Главная страница

Связной речи детей с помощью мнемотаблиц


Скачать 59.45 Kb.
Название Связной речи детей с помощью мнемотаблиц
Дата 12.02.2016
Размер 59.45 Kb.
Тип Документы

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

РАЗВИТИЕ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦ

Составила и провела

учитель – логопед Белоусова М.Н.

Речь тесно связана со многими психическими функциями: познанием, мышлением, эмоциями, личностью человека, и, в свою очередь, оказывает значительное влияние на их формирование. Речь и мышление представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью.

Формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня развития его речевой функции. Речь, в свою очередь, дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются такие особенности речевого развития, как бедность словарного запаса, недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют полноценному общению. Дети с ОНР малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, недостаточно общаются со сверстниками, редко обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации.

Наиболее сложной формой речевой деятельности является связная речь. У детей старшего дошкольного возраста с ОНР имеется развёрнутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико–фонематического недоразвития; в собственной активной речи ребёнок пользуется в основном простыми предложениями; затрудняется или не умеет распространять простые предложения и строить сложные.

Многим детям при составлении рассказов по картинке, пересказе требуется помощь. В процессе рассказа появляются длительные паузы между короткими фразами. Степень самостоятельности при свободных высказываниях низкая. Простые предложения в самостоятельных рассказах детей нередко состоят только из подлежащего, сказуемого и дополнения, что связано с нехваткой в лексическом запасе детей прилагательных, числительных, наречий, причастий, деепричастий. При составлении описательных рассказов отмечаются трудности в подборе слов, отдельные нарушения связного рассказа, характерно использование штампов, однообразность.

При заучивании текстов, стихов дети опускают некоторые элементы, меняют последовательность событий.

Кроме того, у детей с ОНР и ЗПР отмечается недостаточный уровень развития психических процессов: недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. У детей в ОНР и ЗПР объём зрительной памяти практически соответствует норме. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена слуховая память, страдает качество запоминания, низкий уровень воспроизведения. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У них память носит непроизвольный характер: дети лучше запоминают факты, предметы, явления, события близкие их жизненному опыту.

В силу этих и других причин, дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции.
Первый фактор, облегчающий процесс становления связной речи – это наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Второй вспомогательный фактор - это создание плана высказывания.

Эффективным средством при обучении связной речи дошкольников с ОНР и ЗПР служат приёмы мнемотехники. Использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотехника используется для:

  • обогащения словарного запаса,

  • при обучении составлению рассказов,

  • при пересказах художественной литературы,

  • при отгадывании и загадывании загадок,

  • при заучивании стихов.


Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, которые служат своеобразным зрительным планом для создания рассказа, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотехнику можно применять при заучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовый план - схема, а затем дети сами создают свою схему.
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов так же можно использовать мнемотехнику. Вместе с детьми необходимо беседовать по тексту, рассматривать иллюстрации и отслеживать последовательность заранее приготовленной мнемотаюлицы к данному произведению.

Кроме того, дети сами могут составлять сказки, используя знакомую модель, соблюдая общие принципы построения сюжета, используя принципы построения сюжета


С помощью мнемотаблиц

  • Дети учатся с помощью мнемотаблиц составлять рассказы, пересказывать литературные произведения, заучивать стихи. у детей появляется желание пересказывать тексты

  • У детей расширяется круг знаний об окружающем мире

  • Могут строить алгоритм высказывания. Дети учатся правильно оформлять свою мысль в виде предложения

  • У детей увеличивается словарный запас. Дети начинают пользоваться всеми частями речи, хотя пока употребляют их не всегда точно. Дети усваивают обобщающие понятия. Редко заменяют родовые понятия видовыми, словосочетаниями или предложениями. Им становятся доступны некоторые задания на подбор однокоренных слов, синонимов, образование сложных слов

  • Улучшается грамматический строй, дети меньше допускают ошибок в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, правильно употребляют в активной речи предлоги, реже их пропускают и заменяют

  • Развиваются психические процессы: наблюдательность, логическое и образное мышление, внимание, творческое воображение, память, усидчивость.

  • У детей возрастает умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

  • Улучшается мелкая моторика, так как дети сами зарисовывают графические схемы

  • Дети учатся перекодировать информацию, т.е. преобразовывать абстрактные символы в образы

  • Дети преодолевают робость, застенчивость, свободно держатся перед аудиторией.