|
Единого фронта борьбы
План.
Введение........................................................................................................2-3
I. Формирование Народного фронта. ….....................................................3-8
II. Деятельность Народного фронта........................................................... 8-12
III. Раскола Народного фронта.................................................................12-20
Заключение..................................................................................................20-22
Список литературы.......................................................................................23-24
Приложение.
Введение.
В середине 30-х годов XX века в мировой политике наблюдается усиление фашизма. К 1936 году в 20 европейских странах существовало несколько десятков фашистских партий и групп. Высшей степени зрелости фашизм достиг в Италии, Германии, Португалии и Испании. До середины 30-х годов моделью фашистских режимов служила фашистская система в Италии, но с установлением нацистской диктатуры в Германии роль эталона мирового фашизма перешла к ней. Влиятельную силу фашизм приобрел в Австрии, Венгрии, Румынии, Финляндии. Во Франции же фашисты как таковые не были столь многочисленны и активно действовали в более массовых праворадикальных организациях («Огненные кресты», «Французское действие», «Патриотическая молодёжь»).
Перед лицом растущей фашистской опасности исключительно важным было объединение антифашистских сил, создание единого фронта борьбы против этой угрозы.
В наше время, в эпоху глобализма, мировой порядок многим кажется незыблемым, вечным. Экономисты рассуждают о мощи американской экономики, которая неизменно справляется с временными трудностями, о необходимости повсеместного распространения «нормальных» экономических отношений. Также было и в 1920-е гг. капиталистическая экономика росла, и казалось, что этому не будет конца. Эта иллюзия стала рушиться в октябре 1929 года, когда началась паника на Нью-Йоркской фондовой бирже. Волны этой финансовой катастрофы охватили весь мир, погрузили в нищету миллионы людей, и последствия этой депрессии привели мир к новой мировой войне... Кроме того, в современном мире при интенсивном развитии правовых ценностей нет гарантий тому, что к власти как во Франции, так и в других странах не могут придти нацисты, тем более, что организации нацистского толка существуют во многих европейских странах. Поэтому важно знать о таком явлении в политической жизни Европы, как Народный фронт, который воспрепятствовал в 1934 году приходу к власти фашистов. Кроме того, это яркий пример в истории политики, когда для решения важнейших задач объединяются силы, которые являются антагонистами. Эти «уроки» необходимо помнить, особенно в наше время торжества неолиберальных идей, столь близких к идеям того времени. История не всегда повторяется как фарс. Иногда — как мировая трагедия... в этом и заключается актуальность данной темы.
Цель работы: осветить историю и политику Народного фронта во Франции.
Задачи:
- осветить причины и предпосылки прихода к власти Народного фронта;
- раскрыть сущность народного фронта во Франции;
- осветить политику Народного фронта;
- определить причины раскола Народного фронта во Франции.
Объект исследования: Народный фронт во Франции.
Предмет исследования: образование, деятельность и раскол Народного фронта во Франции.
I. Формирование Народного фронта.
Образование тоталитарных государств, массовых фашистских движений в европейских странах неразрывно связано с Мировым финансовым кризисом 1929 года.
После первой мировой войны французская экономика развивалась в благоприятных условиях. Как держава-победительница, Франция приумножила свои колониальные владения. Она расширила сырьевую базу за счет богатых углем и железом Эльзаса, Лотарингии и Саарской области, получала с Германии большую часть репарационных платежей. В 1928-1931 гг. золотой запас Французского банка удвоился.
Тем не менее, избежать кризиса относительного перепроизводства Франции не удалось. Он начался в конце 1930 года. Объем промышленного производства сократился почти наполовину. Наиболее сильно пострадали традиционные отрасли, текстильная промышленность, производство предметов роскоши, виноделие. Экспорт французских товаров встретил серьезные препятствия и сократился на треть. Уже в июне 1931 года число официально зарегистрированных безработных достигло полумиллиона. Доходы тех, кто сохранил возможность трудиться, сократились примерно на треть.
В бедственном положении оказались пенсионеры, бывшие фронтовики, студенты, лица свободных профессий, лишившиеся привычных условий существования.
Напряжённость ощущалась и в правящей элите Франции. Третью республику серьёзно лихорадило: с 1929 по 1932 гг. сменилось 8 правительств. Во всех доминировали правые партии, у которых появились новые лидеры - А.Тардье и П. Лаваль — требовали пересмотра французской конституции, ограничения прерогатив парламента и наделения президента республики чрезвычайными полномочиями с целью создания в стране сильной власти. Таким образом, в политической жизни Франции в начале 30-х гг. проявилась та же тенденция, что и в Германии, - переход значительной части верхов на позиции консервативного экстремизма. На этой основе вырисовывалась и ещё более серьёзная опасность: во Франции возникло и стало быстро развиваться реакционно-фашистское движение.
