Главная страница

Добро и Зло


Скачать 141.27 Kb.
Название Добро и Зло
Дата 10.02.2016
Размер 141.27 Kb.
Тип Урок

ТЕМА ПО ПЛАНУ:

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри.

ТЕМА УРОКА:

Добро и Зло

ТИП УРОКА:

Урок-мастерская с элементами метапредметного подхода

ЦЕЛИ:
Развивающая:



  1. Развивать речь учащихся с учётом личностно-ориентированного подхода с целью формирования конкурентоспособной личности

Обучающая:

  1. Формировать навыки пообразного анализа текста

Воспитательная:

  1. Воспитывать ценностное отношение к жизни, каждому совершённому действию. Дать представление о понятиях добра и зла на конкретных действиях и поступках героев сказки. Формировать метапредметные навыки: помочь понять, каким образом добро и зло влияют на конечный результат деятельности; подвести к осознанию мысли: если не хочешь стать жертвой - не совершай злых поступков, а твори добрые дела.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Учебник, цветные мелки, магнитная доска, заготовки на доске, мультимедийная презентация PowerPoint, аудиозапись пролога к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина, отрывок из мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» по одноимённой сказке Пушкина, подборка аудиофайлов, необходимых для эмоционального настроя на тему, а также для оформления динамической паузы, карточки для групповой и индивидуальной работы учащихся.

ХОД УРОКА:


  1. Оргмомент (красивая музыка) (Слайд №1)

  • Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать вас в нашей мастерской. Садитесь.

  • Придумано кем — то просто и мудро
    При встрече здороваться и говорить
    — Доброе утро! Солнце и птицы!
    — Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
    И каждый становится, добрым, доверчивым… 
    Пусть доброе утро длится до вечера!

  • Сегодня я желаю всем доброй улыбки. И пусть она сопровождает Вас в ваших делах. А с ней все будет спориться. И люди будут улыбаться в ответ.

Идёт настрой на восприятие темы, звучит красивая, добрая музыка

  1. Определение темы урока

- Ребята, а какое слово чаще всего повторялось в моём приветствии (доброе). (Слайд №2)

Подберите к нему однокоренное существительное (добро, доброта) Какие ощущения у вас возникают, когда вы слышите слова добро, доброта? (В этот момент открывается левая сторона доски – там надпись «Добро», внизу 4 магнита) (счастье, тепло, ласку матери, прекрасные мгновенья общения с хорошими людьми, уют, покой…)(Слайд №3)
Задание №1 - Перед каждым из вас конверт с цветной бумагой. Выберите из него те цвета, которые у вас ассоциируются со словом «Добро», и приклейте их на квадрат №1, лежащий на вашем столе. Квадрат один для всей группы!(звучит «Песенка кота Леопольда») (Слайд №4)
- Представители каждой группы, прикрепите ваши квадраты на доске под словом «Добро».

- Подберите антоним к слову «добро».

(Учащиеся говорят: «зло», (Слайд №5) учитель открывает правую сторону доски, там эта надпись)

- А какие ассоциации у вас вызывает это слово? (тревога, страх, ненависть…)(Слайд №6)

Задание №2 – Из оставшихся листков цветной бумаги выберите те, которые соответствуют вашим ощущениям, связанным со словом «зло», и наклейте их на 2-й квадрат.

- Представители от групп, прикрепите под словом «Зло» квадраты с теми цветами, которые связаны, по вашему мнению, с этим словом.

- Какие вы молодцы! (Слайд №7) А теперь подумайте и скажите, о чём мы сегодня будем говорить? (о добре и зле)

- Правильно. (Слайд №8) Итак, «Добро и зло» - тема нашей литературной мастерской. (Слайд №9)Да-да, мы не на уроке, а в мастерской. Потому что сегодня каждый из нас – художник, творец, созидатель. Посмотрите, какая красота уже получилась у нас!

Добро — гармоничный, живой, многокрасочный мир.
А зло — разрушенье, болезнь, паразит и вампир.



А что ещё мы создадим – увидим в финале.


Связь с уроком русского языка

Метод смысловых ассоциаций
Метод символического видения
Связь с уроком русского языка

Звучит музыка, вызывающая страх
Дети участвуют в создании формулировки темы урока

  1. Постановка целей и задач, конкретизация учебного материала. (Слайд №10)

Мы сегодня попытаемся ответить на следующие вопросы:

  • Может ли человек родиться злым или добрым?

  • Как нужно жить, чтобы не стать жертвой зла?


