Главная страница

Дошкольное детство большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального становления личности


Скачать 163.32 Kb.
Название Дошкольное детство большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального становления личности
Дата 13.03.2016
Размер 163.32 Kb.
Тип Документы


Введение.
Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.

В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность понимать позицию другого человека.

Отсутствие целенаправленного развития творческих способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, с его культурными и духовными ценностями. И как следствие – появления чувства неуверенности в себе, к дезадаптированности в условиях современной жизни.

Дети обладают способностями ко всем видам художественного творчества. Они способны целостно и одномоментно воспринимать окружающий мир, эмоционально сопереживать всему что видят и слышат. Сенсорное восприятие окружающего мира особенно развито у ребёнка в раннем возрасте. Необходимо не пропустить развитие того потенциала возможностей и способностей, которым обладает ребёнок.

Работа по развитию творческих способностей в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей: занятия изонитью. Реализация этого способа подробно описана в учебно-методических пособиях: Н. Н. Гусарова «Техника изонити для дошкольников», Л. И. Бурундукова «Волшебная изонить».
Пояснительная записка.
Программа художественно-эстетической направленности «Волшебная изонить» является модифицированной программой дополнительного образования для детей дошкольного возраста и нацелена на обеспечение самоопределения личности ребенка, создание условий для ее саморегуляции, формирование эстетического вкуса, творческих способностей.

Программа основывается на использовании техники ниткографии (или изонити) – как одного из видов прикладного искусства. Это техника создания картин из ниток на твердой основе. Её также называют вышивкой по картону. В настоящее время изонить пользуется необычайной популярностью. Она привлекает простотой исполнения и эффектностью готовых работ. Родиной ниткографии считается Англия. Согласно одной версии, создательницей техники ниткографии является Мэри Эверест Буль. Это известная английская исследовательница и математик, автор серии книг, одна из которых - «Подготовка ребенка к восприятию науки» (1904 г.) – имела очень большую популярность. Технику заполнения нитками различных форм она изобрела для того, чтобы помочь детям в изучении геометрии. т. к. я работаю в группе младшего возраста, для меня очень важно, что занятия изонитью способствуют:
- развитию у ребенка мелкой моторики пальцев рук (что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга,
- глазомера,
-логического мышления,
-воображения,
-волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца, -художественных способностей и эстетического вкуса.
В процессе кружковой работы дети приобретают практические навыки (владение фигурными трафаретами, опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте).

Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

Актуальность разработки данной программы заключается в идее использования изонити - одного из видов прикладного искусства, как эффективного средства в плане развития его умственных, творческих, коммуникативных способностей.

Педагогическая целесообразность - занятия изонитью способствуют развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка, а также оказывают положительное, успокаивающее действие на нервную систему, являясь источником положительных эмоций.
Цель программы: развитие творческих способностей ребёнка.
Задачи:
Образовательные:

*Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.

*Научить владеть ниткой.

*Дать детям понять, что количество не зависит от расстояния.

*Дать понятие о точке отсчёта.

*Дать понятие о середине, центре, крае.

* Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.

*Обучить плоскостному моделированию – умению составлять изображения предметов и композиций.

*Научить работе с трафаретом.
Развивающие:

*Развивать цветовое восприятие: научить подбирать цвет к фону.

* знание направлений: вверху, внизу, слева, справа.

* Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.

*Развивать координацию движений рук.

*Развивать активный и пассивный словарь детей.

*Способствовать введению в активный словарь детей элементарных математических терминов.
Воспитательные:

*Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

*Воспитывать эстетический вкус.

*Прививать умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).
Форма проведения.
В соответствии с п. 514 Закона РФ и согласно требованиям СаНПиНа 2.4.1.1249-03 в рабочей программе учтены нормы и требования к нагрузке детей. Занятие кружка проводится один раз в неделю продолжительностью 15-20 минут.
День проведения – вторник.
Время проведения – с 16 00 до 16 15
Срок реализации программы: 2 года
Комплектование группы.
Для успешной реализации программы в учебной группе находится не более 7 человек.
Формы организации деятельности детей.


  • Групповая




  • Индивидуальная


Форма предъявления результатов организованной деятельности


  • Выставки для родителей.


Методы проведения образовательной деятельности.


  • Словесные: объяснение, беседы, художественное слово (загадки, чтение стихотворения, рассказывание сказки.




  • Наглядные: показ иллюстраций, готовых работ, приемов работы, показ образцов.




  • Практические: работы по образцу, творческие и индивидуальные работы детей.




  • Объяснительно-иллюстративные: способ взаимодействия педагога и ребёнка.


Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное, познавательное, художественно – эстетическое, речевое развитие


  • Познавательное развитие (Развитие математических представлений) - величина, количественный и порядковый счет, точка отсчета, ориентировка на плоскости.

  • (Ознакомление с окружающим и экспериментирование) - расширение представлений о предметном мире, о свойствах и качествах предметов и материалов, развитие логического мышления.

  • Речевое развитие - развитие активного и пассивного словаря, введение в активную речь детей элементарных математических терминов.

  • Художественно-эстетическое развитие - знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, знакомство с цветом, образами, сюжетами, развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса.


Предполагаемые результаты.
К концу обучения дети должны:
Знать:

-правила работы с изонитью;
Уметь:

  • делать простейшие картинки при помощи взрослых и любоваться ими;

  • самостоятельно подбирать цвет ниток;

  • создавать свои композиции;

  • взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;


Инструменты и материалы.


  1. Цветные катушечные нитки №20-40.

  2. Бархатная бумага (размер картона или бархатной бумаги на первом этапе обучения должен быть примерно 10*15 см. большой лист бумаги неудобно поворачивать при работе).


Подготовка к работе с изонитью.
1. На листе цветного картона с изнаночной стороны наносят рисунок. При этом можно использовать трафарет.
1 этап. Изображение предметов – первый год обучения.
Начинать занятия в технике изонити следует с изображения знакомых предметов. Сначала надо научить детей изображать простейшие предметы, затем композицию из двух и отдельных изображений.

Важно чтобы дети различали лицевую и изнаночную стороны изделия.

На этом этапе необходимо подвести детей к умению самостоятельно рассматривать образец. Это важно для развития творческого мышления ребёнка.

Этот этап обучения заканчивается тем, что дети осваивают технику рисования нитью.
2 этап. Изображение композиции из 2-х и более предметов – второй год обучения.
После того, когда у детей выработались прочные навыки работы с нитью, приступают к изображению композиции.
Методика работы с детьми.
Структура совместной деятельности с детьми включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.
Вводная часть - каждое занятие начинается с организационного момента. Именно здесь я создаю эмоциональное настроение у детей, и объясняю новый материал.
В основной части или практической дети выполняют задание, а при необходимости помогаю советом и я провожу индивидуальную работу.
Очень важна заключительная часть, в ней подводиться итог деятельности, и анализируется работа. Просмотр и анализ детских работ - важное условие успешного развития детского продуктивного творчества. Во - первых, детям это нравится, а во - вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, как его поделка выглядит среди работ других детей и как оценивается.
Развивая интерес к занятию, предоставляю детям, как можно больше самостоятельности, помогаю в выполнении поставленных задач. Я не ставлю задачу точно повторить образец, а с его помощью стремлюсь вызвать у детей желание творить самому, изменять, усовершенствовать.
Диагностика детей.
Чтобы правильно спланировать свою работу необходимо знать, какими знаниями и умениями владеют дети. Для этого целесообразно проводить диагностику в начале года. В конце года проводится диагностика для определения динамики в развитии детей.

При проведении диагностики используются такие методы как – беседа, опрос, наблюдение.

Перспективный план кружковой работы

художественно - эстетической направленности

«Волшебная паутинка»

на 2014-2015 учебный год


Месяц

Тема совместной деятельности

Методы и приемы

Задачи

Сентябрь

(1-2 неделя)

Знакомство с ниткографией и материалами для выполнения работ

Показ, беседа,

худ. слово

Познакомить детей с техникой ниткогафии, вызвать интерес

Сентябрь

(3-4

неделя)

Жучок на цветке

(коллективная работа)

Показ, беседа,

худ. слово

показ иллюстраций, готовых работ, приемов работы, показ образцов.

Познакомить детей с техникой ниткогафии, вызвать интерес,

развивать воображение

Октябрь

(1-2 неделя)



Грустный и веселый человечки

Показ, беседа,

худ. слово

показ иллюстраций, готовых работ, приемов работы, показ образцов.

Практическая работа

1.  Познакомить детей с техникой изонити, научить наматывать нитки.

2. Закрепление знаний правил работы с изонитью.

3. Развивать творческое воображение.


Октябрь

(3-4 неделя)

Солнышко лучистое

(коллективная работа)

Показ, беседа,

худ. слово

показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,

Практическая работа

1. Продолжить обучение детей технике изонити;

2.Развивать фантазию;

3.Воспитывать умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками

Ноябрь

(1-2 неделя)


Есть у солнышка друзья – это мы

(забавные человечки)

Показ, беседа,

худ. слово

показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,

Практическая работа

1. Продолжить обучение детей технике изонити;

Расширять представлений о предметном мире, о свойствах и качествах предметов и материалов, развитие логического мышления.

