|
«Духовно – нравственное воспитание школьников в музыкально эстетической деятельности»
«Духовно – нравственное воспитание школьников
в музыкально - эстетической деятельности»
«…Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность».
Д.А. Медведев.
В Федеральных государственных образовательных стандартах модернизации российского образования сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Мы все стремимся, чтобы дети были добрыми, хорошими, то есть духовно и нравственно воспитанными, потому что от этого зависит наше будущее. Детям и подросткам нужна наша помощь терпеливых и доброжелательных взрослых, способных выслушать, понять и подсказать. Сегодня дети открыты влиянию массовой культуры, агрессивной и разлагающей личность. «Процессы глобализации направлены на разрушение традиционных и национальных ценностей, замену их новыми, очень часто оказывающими разрушающее воздействие на детскую психику» [1;с.12]. Остановить этот процесс можно, если убеждать ребенка, что человек – это не только его тело, но и душа. Для тела нужна материальная пища, а для души духовная. С материальной пищей все понятно, но не все даже взрослые понимают, что такое духовная пища. А духовная пища – это разные виды искусства. «Ведь искусство – это часть духовной культуры человечества, специфический род духовно – практического освоения мира. К искусству можно отнести разновидности человеческой деятельности, объединяемые художественно-образными формами воспроизведения действительности» [2; с.6]. «Искусство помогает человеку в выборе идеалов и ценностей. Искусство — это своеобразный учебник жизни» [2; с.7].
Каждый вид искусства говорит на своем языке о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира и человеческой души, о высоте помыслов и устремлений, о комичности и трагичности жизни.
И так определяя цели духовно – нравственного воспитания нужно ориентироваться на:
Формирование у детей и подростков правильного представления о том, кто такой хороший, нормальный человек. Какими качествами он наделен.
Развитие у ребенка правильной жизненной позиции и ориентации. То есть того, к чему, прежде всего, должен стремиться человек, что являются главными жизненными ценностями.
-
Развитие способности видеть в себе свои недостатки, пороки и бороться с ними.
Формирование способности различать полезное для себя и вредное и противостоять последнему.
Достижение поставленных целей средствами духовно – нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях можно на уроках музыки, искусства, через дополнительное образование: внеурочная деятельность, кружки дополнительного образования разных направлений воспитательной деятельности: нравственного, культурологического, эстетического, патриотического.
Работая учителем музыки, на базе нашей школы, я веду кружки дополнительного образования эстетической направленности - театральный «В гостях у сказки» и вокальный «До - ми - солька» от муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Дома детского творчества". Коллективы данных кружков принимают активное участие в мероприятиях школы и муниципального уровнях: в фестивалях «Театральная весна», «Дарите музыке сердца», «Патриотическая песня»…
Театр – это один из самых доступных видов искусства, связанный с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д. Участвуя в спектаклях, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.
По выражению А.П. Чехова: « Театр - это трибуна, с которой можно сказать миру о многом, и, в первую очередь, о красоте, правде и добре». Кроме того, театр помогает каждому ребенку, даже если вначале он был не особенно талантлив как артист, развить желание делиться своими мыслями и умение слышать других, развиваться как личности, творя и играя. Подбирая спектакли для постановки на школьной сцене, я всегда отдаю предпочтение сказкам, которые учат добру, победе добра над злом, дружбе, где ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Это такие спектакли как: «Малиновый медведь», «Хвастунишка», «Хрустальный ключик», «Многоуважаемый Тузик» и другие. Так же спектакли, я стараюсь дополнять музыкой и песнями соответствующей тематики, что делает их более яркими и музыкальными. Самый скромный ребёнок развивается и раскрывается во время игры в спектакле, заявляет о себе, пробует, на что способен, начинает верить в себя. Маленькие успехи складываются в большие победы.
Песня - это тоже своеобразный источник познание о мире и об окружающей действительности. На занятиях дети разучивают песни различной тематики, они раскрывают способность личности любви – к матери, к Родине, к родному Отечеству, к труду. Приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности. И важной гранью воспитания и развития личности является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное воспитание школьников. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, уважение к старшим.
Большое значение в воспитании патриотизма имеет знакомство с историей Отечества, его историческим наследием. Великие события в истории, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. На занятиях дети разучивают исторические, военные песни, о славных сынах и героях Отечества, отражающих различные исторические события родного Отечества. Огромное удовольствие получают дети от просмотра фрагментов из отечественных кинофильмов о войне, о становлении Российского Флота, о подвигах героев, о жизни народа в прошлом, которые, к сожалению не так часто можно увидеть на экранах телевидения.
В нашей школе большое внимание уделяется патриотическому воспитанию школьников. В содружестве с клубом «Патриот» проводятся концерты, мероприятия посвящённые «Дню антифашиста», «Дню защитника Отечества», «Дню Победы», «Бессмертен подвиг Ленинграда», «Герои России Моей», «Воинская доблесть усольчан» и другие, где дети исполняют песни об армии и флоте, готовят литературно-музыкальные композиции, с почтением относятся к символике государства, очень трогательно воспринимают встречи с участниками боевых сражений в Чечне, в Афганистане, рассказы о службе в армии …
В 2009 году в школе прошли мероприятия посвященные Василию Потапову. Он погиб в Дагестане и посмертно был награжден Орденом Мужества. Это открытие «Уголка боевой Славы имени Потапова Василия Викторовича», «Мемориальной доски», каждый год проходит «Линейка памяти». Была проделана колоссальная работа. Со слезами на глазах учителя и учащиеся школы собирали информацию, фотографии о жизни Василия Потапова. Никто не оставался равнодушным ни взрослые, ни дети. И я думаю, что память о нем будет жить в наших сердцах, о таких героях нельзя забывать, а надо говорить о них как о патриотах - защитниках своей Родины. В данное время, мы оформили всю информацию в проектную деятельность «Герой нашего времени». Каждый год проводим линейку памяти, чтобы знакомить с именем Василия Потапова будущие поколения нашей школы.
Драгоценное время детства и отрочества дано, чтобы человек не только обогатился знаниями, но и нашел свой собственный путь к духовным ценностям поколений, открыл для себя чувства любви и долга, приобщился к делам милосердия и сострадания, нашел свое призвание, раскрыл бы таланты, сокрытые в нем[1; с.12].
Иоанн, (Экономцев)
Используемая литература
«Духовно – нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде» (Текст) / автор – составитель Е.М. Зуева.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008.
Искусство. 8 -9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. – М.: Прсвещение, 2012.
Список используемых источников информации
http://www.moi-detsad.ru/konsultac141.htm
http://900igr.net/prezentatsii/pedagogika/
|
|
|