Главная страница

Если ребёнок молчит или плохо говорит… воспитатель гбдоу д/c №100


Скачать 319.53 Kb.
Название Если ребёнок молчит или плохо говорит… воспитатель гбдоу д/c №100
Быкова Ю.В
Дата 16.02.2016
Размер 319.53 Kb.
Тип Документы


Если ребёнок молчит или плохо говорит…

Выполнил: воспитатель

ГБДОУ д/c №100

Быкова Ю.В.

Санкт-Петербург

2013

Введение

В последние годы количество детей с речевой патологией неуклонно растёт. Материалы этого кейса позволят познакомить родителей и людей, работающих с детьми, с тем, как развивается детская речь в норме; расскажут, почему могут возникнуть отклонения в развитии речи; какой диагноз может быть поставлен ребёнку, c речевой патологией; как проводится обследование таких детей; как организовать занятия с ребёнком в детском учреждении и дома.

Не секрет, что часто мамы и папы впадают в панику, прочитав в заключении диагноз: алалия, заикание, задержка речевого развития и т.п. Получив же информацию о возможных отклонениях в речевом развитии ребёнка, родители смогут определить, какие вопросы следует задать специалистам, какую позицию занять в общении с ними; поймут, что необходимо организовать домашние занятия с малышом по рекомендации логопеда. А тесная взаимосвязь в работе педагога-логопеда и родителей является одной из важнейших составляющих успеха в преодолении речевой патологии.

Не слушайте знакомых и даже врачей, которые будут убеждать Вас в том, что если ребёнок не заговорил до двух лет, то сделает это в три года. Да, проявление индивидуальных темпов развития речи возможно. Есть дети, которые молчат до трёх лет, а потом начинают говорить много, правильно произносят все звуки, а их связная речь развивается стремительно. Но количество таких малышей крайне невелико, а процент случаев речевой патологии разной степени выраженности неуклонно растёт. Возможно, кто-то будет успокаивать Вас тем, что многие известные люди картавили и шепелявили. Но далеко не все дети с подобными дефектами речи становятся успешными людьми, и часто именно речевые проблемы являются причиной их неудач.

Поэтому, если ребёнок не говорит ни в год, ни в полтора, ни в два года и особенно если в течении беременности матери, родов и раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не теряйте времени, обратитесь к неврологу, логопеду, детскому психологу. Чем раньше Вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из неё. Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарства, которые может назначить ребёнку невропатолог. Прочитав аннотацию к препаратам группы ноотропов, которые иногда назначают детям с речевой патологией, родители отказываются от лечения, не задумываясь о том, что это может привести к направлению ребёнка в речевую школу, потому что в обычном образовательном учреждении не говорящий малыш учиться не сможет. Не теряйте времени! И не отчаивайтесь, даже когда диагноз уже поставлен и пугает Вас.

О нормальном речевом развитии ребёнка

Первый крик своего малыша родители слышат ещё в родильном зале. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у ребёнка до восьми недель. Криком ребёнок сигнализирует о состоянии дискомфорта.

Возраст от 2 до 5 месяцев специалисты называют периодом гуления. Если Ваш ребёнок развивается в соответствии с возрастной нормой, он активно гулит, произносит нараспев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу». Гуление не возникает у младенца стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением со взрослым. Разговаривая с крохой, вы стимулируете его речевое развитие.

В 2,5-3 месяца у младенца появляется первый смех. Он с удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову.

В 4 месяца у ребёнка отмечается так называемый «комплекс оживления» со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Малыш радостно сучит ножками и машет ручками, гулит и смеётся в ответ на обращение мамы или другого взрослого.

К 5-6 месяцам нормально развивающийся младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо». Именно в пять месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как Вы произносите звуки. Не сюсюкайте с ребёнком, говорите чётко и правильно. Это очень важно! Если Ваш малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Необходимо срочно показать ребёнка оториноларингологу и провести углублённое исследование состояние слуха.

Примерно с 7 и 8 месяцев в речевом развитии малыша начинается период лепетного декламирования. Ребёнок произносит цепочки слогов с разными интонациями.

К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоциональное общение с малышом приобретает особенное значение для его развития. Ребёнок всё чаще произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемые взрослым.

К году в его словаре будет уже 10-15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т.п.

К 1,5-2 годам в речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!». Можно отметить появление в активной речи ребёнка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий».

К 3 годам из речи ребёнка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягчённо). Ребёнок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б,], [п], [п,], [м], [м,], [т], [т,], [н], [н,], [к], [к,], [г], [г,], [в], [в,], [ф] ,[ф,] ), строит простые распространённые или даже сложносочинённые предложения («Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шёл дождик»). Хотя в его речи ещё достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки [с] ,[с,], [з], [з,], использует в речи сложноподчинённые предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребёнок правильно произносил в этом возрасте звук [р]. Очень часто желание мамы и папы научить ребёнка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникновению серьёзного нарушения звукопроизношения.

К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связано рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.

В 6 лет нормально развивающийся ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.

