Главная страница

«Эффективное взаимодействие с агрессивным ребенком»


Скачать 410.71 Kb.
Название «Эффективное взаимодействие с агрессивным ребенком»
страница 3/3
составитель
Дата 14.02.2016
Размер 410.71 Kb.
Тип Литература
1   2   3

образец отношений и поведения родителей (родители могут поощрять агрессивность в своих детях непосредственно, либо показывать пример (модель) соответствующего поведения по отношению к другим и окружающей среде (чаще так поступают отцы).

  • характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих:

    • если родители снисходительны к проявлениям агрессии у детей (редко подавляют или не наказывают), то они воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность;

    • если родители жестоко наказывают детей за агрессивные поступки, то они также способствуют формированию высокого уровня агрессивности. При этом не нужно забывать, что чем жестче установленные дома правила поведения, тем агрессивнее может быть поведение ребенка вне дома (или в стенах дома в отсутствие авторитетных для ребенка взрослых).

    Как в популярном анекдоте из серии "про новых русских": "Папа, купи мне автомат!" - "У тебя же есть", - "Он игрушечный, а мне надо настоящий!" - "Обойдешься". - "Ну папа, ну купи мне автомат!" - "Замолчи! Я сказал - нет! Кто в доме хозяин?!" - "Ты... Но вот если бы у меня был автомат..." Комментарии, как говорится, излишни.

    Наименее агрессивны те дети, родители которых не были склонны ни к снисходительности, ни к наказанию. Их позиция - в осуждении агрессии и доведении этого до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка.
    Таким образом, агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между родителями и детьми огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.
    Какие же дети вырастают агрессивными наиболее часто?


    Мальчики:

    А. "Кумиры семьи", выросшие без отцов в сплошном женском окружении (мамы, бабушки, тетушки, кузины и пр.). Примером может служить М. Ю. Лермонтов, который воспитывался бабушкой и ее окружением, большая часть которого была представлена женским полом. Мальчик вырос великим поэтом, но при этом довольно возбудимым, упрямым и неуступчивым человеком, склонным к конфликтам. Во время одного из них он в запальчивости оскорбительно высказался о сестре Мартынова, что и спровоцировало роковую дуэль.


    Б. Выросшие в семьях с жестким авторитарным отцом и мягкой, уступчивой, непоследовательной матерью. Используя механизм идентификации с отцом, подросток будет противостоять всем, в том числе и самому отцу. И если тот мальчишку не сломает, то он вырастет таким же жестким и авторитарным.


    В качестве примера можно привести одного из вождей Октябрьского переворота, а позже и большевистского государства, известного под псевдонимом Сталина. Он рос в бедной семье, отец-алкоголик его постоянно бил и унижал. Поэтому сталинская агрессивность была завуалированной и изощренной. Более открытой она стала только после его окончательного утверждения во власти с середины тридцатых годов, а особенно усилилась в последние годы его жизни, когда стал развиваться склероз, и появились психические нарушения в виде бреда преследования.

    Девочки:

    А. В семье с жесткой авторитарной матерью при мягком, уступчивом отце. Срабатывает механизм идентификации с матерью. Такой тип формирования хорошо отражен в целом ряде сказок Яркие примеры - сестры главных героинь в "Золушке" и "Морозко". Родные матери девочек - женщины властные, самолюбивые, напористые до грубости. Мамаши находились в повторном браке за слабыми, вялыми, спокойными и уступчивыми мужчинами. Наблюдая за поведением матерей, девочки тоже приобрели черты агрессивности, грубости, конфликтности, правда, к этому еще выросли лентяйками, неряхами и неумехами.

    Б. Предоставленные сами себе и самостоятельно пробивающиеся в жизни, в этих случаях агрессивность служит механизмом выживания и обычно носит инструментальный характер. Классический пример - Пеппи-Длиный Чулок (вообще-то, Астрид Линдгрен называла свою героиню Пиппи, но у нас при переводе сочли это имя неблагозвучным и слегка подправили). Матери у нее не было, примером мог служить лишь шебутной, безбашенный и напористый папа Эфраим, который ею интересовался мало и девочке пришлось приспосабливаться к окружающему миру самой, используя отцовский пример и вырабатывая в себе активность и агрессивность.



