|
Дошкольное детство большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального становления личности
Введение.
Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.
В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность понимать позицию другого человека.
Отсутствие целенаправленного развития творческих способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, с его культурными и духовными ценностями. И как следствие – появления чувства неуверенности в себе, к дезадаптированности в условиях современной жизни.
Дети обладают способностями ко всем видам художественного творчества. Они способны целостно и одномоментно воспринимать окружающий мир, эмоционально сопереживать всему что видят и слышат. Сенсорное восприятие окружающего мира особенно развито у ребёнка в раннем возрасте. Необходимо не пропустить развитие того потенциала возможностей и способностей, которым обладает ребёнок.
Работа по развитию творческих способностей в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей: занятия изонитью. Реализация этого способа подробно описана в учебно-методических пособиях: Н. Н. Гусарова «Техника изонити для дошкольников», Л. И. Бурундукова «Волшебная изонить».
Пояснительная записка.
Программа художественно-эстетической направленности «Волшебная изонить» является модифицированной программой дополнительного образования для детей дошкольного возраста и нацелена на обеспечение самоопределения личности ребенка, создание условий для ее саморегуляции, формирование эстетического вкуса, творческих способностей.
Программа основывается на использовании техники ниткографии (или изонити) – как одного из видов прикладного искусства. Это техника создания картин из ниток на твердой основе. Её также называют вышивкой по картону. В настоящее время изонить пользуется необычайной популярностью. Она привлекает простотой исполнения и эффектностью готовых работ. Родиной ниткографии считается Англия. Согласно одной версии, создательницей техники ниткографии является Мэри Эверест Буль. Это известная английская исследовательница и математик, автор серии книг, одна из которых - «Подготовка ребенка к восприятию науки» (1904 г.) – имела очень большую популярность. Технику заполнения нитками различных форм она изобрела для того, чтобы помочь детям в изучении геометрии. т. к. я работаю в группе младшего возраста, для меня очень важно, что занятия изонитью способствуют:
- развитию у ребенка мелкой моторики пальцев рук (что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга,
- глазомера,
-логического мышления,
-воображения,
-волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца, -художественных способностей и эстетического вкуса.
В процессе кружковой работы дети приобретают практические навыки (владение фигурными трафаретами, опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте).
Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».
Актуальность разработки данной программы заключается в идее использования изонити - одного из видов прикладного искусства, как эффективного средства в плане развития его умственных, творческих, коммуникативных способностей.
Педагогическая целесообразность - занятия изонитью способствуют развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка, а также оказывают положительное, успокаивающее действие на нервную систему, являясь источником положительных эмоций.
Цель программы: развитие творческих способностей ребёнка.
Задачи:
Образовательные:
*Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.
*Научить владеть ниткой.
*Дать детям понять, что количество не зависит от расстояния.
*Дать понятие о точке отсчёта.
*Дать понятие о середине, центре, крае.
* Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.
*Обучить плоскостному моделированию – умению составлять изображения предметов и композиций.
*Научить работе с трафаретом.
Развивающие:
*Развивать цветовое восприятие: научить подбирать цвет к фону.
* знание направлений: вверху, внизу, слева, справа.
* Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.
*Развивать координацию движений рук.
*Развивать активный и пассивный словарь детей.
*Способствовать введению в активный словарь детей элементарных математических терминов.
Воспитательные:
*Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
*Воспитывать эстетический вкус.
*Прививать умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).
Форма проведения.
В соответствии с п. 514 Закона РФ и согласно требованиям СаНПиНа 2.4.1.1249-03 в рабочей программе учтены нормы и требования к нагрузке детей. Занятие кружка проводится один раз в неделю продолжительностью 15-20 минут.
День проведения – вторник.
Время проведения – с 16 00 до 16 15
Срок реализации программы: 2 года
Комплектование группы.
Для успешной реализации программы в учебной группе находится не более 7 человек.
Формы организации деятельности детей.
Форма предъявления результатов организованной деятельности
Методы проведения образовательной деятельности.
-
Словесные: объяснение, беседы, художественное слово (загадки, чтение стихотворения, рассказывание сказки.
Наглядные: показ иллюстраций, готовых работ, приемов работы, показ образцов.
Практические: работы по образцу, творческие и индивидуальные работы детей.
Объяснительно-иллюстративные: способ взаимодействия педагога и ребёнка.
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное, познавательное, художественно – эстетическое, речевое развитие
Познавательное развитие (Развитие математических представлений) - величина, количественный и порядковый счет, точка отсчета, ориентировка на плоскости.
(Ознакомление с окружающим и экспериментирование) - расширение представлений о предметном мире, о свойствах и качествах предметов и материалов, развитие логического мышления.
