МОУ «Тумская СОШ №3» Уроки по курсу истории России в 6 классе. Учитель: Косякова Наталья Сергеевна.
УМК С.В. Перевезенцева, Т.В. Перевезенцевой
Древняя Русь на карте Европы.
Цель. Формировать у обучающихся понимание об особенностях геополитического положения русских земель в древности; сформировать представление о языковых семьях и языковых группах.
Ожидаемые результаты:
обучающиеся смогут называть семьи языков и их группы;
обучающиеся смогут по карте определять территорию, которую называли Русью в древности;
обучающиеся смогут перечислить соседей Руси и определить взаимоотношения Руси с соседними территориями;
обучающиеся смогут сделать вывод об особенностях геополитического положения Руси.
Задачи:
Задачи
|
Пути решения
|
Создавать условия для формирования учебно-познавательных и коммуникативных компетенций
|
Организация работы по целеполаганию: работа с вступлением к тексту §1; ознакомление с вопросами к §1.
Организация работы в группах и парах при изучении разделов «Соседи Древней Руси» (диалог в форме интервью); «Степные соседи» (1гр. племена и их расселение, 2гр. особенности взаимоотношений со степными племенами, 3гр. особенности государственного устройства степных народов).
Организация работы с понятийным аппаратом урока.
Организация работы по характеристике геополитического положения Древней Руси.
|
Формировать информационные компетенции
|
Организация работы по получению информации из таблицы на с. 9, при чтении карты на с.11, из текста §1 при самостоятельной индивидуальной и групповой работе (поисковое чтение), при анализе иллюстративного материала к §1, раздела «Русь и Византия» при составлении плана.
|
Формировать ценностно-смысловые компетенции
|
Определение собственного отношения к историческому прошлому Отечества.
Организация работы по выяснению единства и особенностей развития народов в историческом пространстве.
Организация работы по определению особенностей различных конфессий.
|
Понятийный аппарат: языковая семья, языковая группа, Русь, геополитическое положение, христианство, иудаизм, ислам.
Ресурсы: С.В. Перевезенцев, Т.В. Перевезенцева История России учебник для 6 класса М., «Русское слово», 2012г.; раздаточный материал: отрывок из былины «Микула Селянинович» и определение «геополитическое положение» (http://www.rusizn.ru/leg.html)
Ход урока
Организационный момент. 1 минута
Мотивация. 3-4 минуты. Работа с отрывком из былины «Микула Селянинович» и определением «геополитическое положение»
… относят у нас к племенам,
Родным нам, славянским. Левей жил брат Инда,
Божественный Буг, кого чествовал край
Потом от Карпат и до моря Морозов;
За ним жил сын Дуны, могучий Дунай,
А ближе - их родич, Днепр славный Словутич,
И также его брат, воинственный Дон;
В глуши гор Карпатских жил Днестр еще вольный… http://www.rusizn.ru/leg.html
Геополитическое положение страны— это ее место на политической карте мира и ее отношение к различным государствам или группам государств.
Какие вопросы у вас появились, когда вы знакомились содержанием отрывка из былины «Микула Селянинович»?
Какие имена собственные упоминаются в отрывке?
Как можно связать содержание отрывка с определением «геополитическое положение»?
Работа с картой на с. 11 учебника: поиск географических объектов, упоминаемых в отрывке былины; определение области расселения славян; выявление соседей Древней Руси.
Целеполагание. 5 минут.
Изучение темы, вступления к §1, ознакомление с вопросами. Формулировка цели, ожидаемых результатов, составление плана работы:
- сначала мы узнаем, какие народы проживали на территории современной России в древности и определим, к какой языковой семье они относились (комментарий учителя: это поможет нам понять национальное разнообразие нашего государства);
- затем мы определим, какую территорию занимала Древняя Русь в IX-X веках, а также выясним, с какими народами соседствовало наше государство в этот исторический период и как складывались отношения Древней Руси с соседями;
- далее нам предстоит определить, в чём заключались особенности геополитического положения Древнерусского государства.
Организация работы с таблицей «Схема деления языков» (3 минуты):
- Какую информацию мы можем получить, анализируя содержание таблицы? (Мы сможем узнать, какие есть семьи языков, на какие группы они делятся, какие народы имеют общие корни).
- Какое отношение содержание данной схемы имеет к изучаемой нами теме? (Мы определяем исторические корни славян).
- Определение по карте территории расселения народов, относящихся к индоевропейской семье языков.
Организация самостоятельной работы в парах по темам разделов «Соседи Древней Руси» и «Волжская Булгария»: вам предстоит перевоплотиться в журналиста и ученого-историка. Задача журналиста – взять интервью у историка по тематике раздела.
- Подготовка 5 минут.
- Подведение итогов 6-7 минут: представление интервью одной из пар по каждому из разделов; остальные пары предлагают дополнения.
Изучение раздела «Степные соседи». Работа в группах (задания для групп: 1группа «Племена и их расселение», 2группа «Особенности взаимоотношений Древней Руси со степными племенами», 3группа «Особенности государственного устройства степных народов»). Форма представления информации – свободная.
- Подготовка 5 минут.