В 1932 г. во Франции была сделана попытка создания другой политической коалиции. Накануне происходивших в мае этого года парламентских выборов был воссоздан так называемый «левый блок», т.е. коалиция радикальной партии и СФИО (« Французская секция рабочего интернационала» или «Социалистическая партия Франции»). К тому времени во Франции уже был опыт деятельности «левого блока» (1924-1926 гг. у руля управления страной одно за другим находилось несколько правительств партии радикалов, которые действовали при поддержке СФИО, но без участия социалистов в правительстве). «Левый блок» одержал победу на выборах 1932 года. Было образовано новое правительство во главе с лидером радикалов Э.Эррио, которое, как и в 1924 г., действовало при поддержке социалистической партии, но снова без её участия в правительстве. Но перед правительством «левого блока» в ещё более острой форме возникла та же альтернатива: сдвиг вправо грозил ему утратой массовой базы, а проводить решительные демократические мероприятия в социальной области и радикалы и социалисты опасались. Поэтому после недолгого существования правительство Эррио в декабре 1932 года ушло в отставку. Вслед за этим во Франции началась настоящая министерская чехарда; всего за 14 месяцев, с декабря 1932 года до февраля 1934 года в стране сменилось 5 кабинетов, средний срок каждого из которых не достигал и трех месяцев. Неустойчивость государственной власти во Франции еще более усилилась.
Эта все большая неустойчивость власти, неспособность буржуазных правительств принять эффективные меры для преодоления экономического кризиса, падение авторитета традиционных партий - все это искусно использовалось реакционно-фашистскими силами, В 1933 г., после победы нацизма в Германии, реакционная антипарламентская пропаганда во Франции стала особенно разнузданной. Реакционно-фашистские группы начали активную подготовку к государственному перевороту.
Удобный предлог для перехода в решительное наступление они нашли в так называемом "деле Стависского". В конце 1933 г. были разоблачены аферы крупного спекулянта, выходца из Восточной Европы, акклиматизировавшегося во Франции, Александра Стависского, который путем ряда жульнических операций, вроде выпуска фальшивых акций, сумел неплохо поживиться. В самом по себе факте разоблачения афер Стависского не было ничего экстраординарного. Но дело в том, что в этих аферах оказались замешанными некоторые видные политические деятели, которые за крупные взятки либо прямо способствовали спекулятивным махинациям Стависского, либо закрывали глаза на них. Так или иначе причастными к этим мошенническим операциям оказались ряд депутатов парламента, префект парижской полиции Кьяпп, а также некоторые лица, близкие к тогдашнему премьер-министру радикалу Камиллу Шотану. Было начато судебное разбирательство, но с помощью высоких покровителей оно затянулось. Когда же скандал замять не удалось, Стависский, отправившийся тем временем на зимний курорт, был найден мертвым. Официальному сообщению о том, что он покончил жизнь самоубийством, мало кто верил.
Реакционные силы умело использовали разразившийся скандал. Скрывая факты причастности к аферам Стависского деятелей правых партий, они обвинили радикалов, стоявших тогда во главе правительства, в продажности. Спекулируя на чувствах разорившихся акционеров, реакционно-фашистские группы начали массовую кампанию за замену "прогнившего парламентаризма" твердой властью, за изгнание воров из всех органов власти, за кардинальную ревизию конституции Третьей республики. В течение всего января 1934 г. на улицах Парижа чуть ли не ежедневно проводились массовые демонстрации, шумные марши военизированных мятежных лиг. Они привели к первому успеху реакционеров : к концу января 1934 г. премьер-министр К.Шотан подал в отставку. Однако это привело к совсем не тем итогам, которых ожидали организаторы манифестаций, правительство возглавил ненавистный правым радикал-социалист Э. Даладье. Одним из его первых шагов стало смещение с должности префекта полиции Кьяппа, известного своими симпатиями к фашистам.
Терпению последних пришёл конец. 6 февраля 1934 года более 40 тысяч фашистских активистов двинулись на штурм Бурбонского дворца, где заседал парламент, намереваясь разогнать его. Начались столкновения с полицией, в ходе которых 17 человек было убито и более 2 тысяч ранено. Дворец захватить они не смогли, но неугодное им правительство пало. Даладье заменил правый радикал Г.Думерг. В состав его правительства вошли такие влиятельные в правых кругах люди, как Тардье, Лаваль, Петен. Произошла серьёзная подвижка сил в политическом процессе в пользу правых. Над страной реально нависла угроза установления фашистского режима...
Франция была в шоке! Давно на улицах Парижа не лилась кровь!
