|
Характеристика классного коллектива
Характеристика классного коллектива.
Всего в классе 27 учащихся из них 18 мальчиков и 9 девочек. В основном это учащиеся 11 лет.
Уровень учебных возможностей разнообразный. В основном это учащиеся со средними учебными возможностями. Некоторые из них не умеют их правильно применить, поэтому не все имеют соответствующий уровень ЗУН.
В прошлом учебном году из этих учащихся 4 закончили начальную школу на хорошо .Это7 учащихся из 27. Отличница 1 . Слабо занимаются 4 учеников.
Отношения в классе дружеские. В классе выделяются несколько микрогрупп. Это девочки и мальчики. Новенькие ребята тоже хорошо влились в коллектив. Отношения между группами хорошие, конфликты бывает редко. Ребята даже пытаются защищать друг друга, но дружить не хотят.
Основная задача классного руководителя объединить их в один коллектив.
Эмоциональный настрой класса положительный. Отношения с учителями положительные.
Степень вовлеченности в жизнедеятельность класса различный.
Уровень воспитанности класса средний.
Уровень сплоченности средний.
Воспитательная система класса
Воспитательная система класса - это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь которых обуславливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества.
Целесообразность создания воспитательной системы класса
Ребенок – сложная целостная система, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты взаимосвязаны.
Воспитательная система класса – это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка.
Рациональное распределение усилий при организации воспитательного процесса.
Расширение диапазона педагогического влияния на детей.
Основное предназначение воспитательной системы заключается в содействии развитию личности каждого члена класса и формированию коллектива в данном классе.
Любая воспитательная система должна
Обеспечить безопасность детей
Принципы:
Заботливое отношение друг к другу
Совместная деятельность детей и взрослых
Все делать с пользой
Творческое отношение к делу.
Компоненты воспитательной системы класса
1.Индивидуально-групповой (сообщество детей и взрослых)
|
2. Ценностно-ориентированный
|
3. Функционально-деятельностный
|
4. Пространственно-временной
|
5. Диагностно - результативный
|
Педагоги и другие взрослые, принимающие участие в воспитании
|
Перспективы жизнедеятельности класса
Принципы воспитательной системы класса
|
Формы и методы организации деятельности и общения
|
Изучение интересов и потребностей учащихся
Укрепление отношений в коллективе, апробирование форм и способов деятельности классного коллектива
Лучшее из жизни класса – стало достоянием школы
Искать новые формы, идеи и способы жизнедеятельности класса
|
Критерии эффективности воспитательной системы
Анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы
|
Цель: обеспечение процесса становления и проявления творческой индивидуальности учащихся.
Задачи:
Создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития и самореализации.
Обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся.
Помочь ученикам выработать у себя привычку фиксировать новые успехи в своей личной и школьной жизни.
Содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело.
Помочь каждому ученику обрести свой образ посредством творческой активности в разрабатываемых и реализуемых проектах классного общества.
Формы и методы: тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения, игры, брейн-ринги, КВНы, викторины, выставки, конкурсы.
Функции:
Образовательная – формирование у детей целостной и научно-обоснованной картины мира.
Воспитательная – нравственное становление личности школьника
Защитная – защита ребенка от негативных влияний среды
Компенсирующая – дополнительные условия для развития творческих способностей детей их самореализации в игре, общение познание.
Корректирующая – корректирование различных влияний, которые испытывает ребенок в классе и вне его.
Этапы решения задач:
Изучение индивидуальных особенностей детей.
Изучение социального заказа.
Разработка общей программы воспитания, индивидуальных программ.
Изучение специальной литературы.
Создание хорошего микроклимата в классе.
Контролировать успеваемость и посещаемость.
Координация взаимоотношений ученикучитель.
