|
"Гордимся! Помним!": из опыта работы по организации и проведению месячника, посвящённого
Реферат
на тему:
"Гордимся! Помним!":
из опыта работы по организации и проведению месячника, посвящённого
70-летию Победы Советского Союза
в Великой Отечественной войне.
Работу выполнила:
Балюк Елена Вячеславовна,
учитель истории
МБОУ средней общеобразовательной школы № 177,
Ленинского района
города Нижний Новгород
Нижний Новгород
2015
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Содержание патриотического воспитания в школе. 6
Глава 2. Психолого-педагогические компоненты патриотического 9
воспитания
Глава 3. Основные направления патриотического воспитания 11
Глава 4. Формы работы по патриотическому воспитанию в школе № 177 12
Глава 5. Музей Боевой Славы школы № 177- центр патриотического 13
и гражданского воспитания школьников.
Глава 6. 70 лет Победы в Великой Отечественной войне. 15
Глава 7. Месячник "Гордимся! Помним!" в МБОУ средней общеобразовательной школе № 177 города Нижний Новгород 17
Глава 8. Временная выставка «Хранившие память о войне» 19
Глава 9. Урок Победы. «Гордимся! Помним!» 21
Заключение 24
Список использованных источников и литературы 25
Приложения 26
Введение
Патриот — это человек, служащий родине,
а родина — это прежде всего народ.
Николай Чернышевский
Патриотизм, как одна их наиболее значимых непреходящих ценностей, является фундаментом государственного здания, идеологической основой его жизнеспособности. Переход российской экономики на рыночные отношения сопровождается пересмотром духовно-нравственных ценностей. В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Через СМИ и произведения искусства транслируют далеко не лучшие образцы массовой культуры. У подростков проявляется равнодушие к своей родине, негатив по отношению к согражданам, проживающим в других регионах нашей страны.
Воспитание патриотических чувств учащихся – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране. Наш задача - создать условия для социальной адаптации учащихся через систему краеведческой работы в школе, культивировать интерес у детей и подростков к отечественной истории и культуре, формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства.
Гражданин получает большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время растёт ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. Поэтому государством уделяется большое внимание гражданскому воспитанию подрастающего поколения.
В настоящее время идёт подготовка концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории- так называемый «Историко-культурный стандарт», важнейшими составляющими которой являются следующие : Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достижения и успехи, но также и ошибки и просчеты. Одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом необходимо сделать в новом учебнике акцент на идее гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества, общества и власти.
С подобным подходом имманентно связана и проблема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества. Следует уделить внимание (особенно для старшеклассников) историческому опыту гражданской активности, местного самоуправления (общины, посадское самоуправлении, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации, политические партии и организации, общества взаимопомощи, кооперативы и т.д.). При этом следует проводить четкую грань между «нормальными проявлениями» гражданской активности и всякого рода экстремизмом, терроризмом, шовинизмом, проповедью национальной исключительности и т.п.
При формировании у школьников на материале отечественной истории чувства патриотизма нужно иметь в виду, что гордость военными победами предков – неотъемлемая часть отечественного исторического сознания. Желательно акцентировать внимание на массовом героизме в войнах освободительных, прежде всего Отечественных 1812 и 1941-1945 гг. Важно подчеркнуть подвиг народа как пример высокой гражданственности и самопожертвования во имя Отечества. Вместе с тем, поскольку не только военные победы должны создавать позитивный пафос исторического сознания, самое пристальное внимание следует уделить достижениям страны в других областях. Предметом патриотической гордости, несомненно, является великий труд народа по освоению громадных пространств Евразии с ее суровой природой, формирование российского социума на сложной многонациональной и поликонфессиональной основе, в рамках которого преобладали начала взаимовыручки, толерантности и веротерпимости, создание науки и культуры мирового значения.1
Гражданское воспитание - понятие широкое. Оно включает в себя много направлений, важное место среди которых занимает патриотическое воспитание.
Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Ключевая идея воспитательной системы класса направлена на формирование активной гражданской позиции школьника. В условиях становления гражданского общества и правового государства за основу патриотического воспитания необходимо взять воспитание гражданских качеств, таких как: способность к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью; понимание ценности семьи и семейных отношений; уважение к истории и традициям своего народа, государства, любовь к Родине и готовность ее защищать.