- Подведение итогов до 3 минут каждой из групп.
- Вывод: на юге и юго-востоке Русь граничила со степными племенами, отличавшимися воинственностью, что требовало усиленной охраны этих рубежей.
Работа с разделом «Русь и Византийская империя». Чтение, составление плана. 4 минуты.
- Чтение 1 абзаца вслух одним из обучающихся, определение основного содержания: отношение к Византии со стороны первых русских князей; роль Византии в развитии культуры.
- Чтение 1 абзаца вслух одним из обучающихся, определение основного содержания: роль Византии в развитии духовной сферы.
Подведение итогов урока. Определение особенностей геополитического положения Древней Руси: работа с картой и разделом «Русская земля». Обратить внимание на абзац: «Если взглянуть на географическую карту, то сразу же можно увидеть, что русские земли расположились на самой границе оседлой земледельческой Европы и населенных кочевниками южных степей». Как такое положение могло сказаться на развитии нашего государства? 3 минуты.
Мотивация на следующий урок: сегодня на уроке мы неоднократно упоминали первоначальное название нашего государства, однако мы не определили, как жили люди на данной территории в догосударственный период. Давайте исходя из этого определим главный вопрос следующего урока.
Домашнее задание: выполнить любые 3 задания в рабочей тетради к §1 по выбору учащихся; устно: задания на с. 16 «запомни», «выучи».
Славяне в древности
Цель. Сформировать у обучающихся представление о восточных славянах: территории расселения, занятиях, верованиях на основе анализа развития экономической, социальной и духовной сфер.
Ожидаемые результаты:
обучающиеся смогут называть племенные союзы восточных славян;
-
обучающиеся смогут по карте определять территорию расселения и главные города племенных союзов восточных славян;
обучающиеся смогут характеризовать экономическую сферу восточных славян, основываясь на анализе их основных занятий;
обучающиеся смогут характеризовать социальную сферу восточных славян, основываясь на анализе организации жизни в общине;
обучающиеся смогут характеризовать духовную сферу восточных славян, основываясь на анализе их религиозных верований;
обучающиеся смогут определять, в чем заключается единство славянских народов.
Задачи:
Задачи
|
Пути решения
|
Создавать условия для формирования учебно-познавательных и коммуникативных компетенций
|
Организация работы по целеполаганию: с. 17 (вступление к §2), анализ названий разделов §2.
Самостоятельное выполнение заданий №№1, 2 на с. 10 рабочей тетради, организация взаимопроверки.
Характеристика экономической, социальной и духовной сфер у славян в древности, в т. ч. на основе анализа содержания «Словарика историка».
Самостоятельное выполнение заданий №№ 5-6 на с. 12-13 рабочей тетради.
|
Формировать информационные компетенции
|
Организация работы по получению информации из фрагментов книг «Стратегикон» и «Пределы мира» на с. 24-25, при чтении карты на с.11, из текста §2 при самостоятельной работе (анализ текста), при анализе иллюстративного материала к §2.
Организация работы по выявлению особенностей славянских поселений.
|
Формировать ценностно-смысловые компетенции
|
Определение собственного отношения к культурным достижениям предков. Определение общего и различий в развитии славянских народов в сравнении с развитием европейских государств.
Определение особенностей менталитета восточных славян на примере устройства славянской общины и условиях проживания в ней выходцев из других народов.
|
Понятийный аппарат: восточные славяне, славянские племена, системы обработки земли, оседлый образ жизни, «малый дом», соседская община, союзы племен, идолопоклонничество, славянская мифология, капище.
Ресурсы: С.В. Перевезенцев, Т.В. Перевезенцева История России учебник для 6 класса М., «Русское слово», 2012г.; рабочая тетрадь к учебнику, карта «Расселение славян»; раздаточный материал для систематизации материала §2: физическая и политическая карты, контурная карта.
Ход урока
Организационный момент. 1 минута
Мотивация на урок: работа с фрагментами книг на с. 24-25. 3 минуты (итого 4)
- Что удивило вас больше всего в жизни племен, описываемых Маврикием и неизвестным арабским историком?
- Что удивило авторов книг в жизни славян?
- Готовы ли вы совершить собственное историческое открытие и сравнить результаты своего исследования с представлениями древних авторов?
Целеполагание 3 минуты (итого 7).
- Работа вступлением и вопросами к §2, определение круга информации, предлагаемой к изучению.
- Определение собственных ожидаемых результатов, ценности данной информации для себя лично каждым из обучающихся.
Проверка выполнения домашнего задания (устно). 5 минут (итого 12).
Самостоятельная работа по выполнению заданий №№1-2 из рабочей тетради на с. 10. Контроль: взаимопроверка. 7 минут (итого 19).
Работа с раздаточным материалом: карты, контурная карта. Нанесение на контурную карту географических названий, территорий, населяемыми восточными славянами в VI-IX веках. определение возможных занятий, исходя из географического положения. 5 минуты (итого 24).
Работа с источником. 3 минуты (итого 22).