Всё это заставило антифашистские силы, забыв о своих разногласиях, бороться против фашизации страны. Очень большую роль в сплочении всех левых, антифашистских сил сыграл лидер ФКП М.Торез. Он вступил в переговоры с социал-демократами о создании союза. Но добиться этого союза лидеру коммунистов М.Торезу было очень непросто... Дело в том, что социал-демократы подозревали коммунистов в том, что они собираются установить во Франции тоталитарный режим по образцу Сталинского, а коммунисты, особенно рядовые, не хотели идти на какой-то союз с социал-демократами - «вечными предателями, которые всё время вступают в союз с буржуазией. Ну как здесь договориться! И надо сказать, что в этот момент колебался и Сталин в Москве (которому, конечно, подчинялись французские коммунисты — особенно М.Торез) : « Ведь с одной стороны - коммунисты это люди, к которым идут все обездоленные в период депрессии, кризиса. Коммунисты- это большая сила, которая не соглашается с буржуазией. Мы всё время с ней боремся, мы всё время наносим по ней удары..., а если мы в ступим в контакт с социал-демократами, с буржуазными партиями? Ну какие тогда коммунисты, защитники обездоленных? Как тут быть?»1
В этих условиях решающую роль сыграла победа Г. Димиторва над фашистами. (Димитров, болгарский коммунист, обвинённый гитлеровцами в том, что он поджёг Рейхстаг, но Димитров сумел доказать свою правоту. С триумфом он вернулся в Советский Союз, стал подлинным лидером Коминтерна наряду со Сталиным. И Димитров, научившись на этом немецком опыте, стал говорить, что только в союзе со всеми демократами мы можем остановить фашизм.2
И под давлением Димтрова, Сталин пошёл навстречу этой новой реальности и дал санкцию М. Торезу на сближение с социал-демократами. Но тут начал колебаться их лидер — Л.Блюм, так как у него были свои идеи насчёт союза, но с более правыми силами — с либералами (радикалами). В этих условиях М.Торез идёт на ещё более смелый шаг - он предлагает союз и буржуазным партиям. Именно он убедил и своих коллег, и руководство Коминтерна в необходимости отказа от ряда не соответствовавших реалиям текущего момента стереотипов и прежде всего снять (по крайней мере временно) с повестки дня лозунг «Вся власть Советам!» В июне 1934 года. Торез выступил с программным заявлением, в котором обосновал новый курс ФКП, а чуть позднее начались официальные переговоры между руководством ФКП и социалистической партии, завершившиеся подписанием 27 июня 1934 года Пакта о единстве действий. Его основные положения сводились к следующему : главная задача — защита демократических свобод и запрет фашистских организаций. Для организации совместных выступлений создавался координационный комитет. В октябре 1934 года М.Торез предложил всем сторонникам свободы и демократии объединиться в рамках «Народного фронта борьбы за хлеб, свободу и мир».
«Народный фронт» возник в июле 1935 года. В его состав вошли коммунисты, социалисты, радикалы, профсоюзы и ряд антифашистских организаций французской интеллигенции. Проверкой эффективности нового объединения стали парламентские выборы, проходившие весной 1936 года. Убедительную победу на них одержали кандидаты Народного фронта: социалисты получили 156 мест вместо прежних 97, коммунисты - 72 места вместо 12. Социалист
Л. Блюм сформировал вместе с радикал-социалистами правительство Народного фронта, пользовавшееся поддержкой коммунистов.
Образование Народного фронта во Франции стало возможным после осознания вероятности захвата власти фашистами. Однако, следует отметить, что как коммунисты, так и другие политические силы, которые вошли в состав Народного фронта преследовали свои цели, которые позволяли лишь временно оставаться в состоянии компромисса.
II. Деятельность Народного фронта.
Правительство Блюма было сформировано 4 июня 1936 года. Почти сразу во Франции развернулось массовое движение рабочих за осуществление программы Народного фронта. В середине мая началась волна забастовок, которая достигла максимума в начале июня 1936 года. Она охватила все районы страны и все отрасли промышленности. В ней участвовало не менее 2 млн. человек, причем среди участников были не только промышленные рабочие, но и торгово-банковские служащие, печатники, фармацевты, портные, работники сферы обслуживания.
Стачечники использовали новые формы борьбы: они не покидали территорию предприятий. При этом они проявляли исключительную дисциплинированность, внутри предприятий поддерживался образцовый порядок. Рабочим сочувствовали мелкие торговцы, которые в кредит отпускали им продовольствие. Часто над бастующими фабриками развевались красные флаги. Все это оказывало сильнейшее психологическое влияние на хозяев предприятий.
Крупный капитал охватила паника. Это заставило правительство Народного фронта сразу же перейти к активным действиям. 7 июня в резиденции премьер-министра, в Матиньонском дворце, под его председательством начались переговоры между представителями профсоюзов и Всеобщей конфедерацией предпринимателей. По условиям достигнутых соглашений заработная плата повышалась в среднем на 7—15%, коллективные договоры становились обязательными для всех предприятий, где этого требовали профсоюзы, и, наконец, правительство обязалось внести в парламент ряд законов о социальной защите трудящихся.
Летом 1936 г. парламент с небывалой быстротой принял 133 закона, воплощавших в жизнь основные положения программы Народного фронта. К числу важнейших следует отнести закон о запрете деятельности фашистских лиг, а также серию социально-экономического законодательства: - о 40-часовой рабочей неделе,
об оплачиваемых отпусках,
о повышении минимума заработной платы,
об организации общественных работ,
об отсрочке платежей по долговым обязательствам для мелких предпринимателей и об их льготном кредитовании,
- о создании Национального зернового бюро для закупки у крестьян зерна по твердым ценам. 3
В 1937г. была проведена налоговая реформа и были выделены дополнительные кредиты на развитие науки, образования, культуры. Под контроль государства был поставлен Французский банк, создано Национальное общество железных дорог со смешанным капиталом, в котором 51% акций принадлежал государству, и, наконец, национализирован ряд военных заводов.
