Турова Г.В. МБОУ «Дмитриевская СОШ»
Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе на основе теории множественности интеллекта.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования не только к предметным, но и к метапредметным и личностным результатам. Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности. Поэтому появилась необходимость рассмотреть урок с позиции требований стандарта нового поколения. Тогда станет понятно, что нужно изменить в деятельности учителя и ученика при подготовке современного урока. Прежде всего, меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.
Для этого в своей деятельности я опираюсь на теорию множественности интеллекта.
Цель: Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе.
Задачи:
-Познакомиться с теорией множественности интеллекта;
-Провести анкетирование учащихся;
- Использовать на уроках различные приёмы по теории множественности интеллекта.
Известный американский психолог Говард Гарднер, создатель данной теории, утверждает, что каждый человек талантлив и обладает, по крайней мере, восемью типами интеллекта, выраженными в разной степени. Он также отмечает, что различные типы интеллекта могут тесно взаимодействовать и влиять на развитие друг друга.
Вот эти типы:
•Вербально-лингвистический интеллект - способность к порождению речи,
(использование речи в разных ситуациях)
•Логическо-математический интеллект - способность к абстрактному мышлению
•Визуально-пространственный интеллект - способность воспринимать зрительную и пространственную информацию
•Моторно-двигательный интеллект – способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов
•Музыкально-ритмический интеллект - способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками
•Межличностный интеллект - способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.
•Внутриличностный интеллект – способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы
•Натуралистический интеллект (интеллект естествоиспытателя) – его обладатель проявляет интерес к природе, природным явлениям, животным, растительности.
Определить тип интеллекта каждого ученика можно при помощи анкеты.
На мой взгляд, главное отличие процесса обучения, основанного на теории множественности интеллекта – он сфокусирован на развитии ума и способностей, в первую очередь, и через них идет освоение школьной программы (стандарта), в то время, как традиционный процесс обучения во главу угла ставит освоение содержания программы, преимущественно, через вербальные и логико-математические способности ученика.
Рассмотрим типы интеллекта и наиболее подходящие им способы обучения для формирования предметных и метапредметных результатов, которые я применяю на уроках английского языка.
Вербально-лингвистический интеллект. Для таких детей я учебный материал подаю в виде истории, рассказа (или сказки, если это младшие школьники) Закрепление пройденного материала провожу в игровой форме .
По изученной теме даю творческие задания (написать рассказ или стихотворение;) дети любят писать письма и т.д.
Логико-математический интеллект. В обучении "математиков" использую следующие способы подачи материала: играем в математические игры , анализируем данные, используя логику; используем прогнозирование результатов , подключаем дедуктивные методы к решению проблем; используем таблицы и графики ; выстраиваем факты в логическом порядке; находим несоответствия и ошибки в предложенном материале.
Визуально-пространственный интеллект. Такие дети успешны, если
для обучения я использую цветные картинки или графические символы
Дети сами иллюстрируют изучаемые темы, рисуя картинки или придумывая образы; учебный материал преподаю, сопровождая просмотром видеокассет, презентаций, интерактивных плакатов и т.д.
Музыкальный интеллект. Возникает вопрос, как же их вообще можно научить чему-либо в условиях современной школы? Можно, и весьма успешно. Дети учатся, слушая музыку (например, запоминают материал под любимую мелодию) . Я использую музыку для регуляции настроения .
Дети запоминают материал, многократно его повторяя, лучше всего в определенном ритме, выбранным самим ребенком. Я обращаю внимание на интонационные особенности языка. Сопровождаю учебный материал стихами, песенками, рифмовками. На физминутках использую музыку.
Телесно-кинестетический интеллект . Для таких детей использую следующие приёмы: делаю частые смены деятельности, физминутки, чтобы поиграть, выполнить несколько физических упражнений ; использую наглядные модели, которые можно потрогать и которыми можно манипулировать; использую ролевые игры в обучении; дети делают физические упражнения со словами, имитируют движения или повадки животных, названия которых изучаются, звуки природных явлений, показывают части тела и т.д.
Натуралистический интеллект. Для таких детей использую на уроках иллюстрации природных явлений, животного и растительного мира. С удовольствием дети выполняют проектные задания, связанные с изучением истории человечества, развитием природных явлений и т.д.
Межличностный интеллект. Применяю для таких детей часто групповую форму работы, прошу объяснить пройденный материал тем, кто его не усвоил (или усвоил хуже).
Внутриличностный интеллект .
Я использую для таких детей индивидуальные задания, обсуждение сделанного, подробный разбор ошибок; даю индивидуальные поручения, например, подобрать материал по теме; самостоятельную проверку своих работ или выполнение работы над ошибками.
Школа в огромной степени способствует (либо мешает) проявлению, раскрытию индивидуальных черт, способностей человека. Следовательно, заботясь о сохранении и развитии детской индивидуальности, школа должна признавать все типы интеллекта одинаково значимыми и предоставлять возможности для проявления и развития каждого из них. Это является еще одним требованием к индивидуализированному образовательному процессу.
Пожалуйста, обратите внимание, что вовсе не обязательно дети должны обладать всеми присущими тому или иному типу интеллекта характеристиками. И далеко не всегда у человека бывает ярко выражен какой-то один тип мышления, могут быть комбинации из 2-3 типов.
Результативность:
- увеличение количества учащихся посещающих предметные кружки;
- увеличение количества учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах и конкурсах;
- повышение качества знаний учащихся в течение года;
- качественно новый уровень докладов, рефератов учащихся, использование ими различных форм представления информации.
Способы применения теории Гарднера в обучении различны – это может быть групповой или индивидуальный проект, спланированное особым образом изучение программной темы. Главное – предоставить ребенку возможность познавать, изучать что-либо тем способом и путем, какой ему наиболее близок, удобен и в котором он чувствует себя комфортно. Работая на основе теории множественности интеллекта, важно сознавать, какие именно типы интеллекта задействованы в уроке при изучении темы, но при этом совсем не обязательно радикально менять ваши методы обучения детей. В действительности, применение этой теории делает хорошее обучение еще более эффективным, позволяя ученикам использовать все доступные и близкие им способы обучения.
|