|
Детский сад «Тополек» с. Александровка Мини-Музей «Быт русской избы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Тополек» с. Александровка
Мини-Музей
«Быт русской избы»
Руководители Мини- Музея:
Григорьева О.В.
Имашева А.К.
Паспорт мини – музея ДОУ:
Название : Мини – музей «Быт русской избы»
Авторский коллектив: Григорьева О.В. и Имашева А.К.
Месторасположение: Мини - музей ДОУ занимает помещение на 2 этаже правого крыла здания, в приемной подготовительной группы «Маша и медведь»
Цель:
Средствами мини - музея осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.
Задачи:
1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея.
2. Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия;
3. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;
4. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;
5. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;
6. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русской природы;
7. Повысить статус ДОУ и его конкурентоспособность.
Адресованность
Мини - музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия в музыкальном зале, с использованием экспонатов музея.
Финансовая база мини - музея ДОУ складывается на основе благотворительной и безвозмездной помощи старинными вещами и образцами русского ремесла педагогами, родителями воспитанников ДОУ и населением села Александровка .Мини - музей детского сада отражает специфику дошкольного возраста детей. Периодически музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.
ПРОГРАММА работы мини-музея «Быт русской избы»
Направление: этнография, русское народное творчество.
Пояснительная записка
Этнография (от греческого слова « этнос» - древний)- наука изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее время под этносом понимается «исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация».
Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. В работе красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там свое место и, в конечном счете, способствует формированию у них исторического сознания. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно – бытовой культуры.
Мини - музей «Быт русской избы » в ДОУ был создан с целью:
осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.
Задачи:
- включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея;
- способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;
- ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;
- формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русского быта;
- повысить статус ДОУ и его конкурентоспособность.
Работа в музее строится на общепринятых принципах работы:
Наглядность.
Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:
- русская печка, деревянные лавки, посуда, утварь,
- изделия народных промыслов: Гжель, Хохлома, Городец, Дымково.
- прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца;
- лоскутные одеяла; подузорники, наволочки (вязанные и вышитые гладью),
- русские народные инструменты: патефон, гармошка, бубен;
Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
Содержанием работы музея русского быта является:
проведение тематической НОД для дошкольников;
посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ;
организация экскурсий для детей и их родителей.
Темы экскурсий: «Устройство русской избы», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом: вышивка, шитье», «народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники», «деревенская улица: народные календарные праздники круглого года», «Подворье: коровушка – кормилица», «во саду ли, в огороде» и др.;
оформление тематических выставок: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм», «Горница», «Самовар», «Обитатели избы – их место», «Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина», «Женское ремесло» и другие;
организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.
Формы деятельности музея русского быта:
- НОД в комнате русского быта (знакомство с предметами);
- работа в комнате русского быта как часть НОД (создание образов, погружение в атмосферу старины);
- тематические досуги в комнате русского быта («Русские народные посиделки», «Рождественские колядки», Подблюдные вечерки», ««Масленица», «Верба, вербочка», «Пасха», «В гости пришла Марья Искусница», «Святки» и др.).
Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.
1. Беседа с родителями на тему « Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка» (музыкальный руководитель).
2. Совместное творчество бабушек, мам и детей: «Лоскутное одеяльце для Матрешки».
3. Создание мини-музеев (совместно с педагогами)
4. Консультация для родителей «Народная музыкотерапия»
План работы с детьми на год:
-
-
№
|
месяц
|
тема
|
ответственный
|
1
|
сентябрь
|
«Милости просим в нашу избу»
|
Григорьева О.В.
Имашева А.К.
|
2
|
октябрь
|
«Колыбельная для кузи»
|
Григорьева О.В.
Имашева А.К.
|
3
|
ноябрь
|
Печь – как мать родная
|
Григорьева О.В.
Имашева А.К.
|
4
|
декабрь
|
Живая старина (былины, баллады, духовные стихи, сказки)
|
Григорьева О.В.
Имашева А.К.
|
5
|
январь
|
Рождество Христово
|
Григорьева О.В Имашева А.К..
|
6
|
февраль
|
«Как жили люди на Руси»
|
Имашева А.К.
|
7
|
март
|
«Масленица на Руси»
|
Григорьева О.В.
Имашева А.К.
|
8
|
апрель
|
«Тряпичные куклы»
«Глиняные и деревянные игрушки»
|
Григорьева О.В.
Имашева А.К.
|
9
|
май
|
«От лучинки до электричества.»
|
Григорьева О.В.
Имашева А.К.
|
10
|
июнь
|
«Бабушкин сундук»
(Знакомство с русскими народными играми и песнями.)
|
Григорьева О.В.
