|
Добро и Зло
ТЕМА ПО ПЛАНУ:
|
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри.
|
ТЕМА УРОКА:
|
Добро и Зло
|
ТИП УРОКА:
|
Урок-мастерская с элементами метапредметного подхода
|
ЦЕЛИ:
Развивающая:
|
Развивать речь учащихся с учётом личностно-ориентированного подхода с целью формирования конкурентоспособной личности
|
Обучающая:
|
Формировать навыки пообразного анализа текста
|
Воспитательная:
|
Воспитывать ценностное отношение к жизни, каждому совершённому действию. Дать представление о понятиях добра и зла на конкретных действиях и поступках героев сказки. Формировать метапредметные навыки: помочь понять, каким образом добро и зло влияют на конечный результат деятельности; подвести к осознанию мысли: если не хочешь стать жертвой - не совершай злых поступков, а твори добрые дела.
|
ОБОРУДОВАНИЕ:
|
Учебник, цветные мелки, магнитная доска, заготовки на доске, мультимедийная презентация PowerPoint, аудиозапись пролога к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина, отрывок из мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» по одноимённой сказке Пушкина, подборка аудиофайлов, необходимых для эмоционального настроя на тему, а также для оформления динамической паузы, карточки для групповой и индивидуальной работы учащихся.
|
ХОД УРОКА:
|
Оргмомент (красивая музыка) (Слайд №1)
Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать вас в нашей мастерской. Садитесь.
Придумано кем — то просто и мудро При встрече здороваться и говорить — Доброе утро! Солнце и птицы! — Доброе утро! — Улыбчивым лицам! И каждый становится, добрым, доверчивым… Пусть доброе утро длится до вечера!
Сегодня я желаю всем доброй улыбки. И пусть она сопровождает Вас в ваших делах. А с ней все будет спориться. И люди будут улыбаться в ответ.
|
Идёт настрой на восприятие темы, звучит красивая, добрая музыка
|
Определение темы урока
- Ребята, а какое слово чаще всего повторялось в моём приветствии (доброе). (Слайд №2)
Подберите к нему однокоренное существительное (добро, доброта) Какие ощущения у вас возникают, когда вы слышите слова добро, доброта? (В этот момент открывается левая сторона доски – там надпись «Добро», внизу 4 магнита) (счастье, тепло, ласку матери, прекрасные мгновенья общения с хорошими людьми, уют, покой…)(Слайд №3)
Задание №1 - Перед каждым из вас конверт с цветной бумагой. Выберите из него те цвета, которые у вас ассоциируются со словом «Добро», и приклейте их на квадрат №1, лежащий на вашем столе. Квадрат один для всей группы!(звучит «Песенка кота Леопольда») (Слайд №4)
- Представители каждой группы, прикрепите ваши квадраты на доске под словом «Добро».
- Подберите антоним к слову «добро».
(Учащиеся говорят: «зло», (Слайд №5) учитель открывает правую сторону доски, там эта надпись)
- А какие ассоциации у вас вызывает это слово? (тревога, страх, ненависть…)(Слайд №6)
Задание №2 – Из оставшихся листков цветной бумаги выберите те, которые соответствуют вашим ощущениям, связанным со словом «зло», и наклейте их на 2-й квадрат.
- Представители от групп, прикрепите под словом «Зло» квадраты с теми цветами, которые связаны, по вашему мнению, с этим словом.
- Какие вы молодцы! (Слайд №7) А теперь подумайте и скажите, о чём мы сегодня будем говорить? (о добре и зле)
- Правильно. (Слайд №8) Итак, «Добро и зло» - тема нашей литературной мастерской. (Слайд №9)Да-да, мы не на уроке, а в мастерской. Потому что сегодня каждый из нас – художник, творец, созидатель. Посмотрите, какая красота уже получилась у нас!
Добро — гармоничный, живой, многокрасочный мир.
А зло — разрушенье, болезнь, паразит и вампир.
