|
Формирование познавательной активности учащихся на уроках английского языка на основе концепции личностно ориентированного обучения Жильцова Н. Н., учитель английского языка
Формирование познавательной активности учащихся на уроках английского языка на основе концепции личностно ориентированного обучения
Жильцова Н.Н.,
учитель английского языка
К.Д.Ушинский: «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду, и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета».
Ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у школьников, начинающих изучать иностранный язык, познавательной активности во время учебного процесса. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Задача педагога в таком случае состоит в том, чтобы в процессе обучения добиваться постоянства и устойчивости познавательной активности обучающихся.
Мы находим такие пути решения задач урока, такие формы и приемы работы, которые обеспечивали бы у школьников активную деятельность, направленную на приобретение знаний, повышали бы их познавательную активность и работоспособность, творческую инициативу и давали в результате высокое качество обученности.
Интересные формы проведения урока располагают к определенному эмоциональному настрою учеников, что значительно облегчает дальнейшую работу над языковыми и грамматическими аспектами английского языка. Разучивая, воспроизводя, моделируя и инсценируя реальные жизненные ситуации, стихи, песни, сказки на иностранном языке, ученики приобщаются к культуре страны изучаемого языка, овладевают коммуникативным минимумом, достаточным для осуществления как повседневного, так и профессионального иноязычного общения.
В системе нашей работы накоплен определенный опыт по развитию творческих способностей учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений, полет фантазии и простор для деятельности. Учитывая это, мы построили свою работу, направленную на положительную динамику развития знаний, умений и навыков ребенка в первую очередь на уроках, а затем во внеурочное время.
Технология коллективного способа обучения на уроках иностранного языка.
Демократизация и гуманизация педагогического процесса предъявляют качественно новые требования к деятельности учителя и ученика на уроке. Главная роль учителя – помочь ребенку учиться самому, сохраняя здоровье, работоспособность, создавать личность, способную стать творцом новой жизни.
Коллективный способ обучения (КСО), разработчиком которого является академик международной академии образования, профессор В.К. Дьяченко – это технология коллективного, группового, парного, индивидуального обучения. Главная идея технологии – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе.
Согласно требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы в начальной школе «…изучение иностранного языка будет способствовать формированию у младших школьников коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности общаться с носителями языка с учётом их речевых возможностей и потребностей в разных формах: устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо)».
Применение технологии КСО на уроках иностранного языка даёт возможность ученикам больше общаться друг с другом, передавать свои знания, проверять, обмениваться заданиями, т.е. включаться в коммуникативную деятельность, учиться культуре общения, взаимоподдержке. Каждый ребёнок пробует себя в роли учителя, раскрывает свои возможности, умения, талант. Демократический стиль общения, присущий данной технологии, снимает языковой барьер. Общение учащихся на иностранном языке становится более раскованным, живым. В каждый момент общения (работы) половина учащихся говорит, половина слушает. Минимальное количество участников — 4 человека.
В каждом классе есть дети с разными способностями. Учителю нужно и надо учитывать способности каждого и в то же время он должен обучать класс, как единую группу. Как бы учитель ни старался, это противоречие при классно-урочной системе остается непреодолимым.
При коллективном способе обучения каждый ученик отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но также за знания и учебные успехи товарищей по учебной работе. Каждую изучаемую тему (вопрос) участник занятий может излагать другим участникам, работая с каждым по очереди до полного, прочного и всестороннего овладения ею. Происходит полное совпадение, единство коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем лучше я обучаю других, тем больше я знаю сам.
КСО реально превращает школьников в субъектов самообразования и самовоспитания. Процесс изучения иностранного языка становиться более привлекательным для учащихся, возрастает его эффективность.
В своей практике я организую работу в равноценных группах, которая основана на принципах дифференциации, смешанных группах. При организации групповой работы класс делится на две и более группы для решения конкретных задач. В зависимости от ситуации каждая группа получает определенное задание одинаковое или дифференцированное.
