|
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в старших классах
Доклад на тему:
«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в старших классах»
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
МОУ «Осташевская СОШ»
Минаева Дарья Вячеславовна
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка
в старших классах.
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. В современной социальной жизни происходят большие изменения, которые влияют и на школьное образование.
Введены новые виды итоговой аттестации - ГИА и ЕГЭ, разработаны, апробированы и введены Федеральные государственные образовательные стандарты для начальных классов. Уже утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты для старших классов. Поэтому учителю, работающему в старших классах, необходимо разработать новый подход к обучению школьников учебным предметам, в том числе и русскому языку. К сожалению, в настоящее время все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место в школьном образовании выходит формирование у обучающихся умения учиться. Процесс обучения строится таким образом, что большую часть знаний учащиеся должны «добывать» самостоятельно. Они не выполняют задания «по образцу», а учатся сравнивать, анализировать, искать общее и специфическое, делать выводы.
На протяжении всего курса обучения школьник должен научиться ставить перед собой задачу - учить себя. И в решении этой задачи главное место занимает формирование универсальных учебных действий (УУД).
Универсальные учебные действия - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Требования к результатам изучения русского языка включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.
Например, для формирования познавательных УУД на уроках русского языка, можно использовать разные лексические задания, которые требуют от учеников работы со словарями и дополнительной литературой.
Для формирования коммуникативных УУД возможно использование групповой формы работы на уроке, проектной деятельности и т.д.
Регулятивные УУД в большей степени формируются при изучении нового материала. Ученики сами формулируют правила, делают выводы, составляют алгоритмы.
Личностные УУД являются личным результатом обучения для школьников, будь то урок или весь процесс обучения – это умение учеников понимать значимость приобретенных знаний и умений и использовать их в учебной деятельности, не только на уроках русского языка, но и на других предметах.
Работая с текстом на уроках русского языка, у учащихся формируются личностные, коммуникативные, познавательные универсальные учебные действия.
Работа в группах, исследовательская работа, работа с текстом, прием составления сводной таблицы, схемы, подготовка доклада и написание реферата, работа парами, использование парной формы контроля, самостоятельная работа с учебной литературой и т. д.- активные средства, которые используются на уроках русского языка для формирования УУД. Учащиеся, к концу обучения в школе, должны владеть всеми видами речевой деятельности. Они должны уметь строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, адекватно воспринимать устную и письменную речь, излагать свою точку зрения по проблеме, выдвигать аргументы, научатся спорить, рассуждать, извлекать необходимую информацию из различных источников, применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств, формулировать цель деятельности и т. д. Также это поможет решить проблему низкой мотивации учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности и поможет подготовить старшеклассников к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ.
Умение самостоятельно учиться, добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде - это то, чему ученик должен научиться в школе. Самостоятельная работа на уроках русского языка в старших классах является одним из способов формирования универсальных учебных действий. Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы.
Овладение универсальными учебными действиями ведёт к формированию самостоятельности, успешно овладевать умениями и компетентностями, осваивать новые знания, включая самостоятельную организацию процесса освоения и умения учиться. Это обеспечивается тем, что УУД – это обобщённые действия, открывающие возможности учащихся не только в русском языке, но и в строении самой учебной деятельности. Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися. Достижение учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности:
-познавательные и учебные мотивы;
-учебную цель;
-учебную задачу;
-учебные действия и задачи.
В результате формируются важные личностные характеристики: ребёнок может принимать ответственность за собственные решения, действия и поступки.
Современное школьное образование должно работать над формированием универсальных учебных действий, потому что этого требует современное общество. А современному обществу нужны люди обучаемые, способные самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. И в этом учитель русского языка играет важную роль.
1. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Урок риторики // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла.
2. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…». – М., 2011.
3. http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312207
4. .www. zavuch. info/methodib/151/
5. www. standart. edu. ru
|
|
|