|
Использование проектно-исследовательского метода
Управление образования и молодежной политики
администрации Городецкого района
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Тема:
Использование проектно-исследовательского метода
на уроках русского языка.
(на примере раздела русского языка 7 класса
«Морфология. Наречие»)
ВЫПОЛНИЛ:
Должность
учитель русского языка и литературы
Ф.И.О. Шкарина Людмила Николаевна
Образование высшее
Стаж работы в данной должности 20 лет
2013 год
Содержание работы:
1. Пояснительная записка
2.Цели и задачи
3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями
4. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.
5. Система знаний и система деятельности
6. Поурочное планирование по разделу
7. Ожидаемые результаты освоения раздела программы
8.Приложения :
Приложение №1- Разработка урока, наиболее полно представляющего специфику методики, реализуемой учителем.
Приложение №2 - Этапы работы над проектом»Презентуем наречие»
Приложение №3-Содержание модулей проекта
Приложение №4- Тест оценки знаний по теме «Наречие»
8. Список литературы
Пояснительная записка
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. В основной школе изучение предмета направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения.
В Федеральном компоненте государственного стандарта и Примерной программе основного общего образования по русскому языку Министерства образования РФ сформулирована общая стратегия обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Обучение ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Задачи обучения:
1.Обучающие :
освоение знаний всех разделов русского языка, его устройства и функционирования в различных сферах и ситуациях общения; знаний о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
2. Развивающие:
формирование умений познавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
3. Воспитывающие:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навык самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
В Федеральном компоненте государственного стандарта содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции учащихся, обозначено первым разделом. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Все эти требования реализованы в настоящем примерном планировании. Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В 7 классе изучаются такие разделы морфологии, как причастие, деепричастие, наречие, служебные части речи, междометия и звукоподражательные слова. Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Изучение каждого раздела должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности и осуществляется в трёх направлениях: овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование умений и навыков связного изложении мыслей в устной и письменной речи
Цели изучения морфологии, реализованные в учебнике для VII класса, те же, что и в учебниках русского языка для V и VI классов: способствовать
1) общему образованию учащихся;
2) развитию их логического мышления, умения рассуждать, строить умозаключения;
3) овладению русским литературным языком в устной и письменной форме
Важно подчеркнуть, что система изучения морфологии в VII классе, как и в предыдущих классах, построена на основе обобщенных понятий. Этот подход позволяет избежать догматизма и формализма при изучении строя языка, облегчить и ускорить процесс его усвоения, опираясь на чувство языка и владения им.
К VII классу ученики должны уже свободно оперировать обобщенными морфологическими понятиями, принципами классификации частей речи и обобщенными морфологическими признаками. Морфологические знания, умения и навыки на этом этапе становятся для учащихся тем инструментом, с помощью которого они способны получить знания о вновь изучаемых частях речи. Именно поэтому в VII классе возрастает объем самостоятельной работы учеников и возможна исследовательская направленность работы. Изучение морфологии на данном этапе предполагает формирование не только языковой компетенции учащихся, но и культуры мышления и уже на этой основе совершенствование речевой культуры, развитие коммуникативных умений и навыков.
В соответствии с новым БУПом 2004 г. учебное время, отведенное на изучение русского языка в 7 классе, уменьшилось на 30 часов (по сравнению с обязательным минимумом содержания 1998 г., в котором на изучение курса было определено 170 часов). Для того чтобы реализовать цели обучения, учителю следует совершенствовать образовательный процесс. Наряду с традиционными уроками необходимо использовать такие формы занятий, как практикумы, консультации, собеседования, в хорошо подготовленных классах – семинары, творческие зачеты и т.д. Применение информационных технологий в преподавании русского языка на данном этапе модернизации образования - это не дань моде, а необходимость, т.к. они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес как к урокам русского языка, так и к надпредметным занятиям; активизируют познавательную деятельность учащихся.
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и поисковый) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка
Подростничество — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию,— это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, причем делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы обычной школьной учебной программы в развитии своих знаний, умений и навыков.
