|
Долгосрочный групповой проект «Семья» в старшей логопедической группе
ТЕМА: Долгосрочный групповой проект «Семья» в старшей логопедической группе.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Творческое название проекта
|
«Семья»
|
Тип проекта
|
Информационно – практико - ориентированный
|
Возраст детей
|
Старший дошкольный возраст
|
Исполнители
|
Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, логопед, родители, ближайшие родственники.
|
Продолжительность
|
Долгосрочный (9 месяцев) с сентября по май
|
Раздел программы
|
Раздел программы «Детство» «Мир социальных отношений»
|
Тематическое поле
|
Семья. Взаимоотношение в семье. Семейные традиции и обычаи.
|
Актуальность
|
1) В дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентаций.
2) Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка.
3)У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи.
4) В ДОУ отсутствуют условия для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.
5) Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей.
|
Проблема
|
Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в ДОУ не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере.
|
Цель
|
Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
|
Задачи
|
1) Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
2) Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
3) Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
4) Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
5) Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
6) Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
7) Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
|
Этапы реализации проекта
|
1 этап – организационно - диагностический (сентябрь).
2 этап - формирующий (октябрь - апрель)
3 этап- обобщающий (май)
|
Результат
|
1) Организованы выставки творческих работ детей и семейной гостиной в группе детского сада.
2)Повысилось качество образовательного процесса, процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально-насыщенным.
3)Создана методическая копилка по данной проблеме.
4)Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. Возросла уверенность родителей в их педагогических возможностях.
|
Презентация проекта
|
Семейная гостиная: «Цветок семейного счастья», посвящённая Дню семьи.
|
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ патриотизма потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».
Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания патриотических качеств ребенка.
Патриотизм применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы; наличие у детей таких качеств, как сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Анализируя работы современных исследователей (Л.В. Кокуевой, Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родной природе, культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям;
- воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.
Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
- семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.
Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.
Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него.
К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи.
В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи.
Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью приобщения детей к семейным традициям и обычаям, повышению интереса к ценностям семьи и отсутствием в ДОУ педагогических условий, способствующих патриотическому воспитанию в полной мере.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.
Укрепление связи семьи и ДОУ.
Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
Заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.
ЦЕЛЬ: Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
ЗАДАЧИ
Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
Гипотезы исследования: мы предполагаем, что процесс воспитания патриотизма будет более эффективным в том случае, если:
Формировать представления о родном доме, семейных традициях и чувства сопричастности к ним не только в семье, но и в ДОУ.
Воспитание патриотизма будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей.
Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.
Деятельность детей по формированию семейных ценностей осуществляется систематически и планомерно.
НОВИЗНА
Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка в условиях ДОУ. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Проблема отношения личности к традициям рассматривалась в работах Л. В. Загик, В. М. Ивановой, Н. Ф. Виноградовой, Т. М. Марковой, О. Л. Зверевой и других, в которых даны различные трактовки освоения дошкольниками традиций как части общенародной, национальной культуры. Семейные традиции рассматривались в русле психолого-педагогических исследований, применительно к конкретной тематике научных работ:
- организация взаимодействия детей со старшими в семье (Т. А. Маркова, С. П. Тищенко), воспитание ценностного отношения к старости (Ю. О. Га-лущинская);
- ознакомление дошкольников с традиционными праздниками, приобщение детей к домашнему хозяйству, воспитание интереса к русской традиционной культуре (Е. С. Бабунова, Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, И. С. Хомякова, Н. А. Стародубова и др.);
- признание особой роли родительского авторитета, этики внутрисемейного общения, образа жизни, стиля внутрисемейных отношений (В. М. Иванова, Л. А. Таланова, О. Л. Зверева, Т. А. Репина);
- значимость организации совместной работы с родителями по воспитанию у детей нравственно-волевых, гуманных, гражданских качеств (В. В. Дуброва, Н. Ф. Виноградова, И. С. Хомякова);
- применение в семейном воспитании произведений народного творчества, искусства (Л. Д. Вавилова, Д. О. Дзинтаре).
ПРИНЦИПЫ ПОСТРАЕНИЯ ОБЩЕЙ ДИДАКТИКИ
Принцип детоцентризма (в центре творческой деятельности находится воспитанник, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности).
Принцип кооперации (в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие воспитанников с педагогом, с родителями и между собой).
Принцип опоры на субъектный опыт воспитанников (каждый, работая над мини-проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания).
Принцип учёта индивидуальности воспитанников: их интересов, темпа работы, уровня обученности.
Принцип свободного выбора: темы проекта, подтемы, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов.
Принцип связи исследования с реальной жизнью (происходит соединение знаний и практических действий).
Принцип трудной цели (легко достижимый результат не является для многих воспитанников мобилизующим фактором).
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1 этап – организационно - диагностический (сентябрь).
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники старшей логопедической группы, педагоги, родители и логопед. Были определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, с педагогами и логопедом.