А поможет нам автор этих строк (звучит аудиозапись пролога к поэме «Руслан и Людмила»). (Слайд №11)
Кто это, ребята?
Правильно, это Александр Сергеевич Пушкин и его очередное произведение… (Показывается отрывок из мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») (Слайд №12)





  1. Рефлексия

- Узнали сказку? Назовите её.

- А каких героев этой сказки вы знаете? (учитель спрашивает сначала слабых учеников (кто может дать только односложные ответы, а потом более сильных )

- Может быть, кто-нибудь помнит сюжет этой сказки?
Инда – даже

Глядючи – глядя

Сочельник – день накануне Рождества

Издалеча – издалека

Молодица – здесь: молодая жена

Ломлива(от слова ломаться) – своенравна, капризна

Своенравна - упряма

Перст – палец

Подбочась – подбоченясь

Тихомолком – незаметно

Королевич – принц, сын короля

Терем – красивый бревенчатый дом

Девичник – праздник в доме невесты (перед свадьбой), на который собираются её подруги, родственницы

Перемолвилася – заговорила

Чернавка, или сенная девушка – служанка для «чёрной»(самой грязной, тяжёлой) работы.

Богатыри – храбрые воины





  1. Работа с текстом (в группах). (Слайд №14)

- Как вы думаете, может ли человек родиться злым или добрым? (Отвечает каждый)

- Молодцы! Предлагаю ответить на вопрос: откуда берётся зло? И как появляются злые и добрые люди? ПОСЛУШАЙТЕ СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ(Слайд №15)
1 группа. Перечитать самим в тексте эпизоды, обозначенные в путеводителе. Выписать слова, словосочетания, предложения характеризующие поведение царевны.
2 группа. Перечитать самим в тексте эпизоды, обозначенные в путеводителе. Выписать слова, словосочетания, предложения характеризующие поведение королевича Елисея.
3 группа. Перечитать самим в тексте эпизоды, обозначенные в путеводителе. Выписать слова, словосочетания, предложения характеризующие действия богатырей.
4 группа. Перечитать самим эпизоды, обозначенные в путеводителе по тексту. Выписать слова, словосочетания, предложения, характеризующие действия царицы (мачеха дает задание чернавке, другие коротки эпизоды ее действий).





  1. Динамическая пауза (Слайд №16). Отправляемся вместе с Елисеем на поиски царевны.

Ритмичная музыка

    1. Подведение итогов работы каждой группы. (Слайды №17-29)

- Первая группа, выйдите, пожалуйста, к доске и расскажите, что у вас получилось.

(Выходим по два человека, один из которых держит иллюстрации, а второй, глядя на них, рассказывает о результатах исследования)

- Как вы думаете, царевна родилась доброй или же стала такой?
Вторая группа… (и т.п.)

- Молодцы! Теперь, я думаю, мы с вами готовы ответить на вопрос: так злыми или добрыми люди рождаются или становятся? (Слайд №30)

    1. Подведение итогов групповой работы. (Слайды №31-33)

- Давайте прочитаем, каков итог деятельности царевны и королевича Елисея? Чем закончилась для них эта сказочная история?

- О богатырях в конце сказки ничего не говорится, но мы можем пофантазировать об этом.

- А как закончилась сказка для царицы? Что привело её к гибели? (Она стала жертвой собственной жестокости)


Сравнительный анализ образа мачехи-царицы с образом царевны

Вывод из этой части урока



  1. Подведение итогов урока, задание на дом. (Слайды №34-39)

- Так ответьте мне на вопрос: как же нужно жить, чтоб не стать жертвой?

- Что несёт горе, разрушение?

- А что способно творить чудеса?

- Посмотрите, какие вы молодцы! Создали сегодня целую картину – картину мира сказки А.С. Пушкина
В сказке есть ещё один персонаж, требующий особого внимания. Это Чернавка. Дома вы постараетесь найти все эпизоды, в которых рассказывается о её поступках, и напишете сочинение-миниатюру на тему: «Если б я был(а) на месте Чернавки…»

Формирование метапредметных ЗУН

  1. Поднимитесь, пожалуйста. Ребята, я очень благодарна вам за радость общения, которую вы мне подарили. Каждый из вас заслуживает сегодня только лучшую оценку. Закончить урок я хочу строками из стихотворения Надежды Самородовой.

Нам ни к чему нотации, упрёки,

пусть всё решают добрые дела.

И жребий брошен, и подходят сроки,

и совесть натянула удила.
Жаль, добрый безоружен, мудрый - кроток,

а наглый рвётся к власти, всё круша.