В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Учение дополняется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл. Знания, умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности для подростка окружающих его людей, а также основанием для проявления интереса и подражания им.
Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку.
Чтобы все процессы протекали успешно, подросток чувствовал себя комфортно в сложившейся вокруг него обстановке, смог проявить себя в различных областях школьной жизни, необходимо педагогу внедрять новые методики и подходы в урочной и внеурочной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует выполнению заданных целей , так как она:
личностно ориентирована;
характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».
Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
Исследование может быть организовано на всех этапах обучения русскому языку: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.
Курс русского языка 5-7 классов предоставляет много возможностей работы по данному направлению. Программа 7 класса по русскому языку представляет собой завершающий курс изучения орфографии, самостоятельных и служебных частей речи, что вызывает большие трудности у учащихся и повышает ответственность учителя.
К концу учебного года учащиеся должны уметь любое слово определить как часть речи, различать омонимичные части речи. Применение проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка , особенно при изучении таких сложных разделов как , к примеру, «Наречие» повысит эффективность обучения и доступность для ученика.
6. Система знаний и система деятельности:
При изучении данного раздела учащиеся получают знания из определенной научной области – знания в рамках раздела «Морфология», «Синтаксис», «Орфография», также речевые знания , умения и навыки , связанные с работой с текстом, культурой собственной речи.
Система деятельности - Самоорганизующая деятельность.
Проектно-исследовательская деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.
Второй год я серьёзно занимаюсь проблемой организации проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка . Изучила серьёзные источники по описанию данных методов (научные разработки Кульневича, Богдановой, Безруковой, Д. Дьюи, Шацкого и др.) Исследовательская деятельность учащихся глубоко рассматривается в работе М.Г. Качурина «Организация исследовательской деятельности на уроках литературы» (М.,1998). В ней современный ученый-методист отстаивает идею исследования на уроках словесности, т.к. «исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления». М.Г. Качурин убежден, что «исследовательскую работу на уроках целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников».
Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами: предметная исследовательская деятельность учащихся (по алгоритму) и проектирование и исследовательская деятельность учащихся (подкрепление реальными действиями).
В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы.
Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: .
1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):
высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
обсуждение возникших идей;
перечисление интересующих учащихся тем проектов;
формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):
уточнение намеченной цели и задач;
поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);
интерпретация данных;
сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
систематизация полученных данных;
построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).
4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):
осмысление полученных данных и способов достижения результата;
обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.).
Следовательно, задачи, стоящие передо мной в процессе решения этой проблемы, таковы:
1) развитие познавательных навыков учащихся;
2) умений самостоятельно конструировать свои знания;
3) ориентироваться в информационном пространстве;
4) развитие критического и творческого мышления;
5) умения увидеть, сформулировать и решить проблему;
6) формирование социо-культурологических и коммуникационных компетентностей.
Глубоко убеждена, что русский язык как учебный предмет обладает значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. Чтобы способствовать воспитанию свободной личности, организую такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего учащемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования чувства ответственности за ее результаты. В основу урока русского языка должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на стимулирование личностного восприятия, когда каждый подросток, постигая объективное содержание разделов языкознания , видит в них не только средство получить оценку , но и обогатить свой словарный запас, обрести навыки коммуникативного общения для успешной социализации в обществе.
Поэтому обозначу вопросы, которые для меня и сегодня важны: как организовать уроки русского языка исследовательской направленности, как найти тему для исследования, какие алгоритмы дать в помощь ученикам, и самое главное, как сделать занятия увлекательными и плодотворными? На многое я для себя уже ответила.
Хочу отметить, что всё начинается с создания проблемной ситуации на уроке. Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения использую такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учащихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной – в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду.
Для исследования, как правило, нужна не просто проблема, она должна быть актуальна с точки зрения ученика и иметь практическую направленность. Деятельность учащихся в учебном проекте подчинена определённой логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и её осуществление. Завершается работа презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время защиты проекта мы узнаём, что было сделано во время проектной работы.