«И между странами печенегов и славян расстояние в 10 дней пути… Путь в эту страну идет по степям и через ручьи и дремучие леса. Страна славян – ровная и лесистая, и они в ней живут. И нет у них виноградников и пахотных полей. И есть у них нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся ульи и мед. И они народ, пасущий свиней, как мы овец. Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают».
- О каких сферах жизнедеятельности мы можем получить информацию из данного отрывка?
- Является ли эта информация полной?
Работа с текстом раздела «Основные занятия славян». 8 минут (итого 30).
- Определите по карте, какие племена могли заниматься земледелием? промыслами?
- Что такое «система обработки земель»? Какая из них использовалась племенами, проживающими в лесной зоне?
-Какая сфера жизнедеятельности представлена в этом разделе? Как вы можете охарактеризовать экономическую сферу восточных славян?
Определение особенностей развития социальной сферы. 7 минут (итого 37).
Проблема: можем ли мы утверждать, что в организации жизни славян присутствовали демократические начала?
- Работа со схемой «Соседская община»: определение особенностей организации хозяйства в условиях соседской общины.
- Работа с текстом раздела «Как жили славяне в древности»: чтение текста, по прочтении выполнение задания «Поделись открытием».
- Как можно было стать членом славянской общины? (Сравнить с институтом гражданства в древних Афинах).
- Решение проблемы.
- Характеристика социальной сферы с использованием понятий, помещенных на доске: социальная дифференциация (расслоение, неравенство, занятия, демография); семья.
- Выполнение задания №5 с. 12 в рабочей тетради.
Определение особенностей духовной сферы. 6 минут (итого 43).
- Работа с презентацией.
- Работа с текстом раздела «Верования древних славян», заполнение таблицы задания №6 в рабочей тетради на с. 13, устно: вывод по таблице.
Подведение итогов, мотивация на следующий урок. 2 минуты (итого 45).
Совпадают ли результаты ваших исследований с информацией, полученной из древних источников?
Какие сферы жизнедеятельности восточных славян мы смогли проанализировать? Какая сфера осталась нерассмотренной?
Домашнее задание: повторить параграф «Политическая сфера» (Обществознание). Выучить материал на с. 26 учебника.
Рождение Древнерусского государства
Цель. Сформировать у обучающихся представление об особенностях возникновения государства у восточных славян.
Ожидаемые результаты:
обучающиеся смогут определить, в чем заключалась роль руссов в процессе образования государства у древних славян;
обучающиеся смогут выделять основные черты норманнской теории, определять собственное отношение к ней;
обучающиеся смогут характеризовать основные направления внутренней и внешней политике первых Рюриковичей.
Задачи:
Задачи
|
Пути решения
|
Создавать условия для формирования учебно-познавательных и коммуникативных компетенций
|
Организация работы по целеполаганию на основе анализа темы, итогов опроса (развитие экономической, социальной и духовной сфер у восточных славян).
Организация работы по форматированию текста в схему.
Определение по карте местоположения географических объектов, в т.ч. на пути «из варяг в греки».
Выяснение особенностей организации Древнерусского государства.
Организация работы в парах.
|
Формировать информационные компетенции
|
Организация работы с картой: чтение карты, нанесение обозначений на контурную карту.
Чтение схем к §3.
Работа с иллюстративным материалом.
|
Формировать ценностно-смысловые и общекультурные компетенции
|
Определение собственного отношения к рассматриваемой проблеме.
Оценка деятельности первых русских князей.
Определение Древнерусского государства как составляющей общекультурного пространства Европы.
Определение собственного отношения к норманнской теории.
|
Понятийный аппарат: «Земля», вече, варяги, русь, путь «из варяг в греки», волоки, Древнерусское государство, норманнская теория.
Ресурсы: С.В. Перевезенцев, Т.В. Перевезенцева История России учебник для 6 класса М., «Русское слово», 2012г.; рабочая тетрадь к учебнику, карты «Путь «из варяг в греки», «Полюдье киевских князей», «Русь в Х веке»; контурная карта.
Ход урока
Организационный момент. 1 минута.
Мотивация на урок: работа с раздаточным материалом. 3 минуты (Итого 4).
Загадка «Не человек, а рассказывает», предложение в качестве отгадки – «карта».О чём нам могут рассказать карты, с которыми нам предстоит работать сегодня на уроке?
Целеполагание: вывод о теме урока и проблеме делается на основе анализа карт, с которыми предстоит работать на уроке. 3 минуты (Итого 7).
- Могут ли эти карты помочь нам в определении особенностей политической сферы?
- Проблема. Формулируется из темы §3: было ли государство? Какие факты свидетельствуют в пользу этого утверждения?
Опрос (письменно): 6 минут (Итого 13).
- Выберите, какие из приведенных ниже положение характеризуют экономическую, социальную и духовную сферы жизнедеятельности общества восточных славян. Ответы занесите в таблицу (цифрами). При работе учтите, что не вся предложенная для анализа информация имеет отношение к восточным славянам.
1 Бортничество, 2 детинец, 3 подсечно-огневая система, 4 инквизиция,5 соседская община, 6 капище, 7 дружина,8 идолопоклонничество, 9 перелог, 10 рыцари, 11 промыслы, 12 древляне, 13 ратуша,14 поляне.
|
Экономическая сфера
|
Социальная сфера
|
Духовная сфера
|
|
|
|
Приведете доказательства в пользу или против утверждения: «Славяне были миролюбивым народом».
