|
Доклад учителя музыки и рисования
Доклад учителя музыки и рисования
Гарипова Ш.Г. на методическом объединении учителей – предметников.
Дата: 10.04.2014г.
На тему: Интеграция изобразительного искусства и информационных технологий как фактор творческого развития личности школьника
В условиях модернизации системы школьного образования одной из актуальных задач, диктуемых социальным заказом общества, является развитие творческих способностей ребенка. Действенным средством решения этой проблемы выступает интеграция изобразительного искусства и информационно-коммуникационных технологий.
Методологической основой технологий педагогической интеграции в сфере художественного образования являются принцип гуманитарного синтеза и взаимодействия искусств, теория полихудожественного воспитания, концепции развивающего обучения, личностно-ориентированный и компетентностный подходы.
Художественная деятельность сама по себе, в силу ее образной насыщенности и эмоциональности, эффективно воздействует на развитие личности и ее эстетических представлений, в сочетании же с техниками цифровой живописи потенциал творческого воздействия изобразительного искусства значительно увеличивается. Помимо расширения возможностей в предметной сфере, применение компьютерных программ помогает ребенку стать уверенным пользователем компьютера, укрепляет межпредметные связи и способствует формированию информационно-эстетической культуры, обеспечивая становление целостного мышления на основе сочетания эмоционально-образного и рационально-логического типов мышления.
Как следует из положений федерального государственного образовательного стандарта общего образования, информационно-коммуникативные навыки являются необходимым элементом и условием формирования компетентности школьника в художественно-изобразительной сфере. Они помогают познавать мир через визуальные образы цифровой живописи, расширяют кругозор, развивают воображение, фантазию, эстетический вкус, ассоциативное мышление, открывая новые перспективы для самовыражения.
Цифровая живопись имеет уникальные возможности. Компьютерная мышь или графический планшет в руках юного художника могут стать не менее искусным инструментом, чем карандаш или кисть, при этом для создания цифровых картин учащимся требуются теоретические знания, полученные на занятиях ИЗО (принципы построения композиции, основы цветоведения, правила линейной и воздушной перспективы и т. д.) Кроме того, информационно-коммуникационные технологии позволяют ученику овладевать методами визуально-коммуникативного общения, лично участвовать в формировании информационного пространства, выступать в роли критика, осмысливать чужое изобразительное творчество и давать ему оценку.
Большую роль в процессе преподавания изобразительного искусства играет компьютерная графика, которая представляет собой «синтетический предмет, соединяющий знания, технологию и эстетику рисунка, живописи и композиции и других пластических искусств с компьютерными технологиями». [4]
В арсенал учебно-методических средств современного преподавателя ИЗО с полным правом могут войти графические редакторы для рисования и Web-дизайна, графические пакеты для редактирования фотоизображений, сетевые арт-ресурсы, электронные учебники, цифровые обучающие пособия по рисованию и т.д.
Методы компьютерной графики и цифровой живописи все больше привлекают к себе учителей изобразительного искусства. Об этом свидетельствуют материалы массовых педагогических форумов, таких как Педсовет.org и Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Учителя ИЗО отмечают, что применение графических редакторов на уроках значительно повышает мотивацию к изобразительной деятельности, вызывая у детей живой интерес и делая занятия привлекательными и современными. Нередко интегрированные занятия «ИЗО + информатика» разрабатываются и проводятся совместно учителями информатики и ИЗО.
Возможности компьютерной графики неисчерпаемы и позволяют создавать собственные цифровые художественные образы всем учащимся, включая и тех, чьи способности к традиционной изобразительной деятельности невелики. Это значительно повышает самооценку учащихся и побуждает их к самостоятельному творчеству – как к компьютерному, так и к традиционному изобразительному искусству, что особенно важно при работе с подростками, у которых интерес к рисованию непостоянен. В подростковый период, когда у детей активно развивается вербальное мышление, накапливается опыт и знания, а восприятие произведений искусства из интуитивного становится понятийным, очень важно заинтересовать эту возрастную группу учащихся, раскрывая преимущества цифровых видов художественно-изобразительной деятельности. По этой причине, столь важно, что «компьютерное рисование, обладающее огромным потенциалом возможностей для творчества, помогает им поверить в собственные способности, вернуть уверенность в себе…». [3]
Анализ электронных педагогических материалов и современных источников психолого-педагогической литературы показывает, что сегодня в практике преподавания шире всего применяются графические редакторы Microsoft Paint, Adobe Photoshop, CorelDRAW и ArtRage. (см. [8], [5], [2], [6]).
Каждый из указанных графических пакетов обладает уникальными возможностями и позволяет учащимся создавать различные по пластике персонажи, моделировать образы реального и фантазийных миров, овладевать пространством и формой; способствует эффективному развитию творческого мышления, воспитанию культуры восприятия цвета; развивает у детей способность к импровизации.
Графические пакеты для рисования имеют обширный набор инструментов и текстур, с их помощью можно:
с легкостью имитировать традиционные изобразительные техники и материалы (масло, акварель, пастель, акриловые краски, карандаш, мелки, уголь, фломастер, чернила);
создавать различные по стилю изображения (портрет, натюрморт, пейзаж, постеры, логотипы, рекламные листовки и т.д.);
ретушировать фотографии, делать фотомонтаж, коллаж и т.д.
