|
«Генетика пола. Сцепленное наследование признаков»
Конспект урока
Предмет: Биология
Класс: 10.
Учитель: Чванова О.В.
Тип урока: изучение нового материала
Учебник: Сонин Н.И.«Общая биология 10-11 класс». Москва: «Дрофа»2005.
Тема: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков».
Цель: продолжить формирование ключевых компетенций:
-учебно-познавательных: ставить цель, уметь пояснять её, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме, формулировать выводы;
- коммуникативных: выступать с устным сообщением, владение монологичной и диалогичной речью;
- здоровьесберегающих: позитивно относиться к своему здоровью.
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран;
-учебник: Сонин Н.И. «Общая биология 10-11 класс». Москва: «Дрофа»2005.
-тетрадь.
Использованная литература:
Уроки биологии «Кирилла и Мефодия».10 класс.
«Человек изучает человека» Г.П. Зиневич Киев «Наукова думка» 1988г.
«Общая биология» А.О.Рувинский Москва «Просвещение» 1993г.
«Генетика» З.С.Киселёва, А.Н.Мягкова Москва «Просвещение» 1983г.
«Генетика и человек» Н.П.Дубинин Мягкова Москва «Просвещение» 1978г.
Ход урока:
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Проверка Д\З
|
Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые термины и законы. Слайд 1, 2
|
Дают определения.
|
1.Организационный момент
|
Сообщение темы урока. Слайд 3
Определите цель урока.
Может кто-нибудь сможет ответить или попробует предположить ответы на данные вопросы. (Должны ответить сразу на 1 вопрос.)
|
Слушают учителя, записывают тему урока в тетради
Формулируют цели урока:
1. Как определить пол будущего ребёнка?
2. От кого зависит пол будущего ребёнка?
3. Какие признаки наследуются сцеплено с полом?
Пытаются дать ответ на поставленный вопрос.
|
2. Изучение нового материала
|
Вы послушаете моё объяснение и попытаетесь ответить на второй вопрос.
Слайд 4.
|
Слушают объяснения учителя.
Пол ребёнка зависит от отца.
|
|
Но мы с вами изучаем общую биология, и должны знать только, как у человека определяется пол или?
Заполните таблицу, используя текст учебника с. 160 последний абзац и на с. 161.
Сформулируйте вывод: Какой организм женский или мужской является решающим при определении пола у потомства?
|
Нет, у разных представителей животного мира.
Заполняют таблицу. Взаимопроверка.
Вывод: пол зависит от гетерогаметного организма.
|
|
На третий вопрос постараемся ответить , рассмотрев и сравнив половые хромосомы.
Какие половые хромосомы одинаковы у мужчины и женщины? Х
Какими различаются?
Посмотрите на слайд 5. Как вы думаете,
какая хромосома – Х или Y –
больше несёт на себе генов? Почему?
Совершенно верно.
Послушаете сообщение ученицы. Проанализируйте схему и ответь на вопрос
По мужской или женской линии передавалось это заболевание?
-
а) имеется ли генетическая вина Виктории в том, что русский царевич Алексей болел гемофилией, а два сына испанского короля Альфонса XII (Альфонс и Трематон) даже умерли от этой болезни
б) сколько среди детей, внуков и правнуков Виктории было мужчин-гемофиликов и женщин-гемофиликов, почему их число неодинаково
в) от кого (матери или отца) получили сыновья-гемофилики ген этой болезни
г) от кого получили этот ген дочери - носители гемофилии
д) как Виктория сама могла стать носительницей гемофилии
Почему женщины не болели?
Почему мужчины болели?
Слайд 6.
|
Х и У.
Х, потому, что она больше.
Стр.3 изучают наследование гемофилии по родословной королевы Виктории в Англии. Обнаруживают, что заболевания передаются по материнской линии.
Делают вывод: болеют мужчины, а женщины являются носителями этого заболевания.
Знакомятся с наследованием признаков, сцепленных с полом у человека.
|
Рефлексия – цветотерапия.
|
Мы с вами можем наслаждаться этой прелестью, но есть люди, которые не могу различать красный и зелёный цвет, а как называется такое заболевание?
Чем оно опасно?
|
Дальтонизм.
Рассказ про машиниста.
|
3. Закрепление знаний.
|
Предлагает решить задачи, слайд 7
с. 164 №7
|
Решают задачу в паре.
|
4. Итоги урока.
|
Помогает учащимся подвести итоги урока, корректируя их ответы.
Отвечают на поставленные вопросы.
Что вы взяли новое для себя с этого урока?
Какие затруднения у вас возникали?
Над чем нам стоит поработать?
|
Пытаются сформулировать итоги урока, оценить уровень усвоения нового материала
|
5. Домашнее задание
|
Повторить материал по записям в тетради, § 3.15, После свадьбы молодой супруге “доброжелатели” открыли семейную тайну ее мужа. Оказалось, что и ее мужу, и его братьям, и их отцу в раннем детстве была сделана операция по ликвидации синдактилии (врожденного сращивания безымянного и среднего пальцев на руках). Будущая мама обратилась за советом к медикам. Какова вероятность рождения у нее ребенка с такой патологией?
|
Записывают домашнее задание и получают текст задачи.
|
Приложение 1. Рабочая карта.
Тема: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков».
Аутосомы - хромосомы, ________________ у женского и мужского организмов
Половые хромосомы – хромосомы, по которым мужской и женский пол _______________________ друг от друга
Гомогаметный пол – пол, который образует гаметы, ____________________ по половой хромосоме.