Предпринятые правительством Народного фронта активное государственное регулирование экономики и широкие демократические реформы создали во франции особую, радикально-демократическую модель государственного регулирования. Действия правительства вызвали огромный энтузиазм народа, так как принятые меры вели к реальному улучшению положения трудящихся.
Эти мероприятия, выходившие за привычные рамки либерального реформизма, вызвали неоднозначную реакцию и во французском обществе, и в самом Народном фронте. Социальные мероприятия правительства Народного фронта значительно увеличили дефицит государственного бюджета. Крупные предприниматели саботировали выплату налогов, переводили капиталы за рубеж. Общая сумма капиталов, изъятых из французской экономики, составила, по некоторым оценкам, 60 миллиардов франков.
Мероприятия Народного фронта, направленные на улучшение материального положения трудящихся, естественно, потребовали дополнительных расходов и, следовательно, увеличили бюджетный дефицит. Встал главный вопрос: как его преодолеть? Где взять средства для осуществления программы Народного фронта? Наиболее радикальный ответ на этот вопрос давала Французская коммунистическая партия: заставить платить богачей.
В соответствия с этим ФКП выступила с проектом коренной налоговой реформы Она предусматривала введение прогрессивного налогообложения крупных состояний, предлагала также введение чрезвычайного налога на крупные доходы в размере 1% на доходы свыше 100 тыс франков и 4% «на доходы, превышавшие 1 млн франков. Наконец, проект налоговой реформы, предложенной коммунистами, предусматривал запрет "бегства капиталов" и введение судебного преследования за нарушение этих норм. Но продолжение «бегства капиталов» происходило не столько по экономическим, сколько по политическим причинам. Крупный капитал стремился торпедировать Народный фронт, опорочить его в глазах средних слоёв, оторвать радикалов от союза с ФКП и с СФИО.
В этой обстановке правительство Л. Блюма, испытывая острую нужду в финансовых средствах и отказываясь от налоговых проектов ФКП, пошло на единственное возможное для него средство - в сентябре 1936 г. была проведена девальвация франка, сокращение его золотого содержания на 30%. Правительство пошло на проведение этой меры, рассчитывая, что девальвация франка стимулирует экспорт, будет содействовать росту производства, сокращению безработицы и улучшит финансовое положение государства. Но эти расчеты не оправдались. Вывезенные за границу капиталы остались в иностранных банках. Возрос бюджетный дефицит, государственный долг увеличился за один год на 16 млрд. франков Крайне неблагоприятным следствием этого был сильный рост внутренних цен, что фактически свело на нет проведенное летом 1936 года повышение заработной платы.
Нарастание финансовых трудностей искусно использовалось право-буржуазными силами для агитации против правительства Народного фронта. Они обвиняли правительство Л. Блюма в том, что проведенные им социальные реформы резко увеличили бюджетный дефицит, а повышение заработной платы сократило экспортные возможности французской промышленности. Из этого делался вывод, что политика правительства Народного фронта потерпела крах, а значит, надо резко изменить правительственный курс, оздоровить финансовую систему, восстановить доверие владельцев капиталов, сократить бюджетный дефицит за счет снижения уровня социальных расходов.
К агитации правобуржуазных партий все чаще стали присоединяться и деятели правого крыла радикальной партии. Под их влиянием в феврале 1937 г, Л. Блюм объявил о «передышке» в осуществлении программы Народного фронта во имя стабилизации положения в стране. Но нарастание трудностей продолжалось...
III. Раскол Народного фронта.
В этой ситуации в нюне 1937 г. Л. Блюм потребовал предоставления правительству чрезвычайных полномочий. Было предложено ввести ряд косвенных налогов и с этой целью увеличить размеры почтово-телеграфных тарифов, а также установить некоторые прямые налоги. За счет этого предполагалось получить 5 млрд франков. Предполагалось, кроме того, ввести строгий контроль за переводом капиталов за границу и потребовать от владельцев промышленных предприятий обязательно вкладывать часть своих прибылей в развитие производства.
Хотя коммунисты всё время выступали против чрезвычайного законодательства и против увеличения налогообложения трудящихся, парламентская фракция ФКП поддержала проект чрезвычайного законодательства, предложенный Л. Блюмом, т.к. он был рассчитан на укрепление позиций правительства Народного франта. Палата депутатов одобрила план Л. Блюма. Однако сенат, в котором позиции партий Народного фронта были гораздо слабее, отверг этот план. Палата депутатов во второй раз приняла предложение Блюма, но сенат снова отказался согласиться с этим. Нападки правобуржуазных кругов на Народный фронт еще более усилились.
Для правительства Блюма еще оставались возможности продолжать борьбу. Ведь большинство в палате депутатов было готово в третий раз одобрить проект Блюма. В случае нового отказа сената правительство могло пойти на самые решительные меры вплоть до роспуска парламента и назначения новых выборов. Однако Л. Блюм не решился пойти по этому пути. 22 июня 1937 г. он объявил о своей отставке, оправдывая это решение тем, что борьба против сената стала бы "революционной борьбой" и привела бы к "социальной смуте» в стране.4
После отставки Блюма было создано новое правительство во главе с радикалом К. Шотаном. Состав нового правительства мало изменился: 27 из 33 членов правительства Блюма вошли в состав кабинета Шотана, а сам Л. Блюм занял в нем пост вице-премьера Поэтому официально кабинет Шотана оставался правительством Народного фронта.