С 7 лет начинается школьный период развития речи ребёнка.

К 17 годам он овладеет письменной речью и постигнет всё богатство родного языка в целом.

Почему он молчит или плохо говорит?

Причины задержки речи могут быть разными. Одна из самых распространенных причин задержки — поражение слуха. Так, если малыш не отзывается на свое имя, ничего не говорит — это должно взволновать родителей и побудить их проконсультироваться с педиатром и ЛОР-врачом. Нередко проблемы со слухом возникают из-за воспаления среднего уха в сочетании с серной пробкой (отит). В этом случае врач выпишет антибиотики и кортикоиды, которые ребенок должен принимать в течение нескольких недель.

Вторая причина — особенности биологического созревания нервной системы, когда у ребенка наблюдается общая задержка развития, не только речевая. Это часто бывает у недоношенных детей.

Третья причина более серьезная: задержка речи является лишь следствием общего расстройства развития, к примеру, легкой степени умственной отсталости или олигофрении.

Четвертая причина — отсутствие мотивации. Обычно подобная картина складывается в семьях, где ребенку отводится центральная роль. При «детоцентризме» мама с папой, бабушки и дедушки определяют своей главной жизненной задачей выполнение всех прихотей ребенка, когда по первому его крику или даже взгляду взрослые точно улавливают, чего хочет чадо, и тут же кидаются на помощь. Ребенку даже не нужно ни о чем просить! Как в известном анекдоте, когда ребенок до 3 лет молчал как рыба и заговорил, только когда ему подали несладкий чай. «Как?! — удивились родители. — Ты умеешь говорить?! Почему же ты раньше молчал?!» «Так раньше все было нормально», — невозмутимо ответил малыш.

Пятая причина — педагогическая запущенность и эмоциональная неудовлетворенность, когда ребенком мало занимаются, не уделяют должного внимания. Это, как правило, дети из неблагополучных семей. Попадая в нормальные условия, такие малыши быстро наверстывают упущенное и начинают говорить в соответствии с возрастной нормой.

Шестая причина — психологическая травма. В первую очередь к таковым можно отнести ранний отрыв от матери. Например, мама серьезно заболела, легла в больницу, и малыш некоторое время оставался вдали от мамы. Или, наоборот, кроха попал в больницу (даже если мама была рядом, для ребенка это удар по психике). Либо мама была вынуждена на несколько дней уехать и оставить малыша на попечение родственников. Для ребенка до года это может стать серьезным испытанием. Поэтому о подобных вещах обязательно нужно сообщать невропатологу для выявления истинной причины задержки речи и установления правильного диагноза.

Седьмая причина — дефицит личного общения. Нередко мамы так заматываются с непоседливыми детьми, что предпочитают усаживать их в манеж или перед телевизором и заниматься своими делами. Да и работающие отцы сильно устают после работы и, приходя домой, мечтают только о том, чтобы сытно поужинать и отвлечься от повседневных забот, погрузившись в «телевизионный» мир, а с ребенком разговаривают скупыми односложными предложениями. В итоге малыш мало слышит человеческую речь, и ему просто не у кого учиться говорить!

Кроме того, некоторые родители ошибочно полагают, что в обучении речевым навыкам ребенку может помочь телевизор. Это не так. Исследования показывают, что ребенок должен слышать и видеть речь не на экране, а «вживую». Дело в том, что когда человек произносит слова, в речевой процесс включается все его тело, совершая определенные микродвижения. И тело слушателя во время беседы совершает точно такие же движения с небольшим запаздыванием в 40–50 миллисекунд. Это происходит неосознанно, и движения не видны глазу. То есть, для того, чтобы произнести одно слово, мы задействуем все тело. Вовлекаясь всем существом (в прямом и переносном смысле) в общение, ребенок учится говорить и на уровне сознания, издавая различные подражательные звуки: агуканье, бульканье, кряхтение. Прежде чем произнести свое первое слово, малыш целый год тренирует мышцы тела и лица, учится координировать более сотни мускулов, задействованных в артикуляции, ориентируясь на взрослых. А когда ребенок слышит речь из динамиков телевизора или радиоприемника, его тело никак не реагирует на звуки.

К возникновению серьёзной речевой патологии способны привести также различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития плода, во время родов, а также в первые годы жизни ребёнка. В период беременности отрицательно сказываются генетические дефекты, биологическая репродуктивная незрелость матери, действие микроорганизмов и вирусов, проникающей радиации, электромагнитных и других полей, резус-конфликты, избыток или дефицит солнечного света, влияние тепла, холода, острые и хронические бытовые и производственные интоксикации, приём лекарственных препаратов, токсикозы беременных, эндогенные интоксикации на почве различных хронических заболеваний, сдавления, ушибы и др. Причём тяжесть речевой патологии и процессы компенсации во многом зависят от срока, на котором произошло поражение мозга плода. Наиболее тяжёлое поражение мозга ребёнка возникает на 3-ем месяце беременности.

