|
Этюд яблок в технике Гризайль
Министерство культуры и туризма
Республики Мордовия
Управление культуры
городского округа Саранск
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа №4»
городского округа Саранск
План-конспект урока по живописи в 1 классе на тему:
«Этюд яблок в технике «Гризайль».
Передача объёма предметов светотенью.
Отработка приемов «лессировка», «мазок».
Преподаватель живописного отделения: Гуськова Э.Н.
Саранск 2013
Вид занятия: Изображение на плоскости.
Место проведения: Учебный класс.
Цель урока: Понимание понятия «светотень» как средства выявления объема предмета. Познакомить с понятиями «блики», «полутени», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень».
Обучающая: Научить изображению фруктов (яблоко) с натуры с боковым освещением.
Развивающая: Развивать у учеников: приемы работы акварелью, художественную речь. Способствовать развитию самостоятельности, зрительной памяти.
Воспитательная: Воспитывать наблюдательность, интерес к изобразительному искусству, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.
Оборудование:
Зрительный ряд: Натуральная постановка из фруктов (яблоко) с боковым освещением, образец педагогического рисунка, таблицы с этапами выполнения этюда, работы учащихся, фотографии, наглядные пособия
Оборудование: Бумага формата А3, карандаш ТМ, ластик, акварель, кисть беличья №5,6, вода, палитра, салфетка
Задание: Выполнить этюд яблок в технике «гризайль», используя приёмы «лессировка» и «мазок»
План урока:
Организационный момент………………………5 мин.
Эмоциональный настрой класса………………..10 мин.
Анализ темы……………………………………...10 мин.
Анализ задания…………………………………...30 мин.
Самостоятельная работа………………………....50 мин.
Итоговый анализ детских работ………………..10 мин.
Уборка рабочего места…………………………...5 мин.
Ход урока:
Организационный момент. Подготовка к занятию
Подготовка рабочего места: ученики рассаживаются за мольберты, на которых кнопками закреплена бумага формата А3 (горизонтально). На табуретках около каждого ученика приготовлены карандаш ТМ, ластик, акварельные краски, кисти беличьи №3,4,5, палитра, вода, салфетка.
Проверить, правильно ли разместились ученики за мольбертами, всем ли хорошо видна постановка, удачны ли ракурсы.
2. Эмоциональный настрой класса
Начинаем урок с приветствия учащихся. После приветствия начинаем вспоминать материал прошлого урока.
Учитель: « Ребята, напомните мне, что такое живопись и что в ней главное?»
Дети: «Живопись это основной вид изобразительного искусства, выразительным средством которого является цвет».
Учитель: «Вы уже познакомились с акварельными красками и их свойствами. Напомните мне их свойства?»
Дети: «Акварельные краски от слова «аква» - вода, т.е. водяные краски, они очень любят воду. Они могут быть как насыщенными, так и прозрачными. Белым цветом в акварельных красках является белая бумага и вода».
Учитель: «А теперь давайте вспомним о приемах акварельной живописи. Какие приемы вы знаете?»
Дети: «Приемы акварельной живописи – заливка, мазок, алла-прима, лессировка, по-сырому. Заливка – равномерное распределение цвета на бумаге сверху вниз. Мазок – след от плоской кисти». Алла-прима выполняется за один прием, цвет берется в полную силу. Лессировка – послойная живопись, где прозрачный слой перекрывает предыдущий. Важное условие – просыхание предыдущего слоя. По-сырому – живопись по сырой бумаге».
После опроса пройденного материала начинается объяснение нового задания.
Анализ темы
Учитель: «Сегодня мы с вами выполняем этюд яблок в технике «гризайль» приемами «лессировка» и «мазок». Этюд – от фр. «упражнение». Выполняя этюд, мы будем упражняться в использовании техники акварельной живописи: лессировка и мазок.
Прежде чем приступить к заданию, мы должны познакомиться с особенностями построения яблока.
Прежде всего, нужно выяснить, на какую геометрическую форму похож тот предмет, который мы собрались рисовать. В данном случае яблоко у нас похоже на круг.
Анализ задания
Учитель: «Для того чтобы лучше передать объем предметов и разобраться в светотеневых градациях, выполним наше задание в технике “Гризайль”.
Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид однотонной (монохромной) живописи, выполняемой в разных оттенках одного цвета, чаще всего сепии.
В работе над следующей живописной постановкой вам нужно будет верно определить светотеневые градации. Гризайль дает возможность создать фиксированную тональную шкалу, используя для этого заготовленные колера. Мы учимся создавать тональную шкалу из 5-7-9 тонов. И в несколько этапов разбираем, каким образом строится тональное изображение.
А также мы выполним постановку в технике “Гризайль”, которая очень интересна и эффектна в исполнении».