Но на самом деле произошел явный сдвиг вправо. Пост премьер-министра перешел от социалиста к радикалу. Более того, важный пост министра финансов был передан правому радикалу Ж. Боннэ решительному противнику Народного фронта. Произошли и крупные изменения в правительственном курсе. В официальном заявлении нового правительства премьер-министр Шотан дал понять, что он намерен добиваться примирения с сенатом на условиях "паузы" в социальных реформах и будет осуществлять более консервативный курс финансово-экономической политики.
Хотя кабинет Шотана официально оставался правительством Народного фронта, его конкретная политика прямо противоречила программе Народного фронта. Новое правительство сразу же провело ряд чрезвычайных мер, на сей раз одобренных не только палатой депутатов, но и сенатом. Они предусматривали увеличение налогов, были повышены железнодорожные тарифы и было объявлено о проведении второй девальвации франка. Но ограничения «бегства капитала» новые меры не предусматривали.
Политика правительства Шотана еще более ухудшила положение широких масс населения. Положение обострилось и в связи с тем, что во второй половине 1937 г. начался новый экономический кризис, вновь приведший к сокращению промышленного производства и росту безработицы. В этих условиях нападки правых сил принимали все более ультимативный характер. Правые требовали отмены закона о 40-часовой рабочей неделе, отказа от других социальных реформ. Они заявляли о необходимости полного разрыва с ФКП, решительной борьбы против стачечников. Правительство Шотана осенью 1937 г, поддержало эти требования, идя тем самым на прямой отказ от программы Народного фронта. Но в ответ на это фракции ФКП и СФИО отказали Шотану в поддержке, и в январе 1938 г. он вынужден был уйти в отставку.
Таким образом, в 1936-1937 гг. в правительстве Народного фронта и в поддерживавших его политических партиях нарастали разногласия по вопросам социально-экономической и финансовой политики.
Но противоречия между партиями Народного фронта все более нарастали и по другим проблемам политической жизни Франции. Острейшие споры развернулись и по вопросу об отношении к реакционно-фашистским группировкам. Дело в том, что декретом 18 июня 1936 г. были запрещены лишь военизированные мятежные лиги, как это и предусматривалось программой Народного фронта. На основании этого декрета была прекращена деятельность Лиги франсистов, Лиги патриотической молодежи и группы "Французская солидарность". Но рад крупных политических организаций реакционно-экстремистского тола, и прежде всего, "Боевые кресты", поспешившие переменить свое официальное название и объявившие себя Французской социальной партией, на законном основании продолжали функционировать и еще более активизировали свои действия. Резко увеличилась численность ФСП: по ее данным, в ней было в 1937 г. 2 млн членов. Хотя эти данные явно преувеличивали число последователей партии де ла Рока, бесспорно, что Французская социальная партия стала крупной политической силой.
Традиционные правобуржуазные партии немало содействовали этому.
Наиболее реакционные политические круги в 1936-1937 гг. уже не удовлетворяла сравнительно осторожная линия "Боевых крестов", выставлявших напоказ свою аполитичность и умеренность. Они готовы были поддержать таких деятелей реакционно-экстремистского толка, которые способны были начать прямолинейную фронтальную атаку на парламентский режим Третьей республики. Эти потребности и попыталась удовлетворить новая, чисто фашистская организация - Французская народная партия, которая возникла в июне 1936 г. Её возглавил ренегат компартии, бывший член ЦК ФКП Жак Дорио, исключенный из партии за фракционную деятельность. В отличие от партии де ла Рока, остававшейся на позициях авторитаризма, Французская народная партия взяла на вооружение идеи тоталитаризма. Она требовала коренной реформы государственного строя в целях создания твердой власти и установления корпоративной системы.
Партия Дорио выступила с инициативой объединения всех реакционно-фашистских сил в так называемый "Фронт свободы". Однако партия де ла Рока отказалась присоединиться к этому блоку. В какой-то мере это объяснялось тем, что ее отпугивали широко применявшиеся Французской народной партией програмно-террористические методы действия.
В 1937 г. развернула активные подрывные действия еще одна реакционно-экстремистская группа. Это было так называемое "Социальное движение революционного действия" во главе с морским инженером Эженом Делонклем. которое объединило ряд экстремистских группировок реакционного офицерства, действовавших под покровительством таких виднейших представителей высшего военного командования Франции, как маршалы Петэн и Ф. дЭспере.
Организация Делонкля, членам которой современники дали название "кагуляров", вступила на путь подготовки реакционного государственного переворота. Осенью 1937 г. был организован ряд поджогов и взрывов в Всеобщей конфедерации французского производства. Реакционные круги сразу же обвинили в этом левые силы, прежде всего коммунистов. Но заговор был раскрыт.