Но коль ты сильный - не страшись полёта,

огнём добра пусть светится душа! (Надежда Самородова)
Перед вами свечи. Давайте зажжём их огнём добра. Возьмёмся за руки, друзья! Пусть огонь добра всегда горит в ваших сердцах и освещает ваш жизненный путь.








ТЕМА ПО ПЛАНУ:

Подготовка к сочинению «Что помогло Елисею в поисках невесты?», «В чём превосходство Царевны над царицей?»

ТЕМА УРОКА:

Любви неодолима сила…

ТИП УРОКА:

Интегрированный урок (литература+ русский язык, текстоведение) с элементами метапредметного подхода

ЦЕЛИ:
Развивающая:



  1. Развивать письменную и устную речь учащихся с учётом личностно-ориентированного подхода с целью формирования конкурентоспособной личности

Обучающая:

  1. Формировать навыки создания текста сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста

Воспитательная:

  1. Формировать нравственные ориентиры через освоение понятия любви как философской категории с учётом возрастных особенностей учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Учебник, цветные мелки, магнитная доска, заготовки на доске, мультимедийная презентация PowerPoint, отрывок из мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» по одноимённой сказке Пушкина, подборка аудиофайлов, необходимых для эмоционального настроя на тему, а также для оформления динамической паузы, карточки для групповой и индивидуальной работы учащихся.

ХОД УРОКА:

  1. Оргмомент (красивая музыка) (Слайды №1-2)

  • Здравствуйте!

  • Мы продолжаем начатый на прошлом уроке разговор о сказке А.С. Пушкина. Напомните мне её название.

  • Эта сказка, как мы выяснили, посвящена вечной борьбе двух сил. Каких?

  • Кто олицетворяет добро в «Сказке о мёртвой царевне…», а кто – зло?

  • Согласны ли вы, что чернавка является одним из самых сложных персонажей в сказке? Почему? (Чернавка изначально проявила добрые качества характера, отпустив Царевну. Но потом она перестала сопротивляться Царице и совершила убийство, став на путь зла.)

  • Как вы думаете, почему имя этого персонажа сначала пишется в сказке с заглавной буквы, а в конце – со строчной? (Сначала Чернавка – подневольная девушка с доброй душой, затем она становится безличным олицетворением злых сил).




Подготовка к восприятию нового, рефлексия

  1. Проверка домашнего задания. (Слайд №3)

- Что же вам было задано на дом? (Сочинение-миниатюра «Если б я был(а) на месте Чернавки…»)

Некоторые ответы учащихся:

«Если бы я оказалась на месте Чернавки, то никогда не отравила бы Царевну. Лучше бы убежала жить к ней и к семи богатырям, оказалась бы под надёжной защитой…»

«Если бы я был на месте Чернавки, то не стал слушаться царицу, а лучше бы пошёл к царю и всё ему рассказал…»

Проверка формирования метапредметных понятий и навыков

  1. Определение темы урока (Слайд №4)

- Молодцы! Вы прекрасно справились с домашним заданием. Настало время новых свершений. Сегодня мы поговорим о чувстве, без которого добро не могло бы существовать на свете. Определите, какого слова не хватает в этих строках известного драматурга Ж.-Б Мольера:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы...(любовь)

- Так о чём мы сегодня будем говорить?
- Правильно, о любви. Какие эмоции, воспоминания связаны у вас с этим понятием?


К Родине

К родным людям
- Какая бывает любовь? (Слайд №5) (Выстраивается схема)

Любовь


К интересному делу

К друзьям

И т.п.
Обратимся к лексическому значению слова любовь. Найдите среди ряда толкований то, которое объясняет значение слова «любовь» (Слайд №6)

1)Чувство досады, вызванное превосходством, успехом, благополучием, удачей и т.п. другого; желание обладать тем, что есть у другого.
2)Чувство глубокой привязанности, преданности кому-л., чему-л., основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу или спасению, сохранению кого-л., чего-л.
3)Расположение, благожелательное отношение к кому-л., чему-л.

Обратимся к эпиграфу урока:
Любви неодолима сила.
Она не ведает преград,
И даже то, что смерть скосила,
Любовный воскрешает взгляд.
Это слова известного русского поэта Фёдора Сологуба.
Как вы понимаете смысл этих строк?

Вот мы и подошли к теме нашего урока. Как вы думаете, какими словами из эпиграфа можно было бы озаглавить наш урок? (Любви неодолима сила…)

Идёт настрой на восприятие темы, звучит красивая, добрая музыка

Метод смысловых ассоциаций


Связь с уроком русского языка


Дети участвуют в создании формулировки темы урока
(Слайды №7-8)

  1. Постановка целей и задач, конкретизация учебного материала.