А что ещё мы создадим – увидим в финале.
|
Связь с уроком русского языка
Метод смысловых ассоциаций
Метод символического видения
Связь с уроком русского языка
Звучит музыка, вызывающая страх
Дети участвуют в создании формулировки темы урока
|
Постановка целей и задач, конкретизация учебного материала. (Слайд №10)
Мы сегодня попытаемся ответить на следующие вопросы:
Может ли человек родиться злым или добрым?
Как нужно жить, чтобы не стать жертвой зла?
А поможет нам автор этих строк (звучит аудиозапись пролога к поэме «Руслан и Людмила»). (Слайд №11)
Кто это, ребята?
Правильно, это Александр Сергеевич Пушкин и его очередное произведение… (Показывается отрывок из мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») (Слайд №12)
|
|
Рефлексия
- Узнали сказку? Назовите её.
- А каких героев этой сказки вы знаете? (учитель спрашивает сначала слабых учеников (кто может дать только односложные ответы, а потом более сильных )
- Может быть, кто-нибудь помнит сюжет этой сказки?
Инда – даже
Глядючи – глядя
Сочельник – день накануне Рождества
Издалеча – издалека
Молодица – здесь: молодая жена
Ломлива(от слова ломаться) – своенравна, капризна
Своенравна - упряма
Перст – палец
Подбочась – подбоченясь
Тихомолком – незаметно
Королевич – принц, сын короля
Терем – красивый бревенчатый дом
Девичник – праздник в доме невесты (перед свадьбой), на который собираются её подруги, родственницы
Перемолвилася – заговорила
Чернавка, или сенная девушка – служанка для «чёрной»(самой грязной, тяжёлой) работы.
Богатыри – храбрые воины
|
|
Работа с текстом (в группах). (Слайд №14)
- Как вы думаете, может ли человек родиться злым или добрым? (Отвечает каждый)
- Молодцы! Предлагаю ответить на вопрос: откуда берётся зло? И как появляются злые и добрые люди? ПОСЛУШАЙТЕ СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ(Слайд №15)
1 группа. Перечитать самим в тексте эпизоды, обозначенные в путеводителе. Выписать слова, словосочетания, предложения характеризующие поведение царевны.
2 группа. Перечитать самим в тексте эпизоды, обозначенные в путеводителе. Выписать слова, словосочетания, предложения характеризующие поведение королевича Елисея.
3 группа. Перечитать самим в тексте эпизоды, обозначенные в путеводителе. Выписать слова, словосочетания, предложения характеризующие действия богатырей.
4 группа. Перечитать самим эпизоды, обозначенные в путеводителе по тексту. Выписать слова, словосочетания, предложения, характеризующие действия царицы (мачеха дает задание чернавке, другие коротки эпизоды ее действий).
|
|
Динамическая пауза (Слайд №16). Отправляемся вместе с Елисеем на поиски царевны.
|
Ритмичная музыка
|
Подведение итогов работы каждой группы. (Слайды №17-29)
- Первая группа, выйдите, пожалуйста, к доске и расскажите, что у вас получилось.
(Выходим по два человека, один из которых держит иллюстрации, а второй, глядя на них, рассказывает о результатах исследования)
- Как вы думаете, царевна родилась доброй или же стала такой?
Вторая группа… (и т.п.)
- Молодцы! Теперь, я думаю, мы с вами готовы ответить на вопрос: так злыми или добрыми люди рождаются или становятся? (Слайд №30)
Подведение итогов групповой работы. (Слайды №31-33)
- Давайте прочитаем, каков итог деятельности царевны и королевича Елисея? Чем закончилась для них эта сказочная история?
- О богатырях в конце сказки ничего не говорится, но мы можем пофантазировать об этом.