2 этап - формирующий (октябрь - апрель)
Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
Вся работа по проекту строилась по темам: «Моя семья», «Члены моей семьи», «Наши имена и фамилии», «Родительский дом - начало начал», «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Профессии моих родителей», «Мы помощники».
3 этап- обобщающий (май)
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в форме семейной гостиной «Цветок семейного счастья», посвящённой Дню семьи. В рамках семейной гостиной были организованы стендовая презентация и выставки творческих работ детей.
ТЕХНОЛОГИИ
Личностно ориентированного обучения и воспитания. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Развивающего обучения. Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.
Индивидуального обучения. Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.
Информационно-коммуникационные. В современном мире при все нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.
Развития творчества. Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.
Игровая. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.
Проблемно – поисковая. Предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проектная. Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
ФОРМЫ РАБОТЫ
с детьми:
Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Семья» в ДОУ; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Семья»; экскурсия в музей «Русская изба»; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок о семье; создание мини-проектов; видиопросмотры.
с родителями.
Наглядная пропаганда; беседы и консультации; коррекционный журнал; анкетирование; дни открытых дверей; круглый стол; звездный час; педагогическая лаборатория; конкурсы; семейная гостиная; семейные мини – проекты.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
· метод сравнения.
· элементарный анализ.
· метод моделирования и конструирования.
· метод проектной деятельности.
· метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
· метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
· игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
· сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
· прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
· беседа – является связующим звеном.
4.Методы коррекции и уточнения:
· повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.
· метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Работа способствовала:
Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).
Самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
Повышению психолого-педагогической культуры родителей.
Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
Созданию системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок – педагог» и «ребёнок – родитель» по данной проблеме.
Оснащению предметно – развивающей среды в группе.
Созданию уголка (стенда) по патриотическому воспитанию.
Организации выставки и семейной гостиной в группе детского сада.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Опыт внедрения нашего проекта может быть интересен другим дошкольным образовательным учреждениям, работающим по программе «Детство». Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье. Опыт работы может быть использован образовательными учреждениями для создания подобных проектов, решающих проблемы других направлений воспитательной деятельности.
Перспективный план долгосрочного группового проекта «Семья»
в старшей логопедической группе МДОУ д/с «Солнышко» п.г.т.Уренгой
Месяц Тема
|
Организованная деятельность с детьми
|
Совместная деятельность педагогов и детей
|
Совместная деятельность с родителями
|
Консультативная информация для родителей
|
сентябрь
|
Анкетирование родителей и диагностика детей
|
октябрь
Моя семья
|
1 . Социальный мир
«Моя семья»
2. Мир искусства и художественная деятельность (Рисование)
«А у нас дружная семья!»
3. Занятие по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи «Расскажу вам о своей семье»
|
Беседа на тему: «Мои близкие», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи».
Чтение сказок
«Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди».
Рисование: «Моя семья»
Рассматривание картин:
Т. Сорокина «Семья»
Ю.Кугач «В субботу»
Драматизация сказки: «Репка»
Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка»
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Встречаем гостей»
|
Круглый стол: «Роль семьи в воспитании и коррекции речи детей»
Рассказы и рисунки детей: «Познакомьтесь с моей семьёй»
Мини - проект: «Герб моей семьи»
|
Консультация:
«Главные условия воспитания детей в семье»
Папка-передвижка: «Как создать семейный герб»
|
ноябрь Члены моей семьи
|
1 . Социальный мир
«Что я знаю о себе»
2 . Социальный мир
«Кто живёт со мной»
|
Портреты детей из солёного теста:
«Приятно познакомиться»
Беседа на тему: «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди».
Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?».
Чтение произведений:
Я.Акима «Моя родня», В.Драгунского «Моя сестра Ксения».
Творческая речевая деятельность: «Письмо бабушке и дедушке»
Игровая ситуация:
«Мои братья и сёстры»
«Каким я был, каким я стану», «Мы - разные».
Ручной труд: «Открытка для мамы на день матери», «Вот какие мы».
Игры-драматизации:
«Три поросенка»
|
Формирование фотоальбома своей семьи для группы.
Конкурсная программа для детей и родителей посвящённая Дню матери «Мать и дитя»
Мини - проект:
«Сказка на ночь»
Сочиняем и записываем сказки вместе.
|
Папка-передвижка: «Обращение ребёнка к родителям», «История возникновения праздника «День матери»
Буклеты:
«Здравствуйте, дорогие мои»
|
декабрь Наши имена и фамилии
|
1 . Социальный мир
«Наши имена»
2 . Социальный мир
«Наши фамилии»
|
Беседа на тему: «Моя родословная», «Я и моё имя»
Творческая речевая деятельность:
Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?»
Просмотр мультипликационного фильма: «Морозко»,
«Двенадцать месяцев».
Дидактические игры:
«Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», «Придумай фамилию»
Графическое упражнение: «Напечатай по образцу свою фамилию и имя»
|
Мини - проект: «Генеалогическое древо моей семьи».
Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды
|
Папка-передвижка:
«Особенности воспитания ребёнка мамой и папой»
Буклеты:
«Основные заповеди «здоровой» семьи»
|
январь Родительский дом – начало начал
|
1 . Социальный мир
«Мой дом»
2 . Социальный мир
«Береги свой дом»
|
Конструктивная игра: «Нарисуй и построй»
Дидактические игры: «Стройка», «Разные дома».
Беседа на тему: «История моего дома»,
«Мой дом - моя крепость»
Творческая речевая деятельность: «Мой день дома»
Рассматривание иллюстраций: «Семья дома»
Сюжетно-ролевые игры: «Новоселье», «Ремонт в квартире».
Игры-драматизации: «Кошкин дом», «Заюшкина избушка».
Обсуждение ситуаций: «Моя комната», «Мой игровой уголок»,
«Чтобы в доме стало веселей».
Пальчиковая игра: «Строим дом»
|
Конкурс:
«Дом нашей мечты» (Ручной труд с родителями)
Фотовыставка: «Мой день в детском саду»
Экскурсия детей и родителей в музей детского сада «Русская изба»
|
Консультация:
«Как дети создают конфликты между родителями»
Буклеты:
«Роль матери и отца в воспитании»
|
Февраль
Мой папа
Защитник Отечест ва
|
1 . Социальный мир
«Защитники Отечества»
2. Мир искусства и художественная деятельность (Лепка)
«Портрет моего папы»
|
Выставка рисунков, посвящённая Дню Защитников Отечества
«Мой папа солдат»
Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой
Чтение художественной литературы: Г.Х.Андерсен «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик»; стихи к празднику (о моряках, летчиках и др.); чтение народных былин, сказок о богатырях
Аппликация:
«Мальчик - с - пальчик», «Наша Армия родная» - коллективная
Ручной труд: «Поздравительная открытка для папы»
Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Летчики».
Подвижные игры: «Всадники», «Самолеты»
Пальчиковая игра:
«Капитан»
|
Игра – викторина для родителей
«Звездный час»
Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома
Изготовление семейных газет:
«Любим вместе отдыхать бегать, прыгать и играть!»
|
Папка-передвижка:
«Растим мужчину»
Буклеты:
«О роли отца в семье»
|
март
Моя мама
|
1 . Ознакомление с художественной литературой
«Как аукнется, так и откликнется»
2. Мир искусства и художественная деятельность (Рисование)
«Портрет мамы»
|
Беседа на тему:
«Что любит моя мама»
«Мама глазами художников»
Рисование:
«Моя любимая мама»
Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине»
Настольный театр:
«Волк и семеро козлят»
Музыкально-дидактические игры: «Где мои детки?», «Мама и детки».
Сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери», «Мама в парикмахерской»
Творческая речевая деятельность:
Описательный рассказ- «Моя мама красавица»
|
Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта «На балу у Золушки»
Фотоконкурс
«Самая желанная улыбка для мамы»
|
Папка-передвижка:
«Когда родительская любовь заходит слишком далеко»
|
апрель Профессии моих родителей
|
1 . Социальный мир
«Кто построил новый дом»
2. Мир искусства и художественная деятельность (Рисование)
«Все работы хороши, выбирай на вкус»
3 . Логоритмическое занятие
«А что у вас?»
|
Беседа на тему:
«Мои родители – строители, врачи, учителя, и т.д.»
Чтение произведений
С.Баруздина «Мамина работа», С.Михалкова «А что у вас?»
Рассматривание иллюстраций:
«Папина профессия»
Сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Поезд»
Дидактические игры «Назови профессии», «Что лишнее?», «Кому, что нужно?»
Творческая речевая деятельность:
Рассказ детей на тему- «Хочу быть как мама, папа»
|
Педагогическая лаборатория: «Роль семьи в нравственном воспитании детей»
Мини - проект:
«Самый лучший рецепт семьи» для создания кулинарной энциклопедии.
|
Папка-передвижка:
«Сколько времени необходимо уделять общению с ребёнком»
Буклеты:
«Основы нравственных отношений в семье»
|
май
Мы помощники
|
1 . Социальный мир
«Маленький, да удаленький»
2. Занятие по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи
«Для чего руки нужны»
|
Беседа на тему: «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке».
Просмотр мультипликационного фильма:
«Федорино горе», «Марья – искусница»
Игра имитация: «Мамины помощники»
Фотоэкспозиция: «Мой день в детском саду»
Сюжетно-ролевые игры: «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе».
Пальчиковая игра: «Три Катюшки» «Помощник»
Работа с крупами: «Поможем бабушке рассортировать семена для посадки»
|
«День открытых дверей» для родителей
Презентация проекта-
Семейная гостиная, посвящённая Дню семьи: «Цветок семейного счастья»
|
Папка-передвижка:
«Домашние обязанности».
Буклеты:
«Распределение обязанностей в семье»
|
Результаты анкетирования родителей Результаты анкетирования родителей
на начало реализации проекта «Семья» на конец реализации проекта «Семья»
|
|
|