К кому из героев сказки можно отнести эти слова? (К Елисею, который смог силой своей любви воскресить Царевну)

- Молодцы!

Именно об этих героях пойдёт сегодня речь. Мы много говорили о них на прошлом уроке, и сегодня готовы ответить на вопрос: «Что помогло Елисею в поисках царевны?»

Это тема вашего сочинения-рассуждения, которое должно стать результатом сегодняшнего урока.



(Слайд №9)

  1. Рефлексия

- Вспомним строение текста-рассуждения. Назовите его основные элементы.

1. Тезис (утверждение, которое требуется доказать)

2. Аргументы (доказательства)

3. Заключение (вывод).


Связь с уроком русского языка

(Слайд№10)


  1. Работа с текстом

- Найдите строки, с которых начинается путешествие Елисея.

- Бегло просмотрите весь путь Елисея, вспомните, к кому он обращался за помощью, как он нашёл Царевну.

- Попробуем сформулировать тему этой части сказки. Итак, о чём идёт речь? (О трудностях, которые испытал Елисей в поисках царевны)

- К кому обращался царевич?

- Как отнеслись к его просьбам ветер, солнце, месяц? Почему?

- Каким образом Елисею удалось преодолеть препятствия? (Он проявил великое терпение, силу воли, так как он любил Царевну и готов был на любые трудности, лишь бы увидеть её, пусть даже мёртвой)

- Так что же этим отрывком хотел нам сказать автор? Что помогло Елисею найти Царевну? (Великая сила любви).


(Слайд№ 12)

  1. Динамическая пауза (Слайд №13). Отправляемся вместе с Елисеем на поиски царевны.

Ритмичная музыка

  1. Работа с планом сочинения

- Формулируем тезис нашего сочинения – ответ на вопрос, заданный в теме.

1. Елисею помогла найти царевну великая сила любви – это первый пункт нашего плана.

2. Аргументы:

- Предложите свои доказательства этой мысли (учащиеся высказывают свои варианты доказательств; после обсуждения вносим их в план).

3. Заключение.

- Какой вывод должен следовать из вашего сочинения? (Слушаем варианты всех учащихся, обсуждаем их фронтально)





  1. Подведение промежуточных итогов, беседа по второй теме сочинения.

- Так что же ведёт человека к победам, свершениям?

- Есть ли в сказке персонажи, которые любят только себя?

Ведёт ли такая любовь к счастью, успеху? Почему? (Человек не может быть счастлив, если он одинок. А тот, кто любит только себя, рано или поздно остаётся один)

- Вспомним вывод прошлого урока, ответим на вопрос: почему погибла царица? (Она стала жертвой собственного зла)




- Давайте ещё раз сравним Царевну и её мачеху. На доске – сводная таблица:

Царевна

Мачеха







-Выберите из предложенных карточек, прикреплённых под таблицей, те, что содержат душевные качества наших героинь, прикрепите их в соответствующие графы таблицы.

Примерный результат

Царевна

Мачеха

Кротость

Трудолюбие

Вежливость

Милосердие

Сострадание

ЛЮБОВЬ

ДОБРО

Зависть

Себялюбие

Эгоизм

НЕНАВИСТЬ

ЗЛО


- Можем ли мы, исходя из этой таблицы, сказать, что царевна превосходит свою мачеху? В чём? (Царевна превосходит царицу по своим человеческим качествам, поэтому она всеми любима, её хранит любовь тех, кого любит она).

Вот вы и ответили ещё на один вопрос нашего урока: «В чём превосходство царевны над царицей?». Вы можете выбрать именно эту тему для сочинения. Структура та же. Тезис мы сформулировали.

План:

        1. Тезис. Царевна превосходит царицу по своим человеческим качествам. Она любит людей и всегда готова помочь окружающим.

        2. Аргументы (Учащиеся предлагают свои варианты, после обсуждения они кратко вносятся в план).

        3. Заключение (Царевна добра, умеет любить и поэтому любима Елисеем, богатырями и даже псом Соколко, который ради неё пожертвовал жизнью. Эта великая сила любви спасла её от смерти и привела к победе над силами зла.)

  1. Подведение итогов урока:

- О чём мы сегодня говорили?

- Закончите фразу: «На этом уроке я понял(а), что…»

Даём возможность закончить фразу всем учащимся




  1. Доашнее задание: написать сочинение.