Ступенями развития гражданственности можно считать:
•воспитание гражданского отношения к себе через осознание себя частью окружающего мира;
•воспитание гражданского отношения к семье через осознание себя частью своей семьи;
•воспитание гражданского отношения к детскому сообществу через осознание себя частью классного коллектива;
•воспитание гражданского отношения к окружающим людям через осознание себя частью общества;
•воспитание гражданского отношения к Отечеству через осознание себя его частью.
Патриотическое воспитание – основа в системе воспитания.
Многие проблемы в стране и обществе мешают обучению и воспитанию подрастающего поколения в настоящий период. Например, мощный духовный кризис, переоценка ценностей, отсутствие четких нравственных ориентиров в обществе, приземленность интересов, зачастую ограниченных потребительско-бытовой сферой – диктуют необходимость постоянного поиска новых форм нравственного воспитания. При этом нельзя забывать о традиционных моральных устоях, являющихся незыблемыми в любом государстве – воспитание достойного гражданина и патриота своего Отечества.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к семье, дому, к своей «малой Родине», патриотические чувства при умелом воспитании, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимутся до общегосударственного самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. С этой целью в план воспитательной работы включаются мероприятия, посвященные важным датам России: День конституции, День Победы, День толерантности, посещение музеев, возложение цветов к памятнику погибшим воинам.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.
Глава 1. Содержание патриотического воспитания в школе.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности учащегося. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, Отечеству, появляется чувство ответственности за её могущество, честь, независимость, развивается достоинство личности.
Многие педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является важной задачей воспитания и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их обычаям и традициям. Патриотизм и культура межнациональных отношений тесным образом связаны между собой, выступают в единстве и определяются в педагогике как нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, осознание и переживание её славы, проявление к ней любви и верности, стремление беречь её честь и достоинство, укреплять могущество и независимость.
Содержание понятия «патриотизм» включает в себя:
чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства;
проявление гражданских чувств;
гордость за своё Отечество, за символы государства;
-
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;
гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.
Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно – нравственные и социокультурные компоненты.
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.
Родина, народ, родители, природа, родственники – не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственные начала в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.
Патриотизм формируется в процессе обучения и воспитания школьников.
Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры, учреждения здравоохранения, учреждения социальной защиты населения и другие.
Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
Глава 2. Психолого-педагогические компоненты патриотического воспитания
Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и психолого – педагогические компоненты. Такими компонентами являются потребностно – мотивационный , когнитивно – интеллектуальный, эмоционально – чувственный, поведенческий и волевой.
Потребностно – мотивационный компонент патриотизма:
Его формирование осуществляется, прежде всего, в системе учебных занятий, в процессе разнообразных форм внеклассной работы путём создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались её историей, мужеством и храбростью патриотов.
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, школьник утверждает своё достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и смыслить всё положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России.
Учащиеся переживают чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. У учащихся появляется чувство восхищения, стремление подражать таким людям.
Когнитивно – интеллектуальный компонент патриотизма:
Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности.
Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: лекции, беседы, встречи на патриотические тематики, литературно – художественные гостиные, организация поисковой работы. Такая работа способствует осознанию учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.
Эмоционально – чувственный компонент патриотизма:
Этот компонент состоит из формирования у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Для этого необходимо, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания.
Большое значение имеет в данном компоненте создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений.
Поведенческий и волевой компоненты патриотизма:
Это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений.
Основным средством является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, краеведческая работа, празднование историко – юбилейных дат, встречи с ветеранами.
Глава 3. Основные направления патриотического воспитания.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:
-
Духовно – нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Гражданско – патриотическое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и пооцессов в обществе и государстве, постоянной готовности к служению своему народу.
Историко – краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко – культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней.
Героико – патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, которая ориентируется на пропаганду героических профессий, знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков.
Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Спортивно – патриотическое. Направлено на развитие морально – волевых качеств, воспитание силы, ловкости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование готовности к защите Родины.
Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно – нравственной и культурно – исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Глава 4. Формы работы по патриотическому воспитанию в школе № 177.
Патриотическое воспитание учащихся осуществляется через следующие службы и мероприятия:
Музей Боевой Славы школы № 177;
Музеи района, города, области;
Научно – практическая конференция «Эврика»;
Конкурс исследовательских работ «История семьи в истории страны».