Гетерогаметный пол – пол, который формирует гаметы, _________________по половой хромосоме.
Приведите примеры организмов со следующими половыми кариотипами:
ХХ - ♀; ХУ- ♂
|
ХХ - ♂; ХУ-♀
|
Х0 -♀; ХХ -♂
|
Х0 - ♂; ХХ -♀
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д/З: Повторить материал по записям в тетради, § 3.15,
Задача. После свадьбы молодой супруге “доброжелатели” открыли семейную тайну ее мужа. Оказалось, что и ее мужу, и его братьям, и их отцу в раннем детстве была сделана операция по ликвидации синдактилии (врожденного сращивания безымянного и среднего пальцев на руках). Будущая мама обратилась за советом к медикам. Какова вероятность рождения у нее ребенка с такой патологией?
Приложение 2.
Гемофилия и семья Романовых.
Гемофилия– наследственное заболевание, выражающееся в потере способности крови к свертыванию, вследствие чего даже при незначительных повреждениях кровь из ран течет довольно долго. Гемофилия известна с давних времен, еще в Талмуде (во II веке до н.э.) описаны случаи смерти мальчиков от ритуального обрезания. Как самостоятельное заболевание гемофилию описал в 1874 году Фордайс, а термин «гемофилия» предложил в 1828 году Ф. Хопф. Гемофилия связана с низким содержанием, количественной или качественной недостаточностью какого – либо одного из факторов свертывания крови, она делится на группы A, B, C. Из порезанного пальца кровь идёт неделями. Каждая ранка угрожает смертью. Любой ушиб, способный повредить крохотный кровеносный сосуд под кожей, может привести к началу медленного кровотечения в близлежащие мускулы и ткани. Если у здорового человека кровь в повреждённом сосуде быстро свёртывается, то у больного гемофилией она продолжает беспрепятственно литься часами, образуя специфический отёк или гематому, достигающую размеров грейпфрута. В конце концов, когда кожа, заполненная кровью, становится натянутой и жёсткой, постепенно создаётся давление на повреждённый сосуд, и возникают сгустки свёртывающейся крови. Но при этом очень медленно развиваются восстановительные процессы, кожа из розовой и блестящей превращается в зеленовато-жёлтую. Самые ужасные боли и постоянную опасность для жизни таят кровотечения в суставах. Кровь, попадая в область лодыжки, коленного или локтевого сустава, начинает давить на окончания крупных нервов, вызывая кошмарные боли. Проникнув в сустав, кровь начинает своё разрушительное воздействие на кости, связки, мягкие ткани. Нарушается состав костной ткани, и конечность теряет свою способность сгибаться и разгибаться, принимая согнутое неподвижное положение. Всё это означает долгие недели постельного режима.
Гемофилию называют ещё королевской болезнью. У английской королевы Виктории, родословная которой перед Вами, прожившей 82 года и не страдающей гемофилией, было 25 сыновей и внуков, 10 из них умерли от гемофилии. Но не одна из дочерей Виктории не страдала этой болезнью.
Эта болезнь затронула семью и последнего российского императора Николая – второго.
Свадьба Николая-11 и немецкой принцессы Алисы состоялась 14 ноября 1894 г. Как и его отец, Александр 111, Николай был примерным семьянином и служил образцом для своих подданных.
Через после свадьбы царица родила дочь. Её назвали Ольгой. Затем подряд родилось ещё три девочки. Но нужен был наследник престола. Наконец, 30 июля 1904 года у царицы родился мальчик. Его назвали Алексеем. После рождения наследника выяснилось, что мальчик болен гемофилией. Это страшная неизлечимая болезнь- несвертываемость крови- стала трагедией царской семьи.
История царской семьи была трагична. Вместе они жили, вместе и погибли в подвале Ипатьевского дома.
Приложении 3.
Дальтонизм.
В 1875 году в Швеции около маленького городка Лагерлунда произошла трагедия, повлекшая за собой большие жертвы. Пассажирский поезд, который вез детей на летний отдых, на полном ходу лоб в лоб столкнулся со встречным поездом. Погибли и получили увечья люди, среди которых было много детей. Машинист остался жив, он успел в последний момент выпрыгнуть и сам явился в полицию, утверждая, что ехал на правильный сигнал семафора. Неизвестно, чем бы все закончилось, но машинисту повезло с адвокатом. Оказалось, что машинист не различал красный и зеленый цвет. Суд оправдал машиниста. Однако это несчастье послужило толчком к тому , что при приеме на транспортную службу стали в обязательном порядке оценивать цветоощущение.
Нарушения цветового чувства были известны очень давно, но первое точное описание цветовой слепоты дал в 1798 г. английский химик Джон Дальтон. Поэтому данным аномалиям было дано название – «дальтонизм».
Приложение №4
Мужской пол гетерогаметен; 50% гамет несут Х-, 50% и - хромосому У (млекопитающие, двукрылые, жуки, клопы).
Мужской пол гетерогаметен; 50% гамет несут Х- , 50% - не имеют половой хромосомы (кузнечики).
Женский пол гетерогаметен; 50% гамет несут Х-, 50% - Y хромосому (птицы, пресмыкающиеся, хвостатые амфибии, шелкопряд).
Женский пол гетерогаметен; 50% гамет несут Х-, 50% - не имеют половой хромосомы (моль).
Приведите примеры организмов со следующими половыми кариотипами:
ХХ - ♀; ХУ- ♂
|
ХХ - ♂; ХУ-♀
|
Х0 -♀; ХХ -♂
|
Х0 - ♂; ХХ -♀
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|