3.Воспитывать умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками

Ноябрь

(3-4 неделя)

«Снежинка».

Беседа,

худ. слово

показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,

Практическая работа.

Путем анализа предмета показать, что он может состоять из нескольких треугольников. Предложить детям сравнить треугольники.


Декабрь


«Снеговик»

Показ, беседа,

худ. слово

показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,

Практическая работа.

1.  Познакомить детей с техникой изонити, научить наматывать нитки.

2. Закрепление знаний правил работы с изонитью.


«Домик»

Показ, беседа,

худ. слово

показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,

Практическая работа.

1.  Познакомить детей с техникой изонити, научить выполнять тупой угол (крыша дома).

2. Закрепление знаний правил работы с изонитью.


«Рыбка»

Показ, беседа,

худ. слово

показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,

Практическая работа.

1. Продолжить обучение детей технике изонити (прямой угол), дополняя изображение рыбки хвостом.

2. Закрепить знание последовательности работы в соответствии с правилами (обратить особое внимание на умение самостоятельно выбрать цвет ниток).


«Морковка»

Показ, беседа,

худ. слово

показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,

Практическая работа.

1 . Упражнять в выполнении изонитью острого угла (на примере изображения морковки).

3.Вспомнить названия овощей и их внешний вид.

4.  Повторить правила работы.


Январь

«Снежинка».

Показ, беседа,

худ. слово

показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,

Практическая работа.

Путем анализа предмета показать, что он может состоять из нескольких треугольников. Предложить детям сравнить треугольники.




«Закладка»

Показ, беседа,

худ. слово

показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,

Практическая работа.

Закрепить навык выполнения углов на узкой

полосе картона


«Узор на закладке»

Беседа.

Практическая работа.

Закрепить у детей умение самостоятельно подбирать цвет ниток.


Февраль

«Узор на полосе»

Показ, беседа,

худ. слово

показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,

Практическая работа.

Закрепить умение выполнять два угла изонитью на полоске цветного картона.


«Хвост птички»

Беседа.

Практическая работа.

Повторить правила выполнения углов.

«Шапочка – колпак»

Показ, беседа,

худ. слово

показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,

Практическая работа.

Закрепить знание правил работы с изонитью.


«Фонарик»

Показ, беседа,

худ. слово

показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,

Практическая работа.

Развивать творческое воображение

Март


«Открытка для мамы»

Показ, беседа,

худ. слово

показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,

Практическая работа.

1.Научить детей создавать сюжетные композиции

2.Совершенствовать навыки работы в технике изонити.


«Загадка»

Показ, беседа,

худ. слово

показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,

Практическая работа.

Придумать названия полученному на лицевой стороне изделия узору


«Праздничные салфетки»

Показ, беседа,

худ. слово

показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,

Практическая работа.

1. Научить детей выполнять квадрат.

2. Закрепить приобретенные навыки работы изонитью по трафаретам

«Праздничная скатерть».

Показ, беседа,

худ. слово

показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,

Практическая работа.

Учить детей создавать сюжетные композиции,

Апрель

«Зонтик»

Показ, беседа,

худ. слово

показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,

Практическая работа.

Развивать воображение


«Домик»

Показ, беседа,

худ. слово

показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,

Практическая работа.

Научить детей создавать рисунок по опорным точкам, учить создавать образ домика в технике изонити путем наложения углов друг на друга.


«Звезды»

Беседа.

Практическая работа.

1.Научить детей самостоятельно дополнять или изменять рисунок.

2.   Развитие глазомера, воображения,


Домик для скворца

Показ, беседа,

худ. слово

показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,

Практическая работа.

Научить детей выполнять квадрат и треугольник прямыми вертикальными и горизонтальными линиями.

Закреплять приобретённые навыки работы изонитью.

Май


Одуванчики

Беседа.

Практическая работа.

Научить детей создавать сюжетные композиции, используя разные по величине окружности.


«Композиция из углов и треугольников»

Показ, беседа,

худ. слово

показ иллюстраций, показ образцов, приемов работы,

Практическая работа.

1.Научить детей создавать сюжетные композиции, используя разные по величине предметы

2.Совершенствовать навыки работы в технике изонити..

3.Развивать воображение.


Диагностика

Практическая работа.

Определить уровень усвоения детьми техники изонить.



Списочный состав детей посещающих кружок «Волшебная паутинка»


  1. Мальцева Вероника

  2. Камышный Ярослав

  3. Камышный Владислав

  4. Фомина Валерия

  5. Кладеев Роман

  6. Пигида Лиза

  7. Шишацкий Ваня