Классные часы;
Месячники героико– патриотического воспитания;
Вахта Памяти, пост №1;
Экскурсии к памятникам, посвящённым Великой Отечественной войне;
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;
Уроки мужества и памяти;
Участие в районных конкурсах и мероприятиях патриотической направленности;
Патриотическая акция «Подарок ветерану»;
Военно – спортивная игра «Зарница»;
Конкурс патриотической песни;
«Мальчишник»;
Конкурс чтецов;
Шефство над закрепленным за школой памятника и мемориальных досок;
Проведение мероприятий по изучению государственной символики России;
Проведение историко - литературных композиций, концертных программ патриотической направленности для учащихся, их родителей и ветеранов;
Организация изучения краеведческих материалов на уроках истории, обществознания, географии, литературы.
Формы работы по патриотическому воспитанию постоянно обновляются и осуществляются через учебную и внеклассную деятельность школы.
Глава 5. Музей Боевой Славы школы № 177- центр патриотического и гражданского воспитания школьников.
Центром патриотического и гражданского воспитания учащихся школы № 177 является Музей Боевой Славы.
Музей посвящен 160/89-ой Гвардейской Белгородско - Харьковской Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии.
Он был открыт 9 мая 1966 года. До того времени музеев такого профиля, посвященных истории Великой Отечественной войны, в городе Горьком не было. И музей нашей школы стал первым. Это большая заслуга первого директора школы Альберта Яковлевича Копеловича, бывшего фронтовика. Он хорошо понимал, что военно-патриотическое воспитание учащихся является главным в формировании мировоззрения детей. И для этого необходимо создать в школе музей одного из соединений, ушедших на фронт из нашего города. Копелович Альберт Яковлевич летом 1965г. посетил Ленинский райвоенкомат и попросил поручить школе изучение истории кокой – либо дивизии или бригады. Ему назвали 160 стрелковую дивизию, ставшую в годы Великой Отечественной войны 89-ой гвардейской дивизией. Эта дивизия участник крупнейших сражений Великой Отечественной войны, одна из первых вошла в Берлин, в 1943г. станет гвардейской, первой из всех советских соединений получит двойное почетное наименование – Белгородско-Харьковская, будет награждена орденом Красной Знамени, орденом Суворова. Даст стране 55 героев Советского Союза. Четырежды Герой Советского Союза, один из крупнейших советских военачальников, маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков в своей книге «Воспоминания и размышления» назовет ее в числе тех дивизий, которые первыми ворвутся в Берлин.
01.09.1965 года пионерская дружина школы №177 получила боевое задание военкомата Ленинского района г. Горького начать работу по поиску ветеранов 160 – 89-ой гвардейской Белгородско-Харьковской стрелковой дивизии. Поисковая группа учащихся во главе с учителем истории Батуковым Виктором Константиновичем проехала по местам боев дивизии. Были собраны ценные экспонаты, которые легли в основу созданного в школе №177 Музея Боевой Славы.
Вот уже почти 50 лет функционирует при Музее Боевой Славы школы № 177 патриотический клуб «Факел», объединение связывающие учащихся школы разных возрастов. Главной целью клуба является содействие патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, формирование и совершенствование его лидерских качеств, подготовки молодёжи к службе в армии.
Глава 6. 70 лет Победы в Великой Отечественной войне.
В 2015 году в России будет отмечаться 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Народы мира, поставленные перед угрозой уничтожения фашизмом целых цивилизаций, культур, наций, сплотились в единой борьбе с этим злом. Во Вторую мировую войну были вовлечены 72 государства, представлявшие свыше 80 % населения мира. В этих странах было мобилизовано около 110 млн человек, погибло 62 млн человек, из которых 27 млн составляют граждане СССР.
Для нашего народа Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием. Подрастающее поколение должно знать о подвиге советского народа в годы войны, о том, какие огромные потери понесла наша Родина на полях ожесточенных сражений и на оккупированных врагом территориях, о беспримерной стойкости партизан и подпольщиков, о самоотверженном труде женщин, подростков и детей, которые в глубоком тылу, на протяжении 1418 военных дней и ночей боролись и трудились во имя будущего, обеспечивая свой вклад в Победу. Современные школьники должны знать о важнейших вехах на пути к Победе. Это оборона Бреста и Могилева, битва за Москву, Сталинградская битва, Курская битва, битва за Днепр, освобождение Советского Союза и стран Восточной Европы в 1944–1945 годах. И о том, что 8 мая в предместье Берлина – Карлсхорсте в присутствии представителей командований армий СССР, США, Англии и Франции представители поверженной Германии подписали акт о безоговорочной капитуляции. В ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков 9 мая 1945 года было объявлено днем всенародных торжеств – Днем Победы.