Формы воспитывающей деятельности
Виды и формы воспитывающей деятельности:
Классные собрания
Классные часы
Лекция
Беседа
Час общения
Ролевые игры
Диспуты
Мозговой штурм
Урок творчества
КТД
Викторины
Конкурсы, КВН
Экскурсии
Походы
Вечера
Акции, проекты
|
Диагностика
Исследование особенностей личности:
Общие сведения
Способности
Самооценка
Темперамент
Уровень воспитанности
Исследование межличностных отношений
Социально психологический климат в классе
Социометрия
|
Работа с родителями
Анкетирование
Беседы
Консультации
Родительские собрания
Посещение семьи
Проведение совместных часов общения детей и родителей
|
Направление воспитательной работы
Коллектив
Общение
Здоровье
Творчество
Учение
|
Структура воспитательной системы класса
Взаимозависимость
Цели
Субъекты
Деятельность
Отношения
Среда
Управление
Влияние на
Развитие коллектива учащихся
Развитие личности каждого ученика
Личность, способная к позитивному преобразованию мира
Субъекты воспитательной системы класса
Сотрудничество
Соучастие
Сопереживание
Взаимоуважение
Воспитанники
Педагоги, родители
Классный руководитель
Направление
|
Решаемые задачи
|
Формы работы
|
|
|
|
1.Организационная работа с:
а) учениками
б) учителями
в) родителями
|
Выработка единых требований, привлечение родителей к жизни класса.
Формирование доброжелательных отношений между родителями
|
Распределение поручений,
Работа с активом,
Работа с документами
анкетирование
|
2. Организация
учебной
деятельности и самообразования
|
Поддержка интереса к учебе, развитие творческих способностей.
Контроль за успеваемостью.
Индивидуальный подход и оказание помощи в учебе.
Постоянный контроль и информирование родителей.
|
Индивидуальная работа.
Участие в олимпиадах.
Участие в предметных неделях.
Еженедельная проверка дневников.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Здоровье
|
Работа по физическому самосовершенствованию.
Создание условий для физического развития учащихся.
Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
|
Спортивные кружки.
Беседы с учащимися, родителями, фельдшерами.
Соревнования, эстафеты…
|
|
|
|
4.Гражданско-патриотическое
|
Воспитание гражданской ответственности, уважение к истории, культура своей страны, села.
Сохранение традиций народа.
|
Классный час. Уроки мужества.
Встречи с участниками ВОВ, с участниками военных действий в Афганистане, Чечне.
Охрана и уход за памятником.
|
5. Познай самого себя
|
Развитие творческих способностей каждого ребенка с учетом его наклонностей.
Работа над собой, развитие самооценки.
Содействие процессам самопознания и само совершенства.
|
Анкетирование.
Индивидуальная работа.
Беседы с учащимися и их родителями
Внеурочная работа
|
|
|
|
6. Работа с родителями
|
Привлечение родителей к организации жизни класса
|
Родительские собрания.
Совместные праздники.
Родительский лекторий.
|
|
|
|
Результатом работы по данной программе должно быть:
Развитие личности учащихся
Формирование классного коллектива
Наличие учащихся и их родителей, чувство удовлетворенностью жизнедеятельности в классе
В работе по моделированию воспитательной системы класса можно выделить два направления:
1. «Давайте познакомимся».
Цели и задачи первого направления.
а) Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе.
б) Познание личности каждого ребёнка, его особенностей, склонностей.
в) Их ознакомление друг с другом.
2. «Давайте жить дружно».
Цели и задачи второго направления:
а) Сплочение и развитие классного коллектива.
б) Создание условий для безболезненного вливания каждого учащегося в классный коллектив.
в) Создание развивающей среды личности ребёнка.
г) Формирования атмосферы взаимопонимания, доброжелательности, готовности помочь друг другу, сделать приятно одноклассникам.
Циклограмма классного руководителя.
В начале учебного
года
|
Каждый день
|
Каждую неделю
|
Каждую четверть
|
В конце учебного
года.
|
Проверка личных дел учащихся.