Например, при работе над темой “Оборот there is\there are” класс делится на равноценные группы, которые получают одинаковое задание: составить предложения по опорам. На заключительном этапе работы одному из учащихся предлагается на доске выполнить подобное задание. Выбор кандидатуры остаётся за учителем. Результаты исследования показали, что обучающиеся с низким уровнем обученности справились с заданием. Хотя самостоятельная работа по этой же теме на предыдущем уроке показала низкий уровень обученности этих школьников. Можно сделать вывод, общение в группах взаимно обогащает обучающихся, проведение совместных действий ведет к активизации учебно-познавательной деятельности, формированию познавательной активности.
В шестом классе при изучении темы Past Simple класс делится на три группы на основе принципа дифференциации: с низкой, средней и высокой степенью обученности. Первая группа получает задание: составить предложения с использованием неправильных глаголов. Вторая группа должна составить вопросительные предложения в Past Simple, что в некоторой степени усложняет задание. Третьей группе, самой подготовленной, предложено перевести с русского на английский язык предложения в Past Simple (на этом этапе обучения задание такого типа требует определенного уровня подготовки). Все группы справились с заданием.
На следующем этапе урока были созданы смешанные группы, которым предлагалось совершенно одинаковое задание. Сущность этого этапа была в том, чтобы быстро и правильно выполнить задание – ответить на вопросы, используя Past Simple. Абсолютно все обучаемые, не зависимо от уровня обученности, включились в совместную деятельность. В результате совместных действий на основе взаимопонимания и уважения задание выполнено. Но самым большим достижением урока стали коммуникация, общение, особый положительный психологический климат в классе.
На старшей ступени изучение английского языка предполагает включение разнообразной тематики уроков, ее расширение для диалога с миром: культура, искусство, литература, образование, наука, политика, глобальные проблемы человечества, среди которых значительное место занимают проблемы состояния и охраны окружающей среды, соблюдение прав человека, преодоление локальных и региональных конфликтов и войн, защиты человека от болезней и нищеты, вопросы выживания человека и планеты в целом.
Примером может служить групповая дискуссия (группы формируются по различным точкам зрения, которые поддерживают учащиеся), где каждому ученику создаются условия для реализации личностных качеств, интеллектуальных возможностей в совместной деятельности и непосредственном контакте со сверстниками. Обычно в центре дискуссии стоит проблема, решение которой не является однозначным. В процессе дискуссии учащиеся высказывают в корректной форме альтернативные мнения, учатся слушать и слышать друг друга, аргументировать свое мнение, работают над осмыслением понятий. Это способствует развитию логики, способности критически мыслить, умению приступать к осмыслению и решению проблемы с позиции системного подхода. Кроме этого, дискуссии создают условия для понимания учениками многообразия окружающего мира, понимания значения множественного подхода к решению различных коммуникативных задач, закладываются основы альтернативного подхода к проблеме.
Практика показывает, использование групповых технологий способствует формированию познавательной активности обучающихся, повышению качества образовательного процесса. Такой вид работы требует от учителя более тщательной подготовки к проведению уроков, но результат оправдывает все затраты.
Обучение в коллективе можно назвать обучением на своем опыте или приобретением опыта. Все виды групповой деятельности дают возможность, используя подходящий момент, раскрыть в ребенке скрытые ценности, возможности, способности, творческую личность. Приобретенные таким образом человеческие качества помогут обучаемым в их дальнейшей жизни, в процессе социализации и становления личности.
Проектная технология на уроке английского языка
Мы широко применяем в практике преподавания английского языка проектную технологию. Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинированный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.
Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.
Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.
Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. Урок-проект формирует умения самостоятельной работы. Главной особенностью урока-проекта является доступность темы и возможность ее варьирования.
Эта форма очень нравится учащимся. Им приходится много думать, читать, ходить в библиотеку и учиться работать в сотрудничестве над проектом. Для повышения эффективности обучения использую информационные технологии. После завершения каждой учебной темы предлагаем либо составить устное высказывание, либо написать сочинение по теме, либо сделать постер, а одаренные дети, как правило, берутся за самое сложное задание - составить компьютерную презентацию и выступить с ее защитой.
Работа над проектами начинается на первой ступени обучения. В четвертом классе обучающиеся получают не очень сложные задания. Например, при работе над темой «Мой дом, квартира, комната» обучающиеся создают проект комнаты или дома их мечты. При этом развиваются их творческие способности, активизируется использование лексики по проблеме.