Праздник Победы в Великой Отечественной войне – это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее. Главный урок Великой Отечественной войны состоит в том, что лишь тот народ свободен и может противостоять любой агрессии, кто готов сражаться за свою свободу, за свою землю и за свое будущее до конца. Урок Великой Отечественной войны состоит еще и в том, что народ, чувствующий свою правоту в освободительной войне, непобедим.
Сохранение памяти о Великой Отечественной войне необходимо для дальнейшего развития России в XXI веке. Историческая память и чувство гордости за свою историю – основа достоинства нации, ее способности к реализации национальных интересов, ценностей и идеалов.
Чрезвычайно важно, чтобы в широкомасштабную подготовку и празднование 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне включилась каждая образовательная организация.
Годом 70-летия Победы объявил 2015 год в Нижегородской области Губернатор В. Шанцев: «Горьковская область во время войны заслужила звание «Арсенала Великой Победы». Наша задача в такой знаменательный год – поблагодарить тех ветеранов, кто с нами, и достойно вспомнить тех, кого уже нет». Посвященные Великой Победе мероприятия, которые проводятся сегодня в образовательных организациях региона, захватывают и взрослых и детей, молодых людей, показывают, что им есть чем гордиться в своей стране и своей страной в целом.2
Глава 7. Месячник "Гордимся! Помним!" в МБОУ средней общеобразовательной школе № 177 города Нижний Новгород
Большое внимание уделяется в 2014-2015 году празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне во всех учебных заведениях страны.
Наша школа в данном мероприятии принимает активное участие.
Во исполнение Федеральной программы " Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы", в целях воспитания патриотизма обучающихся на героической истории и традициях Российской Армии и Военно-Морского Флота и повышение престижа военной службы, формирования и развития их активной жизненной позиции, правовой ответственности, патриотизма и воспитания на основе идей толерантности и межнационального сотрудничества, профилактики девиантного поведения, укрепления здоровья, формирования культуры здорового образа жизни молодежи в нашей школе стартовал с 08.04.2015 г. месячник, посвящённый 70-летию Великой Победы Советского Союза над фашистской Германией.
Цели месячника:
1.Изучение учащимися истории Отечества, истории вооруженных сил, истории Великой Отечественной войны.
2.Повыщение морально-психологических качеств и совершенствование физической подготовки учащихся.
3.Пропаганда боевых и трудовых традиций российского народа, его армии, раскрытие героизма и самоотверженности на благо страны
4. Воспитание у обучающихся гордости за подвиги старшего поколения и стремления подражать им, уважение ветеранов Великой Отечественной войны.
Месячник гражданско-патриотического воспитания, посвященный Дню Победы в нашей школе проводится ежегодно.Он призван формировать эмоционально-волевые качества гражданина – патриота России, повышать уровень физической подготовки подростков и юношей, воспитывать стремление к сохранению и преумножению военного, исторического и культурного наследия.
Каждый год увеличивается количество участников месячника, повышается уровень организации и проведения мероприятий, направленных на воспитание у молодых граждан нравственных принципов, гражданской ответственности.
В этом году в рамках месячника проводится много мероприятий, охватывающих все параллели. Каждое из этих мероприятий является важным для подрастающего поколения, не знавшего войны. Каждое соприкосновение с живой историей, каждый рассказ о славных страницах нашего государства наполнен особым смыслом, что во многом способствует гражданскому и нравственному становлению личности.
К организации и проведению юбилейных мероприятий привлечены все службы образовательного учреждения: Музей Боевой Славы, школьная библиотека, хор, ансамбли, танцевальные коллективы, а также задействован Совет ветеранов Ленинского района.
Большую работу проводят классные руководители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования.
Месячник проводится насыщенно, разнообразно. (См. Приложение №1) Он включал в себя тематическую временную выставку Хранившие память о войне», оформлены уголки, посвящённые различным темам о Великой Отечественной войне, спортивные соревнования, концертную программу, конкурс рисунков и плакатов, встречи с ветеранами войны, экскурсии в Музей Боевой Славы, уроки мужества. Проведение данных мероприятий направленно на укрепление в детской и подростковой среде таких понятий, как национальная гордость, историческая память, гражданственность и патриотизм, повышение у молодых граждан чувства ответственности за судьбу города, страны.
Анализируя результаты воспитательной работы в течение месячника, можно сказать, что работа по патриотическому воспитанию проводится на хорошем уровне. Мероприятиями месячника были охвачены все воспитанники школы.