Организация работы с разделами «Как славяне управляли собою», «Варяги и русь». 7 минут (Итого 20).
- Работа с учебником (с. 27) и картой «Русь в Х веке»: анализ информации (Что я могу рассказать о развитии экономической сферы? Социальной сферы?).
- Работа с текстом и схемой на с. 28, выполнение задания №1 в рабочей тетради на с. 14.
- Ознакомительное чтение раздела «Варяги и Русь».
Работа с картой «Путь «из варяг в греки», разделом «Торговые пути Восточной Европы». 10 минут (Итого 30).
- Выполнение задания №2 на с. 14 из рабочей тетради.
- Нанесение на контурную карту торговых путей.
- Чтение текста раздела (вслух).
- Обсуждение: какую роль торговые пути сыграли в формировании государства у восточных славян? Можем ли продемонстрировать связь экономической и политической сфер общества на данном примере?
Работа по проблеме урока. 10 минут (Итого 40).
- Вспомните определение государства.
- По каким признакам мы сможем определить, было ли сформировано государство у восточных славян в IX веке?
- Организация работы с разделом «Князь Рюрик»: рассказ учителя,, чтение текста. Какой признак государства рассмотрен в этом разделе?
- Организация работы с разделом «Это интересно» на с. 34: чтение вслух, определение сути норманнской теории, ее сторонников и противников, выражение собственного отношения.
- Работа с разделом «Киевская Русь при князе Олеге»: рассказ учителя, работа с картой «Полюдье», работа с текстом раздела (выявление признаков государства).
Подведение итогов. Мотивация на следующий урок. 5 минут (Итого 45).
Предложение учителя продолжить предложения:
«Я думаю, что у восточных славян в IX веке сформировалось государство, потому что…»
«Я отношу себя к сторонникам (противникам ) норманнской теории, так как…»
Обращение к тексту учебника с. 32 «Князь Рюрик стал основателем …» .
О каком князе из Рюриковичей мы узнали на сегодняшнем уроке? (Нам только предстоит познакомиться с представителями этой династии).
Домашнее задание: задания №№ 4, 6, 7 к §3 в рабочей тетради.
Киевская Русь в Х веке.
Цель. Сформировать у обучающихся представление о внутренней и внешней политике русских князей в Х веке.
Ожидаемые результаты:
обучающиеся смогут назвать всех русских князей, правящих в Х веке;
обучающиеся смогут давать характеристику внутренней политики русских князей, оперируя понятиями «полюдье», «урок», «погост»;
обучающиеся смогут характеризовать основные направления внешней политике русских князей в Х веке.
Задачи
|
Пути решения
|
Создавать условия для формирования учебно-познавательных и коммуникативных компетенций
|
Организация работы по целеполаганию на основе анализа темы, итогов опроса (внутренняя и внешняя политика русских князей в Х веке).
Организация работы с хронологическими и генеалогическими таблицами.
Выяснение отличительных особенностей правления княгини Ольги: реформаторская деятельность, принятие христианства, дипломатические отношения с Византией.
Организация работы в парах.
|
Формировать информационные компетенции
|
Организация работы с картой: чтение карты (определение направлений походов русских князей в Х веке), нанесение обозначений на контурную карту.
Чтение схем и таблиц к §4.
Работа с иллюстративным материалом.
|
Формировать ценностно-смысловые и общекультурные компетенции
|
Определение собственного отношения к рассматриваемой проблеме.
Оценка деятельности русских князей в Х веке.
Выяснение, в чем выразилось дальнейшее укрепление связей Киевской Руси с Западом и Востоком.
|
Понятийный аппарат: реформы, погосты, уроки, полюдье.
Ресурсы: С.В. Перевезенцев, Т.В. Перевезенцева История России учебник для 6 класса М., «Русское слово», 2012г.; рабочая тетрадь к учебнику.
Ход урока
Организационный момент. 1 минута.
Мотивация на урок: изучение иллюстративного материала к §4. 3 минуты (Итого 4)
Целеполагание: производится на основе анализа иллюстративного материала и вступительной статьи к §4. 3 минуты (Итого 7).
- Могут ли иллюстрации выступать в качестве источника информации?
- Проблема. Формулируется на основе анализа вопросов к §4: можем ли наблюдать преемственность в политике русских князей? Какие факты свидетельствуют в пользу этого утверждения?
Опрос (устно): вопросы №№3-7 к §3. 6 минут (Итого 13)
Организация работы с разделом «Походы князя Игоря». 5 минут (Итого 18).
- Работа с учебником (с. 36-38) и картой «Русь в Х веке»: анализ информации (продолжил ли Игорь политику Олега? В чем это выразилось?).
Рассказ учителя о правлении княгини Ольги. 10 минут (Итого 28).
Продолжение обсуждения вопроса о преемственности политики русских князей.
Определение особенностей политики Ольги.