В частности, хочу представить модель использования проектно-исследовательского метода при изучении раздела программы русского языка 7 класса «Наречие». Тема «Наречие» входит в раздел «Морфология. Орфография. Культура речи.» В частности, хочу представить модель использования проектно-исследовательского метода при изучении раздела программы русского языка 7 класса «Наречие».
Для изучения данного раздела программой предусмотрено 19 ч. работы по данной теме и 5 часов «Развития речи»
№
|
Название темы урока
|
Кол-во часов по плану
|
примечание
|
48
|
Наречие как часть речи
|
1
|
Этап проектирования
|
49
|
Смысловые группы наречий
|
1
|
|
50-51
|
Сочинение по картине Попова «Первый снег» Развитие речи
|
2
|
|
52
|
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о, -е
|
2
|
Модуль проектной работы
|
53
|
Морфологический разбор наречия
|
1
|
Модуль проектной работы
|
54-55
|
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о -е
|
2
|
Модуль проектной работы
|
56-57
|
НЕ и НИ в приставках отрицательных наречий
|
2
|
Модуль проектной работы
|
58-59
|
Н и НН в наречиях на –о, -е
|
2
|
Модуль проектной работы
|
60
|
Описание действия
|
1
|
|
61
|
О и Е после шипящих на конце наречий
|
1
|
Модуль проектной работы
|
62
|
О и А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-.
|
1
|
Модуль проектной работы
|
63-64
|
Дефисное написание наречий
|
2
|
Модуль проектной работы
|
65-66
|
Сочинение по картине Широкова «Друзья». Развитие речи.
|
2
|
|
67-68
|
Слитное и раздельное написание наречий
|
2
|
|
69
|
Мягкий знак на конце наречий
|
1
|
Модуль проектной работы
|
70
|
Тестирование по теме «Наречие»
|
1
|
|
Экспериментальное обучение показало, что учащиеся способны оценить полезность единого подхода — на основе обобщенных понятий — к изучению всех морфологических тем. По мнению одного из учеников, изученное повторяется мгновенно: «...мы вплетаем изученный материал в еще не изученный». ». Ранее знакомый алгоритм работы по изучению частей речи используется в работе над темой «Наречие», которая для семиклассников незнакома и нова , т.к. в курсе начальной школы они познакомились только с самим понятием В 5-6 классах учащиеся изучали все знаменательные части речи кроме наречия. В 7-ом классе именно наречие завершает изучение знаменательных слов. По опыту работы педагогов и методистов современности известно, что наречие в силу морфологических словообразовательных особенностей, в силу правописания является одной из самых сложных для усвоения частей речи
Главная задача – помочь учащимся осмыслить своеобразие наречия как части речи, его специфические признаки, орфографические сложности.
Начиная с 5 класса, свои уроки русского языка строила в соответствии с технологией личностно- ориентированного подхода к обучению и воспитанию, поэтому при переходе на модель проектно-исследовательской деятельности ученики особых трудностей не испытывали. Тем более , что данный вид деятельности является определяющим в учебно-воспитательном процессе школы в целом, и таким образом учащиеся приобретают навыки исследовательской деятельности в системе. . Работа по совершенствованию навыков исследовательской деятельности проводилась на отдельных уроках словесности, (мини-исследования, мини-проекты), а также при изучении целой темы. Обобщенная поисковая модель уроков представлена в данной работе.
На самом первом уроке «Наречие как часть речи» посредством работы с текстом ставится проблема , связанная с наблюдением над незнакомой частью речи. , определяется мотив для исследования , составляется гипотеза (наблюдение над лексико-грамматическими, морфологическими, синтаксическими особенностями) и способы решения и делаются выводы. (см. Приложение №1) На данном уроке планируется проектно-исследовательская деятельность в рамках целого раздела «Наречие»: (см. Приложение № 2)
1 Выбор темы исследования «Презентуем наречие» разделов данной темы –составляющих модулей :
-Наречие как часть речи
- правописание наречий:
Слитное и раздельное написание не с наречиями на- о, -е
Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.