В 6 классе мы выполняем проектную работу “Мой класс”. Сначала я предлагаю каждому обучаемому написать небольшой рассказ о ком-то из своих одноклассников. После этого подвожу их к идее создать нечто интересное о классе. Почти каждый раз это бывают разные формы исполнения: альбом, стенгазета, коллаж и т.п. Получив задание, ребята группируются по интересам, но я стараюсь сделать так, чтобы в группу входили школьники с разными уровнями обученности. Работа в микрогруппах проводится под наблюдением учителя, который выступает в роли советчика, помощника.
Уровень исполнения проекта в старших классах заметно отличается от других ступеней обучения. При работе над проектным заданием обучаемые применяют не только языковые знания, но и знания, полученные на других уроках, например, истории, информатики и т.д. Такие работы отличаются объёмностью, грамотностью, своеобразностью исполнения. Ярким примером являются работы, выполненные по темам“Молодежные организации Тульской области”, “Идеальное государство”, “Роль иностранного языка в нашей жизни” в форме презентации Power Point. Практический выход таких проектов состоит в использовании их для профориентации учащихся девятых классов и предпрофильной подготовки.
Очень интересной оказалась работа над проектом“Кулинарная книга”. Её создание было вызвано познавательной потребностью учащихся –сравнить кулинарные рецепты страны изучаемого языка и русской кухни. Для того чтобы “зажечь” ребят я предлагаю им самим сначала перевести аутентичный текст из кулинарной книги. На следующем этапе мы разбираем не только особенности написания таких текстов, но и кулинарные пристрастия англичан. Практический выход этой работы – кулинарная книга, которой могут пользоваться все желающие.
Мною было проведено исследование развития творческих способностей и языковых знаний,умений и навыков при работе над проектами определенной группы учащихся. Работа каждой группы оценивалась по четырём аспектам: объем, внешнее оформление, время исполнения, уровень сложности языкового материала. Сравнительный анализ работ учащихся показал, что в группах, где применялся метод проектов начиная с начального этапа обучения (со второго класса), объем выполняемого задания был больше, чем у учащихся, не работавших по данной методике. В работах виден творческий подход к выполнению заданий, ярко выражена творческая фантазия. Это заметно даже во внешнем оформлении проектной работы. Проект выполнялся за более короткий срок, что говорит об определенной организованности учащихся. Спектр поиска информации заметно расширился: использовались не только учебные пособия, но и аутентичные материалы, доказывая тем самым, что языковой уровень у этой группы учащихся выше.
Опыт показывает, метод проектов помогает развить индивидуальные способности каждого ребёнка, создает положительный психологический климат в группе и направлен на формирование познавательной активности учащихся.
Таким образом, развивая творческую активность на уроках английского языка, ученики стремятся узнать больше дополнительной информации. Учащиеся способны умело организовать свою деятельность, иногда не прибегая к помощи учителя. Ученики становятся более открытыми для общения и обучения. Они стремятся выразить себя, показать свои таланты, добиваются успеха в учёбе. Многие из учеников определяются со своими интересами, идут к намеченной цели. Ребята справляются с различными головоломками, заданиями, требующими логического осмысления, нестандартности решения. Ученики осознают не только собственный рост в обучении, психологическом развитии, но и замечают изменения друг в друге. Происходит сравнение себя с соклассниками. Отсюда прослеживается наблюдение и внимательное отношение ко всем людям. Для выполнения большинства заданий ученикам необходимо проявить креативность, раскрывая свой потенциал. Исчезают многие комплексы. Активизируется поисковая активность. Выполняя проектные работы по английскому языку, учащиеся определяются со своими интересами, каждый ученик выполняет определённую роль и стремиться выделиться из группы. Следовательно, он приобретает некоторую долю самостоятельности, значит, и в жизни будет занимать активную позицию. Благодаря совместной продуктивной творческой работе учителя и учеников, последние имеют значительный успех и значимость среди сверстников, умело применяют полученный опыт в жизни и готовы легко найти выход из любой сложившейся ситуации!
Позиция школьника - не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего самого себя (Д.Б. Эльконин).
|
|
|