|
Мбоу сош №11 г. Невинномысска Педагогический совет «Культура школы как фактор социализации учащихся» (ноябрь, 2013 года)
МБОУ СОШ № 11 г. Невинномысска
Педагогический совет
«Культура школы как фактор социализации учащихся» (ноябрь, 2013 года)
Организаторы: директор школы Г.И. Рябова, заместитель директора по УВР Р.Ш. Остроумова, заместитель директора по ВР В.М. Пушкова
Цель: выявить пути и способы формирования и развития культуры школы как важнейшего фактора социализации учащихся.
Задачи:
- ознакомить педагогов школы с сущностью и структурой культуры школы и возможностями ее влияния на процесс развития личности ребенка;
- определить резервы и возможности их использования в дальнейшем развитии культуры образовательного учреждения.
План педагогического совета:
Вступительная часть. Краткое вступление о целях и форме проведения педагогического совета.
Информационно-теоретическая часть – доклад заместителя директора по ВР.
Проектная часть. Работа в микрогруппах.
Заключительная часть. Принятие решения.
Форма проведения:
«Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо.»
В.А. Сухомлинский
«Понятие о культуре очень широко – от умывания лица до последних высот человеческой мысли.»
М.И. Калинин
В разные времена и в разных странах было написано много книг о культуре поведения, и целые своды правил предназначались людям разных социальных сословий. Одной из таких книг была книга «Юности честное зерцало…», изданная еще при Петре I.
В настоящее время воспитание культурного человека остается одной из главных задач. Так по мнению профессора Е.В.Бондаревскеой: Цель воспитания – воспитание человека культуры, а основная задача педагога – создание культурной среды развития личности ребенка. В.П. Караковский считает, что содержание воспитания определяют общечеловеческие ценности, в том числе культура. Н.Е. Щуркова в содержании воспитания выделяет человека как носителя культуры. Так что же такое культура?
Слово «КУЛЬТУРА» в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.
Различают ВНУТРЕННЮЮ КУЛЬТУРУ и ВНЕШНЮЮ КУЛЬТУРУ. Образованность, мировоззрение личности, ее моральные черты, знания, интересы, духовные запросы определяют внутреннюю культуру человека. Она выражается в отношении к окружающей действительности, к людям, результатам их труда. По характеру этого отношения судят о воспитанности, культуре каждого из нас.
Если рассматривать внутреннюю культуру, то следует сказать о тех качествах личности, от которых зависит поведение человека. Это прежде всего:
вежливость
тактичность
деликатность
корректность
достоинство
аккуратность
обязательность
скромность и др.
(анализ анкет – диаграмма «Личные качества»)
Внешняя же культура, или культуру поведения – это умение человека вести себя в обществе, его манеры, жесты, речь, эстетика внешнего вида, умение организовать рабочее место, использовать свободное время. Внешняя культура определяется и поддерживается сложившимися нормами и правилами культурного поведения.
Внешняя культура или культура поведения включает в себя правила поведения в общественных местах, правила общения, отношений между людьми.
(анализ анкет – поведение на урока, внеурочных мероприятиях, в общественных местах)
Существует еще одно понятие – это понятие «КУЛЬТУРА ШКОЛЫ». Что же такое культура школы, из каких элементов она состоит, какое влияние оказывает на учащихся нам предстоит выяснить.
Понятие «КУЛЬТУРА ШКОЛЫ» в педагогическом менеджменте чаще всего определяют как совокупность норм, ценностей, традиций, обычаев, ритуалов, правил, регулирующих деятельность и взаимоотношения членов школьного коллектива и определяющих уклад жизни в учебном заведении. (М.М.Поташник, А.М.Моисеев)
Культура школы существует в любом образовательном учреждении, независимо от того: осознается она членами школьного сообщества или нет.
Известный исследователь проблем педагогического менеджмента К.М.Ушаков изобразил структуру культуры школы в виде уровневой модели. Организационная культура школы, по его мнению, включает такие элементы, как:
Символы учебного заведения
Герои школьного сообщества
Язык организации
Разделяемые убеждения в среде детей и взрослых
Профессиональные и общечеловеческие ценности
По мнению В.П.Симонова, организационная культура школы – это система ценностных ориентаций, принимаемая членами данной организации, которая служит им ориентиром в их мыслях, чувствах, поступках. Когда говорят об организационной культуре школы, имеют в виду ту общую психологическую атмосферу, которая создается в школе и в каждом ее классе.
По мнению В.И.Петрушина, уровень организационной культуры школы и его влияние на членов школьного сообщества на практике раскрывается в следующих предложениях:
Какую общественную миссию выполняет данная школа и в чем ее отличие от других? Каково ее положение (рейтинг) в ряду других школ?