Представители левых сил требовали от правительства полного запрета всех реакционно-фашистских организаций. Однако представители радикалов в правительстве Народного фронта выступили против этого, утверждая вслед за правобуржуазными партиями, что столь решительные меры против ультраправых групп будут "ущемлением демократии и гражданских свобод".5
Нерешительная, колеблющаяся позиция правительственных кругов вызывала недовольство левых сил французского общества.
Наконец, третьим важнейшим пунктом непримиримых разногласий между партиями Народного фронта был вопрос о нарастании угрозы фашистской агрессии со стороны Германии и Италии. Во второй половине 30-х гг. международная напряженность все более возрастала. Отказ нацистской Германии от ограничений Версаля, гонка вооружений, создание агрессивного блока Германии, Италии и Японии, наконец, прямая вооруженная помощь Германия и Италии реакционно-фашистскому мятежу в Испании - все эти агрессивные акты фашистских держав вызывали тревогу прогрессивных сил. Левые круги французского общества требовали от правительства оказания помощи республиканской Испании, активных действий, направленных на введение эффективных международных санкций против агрессоров, создания системы коллективной безопасности в Европе с участием СССР. Важную роль в требованиях левых сил занимал вопрос о дополнении франко-советского Договора о взаимной помощи, заключенного в мае 1935 г., военной конвенцией. Авангардную роль в этой борьбе занимали коммунисты.
Однако и правительство Блюма, к тем более правительство Шотана проводили другой внешнеполитический курс. Они активно участвовали в политике "невмешательства" в испанские дела, в политике "умиротворения" агрессоров, надеясь та достижение компромисса с Германией. Естественно, что это вызывало еще большее расхождение в позициях партий Народного фронта.
В 1938 г. обозначились явные признаки кризиса Народного фронта. Уже в январе этого года, после отставки кабинета Шотана, была предпринята попытка формирования нового правительства во главе с правым радикалом Жоржем Боннэ, одним из инициаторов перехода к консервативному курсу финансово-экономической политики, стороннику политики "умиротворения" фашистских агрессоров.
Но против этой попытки решительно выступили не только ФКП, но и СФИО, а также профсоюзы ВКТ. Тогда формирование нового кабинета вновь было поручено Л. Блюму, который выдвинул идею создания "национального объединения вокруг Народного фронта", которое включило бы и правоцентристские силы, т. е. Демократический альянс. Иными словами, предлагалось пойти на создание коалиции. П. Рейно в свою очередь потребовал привлечь к участию в коалиции Республиканскую федерацию т. е. откровенно консервативные, а то и реакционные силы. Лидеры ФКП отвергли эти притязания и заявили о своей готовности участвовать в правительстве только в том случае, если оно будет действовать на основе программы Народного фронта. Но на это ответили отказом правоцентристские силы. В результате проект Блюма провалился.
Формирование правительства после этого было поручено К. Шотану. Но на сей раз кабинет был сформирован без участия СФИО, что стало новым сдвигом вправо. Правда, правительство Шотана существовало недолго: в марте 1938 г., после новой попытки добиться чрезвычайных полномочий, оно ушло в отставку.
В марте 1938 г. было сформировано новое правительство Л. Блюма. Правые силы, соглашаясь с этим, фактически делали стайку на провал действий этого кабинета, на то, что он не справится с решением тех острейших проблем, которые поставили перед страной новый экономический кризис и резкое усиление международной напряженности Л. Блюм ответил на это новой попыткой создать коалицию "национального единения", на сей раз под эгидой социалистической партии. Идея привлечь к управлению страной реакционные силы была скептически встречена в общественных кругах.
Новый проект лидера СФИО провалился так же, как и предыдущий.
Тогда была сделана попытка воссоздания кабинета Народного фронта во главе с Л. Блюмом из представителей СФИО и радикалов при поддержке ФКП, т. е. в том же составе, что и первый кабинет, созданный в июне 1936 г . В начале апреля 1938 г. Блюм выдвинул чрезвычайную программу финансовых мер, рассчитанную на преодоление глубокого финансового кризиса. В этой программе предусматривалось введение налога на крупный капитал в размере от 4 до 17%, выпуск государственных займов и установление контроля за переводом капиталов за границу.
Чрезвычайные меры были утверждены палатой депутатов, но вновь заблокированы сенатом 10 апреля 1938 г., сразу же после решения сената, Л.Блюм подал в отставку.
В эти первые месяцы 1938 г. Французская коммунистическая партия значительно усилила свою агитационную деятельность. Она резко критиковала консервативный курс финансово-экономической политики правительства и его отказ от решительной борьбы с реакционно-фашистскими силами внутри страны и с угрозой фашистской агрессии на международной арене. Компартия настаивала на полном осуществлении всех пунктов официальной программы Народного фронта. Более того, лидеры ФКП считали, что обстановка требует расширения и углубления программы Народного фронта. С этой целью коммунисты выдвинули требования включить в нее такие пункты, как национализация рада крупнейших корпораций, имеющих общенациональное значение, установление народного контроля над банками, проведение кардинальной налоговой реформы, прямой запрет "бегства капиталов", запрещение всех реакционно-фашистских организаций.