Работа по разделам «Походы князя Святослава Игоревича», «Последняя война князя Святослава». 12минут (Итого 40)
- нанесение направлений походов Святослава на контурную карту;
- составление плана к разделам (предложение вариантов, запись в тетрадь после обсуждения);
- обмен впечатлениями о личности Святослава;
- выяснение вопроса преемственности политики Святослава.
Подведение итогов. Мотивация на следующий урок. 5 минут (Итого 45).
Вопрос №5 с. 43
Работа с генеалогической таблицей, определение темы следующего урока.
Домашнее задание: задание №2 с 43 – письменно.
Правление князя Владимира Святославича.
Цель. Формировать понимание о курсе внутренней и внешней политики князя Владимира, как курсе, способствовавшем окончательному превращению союза славянских земель в государство.
Ожидаемые результаты:
обучающиеся смогут определять характерные особенности и причины усобиц;
обучающиеся смогут сравнивать политический курс князя Владимира с курсом предшественников;
обучающиеся смогут характеризовать особенности управления государством при Владимире.
Задачи
|
Пути решения
|
Создавать условия для формирования учебно-познавательных и коммуникативных компетенций
|
Организация работы по целеполаганию на основе анализа разделов «Запомни», «Выучи», «Словарик историка».
Определение признаков и причин усобицы на Руси.
Организация работы со схемой на с. 46, выявление изменений, произошедших в управлении Киевской Русью.
Организация беседы.
|
Формировать информационные компетенции
|
Организация работы с картой: чтение карты по легенде, сравнительный анализ развития Киевской Руси по картам на с. 11 и с. 49.
Чтение схемы к §5.
Работа с иллюстративным материалом.
|
Формировать ценностно-смысловые и общекультурные компетенции
|
Определение собственного отношения к рассматриваемой проблеме.
Организация работы по выяснению оценки качеств народа Древней Руси по документальным источникам и фрагментам описания литературных памятников, определение собственного отношения к историческому прошлому своего народа.
|
Понятийный аппарат: засечные черты, усобица, бояре, посадник, сотские, десятские, государство.
Ресурсы: С.В. Перевезенцев, Т.В. Перевезенцева История России учебник для 6 класса М., «Русское слово», 2012г.; рабочая тетрадь к учебнику.
Ход урока
Организационный момент. 1 минута.
Мотивация на урок. Сообщении учителя о том, что на настоящем уроке обучающимся предстоит «встреча» с уже знакомым им князем. Знакомым по материалам курса ознакомления с окружающим миром в 4 классе фильмам и легендам. Предложение «продолжить знакомство» и оценить заслуги князя. 3 минуты (Итого 4.)
Целеполагание: цель формулируется по итогам беседы мотивационного блока и ознакомлением с содержанием раздела «Запомни». 3 минуты (Итого 7).
- Проблема. Если мы говорим, что государство Киевская Русь образовалось в 882г., то почему считается, что в единое государство она превратилась только в конце X –XI веков?
Опрос (устно): обращение к классу с предложением продолжить предложения «Князь Игорь…», «Княгиня Ольга…», «Князь Святослав», подводя итоги правления каждого из князей. 6 минут (Итого 13)
Организация работы с разделом «Усобица сыновей Святослава». Обсуждение «Поделись открытием», работа с картой. 5 минут (Итого 18).
Обращение к проблеме урока. 15 минут (Итого 33).
Работа с разделом «Киевская Русь – единое государство».
Обсуждение алгоритма работы:
- вспоминаем признаки государства;
- определяем, какой из этих признаков был ярко/слабо выжжен в Киевской Руси в IX - первой половине Х веков;
- сравниваем, насколько ярко тот или иной признак был выжжен во время правления князя Владимира.
После обсуждения – заполнение таблицы.
-
Признак государства
|
Проявление признака в IX - первой половине Х веков
|
Проявление признака в конце X – начале ХI веков
|
Единая территория
|
|
|
Суверенитет
|
|
|
Аппарат управления
|
|
|
Налоги
|
|
|
Наличие законов
|
|
|
Гражданство
|
|
|
Вывод на основе анализа данных таблицы.
Работа с разделом «Войны с печенегами». 5 минут (Итого 43)
Чтение, ответы на вопросы №№5-6 к §5.
Подведение итогов. Мотивация на следующий урок. 2 минуты (Итого 45).
Что мы исследовали, к какому выводу пришли, что предстоит исследовать на следующем уроке?
Домашнее задание: задания №№ 3-6 в рабочей тетради.
§6 изучается учащимися самостоятельно. Контроль усвоения материала производится на внеурочном мероприятии по проведению очного тура викторины по теме параграфа.
Заочный тур: выполнение заданий в рабочей тетради к
Викторина по теме «Христианское просвещение славян» §6; оформление ответов на вопросы. Время подготовки – 1 неделя.
Имя какого святого носил первый орден в России, учрежденный Петром I?
Почему на Андреевском стяге изображен косой крест?
Почему ученика Иисуса Христа Андрея называют Первозванным?
Как связано основание Киева с деятельностью Андрея Первозванного?
В каких землях проповедовал Андрей Первозванный?