        1. Способы взаимодействия с агрессивным ребенком, психологическая коррекция и профилактика агрессивного поведения.


    Общение с агрессивными детьми – это особая проблема, для решения которой требуются определенные навыки и умения, как со стороны родителей, так и педагогов.

    Как уже отмечалось ранее, у агрессивного ребенка:

    - слабо развит контроль над своими эмоциями;

    - слабое сознание своих чувств и чувств других людей;

    - низкий уровень эмпатии;

    - ситуацию общения они заранее воспринимают настороженно и несколько преувеличивают её опасность, т.е. они заранее настроены на борьбу.

    Но позитивное, эффективное общение с агрессивным ребенком возможно, если взрослый обладает следующими навыками:

    • говорит с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я-сообщений»;

    • «активно слушает» внутренний мир ребенка, мир его чувств;

    • не оценивает личность ребенка, а говорит о нежелательных действиях ребенка;

    • видит в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения;

    • обладает навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.


    Следует отметить, что, по мнению ряда специалистов, и я их в этом поддерживаю, работа по коррекции агрессивного поведения ребенка обречена на неудачу, если не будет соблюдаться ряд условий:

    1. Первое, что требуется от вас, как от взрослого, пытающегося помочь агрессивному ребенку, это искренняя симпатия, принятие его как личности, интерес к его внутреннему миру, понимание чувств и мотивов поведения.

    Упражнение «Дырка».

    Постарайтесь акцентировать внимание на достоинствах ребенка и его успехах в преодолении трудностей (как внешних, так и внутренних), учите его тому же. Словом, попытайтесь сделать все возможное, чтобы вернуть мальчику или девочке самоуважение и позитивную самооценку.

    1. Во-вторых, необходимо вести специальную терпеливую и систематическую, комплексную работу.

    Здесь есть свои трудности. Вы знаете, что в большинстве случаев причины агрессивности ребенка кроются в системе детско-родительских отношений. Поэтому без устранения или ослабления тех или иных проблем семейного воспитания полноценная коррекция агрессивного поведения ребенка невозможна. Оптимизация детско-родительских отношений в рамках педагогической деятельности – задача довольно сложная, а иногда и невыполнимая. Здесь необходима помощь специалистов: психолога, социального педагога, психотерапевта.

    Но есть методы и приемы, которые направлены на преодоление внешних признаков, симптомов тех или иных трудностей ребенка. Этот вид работы вы вполне можете осуществлять, взаимодействуя с ребенком. В таком случае ваши усилия будут способствовать не только коррекции агрессивного поведения детей, но и его профилактике, формированию у детей доброжелательных отношений друг к другу.
    Исходя из характерологических особенностей агрессивных детей работу можно вести в следующих направлениях:

    1. работать с гневом - обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева;

    2. обучать самоконтролю - вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность;

    3. работать с чувствами - учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим;

    4. прививать конструктивные навыки общения - обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта;

    5. развивать позитивную самооценку – способствовать реконструкции положительного «Я-образа», формированию позитивного самовосприятия и самосознания;

    6. снижение уровня личностной тревожности – через использование релаксационных техник.


    Последовательность работы может быть произвольной. Важно, чтобы работа с агрессивным ребенком начиналась с этапа отреагирования гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям ребенка (обидам, разочарованию, боли). Ребенок, не пройдя через эту стадию, будет сопротивляться дальнейшей работе. После этого можно перейти к коррекционной работе.


    1. Работа с гневом

    В нашем обществе принято считать, что воспитанный человек не должен проявлять свой гнев. Однако если мы каждый раз сдерживаем эту эмоцию и не даем ей выхода ни в какой форме, то мы превращаемся в "копилку гнева", а это уже сродни бомбе замедленного действия. Когда ваша копилка будет полна, то "излишки" гнева выльются либо на случайно подвернувшегося под руку человека, либо истерикой и слезами, либо начнут "откладываться" в самом человеке, приводя к различным проблемам со здоровьем.

    Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.
    Задание для педагогов:

    Я предлагаю 3-4 минуты посовещаться в своих группах и составить сначала список тех способов выражения гнева, которые вы используете со своими детьми, а потом список способов, которые вы не используете, но считаете приемлемыми (Обсуждение результатов).
    Детей следует познакомить с такими приемами выражения своего гнева, как «Мешочек для криков», «Лист гнева» (который можно в скомкать и швырнуть в угол), «Подушка для пинаний», «Рубка дров». Кроме того, в группе желательно, чтобы была коробка со сломанными игрушками, резиновые молотки, подушки для пинания. Для этого можно выделить какой-нибудь уголок или в спальне, или в группе.

    Если же вы находитесь на природе, то можно помочь ребенку, выразить свой гнев и прийти в спокойное состояние, используя свойства воды, глины и песка.

    Так, когда ребенок лепит фигурку обидчика из глины, он испытывает ощущение контроля ситуации: он может ее создать, сплющить, растоптать и, при желании, снова восстановить. Кстати, эти приемы можно применять и в домашних условиях, используя пластилин.

    Игры с песком также привлекательны для детей своей "обратимостью". Можно глубоко закопать фигурку, символизирующую обидчика или гнев самого ребенка, попрыгать сверху, полить водой, наложить камней, а когда гнев утихнет, ее снова можно откопать, почистить и использовать в других играх.

    Кроме того, работа с сыпучим песком и податливой глиной сама по себе успокаивает ребенка, он больше сосредоточивается на своих тактильных ощущениях, переключается с одних внешних раздражителей на другие.

    Также хорошо использовать воду для снятия напряженности и агрессивности детей. Кроме отлично действующего в этом случае плавания, можно применять игры с водой. Например, устроить гонки кораблей. Каждый участник должен подгонять свой корабль, дуя на него из трубочки и не дотрагиваясь руками. Можно придумать что-то вроде водного бильярда, сбивая плавающие пластмассовые или резиновые шарики с помощью других шаров. Также хороши варианты "водной войны", например обливания из брызгалок, сбивание плавающих кораблей противника струей воды и т. п. Словом, любые интересные занятия с водой годятся для снижения агрессивности, недаром "ушат холодной воды" издревле считался эффективным способом усмирения разбушевавшихся взрослых. Но при работе с детьми во все "водные процедуры" лучше внести элемент игры.

    Данные приемы относятся кпервой стадииотреагирования гнева – предоставлять детям практически приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане. Всего их выделяют четыре.

    Вторая стадия– помочь детям подойти к реальному восприятию гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев (ситуацию в целом) прямо «здесь и теперь».

    • в этих случаях хорошо прорисовать свой гнев красками, карандашами, фломастерами (упр. «Недружеский шарж»).

    • вылепить его из пластилина

    Третья стадия– дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: пусть скажут все, что нужно сказать, тому, кому следует». Обычно после того, как дети полностью выскажутся, они становятся более спокойными и открытыми к дальнейшей работе.

    Это можно осуществить после того, как ребенок нарисовал или слепил обидчика. Можно подписать под его диктовку рисунок так, как он этого хочет, даже используя бранные слова. Естественно все это делается один на один с ребенком, вне поля зрения обидчика.

    Четвертая стадия– обсуждать с детьми, что заставляет их гневаться, в каких ситуациях это чаще всего происходит, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время. Важно, чтобы ребенок научился осознавать и понимать свой гнев, и далее научился оценивать ситуацию, чтобы сделать выбор между открытым (асоциальным) проявлением гнева или проявлением его в приемлемой форме.

    • Упражнения на осознавание гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на ощупь, на вкус, на запах?);

    • Игра «Где прячется зло?»;

    • Упражнение «Рецепт: как сделать ребенка агрессивным?» (в ходе упр. дети могут разобраться в том, что они называют агрессивным поведением).




    1. Обучение самоконтролю.

    У агрессивных детей слабо развит контроль над своими эмоциями, а зачастую и просто отсутствует, поэтому важно в коррекционной работе с такими детьми сформировать навыки контроля и управления собственным гневом, обучить детей некоторым приемам саморегуляции, которые позволят им сохранить определенное эмоциональное равновесие в проблемной ситуации.