Специалисты большое значение придают факту плохого и нерегулярного питания беременных, а также невынашиванию беременности, когда ребёнок рождается недоношенным и биологически незрелым. Употребление алкоголя, никотина и наркотиков во время беременности приводят к нарушениям физического и нервно-психического развития плода. У курящих, пьющих и употребляющих наркотики женщин рождаются дети с низкой массой тела, отстающие в физическом и психическом развитии.

Все неблагоприятные факторы процесса родов неизбежно сказываются на ребёнке. К ним относятся длительный безводный период, отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях стимуляция родовой деятельности, плохое или недостаточное раскрытие родовых путей, быстрые или стремительные роды, применение различных ручных родовспомогательных приёмов, кесарево сечение, тугое обвитие плода пуповиной, большая или очень малая масса тела и большие или малые размеры плода, преждевременное рождение, затяжные роды, ягодичное предлежание. Смещение позвонков, черепных швов новорождённого – также очень распространённые явления. Так, если женщина с узким тазом и слабой брюшной стенкой рожает ребёнка с нормальным весом, в момент его прохождения через родовые пути возникает грубая компрессия черепа, головка складывается в швах, часто асимметрично, смещаются шейные и поясничные позвонки. Иногда такие явления наблюдаются даже при кесаревом сечении, и в результате нарушаются приток крови к голове ребёнка и её отток. Прежде всего страдает бассейн позвоночных артерий, а они снабжают кровью заднюю треть мозга, питают центр зрения. В дальнейшем у подросшего малыша могут возникнуть проблемы с цветовосприятием и цветоразличением, разовьётся близорукость, потому что мышца, регулирующая ширину хрусталика, будет плохо развиваться. Позже серьёзно пострадает речевая функция, так как поступление крови к речевым центрам тоже будет затруднено. По этой же причине могут возникнуть сложности и со слуховой функцией. У ребёнка будут отмечаться нарушения деятельности вестибулярного аппарата, головокружения. Из бассейна позвоночных артерий снабжается кровью и гипофиз. Он регулирует обмен кальция и фосфора, углеводный обмен, ритм сна и бодрствования, функцию щитовидной железы, надпочечников. Нарушение регуляции кальция приводит к позднему прорезыванию зубов, резкому тоническому сокращению мышц в ногах и руках, вследствие чего младенец будет плохо спать. Из-за нарушения работы сосудов у подрастающего ребёнка будут отмечаться повышенная утомляемость, тошнота в транспорте, разовьётся вегетативно-сосудистая дистония, могут отмечаться ожирение, задержка роста. Таким образом, сосудистая недостаточность, нестабильность позвонков, компрессия черепа не пройдут бесследно.

Рассматривая ранний возраст жизни ребёнка, можно отметить, что наибольшая роль в повреждениях центральной нервной системы, которые потом неизбежно скажутся на речевом развитии ребёнка, отводится нейроинфекциям и травмам головного и спинного мозга. Часто это различные виды повреждений шейного отдела позвоночника.

Нередко микроповреждения нервной системы у новорождённого не обнаруживают ни неонатолог в родильном доме, ни участковый педиатр. Что же должно насторожить родителей в поведении младенца? Вялый сосательный рефлекс или его отсутствие, крик и плач без видимых причин по ночам, повышенный или пониженный тонус отдельных групп мышц, различные мелкие гиперкинезы (дрожание), необычная поза при лежании на спине, капельки пота над верхней губой при сосании, короткая шея, кривошея, подтекание молока по уголку губ, постоянно приоткрытый рот – все это должно вызвать у родителей крайнюю обеспокоенность и желание провести углублённое исследование состояния нервной системы малыша, чтобы вовремя вовремя начать необходимое лечение и избежать отклонений в развитии ребёнка в дальнейшем.

Обследование ребёнка с речевой патологией

Обследуя ребёнка с речевой патологией, невролог или невропатолог может назначить ему проведение специальных исследований.

Так, с помощью нейросонографии и электроэнцефалографии можно выявить степень зрелости мозга, диффузные нарушения его биоэлектрической активности, измерить внутричерепное давление.

Транскраниальное допплеровское обследование (допплерография головного мозга) позволяет определить скорость и объём кровотока в сосудах шеи, головного мозга, а также оценить степень влияния родовых повреждений позвоночника, костей черепа, головного и спинного мозга на состояние нервной системы ребёнка, его психическое развитие.

Спондиллографическое исследование шейного отдела позвоночника (спондиллография) позволяет выявить нарушения в шейном отделе, являющиеся следствием родовой травмы или травмы, полученной в раннем возрасте и являющейся причиной нарушения мозгового кровотока.

Электромиография помогает определить снижение или повышение мышечного тонуса.

Какой диагноз может быть поставлен ребёнку с речевой патологией?

Ребёнку с речевой патологией могут быть поставлены следующие диагнозы:

  1. Общее недоразвитие речи (ОНР)

  2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

  3. Дизартрия

  4. Алалия

  5. Ринолалия

  6. Заикание

  7. Задержка речевого развития (ЗРР)

Общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте.

Речевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развёрнутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико –грамматического недоразвития.

Принято выделять четыре уровня речевого развития при ОНР. При I уровне речевые средства ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний и звукокомплексов («ись» - «киска», «ака» - «собака», «нини» - «штаны»). В активной речи могут быть фразы из двух лепетных слов, не оформленные грамматически («Ись иди» - «Киска сидит»). Характерна также и многозначность употребляемых слов («ись»: «киска», «мишка», «мышка»). При этом возможна замена наименования предметов названиями действий и наоборот. Например, слово «пи» (часть глагола «пить») может обозначать чашку, воду, сок, молоко. А слово «дей» («дверь») – глаголы «открыть», «закрыть». Широко используя жесты и мимику, дети с первым уровнем развития речи при ОНР понимают обращённую речь в хорошо знакомой ситуации. Произношение большинства звуков у ребёнка с первым уровнем развития речи нарушено, многие из них искажаются, смягчаются, опускаются и т.п.

При переходе ко II уровню речевая активность ребёнка возрастает. Если у детей с первым уровнем речевого развития преобладают двусложные слова, то ребёнок со вторым уровнем может использовать трёх- и даже четырёхсложные слова («асина» - «машина», «Ибуаська» - «Чебурашка»). При этом следует отметить грубое нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов («итоти» - «цветочки», «какоки» - «колготки»). Активная речь состоит из простых предложений из двух, трёх, четырёх слов («Азя тоит а тое» - «Ваза стоит на столе»). Отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций: пропуск предлогов, отсутствие согласования прилагательных с существительными, смешение падежных форм («Ем оська» - «Ем ложкой»). У детей со вторым уровнем речевого развития при ОНР значительно развивается понимание обращённой речи. Фонетическая сторона характеризуется многочисленными искажениями звуков. Отмечаются дефекты озвончения, смягчения, нарушения произношения свистящих ( [с], [с,], [з], [з,], [ц]), шипящих ([ш],[ж]), сонорных ([р], [р,], [л], [л,]) и других звуков.

III уровень речевого развития при ОНР характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети используют распространённые предложения, пытаются употреблять сложносочинённые и сложноподчинённые конструкции. Словарь таких детей включает все части речи. Наблюдается неточное употребление многих лексических значений («кружка» - «чашка», «стакан»; «штаны» - «брюки», «шорты»). Появляются первые навыки словообразования («стол» - «столик», «шёл» - «пришёл»), но дети не могут производить прилагательные от существительных («сок из яблок» - «яблочный», «крыша из соломы» - «соломенная»), образовывать глаголы с тонкими смысловыми оттенками действий приставочным способом («красил» - «покрасил», «выкрасил»). Недостатки произношения выражаются в смешении, замене и искажении звуков, причём замены могут быть нестойкими.

У детей с IV уровнем речевого развития нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно чёткое различение звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при их стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту».

Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению («Мальчик чистит метлой двор» - вместо «Мальчик подметает метлой двор»), в смешении признаков («большой дом» вместо «высокий дом»). В грамматическом оформлении речи детей данной категории отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа («Дети увидели медведев, воронов»). Имеют место нарушения согласования прилагательных с существительными («Я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручком»). Но все ошибки детей, которых можно отнести к IV уровню речевого развития при ОНР, встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Причём если предложить детям сравнить верный и неверный ответы, то ими будет сделан правильный выбор.

Дизартрия

Дизартрия возникает в результате органического поражения центральной нервной системы, головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка и проявляются в нарушении произносительной стороны речи, обусловленном повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы.

Основными клиническими признаками дизартрии являются нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за парезов или параличей, нарушение голосообразования и дыхания. Основными показателями при диагностике дизартрий по степени поражения являются мимика, дыхание, голосообразование, рефлекторные движения языка, произвольные движения языком и губами, гиперкинезы (насильственные движения), синкинезии (сопутствующие движения), звукопроизношение.

Речевое развитие детей с дизартрией протекает своеобразно. Дети-дизартрики поздно начинают говорить, поэтому они имеют ограниченный речевой опыт. Грубые нарушения звукопроизношения приводят к недостаточному накоплению активного словаря и отклонениям в формировании и развитии грамматического строя речи. Активный и пассивный словарный запас этих детей значительно различаются по объёму. Пассивный словарь шире активного, но из-за трудностей произношения дети не могут использовать в активной речи многие известные им слова. В грамматическом строе речи дизартриков можно выделить такую специфическую ошибку, как пропуск предлогов («кига езыт тое» - «книга лежит на столе»), что также связано с трудностями произношения многих звуков.

В физическом статусе детей-дизартриков отмечаются общая физическая слабость, маленький рост, узкая грудная клетка, двигательная недостаточность, проявляющаяся в нарушениях равновесия и координации движений. В вегетативной нервной системе изменения проявляются в потливости верхних и нижних конечностей, повышенном слюноотделении и слюнотечении.