Верно ли. Что Кирилл и Мефодий начали свою просветительскую деятельность до нашей эры?
Какую роль сыграли Кирилл и Мефодий в крещении славян?
Как имя одного из этих просветителей связано с современным русским языком?
Когда отмечается День славянской письменности?
Какой сан имел Мефодий?
Верно ли утверждение, что Русь была единственным государством, принявшим крещение в IX веке?
В честь какого святого была устроена главная христианская церковь варягами-христианами?
Во времена какого князя христиан стали подвергать гонениям?
Как относился князь Владимир Святославич к христианам в начале своего правления в Киеве?
Расскажите о подвиге варяга-христианина Феодора. Почему его называют великомученическим?
Кто такие апостолы и какую роль они сыграли для христианского учения?
Назовите имя первого русского правителя-христианина.
Крещение Руси
Цель. Формировать понимание о принятии Русью христианской веры как начала нового этапа развития государственности на Руси, показать роль события в формировании единого Русского государства.
Ожидаемые результаты:
обучающиеся смогут формулировать 4-5 тезисов о значении принятия Русью христианства;
обучающиеся смогут назвать 3-4 языческих традиции, сохранившиеся наряду с христианством;
обучающиеся смогут сформулировать 5-6 тезисов об изменениях, которые произошли на Руси с принятием христианства.
Задачи
|
Пути решения
|
Создавать условия для формирования учебно-познавательных и коммуникативных компетенций
|
Организация работы по целеполаганию по результатам опроса и определению главного итога правления князя Владимира.
Выполнение исследовательской работы по теме урока: определение алгоритма исследовательской работы; работы с документальными и научно-историческими источниками.
Организация работы в парах при осуществлении исследовательской работы
|
Формировать информационные компетенции
|
Организация работы с документальными источниками, текстом §7 учебника.
Работа с иллюстративным материалом.
|
Формировать ценностно-смысловые и общекультурные компетенции
|
Определение значение принятия христианства на Руси.
Определение христианства как одной из мировых религий.
Определение собственного отношения к версиям источника христианства на Руси.
|
Понятийный аппарат: христианство, крестьянин.
Ресурсы: С.В. Перевезенцев, Т.В. Перевезенцева История России учебник для 6 класса М., «Русское слово», 2012г.; рабочая тетрадь к учебнику.
Ход урока
Организационный момент. 1 минута.
Мотивация на урок. Рассказ учителя о выборе веры князем Владимиром и его крещении 5 минут (Итого 6).
Опрос (устно): 6 минут (итого 12)
Какую сферу русского государства нам предстоит охарактеризовать на сегодняшнем уроке?
Какие сферы вы уже можете охарактеризовать?
Характеристика политической сферы: внутренняя и внешняя политика. (Используются цветовые ассоциативные ряды).
Какие черты проявил Князь Владимир в борьбе за киевский престол?
Что вы считаете главным достижением в политической сфере (образование единого государства).
Как выдумаете, зачем князь Владимир решил принять единую религию в Киевской Руси?
Целеполагание. Учитель суммирует ответы обучающихся на последний вопрос, на основе данной информации формулируется цель урока. 3 минуты (Итого 15).
Организация исследовательской работы. 20 минут (Итого 35).
Определение алгоритма работы:
- определяем проблему (чтение раздела «Запомни»). Почему принятие христианской веры многие историки рассматривают как поворотный момент в истории Руси?
- изучаем материалы о том, как происходило крещение Руси;
- находим факты, которые свидетельствуют в пользу утверждения, что с принятием христианства произошел поворотный момент в развитии Руси;
- делаем вывод.
При проведении исследований обучающиеся руководствуются вопросами на с.64 учебника.
Подведение итогов исследовательской работы обучающихся, определение домашнего задания. 10 минут (Итого 45).
Дополнительный вопрос : «Какие факты свидетельствовали о становлении Руси в X веке как единого государства?»
Домашнее задание. Выполнить задания к §7 в рабочей тетради (любые 4 по выбору обучающихся).
Дополнительный материалы, предлагаемый к исследовательской работе.
С.Ф. Платонов
Последствия принятия Русью христианства
Внешнее устройство церкви в древней Руси.
Крещение Руси не следует представлять себе как простую перемену верований... Из Греции пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русский митрополит, поставляемый Константинопольским патриархом; в других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (на первых порах их было пять, потом число их дошло до пятнадцати). В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри… власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны. Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение. …Богослужебные и священные книги принесены были на Русь на доступном для всех языке - славянском, том самом, на котором изложили их славянские первоучители св. Кирилл и Мефодий и их болгарские ученики... Тотчас по крещении на Руси возникают школы с учителями священниками и появляются книжники - любители просвещения, собиравшие и переписывавшие книги.
Таким образом на Руси вместе с новым вероучением появились новые власти, новое просвещение, новые законы и суды, новые землевладельцы и новые землевладельческие обычаи.