Отчет о летней занятости.
Проверка практики.
Оформление классного журнала.
Помощь учащимся в выборе профиля.
Составление плана воспитательной работы.
Вовлечение учащихся в кружки и секции.
Распределение обязанностей, выбор старосты, актива класса.
Вовлечение учащихся в горячее питание.
Составление социального паспорта учащихся.
|
Контроль за посещаемостью, опозданиями, дисциплиной, успеваемостью.
Организация питания.
Организация дежурства по классу.
|
Контроль за дневниками.
Проведение классных часов.
Обсуждение успеваемости.
Отчет о пропусках учащихся.
Проверка посещаемости профилей
Проверка досуга учащихся.
Информирование родителей об успеваемости и посещаемости учащихся.
|
Посещение семей учащихся.
Отчет об итогах четверти.
Анализ воспитательной работы.
Проведение родительских собраний.
|
Заполнение журнала и личных дел.
Анализ воспитательной работы.
Отчет об итогах года.
Организация оплаты учебников и сдачи средств в фонд класса и школы.
Организация трудовой практики.
Контроль за сдачей учебников их выдачей.
Организация ремонта классной комнаты.
|
Жизнедеятельность классного коллектива.
месяц
|
Общешкольные мероприятия
|
Дела с классом
|
срок
|
Корректировка
плана
|
Отметка о выполнении
|
Сентябрь
Девиз:
Внимание
дети
|
1. День знаний.
2.День Здоровья.
3.Акция»Милосердие» к Дню пожилого человека
4. Конкурс поделок из природного материала «Осенний вернисаж».
5.Акция «Сохраним Байкальские леса»-сбор макулатуры
6.Акция «Наш прекрасный школьный двор»-благоустройство территории школы.
|
1.Кл. час «Мы составляем наш автопортрет»
2. «Наш класс. Законы Жизни». Выборы актива,
Распределение обязанностей
3.Кл. Час «В каждом человеке есть солнце…»
4. «Заботливое отношение к пожилым-признак высокой культуры»
5. операция «Забота»
6.Операция «Уют» (озеленение класса)
7.родительское собрание «Пятиклассники и их адаптация»
8.Кл.час «О профилактике наркомании и алкоголизма»
9.Беседы о поведении в ЧС,ППБ,ТБ.
|
1
11
18
25
20-31
В течение месяца
|
|
|
Октябрь
Девиз:
Дорогие мои старики
|
1. День Учителя
2. Акция «Живи источник»
3.Рейд «Живи книга»
5 Субботник
6.Утепление кабинетов.
|
1. Участие в проведении дня Учителя
2.Кл. час (Анти-наркотическую тема)» Мы выбираем здоровый
Образ жизни»
3.Правила поведения в школе.
4.Мир наших увлечений.
5.итоги 1 четверти
5.Оформление классного уголка
6.Кл.час .«Гражданские права и уголовная ответственность».
7.Беседа «Права и обязанностичеловека и гражданина».
|
4
10
3
17
28
В течении месяца
течении месяца
|
|
|
Ноябрь
Девиз:
За здоровый образ жизни
|
1.Интелектуальная игра «Что? Где? Когда?»
2.Концерт к «Дню Матери».
3.Конкурс «Кормушка для птиц».
4.Конкурс «Зеленый оазис».
5.Ролевая игра «Здоровье-это жизнь».
6.Генеральная уборка.
|
1. «Веселые старты»
2.Кл.час «Правильное питание – залог здоровья»
3.Родительское собрание
«Правильное питание».
4.Кл. час «Знания – мой капитал».
5.Кл.час «День народного единства»
6.Анкетирование «Отношение к курению»
7.Инструктаж на каникулы
|
1
14
28
21
С 23
течении месяца
|
|
|
Декабрь:
Девиз:
Новый год у ворот
|
1.Смотр-конкурс уголков по ПДД 01.
2.Конкурс украшения кабинетов,новогодних открыток,масок.