Речевое развитие - развитие активного и пассивного словаря, введение в активную речь детей элементарных математических терминов.
Художественно-эстетическое развитие - знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, знакомство с цветом, образами, сюжетами, развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса.
Предполагаемые результаты.
К концу обучения дети должны:
Знать:
-правила работы с изонитью;
Уметь:
делать простейшие картинки при помощи взрослых и любоваться ими;
самостоятельно подбирать цвет ниток;
создавать свои композиции;
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
Инструменты и материалы.
Цветные катушечные нитки №20-40.
Бархатная бумага (размер картона или бархатной бумаги на первом этапе обучения должен быть примерно 10*15 см. большой лист бумаги неудобно поворачивать при работе).
Подготовка к работе с изонитью.
1. На листе цветного картона с изнаночной стороны наносят рисунок. При этом можно использовать трафарет.
1 этап. Изображение предметов – первый год обучения.
Начинать занятия в технике изонити следует с изображения знакомых предметов. Сначала надо научить детей изображать простейшие предметы, затем композицию из двух и отдельных изображений.
Важно чтобы дети различали лицевую и изнаночную стороны изделия.
На этом этапе необходимо подвести детей к умению самостоятельно рассматривать образец. Это важно для развития творческого мышления ребёнка.
Этот этап обучения заканчивается тем, что дети осваивают технику рисования нитью.
2 этап. Изображение композиции из 2-х и более предметов – второй год обучения.
После того, когда у детей выработались прочные навыки работы с нитью, приступают к изображению композиции.
Методика работы с детьми.
Структура совместной деятельности с детьми включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.
Вводная часть - каждое занятие начинается с организационного момента. Именно здесь я создаю эмоциональное настроение у детей, и объясняю новый материал.
В основной части или практической дети выполняют задание, а при необходимости помогаю советом и я провожу индивидуальную работу.
Очень важна заключительная часть, в ней подводиться итог деятельности, и анализируется работа. Просмотр и анализ детских работ - важное условие успешного развития детского продуктивного творчества. Во - первых, детям это нравится, а во - вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, как его поделка выглядит среди работ других детей и как оценивается.
Развивая интерес к занятию, предоставляю детям, как можно больше самостоятельности, помогаю в выполнении поставленных задач. Я не ставлю задачу точно повторить образец, а с его помощью стремлюсь вызвать у детей желание творить самому, изменять, усовершенствовать.
Диагностика детей.
Чтобы правильно спланировать свою работу необходимо знать, какими знаниями и умениями владеют дети. Для этого целесообразно проводить диагностику в начале года. В конце года проводится диагностика для определения динамики в развитии детей.
При проведении диагностики используются такие методы как – беседа, опрос, наблюдение.
Перспективный план кружковой работы
художественно - эстетической направленности
«Волшебная паутинка»
на 2014-2015 учебный год
Месяц
|
Тема совместной деятельности
|
Методы и приемы
|
Задачи
|
Сентябрь
(1-2 неделя)
|
Знакомство с ниткографией и материалами для выполнения работ
|
Показ, беседа,
худ. слово
|
Познакомить детей с техникой ниткогафии, вызвать интерес
|
Сентябрь
(3-4
неделя)
|
Жучок на цветке
(коллективная работа)
|
Показ, беседа,
худ. слово
показ иллюстраций, готовых работ, приемов работы, показ образцов.
|
Познакомить детей с техникой ниткогафии, вызвать интерес,
развивать воображение
|
Октябрь
(1-2 неделя)
|
Грустный и веселый человечки
|
Показ, беседа,
худ. слово
показ иллюстраций, готовых работ, приемов работы, показ образцов.
Практическая работа
|
1. Познакомить детей с техникой изонити, научить наматывать нитки.
2. Закрепление знаний правил работы с изонитью.
3. Развивать творческое воображение.
|
Октябрь
(3-4 неделя)
|
Солнышко лучистое
(коллективная работа)
|
Показ, беседа,
худ. слово
показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,
Практическая работа
|
1. Продолжить обучение детей технике изонити;
2.Развивать фантазию;
3.Воспитывать умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками
|
Ноябрь
(1-2 неделя)
|
Есть у солнышка друзья – это мы
(забавные человечки)
|
Показ, беседа,
худ. слово
показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,
Практическая работа
|
1. Продолжить обучение детей технике изонити;
Расширять представлений о предметном мире, о свойствах и качествах предметов и материалов, развитие логического мышления.
