|
«Чтоб душа не оскудела»
Урок литературы
Тема: «Чтоб душа не оскудела»
(по рассказу Носова «Лоскутное одеяло»)
Цели:
Способствовать формированию у учащихся ценностного отношения к родной природе и близким людям, к истории страны и национальным святыням (традиции, ремесла, родная речь).
Совершенствовать умение учащихся лингвистически анализировать художественный текст, определять его идейное своеобразие.
На примере рассказа «Лоскутное одеяло» показывать основные мотивы творчества Е. Носова.
Оборудование:
Эпиграф: «Рассказы Носова – это просветления народного духа, это вершины, с которых видна истинная Россия» (В. Чалмаев).
На листах напечатать высказывания:
- «После чтения… наполняет грудь читателя очень теплая, любовная к людям и к природе расположенность… струение души». (А.И. Солженицын)
- «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя» (Д.С. Лихачев)
- «Малая родина – это окоем нашего детства. Увиденная, услышанная и восчувствонная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа…» (Е. Носов)
На доске драпировка – лоскутное одеяло.
Выставка изделий, выполненных в лоскутной технике.
Коллаж «Бабушка».
Музыкальное сопровождение.
Портрет Е. Носова
Словарик просторечий:
- печурка – углубление в печке для просушки обуви, вещей;
- вязёнка – пуховой платок;
- застя – заслонив;
- наперво – сначала;
- рушник – полотенце.
Творчески оформленная родословная ученика.
Ход урока:
Интегрирующее начало урока.
Звучит музыкальное сопровождение: «С чего начинается Родина?»
- Для каждого человека родина начинается по-своему. Ребята, а с чего начиналась ваша родина? Какие понятия, предметы, по-вашему, включает «малая родина»?
- А современный писатель Евгений Носов считает, что «малая родина – это окоем нашего детства. Увиденная, услышанная и восчувствованная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа…»
Мотивация, целеполагание.
Евгений Носов в своих коротких рассказах рисует простейшие фрагменты живой жизни, где один – единственный эпизод помещается в центре художественной вселенной, приобретает значение обобщения и поднимает общечеловеческие нравственные проблемы.
Предлагаю на примере рассказа «Лоскутное одеяло», которое вы почитали к уроку, через коллективную аналитическую деятельность доказать достоверность слов В. Чалмаева, взятых в качестве эпиграфа к уроку: «Рассказы Носова – это просветления народного духа, это вершины, с которых видна истинная Россия».
Решение проблемы. Исследование.
- Итак, рассказ «Лоскутное одеяло». Какие ассоциации вызывает название? (домашний уют, тепло, мастерство…).
- Как вы себе представляете лоскутное одеяло? (разноцветные клинья – треугольнички, сшитые между собой).
- Какие качества женщины проявляются в изготовлении подобных вещей? (бережливость, сноровка, терпение, художественный вкус).
- Предлагаю вам помечтать. (звучит музыкальное сопровождение). Закройте глаза. Представьте, что у вас есть крылья. Вот вы их расправили и парите в свободном полете… Поглядите вниз, на поверхность земли. Что вы видите? Какими цветами раскрашена наша родина?
- Что напоминают нам краски земли с высоты птичьего полета? (Лоскутное одеяло).
- Действительно, жизнь человека в единении с природой подсказала форму и краски рукотворных вещей.
Красно-коричневый лоскут напоминает весеннюю влажную пашню, по которой важно разгуливают грачи; ярко-желтый – солнечную поляну мягких одуванчиков или медвяной сурепки; цветастый лоскут символизирует пестрое разнотравье на душистом летнем лугу; бледно-зеленый – поспевающие озимые хлеба, обрызганные свежей утренней росой.
- Какие краски природы вы увидели в рассказе Евгения Носова? («по синему белой крупкой посыпано, вроде как звезды по ночному небу…»).
- Какой человек может увидеть краски земли? (любящий природу).
Чтение учеником стихотворения собственного сочинения. (дифференцированное домашнее задание).
- Итак, сделаем первый вывод.
Что символизирует лоскутное одеяло? (образ земли)
(На доске появляется запись: Лоскутное одеяло – это…)
-Кто главные герои рассказа? (бабушка и внук)
- На каком 1 эпизоде строится рассказ? (разговор внука с бабушкой перед сном)
- Каковы временные рамки эпизода? (около часа)
- Повествование ведется от 1 лица (внука)
- С каким чувством внук говорит о бабушке? Прочитайте. (третий абзац).
- Вы заметили, что традиционного противостояния между старшими и младшими в рассказе Носова нет! Наоборот! Невидимые нити родства и взаимной любви соединяют этих героев, словно лоскутик к лоскутику.
- Так с чем можно сравнивать лоскутное одеяло? (с многочисленной дружной семьей, лоскутики – члены этой семьи).
Ученик демонстрирует оформленную родословную своей семьи. (дифференцированное домашнее задание).
- Итак, второй вывод. Что символизирует лоскутное одеяло? (дружную семью, родословную, связь поколений).
- Каким словом бабушка с внуком называют лоскутное одеяло? (книга).
- Если заменить слово «книга» на «учебник», то о какой учебной дисциплине пойдет речь? (история).
- Получается, что по лоскутному одеялу можно историю изучать? Давайте проследим историю этой семьи.
Чтение фрагмента по ролям (со слов «Смирив дыхание…»)
- О каких исторических событиях повествует «книга»? (Были у богатых в услужении; за то, что в амбаре нашли господский хомут, белые чуть не изрубили деда; на империалистической войне дед стал инвалидом. Революция… потеря родных…)
- Как зовут бабушку? (Ионовна)
- По отчеству можно предположить, что она из семьи священника – история таких людей скорей всего трагична.