Одна и две буквы н в наречиях на –о , -е
Буквы о и е после шипящих на конце наречий.
Буквы о и а на конце наречий
Дефисное написание наречий.
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
2.Определяются участники проектно- исследовательской деятельности:- индивидуальная работа, работа в парах , групповая. Консультативная помощь учителя.
3.Определяется алгоритм исследования:
4. Представление , защита , редактирование созданных проектов в форме мультимедийной презентации
5 Презентация обобщенной модели «Презентуем наречие» .
Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с материалом исследования , применить имеющиеся умения. Поэтому при выборе тем для исследования использую диффиренциованный подход, а именно, учитываются возможности ученика работать самостоятельно или в группе, подбор тем также определяется степенью сложности. При практической реализации исследовательского подхода в обучении использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками.
В процессе изучения раздела «Наречие» каждый урок становится определенным этапом проектно-исследовательской деятельности, т. к . после этапа актуализации знаний по ранее изученному материалу при объяснении нового материала используется защита проекта учеником или группой по определенной подтеме. Таким образом, учащийся выступает не только в роли исследователя по данной теме, но и в какой-то мере в роли учителя при объяснении нового материала. Наиболее сильные ученики уже делают попытку вовлечения класса в процесс исследования на уроке при презентации своего проекта по определенной теме. На каждом уроке учащиеся в свой Словарь понятий и терминов (ведется с 5 по 9 класс) заносят опорные схемы по теме, памятки, которые смогут применить при индивидуальной работе по теме, при подготовке домашнего задания , при изучении аналогичных тем. Индивидуализация в обучении позволяет активизировать познавательный интерес учащегося, что является важным условием в саморазвитии личности и самореализации Процесс сотворчества никого не оставляет равнодушными, деятельность ученика на уроке становится эффективной и продуктивной, т. к. основана на личностном восприятии и мотивирована на успех.
Ожидаемые результаты:
Я убедилась, что использование ПК на уроках и использование проектно-исследовательской деятельности дает высокие результаты:
развивает творческие, исследовательские способности учащихся,
повышает их активность;
способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала,
приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
По результатам тестирования, проведенного в конце изучения темы «Наречие»в 7 классе, были получены такие результаты: работу выполняли 16 чел., на 4-5 -12 чел.
-
Все тестовые задания
|
Задания 1-4, 12
Общие сведения о наречии,
Роль в тексте
|
Задания 5-16
Правописание наречий
|
100- 90 %
|
5чел.
|
100- 90 %
|
3 чел
|
100- 90 %
|
2 чел.
|
80-70 %
|
7 чел
|
80-70 %
|
5 чел
|
80-70 %
|
2 чел.
|
Данные по результатам рефлексии , проводимой на уроках по данному разделу , свидетельствуют о том, что ученики во время урока и во время работы над проектом чувствовали себя комфортно (диагностика сигнальных карточек), большинство оценило свою работу хорошей оценкой, результатами своей работы остались довольны.
Литература
1.Дейкина А. Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М., 1990.
2.Добровольская В.В. Роль и место письменной речи в гибких моделях обучения. «Мир русского слова», 2002, №4.
3.Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассная работа по литературе (IV-VIII классы). – М.: Просвещение, 1975.
4 . Ковалев В.И. Книга Н. М. Шанского на уроках и внеурочных мероприятиях по русскому языку//РЯШ. – 1993. - №3.
5. Круглова О.С. Технология проектного обучения. "Завуч" № 6,1 999, с.90-94.
6.Лернер И. Я. Проблемное обучение - М., 1974.
7.Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. М. 1983.
8.Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
9.Материалы круглого стола на тему: «Русский язык в общеобразовательной школе: программы и учебники». М, 2002
10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /
Под ред. Е.С.Полат.– М.: 2000.
11.Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1980.
12.Попов Г.Х. Организация личной работы учащегося. М.: 1987.
13.Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.
14. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1980.
15.Чечель И. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // «Директор школы». – 1998. № 3.
16.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М.,1998.
|
|
|