В психологическом статусе возможны нарушения эмоционально-волевой сферы, которые проявляются в пугливости, повышенной возбудимости ребёнка, чрезмерной чувствительности ко всем раздражителям или наоборот в вялости, пассивности, безынициативности, двигательной заторможенности. Для дизартриков характерны повышенная утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивое, рассеянное внимание, трудности в переключении, ослабленная память, низкий интеллектуально-познавательный уровень.

Алалия

Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периодах развития ребёнка. Многие учёные отмечали ведущую роль в возникновении алалии родовых черепномозговых травм и асфиксии новорождённых. Причём в большинстве случаев и травмы, и асфиксия являются следствием внутриутробной патологии, вызывающей хроническое кислородное голодание плода (внутриутробную гипоксию). Среди этиологических факторов выделяют также внутриутробные энцефалиты, менингиты, интоксикации плода, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнениями на мозг.

Некоторые западные исследователи подчёркивают роль наследственности, семейной предрасположенности в этиологии алалии.

Нельзя считать алалию просто временной функциональной задержкой речевого развития. При этом нарушении весь процесс становления речи протекает в условиях патологического состояния центральной нервной системы. Речь ребёнка, возникающая с опозданием, формируется на патологической основе. Для алалии характерны позднее развитие речи, медленное накопление словаря, нарушение слоговой структуры слова, запоздалое формирование фразовой речи с выраженными аграмматизмами, недостаточное или полное отсутствие коммуникативной функции речи. Развитие лингвистической системы у ребёнка с алалией носит специфический характер, и это отражается не столько на количестве, сколько на качестве речи. При алалии нарушены все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств можно выделить моторные, сенсорные и психопатологические симптомы.

Для детей с моторной алалией характерны ограниченность и неустойчивость внимания и восприятия. Дети как бы скользят взглядом по предметам, объектам, картинкам, не улавливая существенных деталей, поэтому предметные и сюжетные картинки для занятий с этими детьми должны быть простыми, без отвлекающих подробностей, чёткими, яркими.

Вопрос об интеллекте детей с моторной алалией решается неоднозначно. Многие исследователи сходятся на том, что интеллект у таких малышей вторично изменён в связи с состоянием речи, и можно говорить о вторичной задержке умственного развития. Следует отметить примитивизм, конкретность мышления детей с моторной алалией.

Задержка речевого развития

Задержка развития речи (ЗРР) характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоение родного языка. Причём отставание равномерно в формировании всех компонентов языка.

Причины задержки речевого развития разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи. Среди возможных причин следует также отметить соматическую ослабленность, болезненность ребёнка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций; и социальные факторы, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речевая функция часто остаётся невостребованной, так как окружающие понимают ребёнка без слов и предупреждают все его желания. Возможна первичная задержка развития речи в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребёнку жестами и действиями, и малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты. Крайне вредно пребывание ребёнка в избыточно информированной речевой среде, когда он слышит речь взрослых, общающихся между собой, а также радио, телевидение и привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В этом случае ребёнок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Как правило, в неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.

В настоящее время детей с задержкой речевого развития не оставляют без логопедической помощи, так как именно на дошкольный возраст приходится сензитивный период развития речи, и упущенное в это время можно не наверстать уже никогда.

Родителям следует помнить, что, если речевое развитие их ребёнка значительно задерживается, в в течении беременности, родов или в период раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам: неврологу, психологу, логопеду. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержки речевого развития и оказать ребёнку помощь, начать занятия с психологом и логопедом.

Следуйте советам врачей после проведённых исследований, не отказывайтесь от медикаментозного лечения. Помните, что самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребёнка. Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере уже не удаётся.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков.

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Специалисты выделяют несколько групп детей с данным диагнозом:

  • дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков;

  • дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных фонетических групп;

  • дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава слова и определить их последовательность.

Речь ребёнка с ФФНР характеризуется множественными пропусками, искажениями и заменами звуков. Иногда ребёнок может неправильно произносить 15-20 звуков.

Нарушение воспроизведения звуков у ребёнка с такой патологией связано с недостаточным различением как тех звуков, произношение которых нарушено, так и тех, которые произносятся правильно, но относятся к разным фонетическим группам. Наряду с этим у ребёнка отмечаются ошибки в слоговой структуре («пуговица» - «пувица», «сковорода» - «кода») и звуконаполняемости слов («книга» - «нига», «мост» - «мот»).

В ходе специальных коррекционных занятий логопед учит такого дошкольника узнавать и различать звуки родного языка, формирует их правильные уклады, закрепляет должное произношение и различение звуков в свободной речевой деятельности, формирует умение производить звуко-слоговой анализ слова, что помогает ребёнку в дальнейшем избежать стойких ошибок при овладении письменной речью.

Заикание

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Судороги являются основным внешним симптомом заикания.

Механизмы возникновения заикания неоднородны. В одних случаях оно появляется в результате ошибки нервных процессов в коре головного мозга, расстройства темпа речевых движений (голоса, дыхания и артикуляции). В других случаях заикание является результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, возникшего вследствие различных речевых затруднений. Возможно возникновение заикания вследствие дисгармоничного развития личности. Но в любом случае необходимо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющие единство.