Самостоятельная работа
Учитель: «Итак, приступаем к заполнению или компоновке листа бумаги формата А3. На этом занятии мы выполним два этюда. Разместим их на одном листе, поэтому разделим лист вертикально пополам и выполним два одинаковых рисунка предметов постановки. Сначала остро отточенным карандашом ТМ выполняем подготовительный рисунок. Располагая изображение на листе, выявляем пропорции предмета. Строим форму предмета в соответствии с законами линейной перспективы. Для выполнения рисунка в технике гризайль освещаем постановку с одной стороны сильным источником света, например одной лампой, создавая контрастное освещение. Тонкими линиями четко обрисовываем контуры всех форм и границы основных теней постановки. Пользоваться резинкой при выполнении рисунка в технике гризайль не следует, так как она повреждает поверхность бумаги.
На следующей стадии работы определяем тоновые отношения рисунка, светотеневой масштаб. Весь рисунок покрываем слабым тоном, не трогая лишь сильно освещенные места - блики. Тем же самым тоном проходим по тональной шкале. После этого краска должна высохнуть.
Для рисования кистью нужно развести акварель в трех ячейках: для слабого, среднего и темного тонов в таком количестве, чтобы хватило на выполнение всего рисунка. Промежуточные тона получают, разбавляя полученные растворы водой или добавляя в них краску. Прежде чем наносить тон на рисунок, надо нанести его на палитру из той же бумаги.
Покрываем рисунок тоном, соответствующему свету, средним тоном, соответствующим полутонам изображения. Уточняем форму предмета, даем рисунку высохнуть и снова покрываем его темным тоном. Темный тон наносим там, где находятся собственные и падающие тени. Собственные и падающие тени на границах с другими, более светлыми, поверхностями темнеют. На переднем плане светотеневые отношения выступают резче, контрастнее. На дальнем плане все светотеневые отношения становятся мягче, воздушнее.
На последнем этапе работы прокладываем самые темные, но не черные, не глухие глубокие тени, выявляем форму, подчеркиваем контрастность, уточняем интенсивность отдельных мест, выявляем блик, сравниваем изображение с натурой.
Во второй половине листа выполним нашу постановку в технике «мазок». Мазком мы будем называть однородное по тону и цвету пятно размером не больше чем две величины волосяной части кисти.
При работе над заданием будем соблюдать некоторые ограничения.
1. Мазок не должен быть сухим - в нем не должно оставаться по ходу движения кисти полос незакрашенной бумаги. Но, если на кисти слишком много воды, краска стекает вниз по бумаге ручейками. Краска должна ложиться прозрачно даже в самых темных местах, бумага должна просвечивать сквозь краску.
Пока мазок не высох, мы не кладем мазков рядом с ним - мазки не должны сливаться в сыром виде.
Мазок после того как его положили нельзя перекрашивать. Стараемся сразу попасть в нужный тон. Если мазок неверен, его надо не исправлять, а скомпенсировать в ходе дальнейшей работы за счет соседних мазков.
4. Первый мазок кладем по самому темному месту - это сразу задаст тоновой диапазон натюрморта.
5. В начале работы не кладем больше двух мазков по одному предмету. При этом, если один мазок положен по освещенной части предмета, другой мазок кладем в тени этого предмета.
6. Сначала работаем в середине рисунка, там где соседствует наибольшее число тоновых отношений, и постепенно приходим к краям изображения. Когда мы сделаем первую проходку, в которой ни один мазок не кладется вплотную к другому, возвращаемся опять к середине листа. Теперь мазки второй проходки кладем вплотную к высохшим мазкам первой. С каждой проходкой белой бумаги между мазками остается все меньше, пока все пространство рисунка не окажется покрыто мазками краски.
7. Мазок можно класть по форме так же как и штрих. На границах формы мазок лучше класть вдоль линии - это поможет сохранить рисунок».
Итоговый анализ детских работ.
В конце урока выставляем все работы, и коллективно с учениками подводим итоги о проделанной работе. Обращаем внимание на композиционное, цветовое решение решение. В ходе анализа детя задаются вопросы:
Учитель: «Как вы думаете, вы справились с поставленной задачей? У кого получилось на «отлично»? Кому надо доделать? Всем спасибо за работу! Вы молодцы!»
Уборка рабочего места
В конце урока выставляем все работы, и коллективно с учениками подводим итоги о проделанной работе. Обращаем внимание на композиционное, цветовое решение решение, технику исполнения. В ходе анализа детям задаются вопросы:
Учитель: «Как вы думаете, вы справились с поставленной задачей? У кого получилось на «отлично»? Кому надо доделать? Всем спасибо за работу! Вы молодцы!»
|
|
|