    Коррекционная работа в данномнаправлении заключается:

        • в установлении определенных правил, которые помогут детям справиться с собственным гневов;

        • в закреплении этих правил (навыков) в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации).

    (из кн. «Психологическая коррекция агрессивного поведения детей», стр. 49-51)

    Дополнительно: упр-я "Сигналы гнева", "Гнев на сцене", "Посчитал до десяти я и решил..." и др.).


    1. Работа с чувствами, развитие эмпатии.

    В семьях агрессивных детей, как правило, игнорируется внутренний мир ребенка, проявляется безразличие к его чувствам. Тем самым у детей формируется нечувствительность к эмоциональному состоянию других людей Также у агрессивных детей отмечается слабое осознавание собственных эмоций. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других они даже и не предполагают.

    Развитие эмпатии, а также эмоциональной сферы является важнейшей составляющей в комплексной коррекционной работе.

    Для этого можно использовать следующие методы и приемы;

    • шаблоны, плакаты с изображением различных Эмоциональных состояний;

    • этюды М.И.Чистяковой, игры и упр-я Н.Л.Кряжевой; работа с зеркалом;

    • рисование на темы: «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь» и т.д., дорисовка лица персонажа, нарисованного в определенной ситуации;

    • беседы;

    • игры («Камушек в ботинке», "Знатоки чувств", "Отгадай, что я почувствовал?", "Страна чувств", "Чувства на сцене", Рассказы по фотографиям и др.),

    • на развитие эмпатии можно использовать ролевые игры, в процессе которых ребенок получает возможность поставить себя на место других (проигрывание конфликтных ситуаций);

    • упражнения на изображение различных предметов и явлений природы, составление рассказов от лица этих явлений или героев сказки;

    • чтение художественной литературы, терапевтических сказок.




    1. Развитие позитивной самооценки.

    В коррекционную работу с агрессивными детьми необходимо включать комплекс упражнений, направленных на формирование позитивной самооценки, поскольку у детей, обладающих качеством «агрессивность», отмечается неадекватная самооценка. Чаще среди агрессивных детей встречается заниженная самооценка «Я-плохой», которая является отражением оценки значимых для них взрослых. Агрессивные дети нуждаются в реконструкции положительного «Я.образа», в позитивном самовосприятии и самосознании.
    Упражнения: «Мне в тебе нравится», «Хвасталки», «Копилка хороших поступков», «Волшебный стул» и др.


    1. Снижение уровня личностной тревожности.

    Здесь можно использовать разнообразные релаксационные техники. У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку.

    Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.


    1. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации.

    Агрессивные дети в силу своих характерологических особенностей обладают достаточно ограниченным набором поведенческих реакций на проблемную ситуацию. Как правило, в проблемной ситуации они придерживаются силовых моделей поведения, которые с их точки зрения, носят оборонительный характер.

    На данном этапе важно научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемных ситуациях, помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его поведенческих реакций и минимизировать деструктивные элементы в поведении.

    Методы и приемы:

    • работа с картинками, отражающими проблемные ситуации;

    • ролевая игра;

    • игры и упр.: «Корабль среди скал», "Слепой и поводырь", "Пилот и диспетчер", "Пойми без слов", "Попросись на ночлег", "Критикуй, не обижая" и др.



    Таким образом, психологическая коррекция агрессивного поведения детей должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей, и в первую очередь, такие, как: отсутствие контроля над своими эмоциями; ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных для них ситуациях; отсутствие эмпатии и высокий уровень тревожности. Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был стойким, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка.

    В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка, поскольку психологический фон взаимоотношений в семье носит, в основном, негативный характер и во многом провоцирует ребенка на агрессивное поведение.


    Литература:


    1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 1997.

    2. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2004.

    3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, 1988.

    4. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. – М., 1998.

    5. Лютова Е., Монина Г. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2000.

    6. Оклендер В. Окна в мир ребенка. - М.: Независимая фирма «Класс», 1997.

    7. Реан А. Агрессия и агрессивность личности. – СПб, 1996.

    8. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Росто н/Д: Феникс, 2004.

    9. Фурманов И. детская агрессивность. – Минск, 1996.

    10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Ч. 1-3. – М.: Генезис, 1998.
1   2   3