« Домашние птицы».
Дети должны знать:
- понятие « домашние птицы»;
- как называется помещение, где живут домашние птицы;
- чем эти птицы питаются;
- название частей тела, чем оно покрыто( различать по внешнему виду разных домашних птиц, их повадки);
- о пользе домашних птиц для человека;
- для чего люди разводят домашних птиц;
Расширение словарного запаса детей:
существителсьные: утка, селезень, утёнок, гусь, гусыня, гусёнок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыплёнок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло;
прилагательные: красивый, резвый, задиристый,бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пёстрый, ряба, длинный, острый;
глаголы: клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться.
Лексический и грамматический строй речи.
Поиск соответствующих понятий и определений.
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе.
Образование сравнительной степени прилагательных.
Составление описательного рассказа о домашней птице по плану или схеме:
Кто это?
Каков внешний вид?
Какие повадки?
Кто у этой птицы детёныши?
Чем питается?
Где живёт?
Какую пользу приносит?
Кто ухаживает?
Отгадывание загадок о домашних птицах.
Дидактическая игра « Угадай, кто это».
Дидактическая игра « Кто как разговаривает».
Дидактическая игра «Один- много».
Дидактическая игра « У кого кто».
Дидактическая игра « Кто как передвигается».
Дидактическая игра « Исправь ошибку» ( у курицы- утята).
О.А. Белобрыкина. « Речь и общение». Дидактические игры.
Старшая группа: стр. 42 « Узнавание», стр.44 « Пропущенные слова»,
« Распространение предложений», стр. 49 « Кем был?», « Кем будет?»,
Стр. 52 « Дорисуй», стр.60 « Летает, не летает», стр.64 «Добавление»,
Стр. 65 « Рисунки по кругу», стр.67 «Чудесные превращения»,
стр. 71 « Кто откуда?», стр. 101 « Так бывает или нет», стр. 102
« Странные рассказы», стр.112 «Задом наперёд», стр.стр.128
« Разрезные картины»( в.3), стр.138 «Воспроизведение», стр.148
« Имитация», стр. 148 « Иллюстрация».
Подготовительная группа: стр.43 « Цепочка слов», стр.46 «Пропавшее слово», стр.47, « Что в чём?», стр.48 « Что от чего?», стр.49 «Классификация», стр.50 «На что похоже», стр. 52 « Буквы и цифры»,
« Волшебные картинки», стр.61 « Общее и особенное», стр.62
« Что общего?», тр. 74 « Оживление», стр. 78 « Весёлые картинки»,
стр.79 « Рассказы- каламбуры», стр. 90 « Цветные рассказы»,
стр.100 « Веришь не веришь», стр. 102 « Вопросы и ответы»,
« История рассказанная с окончания», стр.114 « Хорошо-плохо»,
стр.120 « Чужое слово», стр. 124 «Лавина», « Бесконечное предложение», стр. 126 « Скрещивание»( В №1,№ 3, № 4), « Да- нетка»,
стр.138 « Немое кино», стр. 154 « Интервью», стр.163 « Телевизор»,
стр.162 « Рассказ от первого лица».
Упражнение для пальчиков.
Первый, второй - шли утята. Поочерёдно сгибать пальцы рук,
Третий, четвёртый - за водой. начиная с большого , а со слов
А за ними плёлся пятый. «пи- пи- пи» ритмично сгибать
Позади бежал шестой. и разгибать пальцы обеих рук.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался.
Громко- громко запищал:
« Пи-пи-пи!»-
« Не пищи, мы тут рядом, поищи!»
Тексты для чтения: А. Барто « На птичьем дворе», Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок».
Речевое творчество.
Придумывание сказки на тему « На птичьем дворе».
Рисование на тему « Домашние птицы», придумать рассказ по рисунку.
Придумать загадки в стихах.
Сюжетно- ролевая игра « На птичьем дворе», придумать сюжет для игры.
Придумывание конца к рассказу воспитателя о домашних птицах.
Придумывание рассказа по загадкам.
Подвижные игры : «Наседка и цыплята», « Лиса в курятнике», придумать свою подвижную игру о домашних птицах.
Перелётные птицы.