3.Операция «Кормушка».
4.Первенство школы по баскетболу.
5.Операция «Снежная горка».
6 Соревнования на коньках.
7.Тематическая линейка,посвященная дню борьбы со СПИДом
8.Новогодний праздник
|
1 Классный час «Как развивать внимание, мышление, улучшать память»
2. Поездка в кинотеатр
3 Классный час «Как правильно общаться»
4.Родительское собрание «Проблемы в учебе. Как помочь своему ребенку учиться»
5. Подготовка к новогоднему вечеру
6. Кл. час «итоги 2 четверти»
7.Тренинг «Я и мое место в жизни»
8.Тренинг «Я -будущее».
8.Генеральн. уборка
|
5
В конце месяца
12
27
28
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индивидуальное воздействие.
Задачи.
Воздействие на личность уч-ся, способствовать исправлению или внесение корректив в развитие, закрепление позитивных или исправление негативных качеств личности.
Формы работы.
Согласование воспитательных целей с учителями, психологом.
Осуществление постоянного контроля за посещением, успеваемостью, поведением.
Вовлечение в кружки, секции.
Приглашение на профсовет.
Индивидуальные беседы.
Фамилие, имя
|
Негативные качества
|
Позитивные качества
|
Индивидуальная работа
|
|
|
|
|
|
Пропуски без причин, не выполнение домашних заданий.
Прогулы уроков, опоздания. Обман.
|
|
Посещение семьи, постоянный контроль, вовлечение в дела класса. Контроль текущих оценок с подписью родителей Посещение уроков с целью наблюдения подготовки домашних заданий
|
|
Прогулы уроков, опоздания.
не выполнение домашних заданий
|
Активен в делах класса.
|
Постоянный контроль, информированность родителей. Контроль текущих оценок с подписью родителей
|
Работа с одаренными.
Задачи:
Создание условий для реализации способностей учащихся
Формы работы
Участие во внутри школьных и районных спортивных соревнованиях
Участие в предметных декадах
Участие в олимпиадах
Участие в НОУ
5)Участие во внутри школьных и районных конкурсах творческого характера
Занятость учащихся и результаты достижений учащихся.
список
|
занятость
|
Школьный
уровень
|
Районный
уровень
|
Областной
уровень
|
1.А
|
Секция «Таэквондо »
|
|
|
|
2.А
|
Кружок «Авиамодельный»
|
|
|
|
3.Б
|
«Картинг » школа №51
|
|
|
|
4.Г
|
Кружок «Изобразительное искусство»
|
|
|
|
5.Г
|
Кружок «Танцевальный»
|
|
|
|
6.Д
|
Секция «Таэквондо»
|
|
|
|
7.Д
|
«Озорняшки»
Школа искусств №3
|
|
|
|
8.Е
|
Кружок «Авиамодельный»
|
|
|
|
9.З
|
Кружок «Изобразительное искусство»
|
|
|
|
10.З
|
«Бокс» ДЮСШ-16
|
|
|
|
11.К
|
«Бокс» ДЮШС-16
|
|
|
|
12.М
|
«Бокс» ДЮСШ-16
|
|
|
|
13.Н
|
Кружок «Авиамодельный»
|
|
|
|
14.Ж
|
«Скрипка»
музыкальная школа №3
|
|
|
|
15.Н
|
Кружок «Танцевальный» клуб «Буревестник»
|
|
|
|
16.Н
|
Кружок «Авиамодельный»
|
|
|
|
17.С
|
Кружок «Изобразительное искусство»
|
|
|
|
18.Т
|
Кружок «Плавание» бассейн
|
|
|
|
19.Т
|
«Бокс» ДЮСШ
|
|
|
|
20.Ф
|
«Аккордеон»музыкальная школа №3
|
|
|
|
21.Ф
|
Секция «Таэквондо»
|
|
|
|
22.Ф
|
Кружок «Изобразительное искусство»
|
|
|
|
23.Х
|
Кружок «Узелок»
|
|
|
|
24.Ц
|
Кружок «Авиамодельный»
|
|
|
|
25.Ш
|
Кружок «Авиамодельный»
|
|
|
|
26.Ю
27.Я
|
Кружок «Авиамодельный»
Кружок «Изобразительное искусство»
|