- Какие чувства навевает у бабушки «светленький, ничем не приметный треугольник»? (грустные воспоминания, у «бабушки в темной глазнице тусклым овалом мерцает скопившаяся влага»)
- «Была у меня девочка…», - говорит сквозь слезы бабушка. Что с ней случилось? Почему бабушка уходит от разговора, делая вид, что уснула? (наверное, не хочет мальчику на ночь рассказывать страшные вещи).
- Что значат для мальчика такие вечерние беседы с бабушкой? (познание жизни, истории семьи, страны)
- Итак, делаем третий вывод. Чем является лоскутное одеяло? (Летописью истории, книгой времен)
- Прочитайте начало рассказа. Что он напоминает? (Зачин сказки)
- Какой выразительный прием использует автор? (Инверсии)
- С какой целью? (Автор приглашает к задушевному разговору, как в русских народных сказках «Жили-были»…)
- Как из заветного волшебного сундучка достает автор самоцветы русского народного сказа! Давайте найдем эти драгоценности и проанализируем их роль и место в современном рассказе.
- Опишите бабушку словами автора. (Тихий, умиротворенный голос; косица, полуседой остаток некогда спелой пшеничной красы; впалая грудь; тонкая, как плеть, голубоватая рука с темной, словно из корья, кистью)
- Почему так много глаголов использует автор, создавая портрет героини? («Под его уютной толщиной», «разноцветное полотнище», «Витейнозолоченая рама»).
- Как готовит себя ко сну бабушка? (Шепчет молитву «перед Николой»)
- Как вы думаете, бабушка для своих благ просит у Святого Угодника? (Нет, наверное, бабушка благодарна Господу за то, что с ней внук рядом, в доме сытно, тепло. А что еще нужно!)
- Зачем «трижды склоненно осенив себя широким крестом», бабушка тычет «шепотью» в сторону внука? (забота привычная и постоянная).
- А как интересна речь бабушки! Как она обращается к внуку? К дедушке? («Внучек ты мой», «сердешный»).
- Какие просторечные слова использует автор? («докудова», «авось»).
- Зачем? (достоверный речевой портрет).
- Действительно, речь бабушки выразительна, певуча. («майский луг, да и только!»)
- Какие слова оценочного характера употребляет автор? («сноровно», «истово»)
«Истово» - короткое, но точно найденное слово говорит об отношениях, о состоянии души, о том, как важно в старости не остаться одному, о том, что сил – то все меньше: всю себя бабушка отдает семье.
В течение дня найдет ласковое слово и для коровушки, и для гусыни под лавкой, и день закончит молитвой (пусть торопливой, главное – живет по христианским заветом!), и с внуком о сокровенном – давнем – поговорит.
- Итак, четвертый вывод: лоскутное одеяло призывает почитать старших, сохранять родную речь, национальные традиции.
Физкультминутка. (Имитация кройки и шитья лоскутного одеяла).
- Рассказ как бы не закончен. Финал открытый. Почему? («косячков» в одеяле так много! Наверное, невозможно вспомнить всю жизнь человеческую)
- И все же в лоскутном одеяле – история семьи, целого народа…
Обращение к эпиграфу.
Общий вывод: действительно рассказ Е. Носова рисует картины живой, настоящей жизни. Их нет в учебниках истории. Их нужно пережить…
Солженицын И.А. пишет: «После чтения… наполняет грудь читателя очень теплая, любовная к людям и природе расположенность… струение души».
Я надеюсь, что ваши души, тоже посветлели, обогатились, заструились.
- Когда я впервые прочитала этот рассказ, то почувствовала что-то знакомое, родное. Словно картины из моего детства. Моей бабушки уже нет в живых, но в душе она никогда не покидает меня.
Звучит стихотворение «Разговор с бабушкой».
( музыкальное сопровождение).
Я тебя часто вижу во сне
Такой дорогой, безмолвной, смиренной.
Ты слегка улыбаешься мне,
Освобождая от горестей бренных.
Я с тоскою гляжу на тебя,
Вижу темные впалые веки,
Тереблю твои руки любя,
Хочу образ запомнить на веки.
Медный крест у тебя на груди…
И белесых волос уже мало.
Лучшей бабушки мне не найти!
Жаль, при жизни тебе не сказала…
Социализация
- Ребята, вы богаты: у вас есть заботливые бабушки. Но придет время старости, немощи. Кто им поможет? Конечно, вы.
Именно старое лоскутное одеяло и душевные беседы с бабушкой могут направить ребенка на правильный, нравственный путь.
Д.С. Лихачев говорил: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя».
Чтобы душа не оскудела, давайте для себя и для других составим нравственные заповеди, «Поучения» от Евгения Носова, и постараемся их соблюдать. Используйте глаголы в повелительном наклонении.
Нравственные заповеди:
«ПОУЧЕНИЯ» от Евгения Носова.
Люби и охраняй родную природу.
Люби родных своих. Составь родословную.
Почитай старших.
Знай историю села, страны.
Береги родную речь.
Храни национальные традиции.
Читай русскую литературу.
Рефлексия.
- Дома вы должны были ответить на вопрос: «Чему учит рассказ Е. Носова «Лоскутное одеяло»?
- Совпадает ли ваш ответ с «Поучениями».
- Трудно ли соблюдать нравственные заповеди? (Очень трудно, но под силу каждому).
- Я желаю вам, чтобы ваша душа не оскудела.
Домашнее задание.
Оформить родословную в виде лоскутного одеяла.
Написать стихотворение или сочинение «Моя бабушка» или «Моя малая родина».
|
|
|