Дети должны знать:
- названия водоплавающих, болотных, лесных перелётных птиц;
- понятие « перелётные птицы» (уметь объяснить);
- куда улетают птицы, почему?;
- части тела птицы, чем оно покрыто ( различать птиц по внешнему виду, образу жизни)4
- голоса, повадки птиц, их жильё;
Расширение словарного запаса;
существительные: грач, жаворонок, скворец, скворчиха, гусь, гусыня, утка, селезень, ласточка, соловей, лебедь, ласточка, кукушка, трясогузка, стриж, аист, цапля, журавль, дерево, сад, лес, роща, ветка, пруд. Река, озеро, болото, гнездо, яйца, скворечник, птенцы, корм,( семена, ягоды, рыба, лягушка), перелёт, крик, туловище, длина ног, клюв, длина шеи, крылья, оперенье, хвост, голова, глаз, лапки, перепонки, стая, косяк, клин, караван;
прилагательные: перелётные, водоплавающие, болотные, лесные, хищные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, весёлые, дружные, задорные, звонкие, заботливые, черный, белый, крупный, мелкий, певчие, прожорливые, острый, длинный, короткий, пушистый, болотные, важный, гордый, длинноногий, высокий, долгий, трудный, тяжёлый, изогнутая, выгнутая, сплющенный, треугольный;
глаголы: летать, возвращаться, кормить, выводить, вить, клевать, вылавливать, заглатывать, щебетать, крякать, курлыкать, заливаться, гоготать, шипеть, садиться, прыгать, ходить, пить , ловить, кружить, парить, опускаться, взлетать, нырять, грести, подгребать, чистить.
Лексико- грамматический строй речи.
Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами в единственном и во множественном числе.
Образование притяжательных прилагательных.
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
Подбор соответствующих понятий.
Классификация понятий.
Составление описательных рассказов, используя план, схему:
кто это;
какая это птица (перелетная, зимующая);
внешний вид (размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва);
чем питается;
как поет, где зимует, как выращивает своих птенцов.
Выучить считалку:
Начинается считалка: на дубу- скворец и галка .
Улетел домой скворец, и считалочке конец.
Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию».
Дидактическая игра «Улетает - не улетает».
Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
Дидактическая игра «Назови детёныша».
Дидактическая игра «Скажи, какая стая?»( стая уток – утиная).
Дидактическая игра « Один – много».
Дидактическая игра « Кто как кричит?».
Дидактическая игра « Угадай и назови».( У какой птицы самая длинная шея?...У лебедя.).
О.А. Белобрыкина. « Речь и общение». Дидактические игры.
Старшая группа: смотреть старшая группа « Домашние птицы»
Подготовительная группа: смотреть подготовительная группа
« Домашние птицы».
Отгадывание загадок о перелётных птицах.
Упражнение для пальчиков ( при назывании птицы – загибать пальчики на руке).
Птичек стайка.
Пой- ка ,подпевай- ка , десять птичек- стайка.
- Эта птичка – соловей, эта птичка- воробей.
Эта птичка- совушка, сонная головушка.
Эта птичка- свиристель, эта птичка- коростель.
Эта птичка- скворушка, серенькое пёрышко.
Эта – зяблик, это – стриж, это – развесёлый чиж.
Ну, а это- злой орлан.Птички, птички, по домам!(Сжать пальчики в кулачки). ( И.Токмакова).
Игра « Скворушка прощается».
Осень, непогодушка, Текст дети читают вместе с воспитате
Тополь пожелтел, лем. Кружатся.
Вдруг на ветке скворушка
Песенку запел. Смотрят вверх.
Ветка чуть качается, Машут кистями рук, расставленных
Дождик не кончается. в стороны.
С нами милый скворушка Плавно машут кистью вытянутой
До весны прощается. правой руки.
Наше поле опустело,
Опустел и лес, и сад.
Гуси серые летят. Плавно машут руками.
Гуси серые летели,
На лужайке тихо сели, Приседают.
Походили, поклевали, Ходят, наклоняя голову.
Потом быстро побежали. Прыгают на месте.
Подвижная игра « Перелёт птиц».
Тексты для чтения: Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»,Ж.Превер «Как нарисовать птицу», «Кукушка», А. Шевченко « Гнёзда», А. Плещеев « Травка зеленеет,…»
Речевое творчество.
Придумывание сюжета для рисования по теме « Перелётные птицы».
Придумывание рассказа по аналогии.
Придумывание рассказа по серии сюжетных картин.
Придумывание конца к рассказу воспитателя.
Придумать рассказ по стихотворению А. Плещеева «Травка…».
Придумать сюжет для рисования «Птицы чинят гнёзда».(весна)
|