Какие ценности и нормы лежат в основе работы школы(справедливость, красота, истинность, сила)? Как они сохраняются и передаются7
Какие в школе существуют традиции?
Отличаются ли учащиеся школы своим внешним видом от учащихся других школ?
Какова культура речи в учебном заведении?
Как принимаются важные решения в жизни школы – сверху или снизу?
Существует ли обратная связь между учителями и учащимися?
Привлекателен ли интерьер школьного помещения? (его дизайн, комфортность, чистота)
Что и как едят учителя и учащиеся?
Как строятся взаимоотношения между учителями и учениками?
Какими эстетическими переживаниями наполнена жизнь школы?
Как оцениваются достижения в учебе и во внеклассных мероприятиях?
Какова общая удовлетворенность детей своим пребыванием в школе?
(анализ анкет)
Динамика удовлетворенности школьной жизнью
Опрошено всего: 251 учащийся
Из них:
Люблю свою школу
|
52
|
20,7%
|
Уважаю
|
138
|
54,9%
|
Не люблю
|
20
|
7,9%
|
Не ответили
|
41
|
16,3%
|
Исходя из вышесказанного можно построить модель системы внутришкольной культуры.
Система внутришкольной культуры в МБОУ СОШ № 11
Миссия школы
Возможность удовлетворить образовательную потребность населения.
|
|
Цель
Формирование и развитие свободной, организованной, культурной, нравственно и физически развитой личности, готовой к дальнейшему самосовершенствованию и самоопределению.
|
|
Общая педагогическая политика школы.
Прогрессивность, активность, созидательность, аналитический научный подход к формированию личности, совершенствующие технологии обучения и воспитания.
|
|
Кодекс поведения педагогов.
Отношение к школе
Отношение к ребенку
Отношение к работе
Отношение друг к другу
Отношение к самому себе
|
|
Кодекс внутришкольного менеджмента
Создавать условия
Оценивать
Корректировать
Прогнозировать
|
|
Система принципов управления школой.
Уважение и доверие к человеку, принцип целостного взгляда на человека, принцип сотрудничества, социальной справедливости, индивидуального подхода.
|
|
Взгляд на урок.
Урок – средство формирования и развития личности ребенка
|
|
Методы обучения.
Методы не только на развитие новых знаний, но и на развитие личности в целом.
|
|
Идеология воспитания.
Четыре подхода:
- отношенческий
- деятельностный
- личностный
- комплексный
|
Практически все ученые обращают внимание на влияние культуры школы на процесс социального становления личности школьника, на его интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие.
(анализ анкет родителей)
Кач-во личности
|
Практически нет
|
В незначительной степени
|
На достаточном уровне
|
В значительной степени
|
В полной мере
|
Аккуратность
|
1
|
10
|
7
|
7
|
9
|
Дисциплинированность
|
1
|
8
|
6
|
14
|
6
|
Ответственность
|
2
|
7
|
4
|
10
|
9
|
Воля
|
4
|
8
|
8
|
10
|
3
|
Хороши манеры
|
3
|
6
|
5
|
12
|
5
|
Жизнерадостность
|
3
|
8
|
4
|
8
|
10
|
Образованность
|
2
|
8
|
9
|
7
|
7
|
Ум
|
1
|
8
|
9
|
8
|
8
|
Высокие жизненные запросы
|
3
|
7
|
5
|
12
|
4
|
Самостоятельность
|
2
|
4
|
6
|
12
|
10
|
Честность
|
2
|
6
|
5
|
9
|
13
|
Доброта
|
1
|
7
|
5
|
9
|
11
|
Чуткость
|
2
|
7
|
8
|
7
|
9
|
Справедливость
|
1
|
8
|
4
|
12
|
7
|
Терпимость
|
3
|
7
|
8
|
9
|
5
|
Отсюда очевидна важность работы, направленной на повышение уровня культуры образовательного учреждения.
Для развития культуры учебного заведения необходимо следующее:
Наличие у администрации и учителей школы теоретических знаний о культуре школы, ее содержании, структуре, формах и способах сохранения и изменения культурного потенциала.
Отчетливое осознание того, что культура школы существует объективно, что она достаточно устойчива.
Использование методов научно-исследовательской деятельности для описания и диагностирования существующей культуры образовательного учреждения. Важно выяснить:
А) преобладающие ценностные ориентации в детском и взрослом сообществах;
Б) кто является носителем ценностей, имеющих высокий ранг в иерархии ценностных ориентаций школьного коллектива;
В) как (положительно или отрицательно) влияют доминирующие ценностные ориентации на процесс развития личности ребенка и на нравственно-психологический климат в коллективе;
Г) какие ценности будут содействовать осуществлению инновационного замысла, а какие из них могут стать препятствием в данном процессе.
