|
Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой
Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой.
Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Именно дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры. Очень важно с детства формировать представление детей о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде, а природа в свою очередь нуждается в заботе и защите человека. "Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.
Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребенок может поймать бабочку, сломать ветку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Если ребенок поймет, что его благополучие, завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березке, он встанет в ряды защитников и друзей природы.
Экологическое образование посредством чтения художественной литературы является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.
Писатели, поэты, всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. В художественных произведениях о природе сочетаются научное содержание и художественной слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. А.В.Сухомлинский писал: «Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир» Вот почему так важно с раннего детства прививать у детей любовь к чтению художественных произведений.
Для решения задач экологического воспитания, я использовала следующие программы: "Юный эколог" С. Н. Николаевой, "Наш дом – природа" Н. А. Рыжовой, "Мы" Н. Н. Кондратьевой, О. В.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».
Начала работу с диагностики. Результаты показали низкий уровень сформированности экологической культуры у большинства детей. Проведенное анкетирование родителей воспитанников «Что и как читаем дома?» показали, что существует опасная тенденция падения интереса к книге. На смену чтению в семье пришли компьютерные игры, интернет, телевизор. У детей пропадает интерес к художественной литературе. Объединила эти две проблемы в одну: как воспитать в детях позитивное отношение к природе через любовь к художественной литературе.
Поставила перед собой следующие задачи:.
1.Познакомить детей с творчеством писателей В.В.Бианки, К .Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, Пушкина А.С., Ф.Тютчева, А Фета и других писателей
2.Учить детей видеть красоту родной природы в художественных произведениях, реагировать на поэтическое слово
3. Развивать познавательный интерес к природе, смысловое восприятие прочитанного, побуждать задавать вопросы о прочитанном.
4.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе
Составила план работы:
1.Создать картотеку книг по экологическому воспитанию
2.Собрать библиотечку книг экологического содержания
3.Ежемесячно оформлять выставки природоведческой литературы.
4.Использовать интеграцию в воспитательно-образовательном процессе.
5. Пополнить книжный уголок (папки-передвижки : «Портреты детских писателей», «Пословицы и поговорки о природе», «Расскажи сказку», Расскажем сказку вместе, «Что такое книга?», пособия: «Мудрые пословицы о природе», «Откуда к нам приходит книга», «Учим детей отгадывать загадки»; схемы, модели, настольно - печатные игры по сказкам) 7.Разнообразить методы и приемы.
8.Был разработан цикл интегрированных занятий с использованием художественных произведений.
У истоков художественной литературы всегда стоял фольклор. Одним из видов фольклора, который носит природоведческий характер, является детский фольклор. Его я использовала чаще в младших группах. Это, песенки, потешки, заклички - обращение к солнцу, дождю, радуге, птицам, подражание голосам птиц и животных. («Солнышко-ведрышко», «Радуга-дуга» «Дождик-дождик пуще..»)
Постоянно использовала в работе с детьми такой вид фольклора, как загадки. Они играют большую роль в ознакомлении детей с природой. Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность, она указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому объекту. Например, «Семицветная коса подпирает небеса». Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Мысленные операции важны не только сами по себе, но и тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира. Образы в загадках красочны, звучны, предметы очерчены резко, отчетливо.
Во многом «экологичны» сказки: в них нашло отражение осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания. В сказках, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов. В сказках разных народов можно найти сведения о природных особенностях тех мест, которые они населяют. Так, в восточных сказках часто подчеркивается ценность воды, ее роль в жизни человека, а в сказках северных народов – роль солнца. Сказки о животных возникли в глубокой древности. Дети очень хорошо усваивают характеристики животных-героев сказок: волк – злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый. И часто эти представления остаются на всю жизнь.
В младшей группе совместно с родителями собрали коллекцию игрушек - сказочных героев. Дети узнавали и называли их, рассматривали их, с удовольствием обыгрывали их. Обыгрывали и эпизоды из сказок, дети старались передавать характер различных животных, лучше понимали их образ жизни, особенности поведения. Часто в работе со сказкой использовала приемы Дж.Родари, один из которых «Салат из сказок». Используя сказочных персонажей, изготовила настольно-дидактическую игру «Угощение для сказочных героев» на закрепление фруктов и овощей. Использовала сказочные персонажи в разных видах деятельности: совместно с родителями и детьми создавали макеты к понравившимся сказкам ( «Колобок»,«Морозко», «Заюшкина избушка»). Огород на подоконнике организовали в виде сказочного сюжета, где хозяйкой была Бабка-Ежка, что вызвало у детей неподдельный интерес у детей к посадкам в огороде; проводили конкурс поделок сказочных героев из природного материала, где победителем стал оригинальный старичок –лесовичок на автомобиле. На участке строили снежные фигуры сказочных героев.