В настоящее время выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие и производящие.

К предрасполагающим причинам относят неврологическую отягощённость родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие нервную систему), невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряжённость), конституциональную предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы, подверженность психическим травмам), наследственную отягощённость (врождённая слабость речевого аппарата, передающаяся по наследству), поражение головного мозга.

В группе производящих причин выделяют анатомо-физиологические (физические заболевания с энцефалитическими последствиями, травмы и сотрясения головного мозга, заболевания, ослабляющие нервную систему; несовершенство звукопроизносительного аппарата при дислалии и дизартрии), психические и социальные (психическая травма, избалованность, неровное воспитание, хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоциональные переживания, перегруженность детей младшего дошкольного возраста речевым материалом, не соответствующее возрасту усложнение речевого материала, многоязычие, подражание заикающимся и т.п.) факторы.

Выделяют физиологические и социальные симптомы заикания. К физиологическим относят речевые судороги, нарушения центральной нервной системы, соматическую ослабленность, нарушения общей и речевой моторики. К психологическим – речевые уловки, сопутствующие движения, феномен фиксированности на дефекте, фобии (страхи) и т.п.

В настоящее время для преодоления заикания применяется комплексный метод, включающий в себя целый ряд медико-педагогических мероприятий:

  • терапевтическое лечение (медикаментозное и немедикаментозное), направленное на оздоровление нервной системы и организма в целом;

  • психотерапевтическое воздействие;

  • коррекционные занятия с логопедом;

  • обеспечение благоприятного социального окружения и создание нормальных бытовых условий.

Ринолалия

Ринолалия (гнусавость) – это нарушения тембра голоса и произношения всех звуков речи, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (расщелинами нёба, рубцовыми изменениями, парезами и параличами мягкого нёба).

Специалисты выделяют две формы ринолалии: открытую и закрытую. При открытой форме ринолалии все ротовые звуки приобретают назальность, то есть носовой оттенок. Особенно изменяется тембр гласных звуков [и], [у]. При произнесении шипящих звуков прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Звуки [п], [б], [д], [т], [к], [г] звучат неясно.

При открытой ринолалии голосовыдыхательная струя проходит в полость носа и получает в ней резонанс. Речь ребёнка неразборчива, монотонна. При закрытой ринолалии понижен физиологический носовой резонанс, страдает, прежде всего, произношение звуков [м], [м,], [н], [н,].

В возникновении ринолалии играют роль как генетические, так и внешние нарушения в раннем периоде внутриутробного развития ребёнка, а также биологические (грипп, паротит, краснуха, токсоплазмоз) и химические (действие ядохимикатов, кислот) факторы, эндокринные заболевания, психические травмы, употребление алкоголя и наркотиков, курение матери.

Ребёнку с ринолалией необходимо длительное согласованное лечение у хирурга и ортодонта, систематические и длительные коррекционные занятия с логопедом. Иногда ему необходима помощь и других специалистов: стоматолога, оториноларинголога, невропатолога. При необходимости операции на нёбе (хейлопластика) осуществляются до 6 лет, работа по устранению остаточных дефектов – до 14 лет.

Методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевую патологию

Развиваем пальчики – стимулируем

речевое развитие

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Ещё наши прабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребёнка вперёд, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребёнка.

Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?

  • Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.

  • С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?

  • Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счётных палочек. Пусть сложит лесенку, ёлочку, домик, кроватку для куклы.

  • Выкладывайте с ребёнком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.

  • Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.

  • Учите ребёнка застёгивать и расстёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.

  • Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трёхлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребёнка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.

  • И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно и Вы увидите, что ребёнок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более чёткой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребёнку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

Дождик

Вышел дождик на прогулку. Шагаем пальчиками обеих рук по столу.

Он бежит по переулку, На каждую строку загибаем на обеих

Барабанит по окошку, руках пальцы, начиная с больших.

Напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу город мокрым стал. Встряхиваем ладонями, как будто отряхи-

ваем их от воды.

Дождик кончился. Устал. Кладём ладони на стол

Немного о методах коррекционной работы.

В работе с такими детьми используют арттерапию, музтерапию, методы предметно-сенсорной терапии, специальные методы разработки крупной и мелкой (тонкой) моторики, методы расширения понятийного аппарата ребёнка. Например, активно используются пальчиковые игры.
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.

Необходимо, чтобы дома родители обеспечили ребёнку возможность разработки мелкой моторики – конструктор, пазлы, игры-вкладыши, мозаика, игрушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Надо с ребёнком много лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок, выполнять гравюры и примитивные вышивки.

Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.

В тех случаях, когда у ребенка имеются отклонения в психофизическом развитии, применение массажа (в системе коррекционно-развивающего обучения) нужно продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Рекомендуется использовать подвижные игры (методика логоритмики), развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью.