Компьютерный художник имеет возможность реализовать такие творческие идеи, воплощение которых посредством традиционных изобразительных техник – достаточно трудоемкий и не всегда выполнимый процесс. Большинство графических пакетов для рисования (как растровых, так и векторных) обладает огромным арсеналом спецэффектов, позволяя имитировать природные явления и процессы (снег, дождь, облака, огонь, воду, дым); а также менять освещение, резкость, контрастность и другие характеристики изображения.
Дидактический потенциал компьютерной графики достаточно широк, а применение программ для цифровой живописи возможно как в практике школьного учителя ИЗО, так и в работе педагога дополнительного образования (изостудии, кружки декоративно-прикладного творчества, ДШИ, ДХШ). Г.Г. Маркичева отмечает, что при применении ИКТ «все дети, включая и самых слабых, не боятся ошибиться, работают с интересом, активны, азартны. Исчезают комплексы, зажатость, скованность, страх перед результатом. Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью…» [8]
Опыт передовых учителей показывает, что применение простейших растровых графических редакторов, таких как Microsoft Paint и ArtRage, особенно эффективно для обучения созданию геометрических и растительных орнаментов, при прохождении тем «Анималистический жанр», «Пейзаж», «Портрет», «Натюрморт», «Проектирование», «Монументальное искусство», при знакомстве с практиками декоративно-прикладного искусства, такими как Хохломская роспись, Дымковская игрушка, Городецкие узоры, Гжель и т.д. ([8], [10]).
Более сложные графические программы, такие как Adobe Photoshop, позволяют с учащимися, начиная с 5 класса, выполнять несложную ретушь фотографических изображений [9], делать фотомонтаж [2], выполнять простейшие дизайнерские проекты (рекламные листовки [1]) и т.д. Посредством векторных программ, таких как CorelDRAW, возможно создание плана местности, рисование постеров, изучение декоративных шрифтов и печатных символов и т.д.
Большими возможностями обладают и такие, малоизвестные пока для широкой учительской аудитории, графические пакеты, как openCanvas и PaintTool SAI. Эти редакторы – японские программные продукты, которые изначально предназначенные для художников, работающих в стиле аниме и манги. Программы обладают дружественным и достаточно простым интерфейсом и множеством технических достоинств. Опыт использования данных графических пакетов в системе школьного художественного образования пока не описывается, однако, как показывают материалы популярных молодежных арт-порталов, подростки, увлекающиеся жанром аниме и состоящие в соответствующих вируальных сообществах, уже в 13-14 лет без труда осваивают навыки работы с данными программами, позволяющими создавать оригинальные художественные образы.
Работа с графическими редакторами под руководством преподавателя в условиях дополнительного художественного образования (особенно, в школьной изостудии) является эффективным средством повышения мотивации у учащихся, открывая дополнительные возможности для изобразительного творчества в тех стилях (аниме, манга), которые рассматриваются учащимися, в основном, как атрибут подростковой субкультуры. Педагог же имеет возможность осветить данный вид творческой деятельности в широком культурологическом контексте, как принадлежность стиля современной японской художественной традиции и культуры.
Таким образом, интеграция изобразительного искусства и компьютерной графики предоставляет учителю ИЗО широкий арсенал дидактических средств для интеллектуального развития учащихся, активизации познавательного интереса, творческого самовыражения, воспитания эстетической культуры.
Используемая литература
Веселова Л.С. Изучение графических редакторов и выразительная задача.// [Электронный ресурс] – URL: http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=21342
Воронина В.В., Рыбакова Т.К. Компьютерная графика – интегрированный курс информационных технологий и изобразительного искусства. Доклад на августовский Интернет-педсовет 2005.// [Электронный ресурс] – URL: http://vio.uchim.info/Vio_31/cd_site/articles/art_3_3.htm
Глухова Н.В. О подготовке будущего учителя изобразительного искусства в области компьютерной графики// Письма в Эмиссия. Оффлайн. Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) ART 1260 (Июль 2008 г.) // [Электронный ресурс] – URL: http://www.emissia.org/offline/2008/1260.htm
Дмитренко О.В. Взаимодействие традиционных и инновационных технологий в процессе обучения ИЗО./Электр. научное издание «Труды МЭЛИ: электронный журнал». //[Электронный ресурс] URL: www.e magazine.meli.ru/vipusk_7/97_7v_dmitrenko.doc
Казакова И.Г. Методическая разработка открытого интегрированного учебного занятия "Орнамент и его виды» (программа ИЗО + ПК). Второй Всероссийский Интернет конкурс «Мастер презентаций». Усть-Кут, 2010. //[Электронный ресурс] URL: http://www.calameo.com/books/0012987621a2df2611501
Ковтунова Л.А., Маслова Л.В., Макунина Е.В., Свержевская А.Ю. Курс по изобразительному искусству "Живопись" с использованием ИКТ-технологий.// [Электронный ресурс] – URL: http://www.openclass.ru/node/236347
Королева Т.И. Опыт разработки педагогической технологии обучения компьютерной графике учащихся ДХШ и ДШИ.// [Электронный ресурс] – URL: http://ito.edu.ru/2010/Tomsk/VI/VI-0-2.html
Маркичева Г.Г. Информационные технологии на уроках ИЗО. //[Электронный ресурс] – URL: http://festival.1september.ru/articles/526397/
Нечаева Е.В. Ретуширование черно-белой фотографии. [Электронный ресурс] – URL: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,55181/Itemid,118/
Парфенова С.И. Интегрированный урок ИЗО и ИКТ "Дымковская игрушка". //[Электронный ресурс] – URL: http://festival.1september.ru/articles/214584/
|
|
|