В своей работе использовала творчество К.Д.Ушинского - основоположника русской педагогической науки. Педагог большое значение уделял "естественной истории" и писал: "По моему убеждению, логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей". "Он считал, что начинать обучение детей следует с рассказов о временах года, самом человеке, домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях, минералах, воздухе, воде. Основные труды великого педагога и писателя: "Человек, как предмет воспитания", учебные книги "Детский мир и хрестоматия", "Родное слово". В своих книгах К.Д. Ушинский преследовал, как образовательные, так и художественные цели. Особенно ценны для детей дошкольного возраста небольшие рассказы педагога о животных. В них животные представлены с характерными повадками и неотделимо от их естественного поведения в природе. Например, в рассказе "Лиса Патрикеевна" дается подробное описание лисы, ее повадки, умение обустроить нору, "любимые" кушанья. А рассказ "Как рубашка в поле выросла" можно назвать краткой энциклопедией, в которой описан весь путь льна от зернышка до рубахи. Познакомила детей с его рассказами: «Бишка», «Васька», «Гадюка», «Плутишка-кот»,«Петух да собачка», «Орел и ворона», ""Ученый медведь", "Жалобы зайки", "Ласточка", "Дятел", "Кукушечка", "История одной яблоньки", "Утренние лучи", "Капустная бабочка", "Гуси и журавли", "Не ладно скроен, да крепко сшит".
Свою роль в развитии художественной литературы природоведческого характера сыграл и Л.Н. Толстой. Как и К.Д. Ушинский, Лев Николаевич большое внимание уделял устному народному творчеству. В свою "Азбуку" он включил лучшие произведения фольклора: сказки, пословицы, поговорки, былины, басни. Одной из задач "Новой азбуки" (1875 г) было знакомство детей с жизнью природы. В ней содержались рассказы-миниатюры, загадки, пословицы, поговорки, сказки и др.
Многие произведения писателя для детей носят научно-познавательный характер, например, сказки "Шат и Дон", "Волга и Вазуза", помогают детям усвоить материал научного характера. Так же сюда можно отнести и научно-познавательные рассказы. Лев Толстой впервые сближает стиль научно-популярных и художественных произведений в учебных книгах для детей. В его коротких рассказах и сказках научность гармонично соединяется с поэтичность, с образностью. Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы.
"Есть червь, он желт, он ест лист. Из червя того шелк".
«Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у него год целый мед белый".
"Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал: эти самые стрекозы поют по зарям. Девочка вспомнила их песни и пустила" (Л.Н. Толстой).
Явления природы писатель изображает поэтически ("Какая бывает роса на траве", "Отчего в морозы трещат деревья", "Тепло", "Сырость", "Пришла весна"). Свое место в творчестве Льва Николаевича занимают и рассказы о животных - "Лев и собачка», "Булька","Пожарные собаки", "У Розки были щенки", "Хотела галка пить" и др., в этих рассказах Толстой знакомит детей с повадками животных и птиц, очеловечивая их, наделяя индивидуальными чертами характера. Так же многие рассказы о детях носят природоведческий характер ("Филиппок", "Акула", "Корова" и др.).
Таким образом, я сделала вывод о том, что К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой не только увековечили произведения фольклора, но и создали свои произведения, в том числе и природоведческого характера, имеющие актуальность и высокую педагогическую ценность на современном этапе.
Еще одним из основоположников детской природоведческой книги считаю В.Бианки. С удовольствием знакомила детей с его творчеством. С.Н.Николаева в своей книге «Методика экологического воспитания» рекомендует знакомить детей старшего возраста с творчеством Бианки, т.к. его произведения просты и легки для восприятия, способствуют развитию наблюдательности и любознательности. Произведения В. Бианки помогли в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы, многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, взаимодействие среды и организма. Уже названия произведений ставят перед детьми вопрос, на который они ищут ответ. "Чьи это ноги?", "Кто чем поет?", "Чей нос лучше?", "Хвосты" и др. Использовала произведения В. Бианки и для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Из произведений В. Бианки "Лесная газета", "Наши птицы", "Синичкин календарь" дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.