… в языческом обществе княжеская власть не имела той силы и значения, какое имеет государственная власть теперь. Общество делилось на самостоятельные союзы, которые одни лишь своими силами охраняли и защищали своих членов. Вышедший из своего союза человек оказывался бесправным и беззащитным изгоем. Семья, при обычае многоженства, умычки и покупки невест, имела грубый языческий характер. Рабство было очень распространено и притом в тяжелой форме. Грубая сила господствовала в обществе, и человеческая личность сама по себе в нем не имела никакого значения.
Влияние церкви на гражданский быт.
Христианская церковь, основанная на Руси князем Владимиром, не могла примириться с таким порядком. Вместе с Христовым учением о любви и милости церковь принесла на Русь и начала византийской культуры.
Под влиянием христианства отдельные лица из языческой среды изменяли к лучшему свои взгляды и права, шли вслед Христу и являли высокие примеры нравственной христианской жизни и даже подвижничества.
Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Князей она учила, как они должны управлять: "воспрещать злым и казнить разбойников". "Ты поставлен от Бога на казнь злым, а добрым на милование", - говорило духовенство князю Владимиру, указывая ему, что князь не может оставаться безучастным к насилию и злу в своей земле, что он должен блюсти в ней порядок... Церковь требовала от подданных князя, чтобы они "имели приязнь" к князю, не мыслили на него зла и смотрели на него как на избранника Божия.
Церковь затем влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе… Церковь старалась искоренить языческие обычаи и нравы в семейном быту: многоженство, умыкание и покупку жен, изгнание жены мужем, жестокости над женами и детьми и т. п.
Киевская Русь в начале XI века.
Цель. Формировать понимание об удельном дроблении государства как особенности управления Киевской Русью в конце X – XI вв.; показать последствия такого принципа управления территориями.
Ожидаемые результаты:
обучающиеся смогут формулировать 3-4 тезиса об особенностях управления Киевской Русью в последней трети X – начале XIв.
Задачи
|
Пути решения
|
Создавать условия для формирования учебно-познавательных и коммуникативных компетенций
|
Организация работы по целеполаганию по результатам анализа материала, предложенного в мотивационном блоке (принцип удельного управления) и опроса.
Сравнительный анализ причин усобиц, хода и последствий.
Организация работы в парах при осуществлении исследований «Эволюция политической сферы Русского государства при Владимире», «Эволюция духовной сферы Русского государства при Владимире» по материалам раздела «последние годы правления князя Владимира».
|
Формировать информационные компетенции
|
Анализ хронологической информации, представленной в мотивационном блоке.
Организация работы с иллюстративным материалом, текстом §8 учебника.
|
Формировать ценностно-смысловые и общекультурные компетенции
|
Определение значение изменений, произошедших в Киевской Руси в период правления князя Владимира.
Определение собственного отношения к способам завоевания киевского престола Владимиром и Ярославом и последствиям их правления.
Формирование собственной оценки к подвигу Бориса и Глеба.
|
Понятийный аппарат: удельное управление, страстотерпцы.
Ресурсы: С.В. Перевезенцев, Т.В. Перевезенцева История России учебник для 6 класса М., «Русское слово», 2012г.; рабочая тетрадь к учебнику.
Ход урока
Организационный момент. 1 минута.
Мотивация на урок. 4 минуты (итого 5)
Анализ материалов с сайта «Хроно», определение особенностей управления государством (развития политической сферы) в Киевской Руси в X – XI вв.
966. Святослав вступает в полное управление страной. Готовясь к походу, он разделяет государство на уделы, поручая их своим сыновьям: Киев достался Ярополку, древлянские земли - Олегу, а Новгород - Владимиру.
990. Окончательное удельное дробление Руси. Владимир заменяет племенных князей своими сыновьями. Новгород подчиняется Ярославу, Полоцк - Изяславу, Туров - Святополку, Ростов - Борису, Муром - Глебу, Древлянскую Землю - Святославу, Тмутаракань - Мстиславу, Волынь - Всеволоду. Таким образом каждый князь становился хозяином удела и передавал его по наследству. http://www.hrono.ru/0900ru.php
Целеполагание 3 минуты (итого 8)
Опрос (устно): 6 минут (итого 14)
Вспомните, к каким последствиям привело использования принципа удельного правления государством в последней трети Х века?
Дайте характеристику личности Владимира как политика до и после принятия христианства.
В чем вы видите значение принятия христианской религии? Как оно повлияло на укрепление единства Киевской Руси?
Дайте прогноз развития Русского государства в XI веке.
Организация исследовательской работы. 10 минут (Итого 24).
Определение алгоритма работы:
- определяем проблему: почему историки утверждают об изменениях в управлении Русским государством во времена князя Владимира после принятия христианства?
- находим факты, которые свидетельствуют в пользу утверждения, что с принятием христианства произошел поворотный момент в развитии Руси;
- делаем вывод.
1 ряд исследует изменения, произошедшие в политической сфере, 2 – в духовной.
Подведение итогов исследовательской работы обучающихся, определение домашнего задания. 5 минут (Итого 29).
Рассказ учителя об усобице сыновей князя Владимира без упоминания термина «усобица». Беседа по итогам рассказа. 6 минут (итого 35)
Как мы можем характеризовать события, произошедшие в политической жизни Киевской Руси после смерти князя Владимира?