Немаловажно и музыкальное развитие ребёнка. Эффективны такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и др. Ведь почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание (меньший объем запоминания и воспроизведения материала), они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются, не слышат ритм и плохо улавливают интонационную окраску голосов окружающих.
Необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными фигурами и специальными карточками.
Любые занятия должны проводиться по системе, поэтому необходимо заниматься ежедневно и под контролем специалиста. Как правило, малышу 3 лет достаточно посещать дефектолога 1 раз в неделю, если родители готовы в полном объёме проделывать дома заданное специалистом. Ребёнку 4,5-5 лет и старше нужно встречаться со специалистом не менее 2 раз в сутки, а в случае с ЗПРР лучше сочетание нескольких специалистов. Например, 2 раза в неделю ребёнок занимается с дефектологом по общему развитию, а 2 раза в неделю – с музтерапевтом или арттерапевтом.

С 5 лет, если развитие пассивной речи достаточно и нет задержки психического развития, необходимо начать занятия с логопедом.
Дети со значительной задержкой речевого развития должны посещать не общее дошкольное заведение, а специализированные психоневрологические или неврологические ясли, затем логопедический детский сад. Если ЗРР или ЗПРР не преодолены до 7 лет, не стоит настаивать на том, чтобы ребёнок посещал обычную школу. Согласитесь на специальное коррекционное заведение, где ребёнку будет обеспечено усиленное внимание специалистов и адаптированная школьная программа.

Чем мы можем помочь?

Помощь зависит, прежде всего, от причины задержки. Если это дефицит общения — следует больше разговаривать с ребенком, читать ему книжки, петь песни, потешки. Но при этом не нужно «скакать» вокруг ребенка и все время его развлекать, кидаться выполнять любые его желания — необходимо создавать ситуации, когда ребенок вынужден просить вас о чем-то. Одна мама постоянно твердила дочурке: «Скажи, что ты хочешь, я тебя не понимаю», добиваясь тем самым, чтобы девочка не мычала, указывая на предмет, а говорила «дай». Безусловно, здесь не нужно перегибать палку и доводить ребенка до слез, помните, что малышу с большим трудом даются первые слова.

И, разумеется, обязательно покажите малыша отоларингологу и невропатологу. Ведь только специалист сможет определить наличие и степень серьезности заболевания или назначить правильное лечение. Если проблем со слухом у малыша нет, то ребенком будет заниматься невропатолог. При лечении задержек речевого развития помимо коррекционных занятий обычно используются различные ноотропные препараты, такие как кортексин, энцефабол, ноотропил. Эти препараты положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга, улучшая процесс обучения и память.

Иногда при задержке речи привлекают и логопеда, но, к сожалению, подавляющее большинство логопедов не работают с малышами до 3–4 лет, а начинать работу с ребенком иногда нужно гораздо раньше.

Ученые Института мозга человека РАН разработали новый способ лечения задержек речевого развития у детей, который позволяет уменьшить проявления незрелости головного мозга. Это происходит с помощью лечебного воздействия постоянного электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга. Воздействуя таким образом на мозг ребенка, ученым удается активизировать речевые зоны ребенка.

Домашние уроки

Заниматься с малышом родители могут и самостоятельно. Но это должно стать дополнением к занятиям с невропатологом, а не альтернативой. В первую очередь мама должна развивать мелкую моторику ребенка. Давно доказано, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. То есть, массаж и тренировка детских пальчиков ускоряют процесс развития речи. И существенно ускоряют — на 2,5 месяца! Поэтому очень полезно, начиная с грудного возраста, делать легкий массаж кистей крохи. Можно играть с малышом в игры «Сорока-белобока», «Пальчики и кулачки», «Ладушки». Под присмотром взрослых ребенок может перебирать мелкие предметы: пуговицы, камушки, ракушки, орехи, фасоль, горох.

Также следует в игровой форме обучать ребенка различным словам. Можно приобрести или сделать самим серию карточек с изображением предметов: транспорта, зверей, птиц, насекомых, людей. Картинки должны быть яркими, но простыми по своему исполнению и понятными ребенку. Несколько раз в день можно давать их малышу рассматривать. Ребенку можно не только называть предметы, но и изображать, как гудит самолет или мяукает кошка, стимулируя тем самым звукоподражание. 

Со временем можно начать задавать малышу вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Как скачет лошадка?», «Как лает собака?», а затем и рассказывать, что «Машина едет», «Кошка облизывается», «Мальчик идет в школу» и так далее. И совсем не обязательно ждать, пока ребенок сам начнет отвечать на ваши вопросы! Главное — чтобы малыш слышал и видел, как вы это говорите. Постепенно он начнет вам подражать и сам заговорит.

 За любую попытку хвалите малыша! И не бойтесь перехвалить, ведь тогда у ребенка будет важный стимул — мамино одобрение и гордость. Рассказывайте домочадцам об успехах малыша, и обязательно делайте это в присутствии ребенка (даже если вам кажется, что малыш ничего не понимает). Дети чувствуют интонацию родителей и прекрасно улавливают, когда говорят о них.