В то же время фракция ФКП стремилась во что бы то ни стало сохранить существующие правительства Народного фронта, не раз голосовала за доверие кабинетам Л. Бяюма и К. Щотана, стремилась побудить их к активным действиям.
Однако новые предложения ФКП были категорически отвергнуты радикалами, а к ним фактически присоединились и социалисты, т.к., прежде всего, под влиянием агитации правобуржуазных кругов изменилась позиция радикалов, усилилась их оппозиция продолжению сотрудничества с ФКП. Лидеры СФИО тоже склонялись к этой же линии. Их не устраивала ни новые радикальные предложения коммунистов, ни планы создания выборных комитетов Народного фронта.
Но в 1937-1938 гг. сказывалось и решительное ослабление позиции ФКП. В какой-то мере это объяснялось определенным разочарованием народных масс недостаточной эффективностью существующих правительств Народного фронта. Поддерживая эти правительства, коммунисты разделяли ответственность за их политику. К тому же в конце 30-х гг. обозначился определенный спад массового движения.
Но главной причиной ослабления позиций ФКП было крайне неблагоприятное влияние событий, происшедших с 1936-1938 гг. в Советском Союзе, где в условиях полностью сложившегося тоталитарного режима шло подавление демократии, развернулись массовые репрессии. Позорные судебные процессы 1936-1938 г.г., резко изменили настрой большинства общественного мнения Франции по отношению к СССР.
Трагедия французских коммунистов заключалась в том, что они вынуждены были поддерживать вес действия ВКП(б) и правительства СССР, безоговорочно одобряемые руководством Коминтерна, полностью подчиненного сталинскому диктату.
В этих условиях становилось достаточно убедительным утверждение правых сил о том, что ФКП - это "орудие Москвы".
Период с апреля до ноября 1938 г. стал периодом глубокого кризиса и распада Народного фронта. 8 апреле 1438 г. было сформировано правительство Э. Даладье из радикалов и ряда представителей Демократического альянса. Лидер этой правоцентристской группировки П. Рейно стал министром юстиции. Ось правительства резко сдвинулась вправо: вне кабинета остались слева СФИО и ФКП, а справа - только Республиканская федерация.
Это был крупный шаг к разрыву с Народным фронтом, хотя радикалы еще говорили о его сохранении. Именно поэтому почти все левые парламентские фракции голосовали за доверие кабинету Даладье, рассчитывая на то, что они смогут влиять на политику правительства через официально сохранившийся Народный фронт.
Однако первые же шаги нового кабинета показали, что им был взят курс на постепенный отказ от программы Народного фронта. Добившись предоставления чрезвычайных полномочий, правительство Даладье повысило налоговое обложение трудящихся, провело новую, уже третью девальвацию франка, попыталось ревизовать закон о 40-часовой рабочей неделе и обрушилось с репрессиями на стачечников.
Осенью 1938 г. был нанесен смертельный удар Народному фронту. Даладье заключил договор с фашистами на международном уровне: стал участником позорного Мюнхенского сговора, отдавшего Чехословакию на растерзание гитлеровским агрессорам. При обсуждении Мюнхенского соглашения в парламенте против него выступила только фракция ФКП, все же остальные фракции, включая СФИО, поддержали это соглашение. После Мюнхена наступил полный развал Народного фронта.
В ноябре 1938 г. партия радикалов приняла решение о выходе из его рядов. За этим последовала серия чрезвычайных мер, идущих вразрез с программой Народного фронта. Последствия такого хода событий оказались гибельными для самого режима Третьей республики. Не прошло и двух лет, как Франция пала жертвой гитлеровского нашествия.
Заключение.
Появление идеи Народного фронта – следствие наступления фашизма и осознания его левыми партиями главной опасностью для демократии и рабочего движения. Сначала, как правило, возникал единый рабочий фронт, – объединение социалистов и коммунистов, – затем он становился центром притяжения всех демократических антифашистских сил – так появлялся Народный фронт. Толчком к началу сближения социалистов и коммунистов во Франции стала попытка фашистского переворота 6 февраля 1934 года.
Французский фашизм был намного слабее германского и не в пример ему никогда не был в организационном плане единым движением. Но на фоне кровавого подавления демократии в Германии этот путч буквально всколыхнул Францию. Начались массовые антифашистские демонстрации, организованные поначалу отдельно социалистами и коммунистами. По призыву социалистов 12 февраля началась политическая стачка с требованием запрета фашистских организаций. К участию в ней призвали своих сторонников и коммунисты. Так началось встречное движение коммунистов и социалистов. Летом того же года они подписали пакт о единстве действий, в 1935 году к ним присоединилась часть радикальной партии. 14 июля, в день взятия Бастилии, была проведена первая совместная антифашистская демонстрация. Ее возглавили Леон Блюм, Морис Торез и Эдуард Даладье – лидеры социалистов, коммунистов и радикалов.