Сравните приход на киевский престол Владимира и его сына Ярослава.
Работа с иллюстративным материалом, отражающим христианский подвиг Бориса и Глеба.
Выяснение, почему они были причислены к лику святых. 5 минут (итого 40)
Определение, как удельная система управления повлияла на развитие Киевской Руси.
Домашнее задание. Выполнить задания к §8 в рабочей тетради.
Правление князя Ярослава Владимировича Мудрого
Цель. Формировать понимание о времени правления Ярослава Владимировича как периода наивысшего расцвета Древнерусского государства.
Ожидаемые результаты:
обучающиеся смогут давать характеристику социальной сферы Киевской Руси, опираясь на содержание Русской правды Ярослава;
обучающиеся смогут назвать категории зависимого населения на Руси;
обучающиеся смогут сформулировать вывод о значении Русской правды.
Задачи
|
Пути решения
|
Создавать условия для формирования учебно-познавательных и коммуникативных компетенций
|
Организация работы по целеполаганию по результатам анализа материала, предложенного в качестве вступления к §9.
Организация работы в парах при осуществлении исследований «Эволюция политической сферы Русского государства при Ярославе Мудром», «Эволюция духовной сферы Русского государства при Ярославе Мудром» по материалам разделов «Великий князь Ярослав Владимирович Мудрый», «Киев при князе Ярославе».
|
Формировать информационные компетенции
|
Анализ схемы «Социальное устройство Древнерусского государства в XI веке».
Организация работы с иллюстративным материалом, текстом §9 учебника.
Работа по форматированию схемы в связанный текст (с. 74), текста – в таблицу (раздел «Русская правда»)
|
Формировать ценностно-смысловые и общекультурные компетенции
|
Определение значение изменений, произошедших в Киевской Руси в период правления Ярослава Мудрого.
Формирование собственной оценки правого статуса граждан Русского государства в XI в.
Определение собственного отношения к способам завоевания киевского престола Владимиром и Ярославом и последствиям их правления.
|
Понятийный аппарат: Русская правда, закуп, рядович, огнищанин, тиун, гриди, обычное право.
Ресурсы: С.В. Перевезенцев, Т.В. Перевезенцева История России учебник для 6 класса М., «Русское слово», 2012г.; рабочая тетрадь к учебнику.
Ход урока
Организационный момент. 1 минута.
Мотивация на урок. 4 минуты (итого 5)
Я Киев укрепил и созидал
Родную Русь, и очень долго правил.
Вблизи границ я грады основал
И сыновьям Русь сильную оставил.
Со многими князьями дружен был
И не вступал в губительные войны.
Про них народ мой просто позабыл
И жил при мне и мирно, и спокойно. (Иван Есаулков)
Как вы думаете, о каком князе идёт речь?
Работа с документом с. 77: кто найдёт больше новых слов.
Целеполагание 3 минуты (итого 8)
Опрос (устно): 6 минут (итого 14)
Вспомните, к каким последствиям привело использования принципа удельного правления государством в последней трети Х века?
Как мы можем характеризовать события, произошедшие в политической жизни Киевской Руси после смерти князя Владимира?
Сравните приход на киевский престол Владимира и его сына Ярослава.
В чём вы видите причины войны между сыновьями Владимира?
Расскажите о первых русских святых и причинах их канонизации.
Организация исследовательской работы. 10минут (Итого 24).
Подготовительный этап. Продолжите предложения: «Основная заслуга князя Владимира в развитии политической …», «Основная заслуга князя Владимира в развитии духовной сферы…».
Определение проблемы: получат ли позитивные изменения в политической и экономической сферах Киевской Руси при Ярославе?
Определение алгоритма работы:
- определяем проблему;
- изучаем материалы о том, как происходило крещение Руси;
- находим факты, которые свидетельствуют в пользу утверждения, что с принятием христианства произошел поворотный момент в развитии Руси;
- делаем вывод.
При проведении исследований обучающиеся руководствуются вопросами №№ 1,2, 3, 6 на с.77-78 учебника.
Подведение итогов исследовательской работы обучающихся, определение домашнего задания. 10 минут (Итого 34).
Анализ социальной сферы древнерусского общества при Ярославе Мудром. 7 минут (Итого 41).
Чтение раздела «Русская правда», определение социальных статусов и социальных ролей населения Киевской Руси.
Домашнее задание. §9
Чтобы усобиц с братом избежать
И не идти войной против Мстислава,
Днепра левобережье дал держать
Ему, себе оставив берег правый.
И младший брат сей шаг мой оценил,
Был дружен мне. Когда ж пришла кончина
Ему, владенья я объединил,
И снова стала Русь моя единой.
Через детей своих сроднился я
С соседними князьями, королями:
Европа вся – большущая семья
С известными народам именами.
Ещё соборы строятся при мне
И книги переписывают мнихи –
И мудрость увеличилась в цене,
И глупости при мне настало лихо.
Законы в «Русской Правде» изложил,
Детей взрастил и им оставил землю.
Жизнь долгую и дивную прожил,
Теперь твоим словам, Господь, я внемлю.
Жизнь Ярослава Мудрого
Иван Есаулков
|