Формирование представлений о желаемом образе учебного заведения, его миссии, целях, принципах и перспективах жизнедеятельности. Определение возможностей и условий для установления ценностно-ориентационного согласия (единства) в школьном коллективе.
Проектирование аксиологических (ценностных) коммуникаций в педагогической и детской среде.
Проведение совместной деятельности на основе желаемых ценностных ориентаций. Необходимо использовать приемы и методы убеждения, личного примера и совместного творчества.
Применение способов индивидуальной и коллективной рефлексии для анализа происходящих изменений в культуре учебного заведения.
Процесс сохранения и развития культурного потенциала школы зависит от деятельности каждого педагога, от его вклада в формирование нравственно-правовой, эстетической и организационной культуры учебного заведения, в развитие культуры речи и мышления учащихся, в обогащение культурными ценностями учебно-воспитателдьного пространства урока и внеклассного мероприятия.
Таким образом, культуру школы нужно рассматривать, во-первых, как систему коллективных ценностей, норм и традиций уклада совместной жизнедеятельности детей и взрослых; во-вторых, как интегральную характеристику индивидуальности школьного сообщества; в-третьих, как важнейший фактор социализации учащихся.
Проектная часть педсовета.
Организуется работа пяти микрогрупп. Каждая микрогруппа в течении 10-15 минут рассматривает свой аспект рассматриваемой проблемы, а затем информирует всех участников заседания о результатах групповой мыслительной деятельности.
Культура речи и общения.
Нравственно-правовая культура и культура здорового образа жизни
Культура урока.
Организационная культура школы.
Эстетическая культура школьного пространства.
Задание группам: Предложить возможные формы и методы работы по решению поставленной проблемы. Ответить на вопросы: В чем заключается проблема? Есть ли она в нашей школе? Как ее решать с точки зрения администрации, учителя, учащегося? Как решение этой проблемы скажется на культуре школы? Какие формы и методы работы с учителями и учащимися вы можете предложить? и др.
Решение:
Провести в конце учебного года диагностическое исследование основных компонентов культуры учебного заведения и сопоставить полученные результаты с параметрами, характеризующими культурный потенциал школы в настоящее время.
Учесть предложения участников педсовета при составлении плана работы школы на следующий год.
Продолжить работу среди педагогов, учащихся и их родителей по повышению культуры школы.
Учителям уделить особое внимание совершенствованию культуры урока и внеклассных мероприятий, педагогического общения и взаимодействия с учащимися.
Используемая литература:
Культура современного урока/ Под.ред.Н.Е.Щурковой.Смоленск, 1997
Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой. М., 1997
Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: Теория, технология, практика. Псков, 1998
Н.И. Болдырев Классный руководитель, М. Просвещение
И.И. Казимирская Учись быть культурным, Минск.
Н.А.Цимболенко Азбука быта и поведения, Челябинск
Богданова О.С., Калинина О.Д Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М., Просвещение, 1992.
Богданова О.С.. Калинине О.Д, Рубцова М.Б Этические беседы с подростками, М.. Просвещение. 1987.
Бушелева ЕВ. Поговорим о воспитанности. М., Просвещение, 1988.
Дорохов А. Это стоит запомнить, М„ Детская литература. 1992.
Курочкина И.Н Современный этикет. Калуга, 1993.
Николаева Т., Илларионов С. Этикет и мы, М, Советский спорт, 1993.
Воспитание культуры поведения учащихся. М., 1986.
Справочник. Правила этикета. М.. Дельта-лекс, 1992.
Школа этикета. Екатеринбург, 1998.
Энциклопедия этикета. Петербург. 1996.
Эстетика поведения. М„ Искусство, 1983.
Словарь основных терминов.
Педагогический менеджмент – это научно организованное управление со своеобразной иерархией: руководитель, педагогический коллектив, коллектив обучаемых.
Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.
Культура школы - совокупность норм, ценностей, традиций, обычаев, ритуалов, правил, регулирующих деятельность и взаимоотношения членов школьного коллектива и определяющих уклад жизни в учебном заведении.
Внутренняя культура - Образованность, мировоззрение личности, ее моральные черты, знания, интересы, духовные запросы.
Внешняя культура - культуру поведения, умение человека вести себя в обществе, его манеры, жесты, речь, эстетика внешнего вида, умение организовать рабочее место, использовать свободное время.
Культурный человек – тот, кто впитал духовные ценности общества(язык, искусство, науку, моральные нормы, правила поведения), развил в себе способность понимать состояние других людей и поступать таким образом, чтобы окружающие испытывали радость от общения с ним.
Культура поведения – это действенное выражение нравственных черт личности.
Организационная культура школы – это система ценностных ориентаций, принимаемая членами данной организации, которая служит им ориентиром в их мыслях, чувствах, поступках.
|
|
|