Творчеству этих авторов были посвящены интегрированные занятия, выставки детских рисунков, творческие вечера, литературные викторины. В группе были организованы авторские выставки, в том числе и выставки произведений наших северных писателей С. Писахова и Б.Шергина, т.к. в их творчестве красной нитью проходит природа нашего северного края, описанная с большой любовью и теплотой.
Для формирования у детей осознанно правильного отношения к природе, воспитания любви ко всему живому использовала поэзию. Детям дошкольного возраста доступны многие произведения таких русских поэтов, как А. Пушкин, Ф. Тютчев, А. Фет, Н.Некрасов, С. Есенина и др. А.С. Пушкин не писал специально для детей, но многие его стихотворения и отрывки из его произведений давно используют для чтения детям. Все стихи поэта пронизаны мудрой и светлой пейзажной лирикой. Пушкин дает реалистическое представление о родной природе, природа изображена жизненно правдиво, в многообразных и конкретных ее признаках, свойствах, явлениях.
Многие стихотворения посвятил детям Н.А. Некрасов, часть из которых использовала в работе с детьми при ознакомлении их с природой, формировании у ребят бережного отношения к природе, заботе о ней ("Дедушка Мазай и зайцы", "Пчелы", "Соловьи"). Замечательно поэт описывает природу в стихотворениях: "Перед дождем", "На ручей, рябой и пестрый…" и др.
Очень подкупают стихи А.Фета. Его поэзия посвящена красоте природы, смене времен года, в них поэт выражает радость от созерцания природы. Фету свойственна слитность с природой, очеловечивание ее, его описания конкретны, детализированы. "Каждая птица, каждое дерево, каждое насекомое показаны в своей неповторимости: коростель "вполголоса скрипит", "краснеют по краям кленовые листы". Знакомила ребят с такими произведениями А.А. Фета - "Чудная картина", "Ласточки пропали", "Рад я дождю", "Кот поет…", "Мама! Глянь-ка…".
В наблюдениях за объектами и явлениями природы часто использовала художественное слово. Это помогло детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом. Старалась умело сочетать художественное слово с непосредственным наблюдением детей. Но иногда, чтение художественного произведения предшествовало наблюдению, помогая вызвать интерес к нему. Так, после заучивания стихотворения С.Есенина «Береза», дети с особым интересом рассматривали березы на участке. Природоведческую книгу читала и после наблюдения. Это помогало подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений. Например, после наблюдения за листопадом, дети с большим интересом слушали стихотворение «Листопад» -И.Бунина, что усилило впечатление от непосредственного наблюдения, помогло детям лучше понять и запомнить красоту этого явления.
Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе. Так после заучивания стихотворения «Покормите птиц зимой» дети с родителями проявили большую активность в акции «Наши пернатые друзья». Были изготовлены и развешены на участке самые разные кормушки, сделанные с большой любовью и старанием.
Использовала стихи и в других видах детской деятельности. Особенно они уместны при рассматривании пейзажных картин. Так, рассматривая картину Пластова «Первый снег» познакомила детей со стихотворением И.Сурикова «Белый снег пушистый…» Это помогло детям лучше понять основную идею картину, увидеть красоту зимней природы. Особое место занимают стихи для заучивания наизусть. Они обогащают эстетические переживания детей. Каждый сезон мы в группе устраивали конкурс чтецов. Дети учили стихи о природе, учились читать их выразительно, с чувством. В их опыте накопились богатые впечатления. Всем хорошо известно, выученные в детстве стихи запоминаются на долгие годы. Свое эмоциональное состояние дети способны выражать в рисунках, поэтому часто организовывала выставки детских рисунков: «Березка, моя, березонька», «Ходит осень по дорожке», «Поет зима, аукает» и др. В «Мини-музее большого дерева» был создан макет дерева с волшебными листочками со стихами и загадками о разных породах деревьев. Это помогло нам закрепить у детей названия разных деревьев, знания об их характерных особенностях. "Пусть сосны и ели…" – Ф.Тютчева, «Черемуха»-С.Есенина, «Дуб»-И. Токмаковой и др.Использовала стихотворную форму о природе и в других видах деятельности:
-пальчиковые игры: «Вырос чудесный цветок на поляне
Утром весенним раскрыл лепестки
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают под землей корешки»
-физкультминутки: «Дети по лесу гуляли за природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели и их лучики согрели»
-подвижные игры: «Мы - осенние листочки»
«Мы - листочки, мы- листочки, мы -осенние листочки.
