|
Формирование и развитие классного коллектива, органов его самоуправления
Формирование и развитие классного коллектива, органов его самоуправления.
Для каждого ребенка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Учитель начальных классов воплощает в себе все, что связано с учением, отношениями с окружающими, конкретными предметами, уроками и школьной жизнью в целом. Эта встреча может помочь ребенку стать хорошим учеником, обрести свое собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать первому учителю, обращаться к нему в самые трудные и счастливые минуты своей жизни. Но произойдет это только в том случае, если учитель увидит в каждом первокласснике уникальную личность, будет постоянно считаться с этим открытием, чувствуя и принимая близко к сердцу проблемы детей, сопереживая их успехам и неудачам, если он всегда будет искать новые способы теплого общения с ними, веря, что ученики хотят быть его соратниками в обучении и воспитании.
Мальчики и девочки, переступая школьный порог, мечтают найти себе новых друзей, проявить себя, показать родителям и всем родственникам свои способности и умения. От учителя начальных классов во многом зависит развитие творческих способностей детей. Необходимо вовремя направить в нужном направлении стремление ребенка познать новое. Каждый ребенок рождается исследователем. Он понимает, что мир познаваем и старается изучить его предметы и явления, находясь в классном коллективе.
Важную роль в формировании подрастающего поколения играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. Отношения в классном коллективе во многом определяют судьбу будущего гражданина. Давно известно, что наиболее интенсивное развитие личности ребенка происходит в сфере досуга, игры, свободного общения. Однако, не так много семей готовы к полноценному общению со своим ребенком: и даже в благополучной семье ребёнок порой испытывает одиночество, а родители даже не подозревают о возникновении отчуждения, что впоследствии может привести к серьёзным проблемам. А в школе при проведении тех или иных воспитательных мероприятий дети получают возможность сами участвовать в их подготовке, делать то, что их интересует и раскрывать свои знания и способности, реализовать свой творческий потенциал, развивать чувство собственного достоинства.
Для успешного осуществления воспитательного процесса, уже в первом классе составляется программа развития ученического коллектива.
Ставятся цели на учебный год:
Сплочение коллектива через развитие индивидуальных особенностей учащихся;
Обеспечение успешной адаптации учащихся на первом этапе обучения;
Развитие творческих способностей у ребенка на уроке и во внеурочное время;
Обеспечение наличия в классе нестандартных поручений в соответствии с интересами учащихся и их возможностями;
Нацеливание детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд.
Главными задачами данной программы являются:
- создание необходимых условий жизни детей в школе;
- воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников;
- организация многообразной учебной, общественно – полезной и творческой деятельности учащихся;
- наполнение режима дня определённым содержанием, когда для каждого режимного момента выделены не только обязанности и занятия детей, но и определена система целесообразных и взаимосвязанных педагогических действий взрослых;
- формирование гражданских и организаторских качеств школьника, развитие инициативы и самостоятельности, индивидуальных склонностей и интересов.
Направление деятельности:
Учебно-познавательное.
Художественно-эстетическое.
Гражданско-патриотическое.
Нравственное.
Физкультурно-оздоровительное.
Трудовое.
Учитель должен организовывать коллективную деятельность детей. Самоуправление в классе – способ организации его жизни, путь к преобразованию группы учащихся в коллектив. Дети учатся руководить и подчинятся. Предъявляя требования друг к другу, ребята начинают болеть душой за общее дело, принимать интересы коллектива как свои собственные.
В чем проявляется работа по самоуправлению класса?
Распределение поручений. Планирование воспитательной работы класса.
Классные собрания.
Организация дежурства по классу.
Работа с активом: «Оказание помощи отстающим и слабым детям».
Контроль посещаемости.
Контроль поведения.
Работа с классом по подготовке внеклассных мероприятий.
Участие в школьных мероприятиях
Так как ядром школьной воспитательной системы и главным субъектом её является классный коллектив, то встает вопрос: «Каким он должен быть?»
Классный коллектив (в идеальном варианте):
- хорошо организованный, самоуправляющийся с демократично сформированными органами самоуправления;
- каждый член живёт интересами класса, болеет и переживает за его дела, успехи или неудачи;
- все имеют возможность участвовать в управлении классом и защищать его честь;
- подавляющее большинство сопричастно с делом класса, ведь любить и ценить можно то, что ты создал и к чему приложил руку, голову;
- обязательность мероприятий, в которых участвует весь класс и вся школа, дел, которые бы объединяли всех.
|
|
|