|
Доклад Тема: Обобщение положительного опыта Проектной деятельности. Подготовил: педагог
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества
г.Бирюсинск
Доклад
Тема: Обобщение положительного опыта
Проектной деятельности.
Подготовил: педагог
дополнительного образования детей
Бельницкая А.И
2012г
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьёзную квалификацию педагога. Если большинство общественных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса - педагога, обучающегося (или группы ) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту- совершенно особые.
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
2 . Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы обучающихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмысленна и представлена участникам проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря. Выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
Свою работу по проектной деятельности мы начали с заполнения паспорта проектной работы. Он может стать описанием проекта, подготовленным для использования и хранения в местной медиотеки.
Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:
1. Название проекта. ( «Птица Сибири» )
2. Руководитель проекта. ( Бельницкая А.И )
3 . Консультант(ы).
4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту. ( трудовое обучение по авторской программе «Лесовичок»)
5. Учебные дисциплины , блиские к теме проекта. (труды – работа с деревом, техника- срезы)
6. Возраст обучающихся, на который расчитан проект. (10 лет.)
7. Состав проектной группы (Ф.И обучающихся). (Данилова Даша 3кл.)
8. Тип проекта (рефератный, информационный, исследовательский, творческий, практико- ориентированный, ролевой ). В нашем случае, творческий.
9. Заказчик проекта. (Педагог)
10. Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
- Сделать подарок. Научить делать объёмную поделку с использованием срезов дерева. Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в обучении.
11. Задачи проекта. (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!)
- Развивать внимание, память, мелкую моторику рук, аккуратность.
- развивать исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения, а так же познавательный интерес обучающихся.
- реализовать принцип связи обучения с жизнью.
12. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения ) .
- В каких целях будет использоваться данный продукт твоей проектной деятельности ? (Подарок)
- Чем ты режешь срезы и кто это делает ? (Канцелярский нож, родители)
- Почему за основу поделки вы взяли бумагу, а не что- либо другое ? (Потому , что гипс – тяжелый и при ударе или падении ломается. Стоит затрат. Пластилин –тоже тяжелый, его надо обезжирить при помощи муки чтобы приклеить срезы и при падении или ударе он помнется, то есть поделка сломается или потеряет форму. А вот если воспользоваться бумагой и клеем ПВА, смазать газетную бумагу клеем и придать форму птицы по детально. Затем их соединить, (скрепить) техникой декупаж и высушить, получится лёгкая и при падении крепкая основа ). (Исследовательский метод)
- Почему именно птица Свиристель? (Из книг о птицах мне больше понравилась Свиристель, своим хохолком и окрасом). (Информационный метод.)
13. Необходимое оборудование . (Газетная бумага, клей ПВА, срезы разной величины, иголочка, пинцет, лак, солома для гнезда.)
14. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко - содержание. )
Данная работа актуальна тем, что она неповторима и индивидуальна. Такой подарок будет приятен близкому человеку. Так как Даша ходит в творческое объединение третий год, она уже умеет делать плоскостные композиции из срезов. Решила сделать более сложную работу, т.е. объемную.
15. Предполагаемый продукт (ы) проекта. (Объёмная поделка птицы-Свиристели. Используемая , как подарок.)
16. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы обучающихся, содержание работы, выход этапа).
Место проведения занятий МКОУ ДОД ДДТ. Поделка – Свиристель. От начала до конечного продукта было проведено 6 занятий . По таким этапам как:
1) Выбор птицы по заданной теме.
2) Выбор основы для поделки.
3) Подготовка срезов к работе.
4) Беседа. С какой части тела птицы начать работу со срезами. Какой величины, и в какую сторону должны быть направлены срезы.
5) Практическая работа.
- приклеивание срезов от кончика хвоста в сторону головы. От большего, к меньшему.
- крылья - от сгиба крыла мелкие срезы, удлиненные по краю.
- туловище - круглые срезы.
- голова – мелкие, продолговатые. Клюв и хохолок- вытянутые, длинные.
- покрытие поделки лаком.
- оформление композиции. Гнездо для птицы из соломы.
17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе . (заказчик- педагог; исполнитель – обучающийся)
После того как мы сделали поделку, составили паспорт проектной деятельности, мы перешли к оформлению проектной папки.
Проектная папка (портфолио проекта) – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите презентации проекта.
Задачи папки на защите –показать ход работы проектной группы. Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:
- чётко организовать работу каждого участника проектной группы;
- стать удобным коллектором информации и справочником на протяжение работы над проектом;
- объективно оценить ход работы над завершенным проектом;
- судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;
- сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.
В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
1) паспорт проекта;
2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов;
3) промежуточные отчеты группы;
4) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;
5) результаты исследований и анализа;
6) записи всех идей, гипотез и решений;
7) отчёты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т.д. ;
8) краткое описание всех проблем с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;
9) эскизы, чертежи, наброски продукта;
10) материалы к презентации (сценарий);
11) другие рабочие материалы и черновики группы.
В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.
Записи обучающихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проектов оформленная папка сдается жюри.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.
ТЕМА: «Птица Сибири»
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: трудовое обучение по авторской программе «Лесовичок»
УЧАСТНИКИ: ученица 3 класса.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 6 занятий.
ЦЕЛЬ: Сделать подарок. Научить делать объёмную поделку с использованием срезов дерева. Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в обучении.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Развивать внимание, память, мелкую моторику рук, аккуратность.
- развивать исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения, а так же познавательный интерес обучающихся.
- реализовать принцип связи обучения с жизнью.
ХОД ПРОЕКТА.
Педагогом была предложена идея сделать объемную поделку из срезов, т.к раньше делались только плоскостные композиции из срезов. Тема «Птица Сибири». Для того чтобы начать делать поделку, обучающийся воспользовался информационным методом (предложенной литературой педагогом о различных видах птиц, которые живут в нашей местности. Даша выбрала Свиристелей за их необычный хохолок. Из какого материала сделать объёмную форму (основу) птицы чтоб на нее можно было приклеить срезы? Гипс – тяжелый и при ударе или падении ломается. Стоит затрат. Пластилин –тоже тяжёлый, его надо обезжирить при помощи муки чтобы приклеить срезы и при падении или ударе он помнется, то есть поделка сломается или потеряет форму. А вот если воспользоваться бумагой и клеем ПВА, смазать газетную бумагу клеем и придать форму птицы по детально. Затем их соединить, (скрепить) техникой декупаж и высушить, получится лёгкая и при падении крепкая основа. Значит данный продукт прослужит дольше. Использовался исследовательский, практический метод.
Следующий этап проектной деятельности – это беседа, рассуждение, с какой части тела птицы начать работу со срезами. Какой величины, и в какую сторону должны быть направлены срезы. Используется картинка птицы.
Затем практическая работа.
- приклеивание срезов от кончика хвоста в сторону головы. От большего, к меньшему.
- крылья - от сгиба крыла мелкие срезы, удлиненные по краю.
- туловище - круглые срезы.
- голова – мелкие, продолговатые. Клюв и хохолок- вытянутые, длинные.
- покрытие поделки лаком.
- оформление композиции. Гнездо для птицы из соломы.
Презентация данного изделия была выставлена на выставку.
Для реализации проектной деятельности потребовались такие материалы и инструменты как: газетная бумага; клей ПВА; срезы разной величины; пинцет или иголочка чем удобнее насаживать срезы на клей; лак бесцветный, для покрытия изготовленной поделки; солома; нитки.
|
|
|