Мы на веточках сидели, ветер дунул - полетели!
-утренние зарядки: «Просыпайся-не ленись, на зарядку становись,
Солнце из-за тучки нам уж машет ручкой»
Провела ряд занятий, темой которых были художественные произведения о природе. Некоторые из них: рисование-«Вышла курочка гулять»(мл.гр), «Радуга-дуга не давай дождя»(ср.гр), «Люблю березку русскую»(стар.гр.),«В окно повеяло весною»(подг.гр.); аппликация «Котенька-коток»(сред.гр). Познание «Как хлеб на стол пришел?», ФЭМП по сюжетам сказок «Три медведя»(ср.гр.), «Репка»(ср.гр.), физическая культура «Путешествие с Колобком».Интегрированные занятия: «Путешествие в страну загадок и отгадок», «Путешествие по сказкам «В поисках клада»», по сюжетам сказки «Приключение муравьишки», «Путешествие капельки» и др. При выялении свойств воды через опыты и эксперименты знакомила детей с рассказом Толстого «Хотела галка пить».
В организованной в подготовительной группе гостиной «Чтение при свечах для сердца и разума» читала детям литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения произведений использовала приемы:
-беседы по содержанию использовала
-прием моделирования игра «Божья коровка»(на основе игры «Хорошо-плохо»)
-прием «Спроси меня» (дети учатся задавать вопросы воспитателю и друг другу)
- интересный прием «Пресс-конференция» ( после прочтения произведения, где дети учились задавать вопросы главному герою)
- пересказывали небольшие произведения от 1, 2,3 лица
-обыгрывание сценок
-лепка, рисование сюжетов, героев произведений, создание коллажей.
Для меня было очень важно донести до детей смысл произведений и всегда в глазах появлялось сочувствие, сопереживание, радость, восторг от прочитанного.
Работа с родителями:
1..Консультации «Что такое экологическое воспитание?», «Организация домашнего чтения в семье» «Влияние художественной литературы на экологическое воспитание детей»
3.Папки-передвижки «Воспитываем читателя», «Воспитание детей художественной литературой» «Что и как читаем детям о природе»,
4.Совместный конкурс детей и родителей на лучшую сказку о животных, создание книги: «Сказки о животных»
5.Мастерская по ремонту книг «Книжкина больница»
6.Выставка книжек – самоделок с рассказами о природе.
По данной теме работала 3 года. Из своего опыта могу сказать, что у детей дошкольного возраста можно очень продуктивно воспитывать любовь к природе через художественную литературу и что произведения писателей-классиков могут способствовать экологическому воспитанию.
Для диагностики уровня сформированости экологической культуры я использовала диагностические карты и материалы из программы «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич. Результат показал, что у детей произошли значительные позитивные изменения по всем показателям, что доказывают результаты мониторинга. Отмечено расширение и углубление интереса к животному и растительному миру. Увеличилось число детей, которые считают животных и растения самоценными живыми существами, Дети стали более эмоционально восприимчивы и отзывчивы к явлениям, происходящим в живой и неживой природе, более наблюдательны, научились сопереживать в различных ситуациях, выражать доброжелательность по отношению к объектам природы. Кроме того, у детей появился интерес к чтению художественной литературы. Родители стали больше уделять внимания семейному чтению. Таким образом, на своем опыте я пришла к выводу, что художественная литература оказывает огромное значение в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Литература:
М.В.Лучич «Детям о природе»:кн.для воспитателя дет.сада-2-е изд.,дораб.-М.:Просвещение,1989.
Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие (под ред. Л.Н. Прохоровой),–М.:АРКТИ,2004;
Ю.В. Новиков Природа и человек – М.: Просвещение, 2006;
Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания С.Н. Николаева, – М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 2008.
|
|
|