Особая роль в организации мероприятий в школе № 177, посвящённых празднованию 70-летия Великой Победы, отводится работе Музея Боевой Славы и патриотическому клубу «Факел». (См. Приложение № 2)
Глава 8. Временная выставка «Хранившие память о войне»
В преддверии 70-летия Великой Победы Советского Союза над фашисткой Германией в Музее Боевой Славы открылась временная выставка «Хранившие память о войне».
Выставка посвящена Фигуровскому Сергею Сергеевичу (1925 –2014)- ветерану Горьковской группы 160/89 Гвардейской Белгородско-Харьковской Краснознамённой ордена Суворова стрелковой дивизии, участнику Великой Отечественной войны, не доживший до славного Дня Победы 11 месяцев.
Сергей Сергеевич долгие годы оставался связующим звеном между нашей школой и ветеранами дивизии, был лучшим другом Музея Боевой Славы.
Когда началась Великая Отечественная война он был школьником. Как все мальчишки рвался на фронт Родину защищать. В 17 лет стал красноармейцем, потом курсантом Вольского училища химзащиты, командиром третьего отделения учебного батальона.
Командир инженерной разведки 160 стрелковой дивизии Фигуровский отважно воевал. В его память врезались многие эпизоды войны, но особо бои за столицу фашистской Германии - Берлин. «Каждый дом, улицу приходилось брать с боем, - вспоминал Фигуровский. Фашистские солдаты, стрелявшие из фауст-патронов, не давали прохода советским танкам, и их приходилось буквально «выковыривать» из подвалов, подземных люков». День Победы встретил у поверженного Рейхстага.
На гимнастёрке Сергея к тому времени уже было много орденов и медалей.
После войны Фигуровский С.С. работал на предприятиях города. К боевым наградам добавились мирные.
Он был талантливым человеком - создавал картины, писал стихи и поэмы, трогающие своей искренностью и любовью к жизни.
Есть среди его поэтических опытов тревожные строки из далёкого 1941 года:
«Война застала нас в девятом,
Посеребрила наших мам,
Заставив школьную программу
Делить с военной пополам»
Сергей Сергеевич не дожил до своего 90-летия. На выставке представлены его личные вещи.
Другой герой выставки - Альберт Яковлевич Копелович (1922-2005) - первый директор школы, бывший фронтовик.
А.Я.Копелович выступил одним из основных организаторов и инициаторов создания в школе музея Боевой Славы.
Участник битвы под Москвой, расписавшийся на стене Рейхстага в Берлине, Альберт Яковлевич хорошо понимал, что военно-патриотическое воспитание является главным в мировоззрении детей. По его просьбе военкомат Ленинского района поручил школьникам организовать поисковую работу по истории 160 стрелковой дивизии и судьбам бойцов, участников крупнейших сражений Великой Отечественной войны.
На выставке представлены личные вещи Копеловича А.Я. Среди них копия письма с фронта.
Выставка проработает до конца мая. Её смогут посетить все желающие.
Глава 9. Урок Победы. «Гордимся! Помним!»
14 апреля 2015 года в нашей школе прошёл единый Урок Победы «Гордимся, помним!», посвящённый празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Классные руководители 1-7 классов при проведении урока использовали материал, размещенный на сайте Академии повышения квалификации и профпереподготовки работников образования, а также стихотворения, песни военных лет.
Для учащихся 8-11 классов руководитель школьного музея Боевой Славы Балюк Елена Вячеславовна и полный состав воспитанников военно-патриотического клуба «Факел» подготовили историко-литературную композицию «Победе в Великой Отечественной войне посвящается…».
В начале мероприятия был произведён вынос боевого знамени 160/89-ой Гвардейской Белгородско-Харьковской Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии, которой посвящён наш школьный музей Боевой Славы.
Учащиеся школы через фото-презентацию, видеофильм, рассказы о героизме народа, были погружены в атмосферу военных лет.
Экскурсоводы рассказали о вкладе в Победу 160/89-ой Гвардейской Белгородско-Харьковской Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии.
Мероприятие закончился песней «День победы» в исполнении всех участников Урока Победы «Победе в Великой Отечественной войне посвящается…». (См. Приложение № 3)
Заключение
Патриотическое воспитание юных граждан России – это воспитание юных россиян, идентифицирующих себя со своим народом и страной. Оно берет начало с приобщения ребенка к историко – культурным традициям родного края. На этом этапе формируется своеобразная «корневая система» личности, ориентирующая ее на такие ценности как: СЕМЬЯ, НАРОД, РОДНОЙ КРАЙ, ОТЧИЗНА и не позволяющая противоречить принципу: «Где хорошо, там и Родина».