|
|
|
Изучение учащихся
Задачи:
Изучение индивидуальных , психологических особенностей учащихся, их склонностей, интересов, их семей
Содержание работы
|
Сроки проведения
|
Социометрия «определение лидера»
|
Начало иконец года
|
Анкерирование «Моя семья» «Мир моих увлечений» «Мое мнение о классе»
|
Сентябрь, октябрь,май
|
Тест «определение уровня своего физического развития» «Хороший ли ты друг» «Ваша воля и внимание»
|
декабрь
|
Работа с малым педколлективом
Задачи:
Вовлечение учителей предметников в воспитательный процесс
Формы работы:
1.Посещение уроков
2)Беседы с учителями об успеваемости дисциплине учащихся
3)Совмесные индивидуальные беседы с учащимися,их родителями и учителями
4)Приглашение учителей на родительские собрания
Методическая работа
Задачи:
1)повышения уровня профессионального мастерства
2)овладение новыми педагогическими технологиями воспитательного процесса
3)обмен опытом
Формы работы:
1)Участие в МО классных руководителей
2)участие в семинарах, педагогических советах, психолого-педагогических консилиумах
3)Изучение литературы
4)участие в конкурсах методических разработок
5) Повышение квалификации за счет средств сетевого педагогического взаимодействия Являюсь участником Интернет-портала «Про школу»; Сетевого сообщества «Методисты.ру"; Социальной сети работников образования nsportal.ru
Организация и сплочение коллектива
Задачи.
1)создание дружного коллектива
2)воспитание дружеского отношения друг к другу
3)формирование органов самоуправления
Актив класса.
Командир:
Староста:
Учебный сектор:
Культмассовыйсектор:.
Трудовой сектор:
Спортивный сектор
Ред.коллегия:
Работа с родителями.
Задачи.
1)изучение семей
2)Вооружение некоторыми педагогическими знаниями.
3)Вовлечение родителей в воспитательный процесс.
,Формы работы
1) знакомство с семьями, состоянием жизни
2)Систематически информировать родителей
3) По необходимости посещение семей
4)Вовлечение родителей в организацию мероприятий и ремонт кабинета
5)Систематическое проведение родительских собраний
Сентябрь.
«Знакомство»
Октябрь . « Здоровье детей - в ваших руках »
Ноябрь «Трудности адаптации ребёнка к обучению в пятом классе».
Декабрь «Проблемы в учебе. Как помочь своему ребенку учиться»
КТД «Новый год»
Январь «Учебные способности ребёнка.
Пути их развития на уроке и во внеурочное время».
Февраль
КТД «Роль общения в жизни школьника»
Март КТД « Мамы разные нужны»
Апрель « О поощрении и наказании».
Май . Итоги за год. «Вот и стали мы на год взрослей».
Июнь . Ремонт класса.
Родительский комитет
Председатель:
Члены :
6) Систематически проводить заседание родительского комитета
Сентябрь. Выборы и распределение обязанностей.
Ноябрь . Обсуждение поездки с учащимися.
Декабрь. Обсуждение и проведения КТД «Новый год» .
Январь . Обсуждение ремонта класса.
Сбор средств.
Февраль.
Подготовка к проведению КТД « Роль общения в жизни школьника».
Пропаганда ЗОЖ.
Март , Обсуждение и проведение КТД «Мамы разные нужны».
Апрель. Обсуждение проведения поездки с учащимися. Май . Обсуждение проведения праздника» Вот и стали мы на год взрослей».
Июнь. Ремонта класса.
|
|
|