии;

4. проведение тематической экскурсий:

Высокий уровень оценки – обучающийся хорошо владеет методикой проведения тематической экскурсии;

Средний уровень оценки – обучающийся допускает неточности в проведении тематической экскурсии;

Низкий уровень оценки - обучающийся испытывает трудности в проведении тематической экскурсии;

4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I. Написать реферат

Ориентировочный список тем:

1. улица Октябрьская№7 (Волостной переулок дом № 7) Первый Волостной исполнительный комитет;

2. дом № 44 по улице А. Матросова;

3. улица Кирова 126-а «Егорушкин тополь»;

4. площадь «Юбилейная» Боевой танк Т-34;

5. на привокзальной площади стела воинам –тайшетцам, не вернувшимся с Великой Отечественной войны;

6. памятник–паровоз серии Л № 3449;

7. улица Транспортная Водонапорная башня;

8.Тайшет спортивный;

9. Скверы г.Тайшета;
II. Разработать и провести тематическую экскурсию для школьников старших классов, опираясь на материал реферата.

III. Подготовить и представить мультимедийный проект виртуальной экскурсии на основе разработанной экскурсии.

Для контрольно-оценочной деятельности общеобразовательные учреждения Тайшетского района может взять исторические и архитектурные памятники местного значения.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Рекомендуемая литература

Основная

  1. Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. - М., 1985.

  2. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. - М., Ростов н/Д., 2005.

  3. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., 2000.

  4. Караневский П.И. Экскурсионная и выставочная работа. - М., 2001.

  5. Савина Н.В., Горбылева З.М. Экскурсоведение. - Минск, 2004.

  6. Седова Н.А. Культурно-просветительский туризм. - М., 2003.
Дополнительная

  1. Апресян Г.З. Ораторское искусство. - М., 1969.

  2. Бакушинский А.В. исследования и статьи. - М., 1981.

  3. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. - М., 1986.

  4. Головин Б.И. Основы культуры речи. - М., 1988.

  5. Гуляев в.Г. Организация туристической деятельности. - М., 1996.

  6. Жарков А.Д. Экскурсия как педагогический процесс. - М., 1983.

  7. Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу. - М., 1976.

  8. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. - М, 1989.

  9. Крутецкий В.А. Психология. - М., 1980.

  10. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М, 1964.

  11. Омельченко Б.Ф. Дифференцированный подход к обслуживанию
    различных групп туристов и экскурсантов. - М.,1987.

  12. Петрова А.Н. Сценическая речь. - М.,1981.

  13. Требование к методической разработке экскурсии. - М.,1979
  1   2   3