Эффективное патриотическое воспитание юных россиян сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности – убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни воспитанников.
Результативность работы школы по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества , родного края и малой родины.
Список использованной литературы:
1.Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. - Ростов-на-Дону;1993. –Ч.1.
2. История: Внеклассные мероприятия. 5-11 классы./ Сост. И.В. Кузьмина. Волгоград, 2005
3.История России в произведениях русских поэтов./ Сост. Н.А.Стыденко, Волгоград, 2008.
4.История. 5-9 классы.Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприятия./ Сост. Т.В. Типаева. Волгоград, 2008
5.Караковский, В.А. Воспитай гражданина. – М., 1987.
Китаев В.Н. Война застала нас в девятом…//Нижегородские новости. 2010 №109 с.3
6.Пашкович. И.А. Патриотическое воспитание: система работы. – Волгоград; 2006 г.
7.Соколов Б.В.Вторая мировая. Факты и версии. – М.,2005
8.Соколов Б.В. Правда о Великой Отечественной войне (сборник статей). – Спб, 1998
9. Тисленкова, И.А. Гражданско – патриотическое воспитание в 6 – 7 классах. – Волгоград; 2006г.
10.Уткин А. И. Вторая мировая война.— М., 2003
Интернет-ресурсы:
http://histrf.ru/biblioteka/book/istoriko-kul-turnyi-standart
http://www.niro.nnov.ru
http://www.school177.ru/graficMBM.htm
Приложение № 1
План
мероприятий по подготовке к празднованию
70-летия Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов
в 2014-2015 учебном году3
№ п/п
|
Наименование мероприятия
|
Дата и время проведения
|
Место проведения
|
Количество и категория участников
|
Ответственный
|
1
|
Литературно- музыкально-театральная постановка «Матери войны»
|
8 мая 2015г.
13.00 ч.
|
Актовый зал
|
1-11 классы
160 человек
|
Педагоги доп.образования Осокина Н.Б. и Балюк Е.В.
|
2
|
Выставка плакатов «Я помню, я горжусь!»
|
С 1-15 мая 2015г.
|
Фойе первого этажа
|
1-11 классы
100 человек
|
Заместитель директора Вахромеева Т.Л., классные руководители 1-4 классов.
|
3
4
|
Конкурс чтецов «Герои войны».
Кросс
|
5-6 мая 2015г.
13.00 ч.
|
Школьная библиотека
Пр-т им. Ленина
|
1-5 классы
6-11 классы
100 человек
30 человек
|
Педагог-библиотекарь Шарова Ж.А.
Учитель физкультуры
Филиппова Н.Н.
|
5
|
Конкурс рисунков «Мы победили!», посвящённый Дню Победы.
|
Апрель-май 2015г.
|
Школьная библиотека
|
1-6 классы – 150 человек
|
Педагог-библиотекарь Шарова Ж.А.
|
6
|
Историко-литературная композиция
«Битва за Берлин»
|
29 апреля 2015г
|
Актовый зал
|
1-11 классы – 430 человек
|
Педагог дополнительного образования, руководитель школьного музея Боевой Славы Балюк Е.В.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
Беседы с учащимися о Великой Отечественной войне с приглашением ветеранов.
|
В течение 2014-2015 учебного года
|
Актовый зал, кабинеты, Музей Боевой Славы
|
4-11 классы
250 человек
|
Заместитель директора Вахромеева Т.Л.
|
8
|
«Марафон Победы» - поисковые задания для учащихся «Родственники в годы Великой Отечественной войны»:
I. Поиск и подбор материалов о своих родственниках в годы Великой Отечественно войны (участники сражений, работа и жизнь в тылу).
II. Защита своих работ по итогам поисковой работы – презентации, публикации.
|
В течение 2014-2015 учебного года
|
Школьный музей Боевой Славы
|
1-11 классы
430 обучающихся
|
Заместитель директора Вахромеева Т.Л., педагог дополнительного образования Балюк Е.В., классные руководители
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
Урок Победы
|
14 апреля 2015 года
|
Актовый зал, кабинеты
|
1-11 классы
430 обучающихся
|
Педагог дополнительного образования Балюк Е.В., классные руководители
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|