Какими бы ни были причины расстройства речи ребенка, родители должны помочь крохе преодолеть трудности. Больше разговаривайте с малышом, читайте ему вслух, пойте. Чем больше ребенок будет погружаться в язык и музыку слов, тем лучше и быстрее он заговорит. Ведь прежде чем произнести слово, ребенок должен много раз его услышать. И помните: ваши монологи — это не разговор в пустоту, ребенок слышит вас и обязательно заговорит.

Как же стимулировать развитие речи? Есть несколько нехитрых способов.
Повторение- мать учения. Называйте все, что делаете, все предметы дома, все явления на улице, предупреждайте, что сейчас придет папа, бабушка или гости. И, поверьте, результаты скоро дадут о себе знать.

  1. Повторение за ребенком. Вам кажется нудным и бесконечным лопотание «ду-ду-ду-ду»? А попробуйте хором! И тут же увидите, как весело это покажется вашему ребенку. И тут вдруг увлеченно затейте новую «песню» - «до-до-до». Повторяет? Продолжайте в том же духе, перебирая все гласные. Это прекрасная тренировка не только речевого аппарата, но и развивающая игра.

  2. Развитие речи тесно связано с мелкой моторикой. Кончики пальцев и умение управлять своими движениями напрямую связаны с участками мозга, отвечающими за развитие речи. Конечно, шнурки завязывать еще рановато. Давайте для игры совершенно разные предметы – круглые, шершавые, ребристые, мягкие, липкие, шуршащие, гладкие и т.д. Чем разнообразнее, тем лучше. Не секрет, что многие дети предпочитают играть не дорогущими развивающими ковриками и играми, а обычными баночками с крышечками, ложками, коробочками, лоскутками и фантиками. Огромной популярностью пользуются разноцветные пуговицы, нанизанные на нитку, которые можно перебирать наподобие четок. Предоставьте ребенку выбор!

  3. После года старайтесь избегать языка жестов. Попробуйте не реагировать на протянутую руку или тычущий палец, и, отдавая ребенку вещь, говорите – скажи «дай». Постепенно усложняйте вариант – «Скажи, мама, дай грушу». Можно выучить слова «пожалуйста» и «спасибо».

  4. Активный интерес пробуждают звуки животных и подражание им - «му-му», «ав-ав», «ква-ква» и т.д. Попутно вы выучите многих животных, рассматривая картинки в книжках.

  5. Общайтесь с «говорящими» сверстниками или иногда с разговорчивыми детьми постарше. Желание подражать пересилит все неудачи.

  6. Пойте песни! Даже если у вас нет слуха и голоса. Применяйте хитрый прием – вдруг «путайте» некоторые слова и после небольшой паузы редкий ребенок удержится, чтобы не исправить вас! Например, «добрый доктор Айболит, он под деревом… лежит (идет, стоит, поет)»

  7. Ритмичные, легко запоминающиеся стихи – это не только развлечение, но и обучение. Стихи можно читать по 10 раз и каждый раз ребенок их слушает как первый. Делайте вид, что забыли некоторые фразы в самом интересном месте, или продолжение и окончание – и вы их услышите.

  8. Не игнорируйте попытки ребенка что-то вам рассказать. Старайтесь слушать внимательно, глядя в глаза. Можно удивляться, переспрашивать, поражаться «как? Покажи-ка» и вообще делать крайне заинтересованный вид. И вы обнаружите желание вашего ребенка рассказать вам все, что он видит и слышит. Особенно полезно, придя с прогулки, рассказать кому-нибудь из домашних, что произошло. Например, папе. Что там выпал снег, он холодный, белый, можно брать его ручкой и Ваня брал его ручкой и т.д. Или как кормили птичек, упали в лужу, катались с горки, дружили с девочкой Аней и т.д. Папа должен без конца поддакивать и удивленно переспрашивать.

  9. Старайтесь не окружать игровое пространство годовалого малыша электронными игрушками, потому что ребенок становится пассивным наблюдателем за игрой, а не активным участником. Исключаются фантазия, все действия (кроме нажатия кнопки или рычажка), и ребенок привыкает, что ни процесс, ни результат игры, от него не зависят. Играйте мячами, машинками, кубиками, пирамидками, матрешками, а яркие сияющие изобретения оставьте на потом.

Попробуйте пользоваться этими нехитрыми приемами, и тогда вы будете сами раздавать направо и налево советы, как научить ребенка говорить!

Заключение

Я постаралась описать несколько способов из различных источников, которые можно использовать в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Это не значит, что этим список способов ограничивается. Можно использовать и другие способы, направленные на развитие фантазии, внимания, владение своим голосом, телом, мимикой.

В заключение, подчеркну ещё раз, что если вы заметили, что речевое развитие вашего малыша не соответствует возрастной норме, не медлите - срочно обратитесь к специалистам! Если коррекцию речевых расстройств начинать в раннем возрасте, то велика вероятность, что уже в 6 лет ваш ребёнок не будет ничем отличаться от ровесников.