|
Года обучения
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ
ПЕРВОГО
ГОДА ОБУЧЕНИЯ
НА
КЛАВИШНОМ СИНТЕЗАТОРЕ.
выступление на методическом объединение
Выступление педагога дополнительного образования
ТРЕФИЛОВОЙ Е.В.
В связи с открытием класса клавишного синтезатора, мне, как педагогу, пришлось столкнуться с некоторыми отличиями в принципах обучения на современном цифровом инструменте от преподавания на обычном фортепиано.
Изобретение электромузыкальных инструментов в 20 веке привлекло внимание широких кругов любителей и профессионалов.
Обучение на синтезаторе отличается большей демократичностью, большим разнообразием форм обучения, а репертуар охватывает классические, народные и современные жанры и их взаимодействие с друг другом (например, классическая тема в современных ритмах и звучании электронных голосов). А так же в связи с компактностью формы инструмента, ряды любителей синтезатора пополняются.
Появившиеся в моей группе воспитанники охватывают возраст от шести до шестнадцати лет. Но сейчас речь пойдёт о тех, кто до поступления в мою группу не имел никакого представления о музыкальной грамоте или знал частично написание нот.
Цифровой инструмент предъявляет учащимся более универсальные требования, чем любой другой одноголосный. При игре на нём приходится действовать как исполнителю, звукорежиссёру, и даже, композитору.
Начнём с ознакомления с инструментом.
Чтобы наиболее полно познакомить воспитанника с возможностями синтезатора, но не отбить желания действовать самому из-за сложности музыкальной ткани, достаточно выбрать для показа знакомую с детства песенку. Примером может служить Красева «Маленькая ёлочка», Эрнасакс «Едет, едет паровоз» или народная песня «Два весёлых гуся».
С первых занятий надо приучать ребёнка , что он управляет звучанием оркестра, но должен к нему прислушиваться.
Перед тем как будет досконально изучен нотоносец в скрипичном ключе (басовый ключ в первом классе объясняется, но не применяется в той мере как при игре на фортепиано), посвещается достаточно много времени обучению «с рук» и главным функциям управления: выбор голосов из банка инструмента, выбор паттерна (стиля автоаккомпанемента), встроенной функции вступления и окончания, а так жепроигрыша между частями произведения.
На первых план начального обучения выходит ансамблевая игра с педагогом, где педагог отвечает за переключение функций аккордов, а воспитанник играет мелодию различными голосами двумя руками.
В первом полугодии не стоит остро проблема постановки рук, как при игре на фортепиано. Это решается постепенно, без применения каких-либо усилий, при игре стоя, а так же при постепенном освоении воспитанником взятия аккордов левой рукой и усложнением мелодии в правой.
Однако учащиеся младшего возраста труднее старших осваивают позиционную игру. Им требуются упражнения на организацию игрового аппарата и свободу движений.
Хочу отметить, что именно вертикальное положение учащегося за инструментом , не фиксированная поза и взаимосвязь движений по клавишам и одновременно переключение кнопок управления, защищает ребёнка от физического и зрительного переутомления. Глаза воспитанника меньше устают, чем при занятиях на фортепиано, так как смотреть приходится не в одну сторону и не только на статичные ноты.
С постепенным освоением нотной грамоты мелодии начинают усложнятся, появляется двуручное исполнение. Но для первого года обучения, я останавливаюсь на музыкальных примерах с наименьшими интервальными скачками. Так же постепенно осваиваются и аккорды автоаккомпанемента. На первых порах целесообразнее применение упрощённого взятия аккордов в «одно касание», а функции аккордов употреблять только главных ступеней мажора и минора. Тональности произведений преобладают до трёх знаков при ключе.
На занятиях соединяются два вида деятельности: творческая практика и изучение теории. А педагогу надо соединить в своей роли историка и теоретика музыки, учителя сольфеджио, гармонии, инструментовки и контрапункта.
Первый этап обучения на клавишном синтезаторе очень насыщенный и трудный, но увлекательный.
Хочу отметить немаловажное отличие формирования точного ритмического исполнения на электромузыкальном инструменте.
Как правило на вступительных экзаменах трудно объективно оценить природные данные ребёнка. А врождённое чувство ритма встречается не у всех. Чаще бывает так: всё хорошо в исполнении кроме ритма. На занятиях по фортепиано эта проблема решается, могу сказать из собственного опыта, трудно. На занятиях по синтезатору ритму подчинено всё с первых минут. Игра гамм с разными паттернами помогает ритмической организации. И даже самому неритмичному воспитаннику приходится подчинятся долям автоаккомпанемента. Любой ритм мелодии объясняется легче, а счёт вслух практически не применяется, его заменяет игра под ритмсекцию выбранного паттерна.
Если обратить внимание на техническую сторону развития учащихся, то «хромает» развитие левой руки. Однообразие технических задач, меня как педагога и по фортепиано, волнует. Поэтому стараюсь при выборе программы обязательно включить произведения для двуручного исполнения, а так же продолжаю использовать ансамблевое музицирование. В связи с возможностями синтезатора игра хрестоматийных пьес превращается в увлекательное путешествие по инструментарию разных времён и народов. Знакомые мелодии звучат на занятиях и концертах в необычных сочетаниях, подобранных воспитанником голосов. Игра в ансамбле с другими инструментами (саксофоном, фортепиано, другим синтезатором) получит своё развитие в других классах и приведёт к совместному творчеству с педагогом и одноклассниками не тольков обычном исполнении, но и созданию зарисовокс фантастическим содержаниеми оригинальным звучанием.
Первый год обучения на клавишном синтезаторе – это освоение базовых знаний для любого исполнителя и специфических задач, связанных с электронным инструментом. В этом году закладывается фундамент дальнейшего творческого самосовершенствования, на котором будет возводиться здание дальнейшего технического и исполнительского мастерства.
БИБЛИОГРАФИЯ
И.Красильников, А.Алемская, И.Клип «Школа игры на синтезаторе» Москва, «Владос» 2005г.
В.Крюкова «Музыкальная педагогика» Москва, «Педагогическая книга, 2004г.
Проект «Школа-21» Приложение к каталогу Издательского Дома «Классика-21», февраль 2006г.
|
|
|