Имашева А.К.
|
11
|
июль
|
Ты коси, коса (труд крестьянина в поле)
|
Григорьева О.В.
Имашева А.К.
|
12
|
август
|
Золото в бочонке (медовый спас)
|
Григорьева О.В.
Имашева А.К.
|
«Милости просим в нашу избу»
Цель: Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством.
Задачи:
- Знакомство с устным народным творчеством: пословицами, поговорками и прибаутками
- Обогащение словаря названиями предмета быта: самовар, веретено, печь, лапти и т.д.
- Формирование любви и бережного отношения к предметам старины.
Образовательные области:
- коммуникация
- социализация
- познание
- музыка
- художественное творчество
- труд
- чтение
Ход занятия
Звучит русская народная мелодия. Воспитатель с детьми приветствуют гостей. Одевает шаль, приглашает детей в русскую избу.
В- ль: Русь деревянная - края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Звучит русская народная песня.
Моя изба встречает вас красивыми деревянными углами.
Дети отвечают на приветствие известными им пословицами:
«Домом жить – не лукошко шить»
«Хозяюшка в дому, что оладушек в меду»
«Домом жить – обо всем тужить»
«Что есть в печи – на стол мечи»
« Много гостей – Много новостей»
Хозяюшка просит объяснить детей, о чем говорят некоторые пословицы, затем сама подводит итог.
В-ль: А вы знаете почему Русь называли деревянной?
(Выслушивает ответы детей)
Давным-давно, на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель и многое другое.
А о каком предмете я сейчас вам загадаю загадку?
«Всех кормлю с охотою, а сама безротая» (ложка)
Дети отгадывают загадку. Один из детей (заранее подготовленный) рассказывает про деревянную ложку: «Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, березы и клена».
В-ль и дети благодарят ребенка за рассказ.
- А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом.
В-ль предлагает детям взять деревянные ложки и поиграть на них. (Звучит песня «Ах, вы, сени мои сени»)
- Но не только на Руси плясали и пели, но и трудиться умели.
В-ль предлагает детям отгадать загадку:
«Верчусь по горнице сработаю моею
Чем больше я верчусь, тем больше я толстею»
(веретено)
Дети отгадывают загадку, подходят к другому в-лю, который рассказывает и показывает, что такое веретено и как на Руси пряли пряжу.
- А еще в избе, кроме веретена, было много предметов-помощников, которые хозяюшки использовали почти каждый день (раздает карточки с названиями предметов и загадывает загадки. Дети должны отгадать загадку и прикрепить название к предмету).
Стоит толстячок, блестит бочок
Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)
Пыль и мусор собирает. (Веник)
Остановишь – горе! Продырявит море. (Утюг)
Тело бело, душа льняная, маковка золотая. (Свеча)
Хозяюшка хвалит детей.
- В старину темными зимними вечерами люди собирались в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки. Такие вечера назывались посиделками.
Хозяюшка предлагает детям поиграть в хороводную игру «Арина».
(Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина.
Ей завязывают глаза.
Все поют:
Дорогая Арина, встань выше овина,
Рученьки сложи, чье имя укажи!
Арина ходит, напевая:
Хожу, гуляю вдоль караваю,
Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!
Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной).
- Вот в такой обстановке наши предки сидели в одной из изб и пряли шерсть, вязали, плели лапти. А еще стряпали всякие вкусности: пряники, булочки, пироги.
А я вам предлагаю сделать крендельки к чаю.
В это время помощники выкладывают на стол тесто, досточки и лист для крендельков.
(Звучит легкая Русская народная песня)
-Ребята, перед вами доски, тесто и лист для крендельков. Сейчас мы с вами раскатаем крендельки (вспоминают последовательность изготовления). Дети выполняют не сложную работу.
Когда крендельки слеплены, они укладываются на лист и лист устанавливают в печь, где уже стоит лист с готовыми крендельками.
- А пока наши крендельки пекутся мы узнаем много интересного о русской печи.(Подготовленный ребенок рассказывает про русскую печь. «В старину русская печь заменяла кровати целому семейству. Печь использовали вместо бани. Залезал прямо в нее, там парились и мылись! Она всегда стояла в центре дома». Я знаю много сказок, где упоминается русская печь: Емеля, разъезжающий на печке; Баба Яга грела свои косточки на печи; «Гуси - лебеди»; А Илья Муромец вообще 33 года на печи пролежал.)
Хозяюшка благодарит ребенка.
Из печи достаются готовые крендельки, включается русская народная музыка, дети угощают гостей и угощаются сами.
|
|
|