В 1936 году эти партии разработали совместную программу и, получив на выборах 330 из 612 мест в Палате депутатов парламента, получили право формировать правительство Франции. Возглавил правительство социалист Леон Блюм. Правительство Народного фронта во главе с социалистом Л. Блюмом запретило полувоенные организации фашистов. Была повышена зарплата, введен оплачиваемый отпуск, увеличены пенсии и пособия. После реализации своей программы, между участниками Народного фронта возникли разногласия. Партии, его составлявшие, встали перед необходимостью выбора пути дальнейшего развития. Вокруг этого разгорелись споры. Коммунисты и часть социалистов требовали полного искоренения фашизма даже в ущерб конституционной законности. Радикалы, большая часть социалистов и сам Леон Блюм считали невозможным нарушение конституции. Коммунисты считали, что нужно двигаться вперед, в сторону социализма; настаивали на новых шагах, направленных на ослабление крупного капитала. Это предполагалось сделать как за счет резкого увеличения налогов на богатых, так и за счет ужесточения государственного контроля над экономикой и финансами.
Экономическое положение Франции тем временем стало ухудшаться. Опасаясь введения высоких налогов, французская буржуазия поспешила перевести капиталы за границу. Падение капиталовложений во французскую экономику, естественно, замедляло ее рост. С другой стороны, стремительный рост зарплаты и разнообразных государственных пособий привел к увеличению денежных доходов населения. Начались рост цен и инфляция. Они вызвали массовое разочарование в Народном фронте. Это еще более усугубило отношения между партиями Народного фронта, вызвало их взаимные нападки. В июне 1937 года Леон Блюм ушел в отставку – кризис Народного фронта стал очевидным...
В 1938 году Народный фронт во Франции потерпел крах...
Это объяснялось прежде всего происшедшим во второй половине 30-х гг. поворотом вправо радикалов и социалистов, ослаблением позиций ФКП, усилением наступления правых сил и ослаблением сопротивления широких масс населения натиску реакции.
Немалую роль сыграли и организационные слабости Народного фронта, отсутствие сети местных комитетов, в результате чего Народный фронт стал лишь верхушечным объединением, а не крепкой массовой организацией французского народа.
Крайне неблагоприятной была в конце 30-х гг. международная обстановка. Несмотря на нарастание фашистской угрозы, сохранялись сильные пацифистские иллюзии, стремление сохранить мир любой ценой. В этих условиях выступления ФКП против Мюнхена осенью 1938 года были непопулярными.
Тем не менее в исторической перспективе несомненны большое принципиальное значение Народного фронта и его позитивная роль в истории Франции, В 30-х гг. он помог отбить наступление реакции и фашизма, отстоять режим парламентской демократии во Франции. Деятельность правительств Народного фронта обеспечила крупные демократические завоевания французского народа во всех областях жизни. Эти завоевания уже невозможно было отменить даже в самые трудные периоды жизни Франции. Они стали основой для борьбы прогрессивных сил этой страны за расширение социальных реформ и укрепление политической демократии, развернувшейся после второй мировой войны.
Список использованной литературы.
1. Александров В.В. Новейшая история стран Европы и Америки 1918-1945 гг.: Учеб. пособ. для студ. вузов, обуч. по спец. «История».—М.:Высш. шк.,1986.—591с.
2. Всеобщая история. С.В.Новиков, А.С. Маныкин, О.В. Дмитриева.-М.: АСТ.СЛОВО:Полиграфиздат, 2012.-640 с.-(Высшее образование).
3. История государства и права зарубежных стран: Учеб. для студ. юрид. вузов и фак. Ч.2 /Под общ. ред. О.А. Жидкова, Н.А.
Крашенниковой.—М.:Норма-Инфра-М,1998.—712с.
4. История новейшего времени стран Европы и Америки 1918-1945: Учеб пособ. /Под ред. Е.Ф.Язькова.—М.:Просвещение,1989.—447с.
5. Колоцей Л.А. (ред.) Всемирная история новейшего времени. В 2 ч. Часть 1. 1917-1945. Гродно:ГрГУ, 2002. - 226 с.
6. Народный фронт. /БСЭ. (Электронный ресурс)//Режим доступа: http://slovari. yandex.ru – Дата доступа: 24.01.2013.
7. Новейшая история зарубежных стран. Европа и Америка.1917-1939. Учеб. пособ. для студ. ист. фак. пед. ин-тов.—М.: Просвещение,1975.—368с.
8. Садиков В.Н. Хрестоматия по всеобщей истории гос-ва и права. М.: ТК Велби, 2002.- 768 с.
9.Семенов А.Л. Народный фронт во Франции в освещении французских историков // Новая и новейшая история. – 1984. – № 5.
10.Смирнов В.П. Франция в ХХ в. – М., 2001.
11.Смирнов В.П. Начало французского движения Сопротивления. Новые догмы // Новая и новейшая история. – 1999. – № 2.
12. Шубин А.В. Мир на краю бездны. От глобального кризиса к Мировой войне, 1929-1941 гг. Москва: «Вече», 2004 г. -572 с.
13.Шубин А.В. 7 дней истории. (Электронный ресурс)//Режим доступа: http://uchu24.ru — Дата доступа: 25.01.2013.
14. Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в Новейшее время (1918-1945). Курс лекций.-2-е изд. -М.: МГУ;ИНФРА -М.,2000. - 352с.
|
|
|