3.Воспитывать умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками
|
Ноябрь
(3-4 неделя)
|
«Снежинка».
|
Беседа,
худ. слово
показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,
Практическая работа.
|
Путем анализа предмета показать, что он может состоять из нескольких треугольников. Предложить детям сравнить треугольники.
|
Декабрь
|
«Снеговик»
|
Показ, беседа,
худ. слово
показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,
Практическая работа.
|
1. Познакомить детей с техникой изонити, научить наматывать нитки.
2. Закрепление знаний правил работы с изонитью.
|
«Домик»
|
Показ, беседа,
худ. слово
показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,
Практическая работа.
|
1. Познакомить детей с техникой изонити, научить выполнять тупой угол (крыша дома).
2. Закрепление знаний правил работы с изонитью.
|
«Рыбка»
|
Показ, беседа,
худ. слово
показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,
Практическая работа.
|
1. Продолжить обучение детей технике изонити (прямой угол), дополняя изображение рыбки хвостом.
2. Закрепить знание последовательности работы в соответствии с правилами (обратить особое внимание на умение самостоятельно выбрать цвет ниток).
|
«Морковка»
|
Показ, беседа,
худ. слово
показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,
Практическая работа.
|
1 . Упражнять в выполнении изонитью острого угла (на примере изображения морковки).
3.Вспомнить названия овощей и их внешний вид.
4. Повторить правила работы.
|
Январь
|
«Снежинка».
|
Показ, беседа,
худ. слово
показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,
Практическая работа.
|
Путем анализа предмета показать, что он может состоять из нескольких треугольников. Предложить детям сравнить треугольники.
|
|
«Закладка»
|
Показ, беседа,
худ. слово
показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,
Практическая работа.
|
Закрепить навык выполнения углов на узкой
полосе картона
|
«Узор на закладке»
|
Беседа.
Практическая работа.
|
Закрепить у детей умение самостоятельно подбирать цвет ниток.
|
Февраль
|
«Узор на полосе»
|
Показ, беседа,
худ. слово
показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,
Практическая работа.
|
Закрепить умение выполнять два угла изонитью на полоске цветного картона.
|
«Хвост птички»
|
Беседа.
Практическая работа.
|
Повторить правила выполнения углов.
|
«Шапочка – колпак»
|
Показ, беседа,
худ. слово
показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,
Практическая работа.
|
Закрепить знание правил работы с изонитью.
|
«Фонарик»
|
Показ, беседа,
худ. слово
показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,
Практическая работа.
|
Развивать творческое воображение
|
Март
|
«Открытка для мамы»
|
Показ, беседа,
худ. слово
показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,
Практическая работа.
|
1.Научить детей создавать сюжетные композиции
2.Совершенствовать навыки работы в технике изонити.
|
«Загадка»
|
Показ, беседа,
худ. слово
показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,
Практическая работа.
|
Придумать названия полученному на лицевой стороне изделия узору
|
«Праздничные салфетки»
|
Показ, беседа,
худ. слово
показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,
Практическая работа.
|
1. Научить детей выполнять квадрат.
2. Закрепить приобретенные навыки работы изонитью по трафаретам
|
«Праздничная скатерть».
|
Показ, беседа,
худ. слово
показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,
Практическая работа.
|
Учить детей создавать сюжетные композиции,
|
Апрель
|
«Зонтик»
|
Показ, беседа,
худ. слово
показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,
Практическая работа.
|
Развивать воображение
|
«Домик»
|
Показ, беседа,
худ. слово
показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,
Практическая работа.
|
Научить детей создавать рисунок по опорным точкам, учить создавать образ домика в технике изонити путем наложения углов друг на друга.
|
«Звезды»
|
Беседа.
Практическая работа.
|
1.Научить детей самостоятельно дополнять или изменять рисунок.
2. Развитие глазомера, воображения,
|
Домик для скворца
|
Показ, беседа,
худ. слово
показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,
Практическая работа.
|
Научить детей выполнять квадрат и треугольник прямыми вертикальными и горизонтальными линиями.
Закреплять приобретённые навыки работы изонитью.
|
Май
|
Одуванчики
|
Беседа.
Практическая работа.
|
Научить детей создавать сюжетные композиции, используя разные по величине окружности.
|
«Композиция из углов и треугольников»
|
Показ, беседа,
худ. слово
показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,
Практическая работа.
|
1.Научить детей создавать сюжетные композиции, используя разные по величине предметы
2.Совершенствовать навыки работы в технике изонити..
3.Развивать воображение.
|
Диагностика
|
Практическая работа.
|
Определить уровень усвоения детьми техники изонить.
|
Списочный состав детей посещающих кружок «Волшебная паутинка»
Мальцева Вероника
Камышный Ярослав
Камышный Владислав
Фомина Валерия
Кладеев Роман
Пигида Лиза
Шишацкий Ваня
|
|
|