- А как закончилась сказка для царицы? Что привело её к гибели? (Она стала жертвой собственной жестокости)
|
Сравнительный анализ образа мачехи-царицы с образом царевны
Вывод из этой части урока
|
Подведение итогов урока, задание на дом. (Слайды №34-39)
- Так ответьте мне на вопрос: как же нужно жить, чтоб не стать жертвой?
- Что несёт горе, разрушение?
- А что способно творить чудеса?
- Посмотрите, какие вы молодцы! Создали сегодня целую картину – картину мира сказки А.С. Пушкина
В сказке есть ещё один персонаж, требующий особого внимания. Это Чернавка. Дома вы постараетесь найти все эпизоды, в которых рассказывается о её поступках, и напишете сочинение-миниатюру на тему: «Если б я был(а) на месте Чернавки…»
|
Формирование метапредметных ЗУН
|
Поднимитесь, пожалуйста. Ребята, я очень благодарна вам за радость общения, которую вы мне подарили. Каждый из вас заслуживает сегодня только лучшую оценку. Закончить урок я хочу строками из стихотворения Надежды Самородовой.
Нам ни к чему нотации, упрёки,
пусть всё решают добрые дела.
И жребий брошен, и подходят сроки,
и совесть натянула удила.
Жаль, добрый безоружен, мудрый - кроток,
а наглый рвётся к власти, всё круша.
Но коль ты сильный - не страшись полёта,
огнём добра пусть светится душа! (Надежда Самородова)
Перед вами свечи. Давайте зажжём их огнём добра. Возьмёмся за руки, друзья! Пусть огонь добра всегда горит в ваших сердцах и освещает ваш жизненный путь.
|
|
ТЕМА ПО ПЛАНУ:
|
Подготовка к сочинению «Что помогло Елисею в поисках невесты?», «В чём превосходство Царевны над царицей?»
|
ТЕМА УРОКА:
|
Любви неодолима сила…
|
ТИП УРОКА:
|
Интегрированный урок (литература+ русский язык, текстоведение) с элементами метапредметного подхода
|
ЦЕЛИ:
Развивающая:
|
Развивать письменную и устную речь учащихся с учётом личностно-ориентированного подхода с целью формирования конкурентоспособной личности
|
Обучающая:
|
Формировать навыки создания текста сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста
|
Воспитательная:
|
Формировать нравственные ориентиры через освоение понятия любви как философской категории с учётом возрастных особенностей учащихся.
|
ОБОРУДОВАНИЕ:
|
Учебник, цветные мелки, магнитная доска, заготовки на доске, мультимедийная презентация PowerPoint, отрывок из мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» по одноимённой сказке Пушкина, подборка аудиофайлов, необходимых для эмоционального настроя на тему, а также для оформления динамической паузы, карточки для групповой и индивидуальной работы учащихся.
|
ХОД УРОКА:
|
Оргмомент (красивая музыка) (Слайды №1-2)
Мы продолжаем начатый на прошлом уроке разговор о сказке А.С. Пушкина. Напомните мне её название.
Эта сказка, как мы выяснили, посвящена вечной борьбе двух сил. Каких?
Кто олицетворяет добро в «Сказке о мёртвой царевне…», а кто – зло?
-
Согласны ли вы, что чернавка является одним из самых сложных персонажей в сказке? Почему? (Чернавка изначально проявила добрые качества характера, отпустив Царевну. Но потом она перестала сопротивляться Царице и совершила убийство, став на путь зла.)
Как вы думаете, почему имя этого персонажа сначала пишется в сказке с заглавной буквы, а в конце – со строчной? (Сначала Чернавка – подневольная девушка с доброй душой, затем она становится безличным олицетворением злых сил).
|
Подготовка к восприятию нового, рефлексия
|
Проверка домашнего задания. (Слайд №3)
- Что же вам было задано на дом? (Сочинение-миниатюра «Если б я был(а) на месте Чернавки…»)
Некоторые ответы учащихся:
«Если бы я оказалась на месте Чернавки, то никогда не отравила бы Царевну. Лучше бы убежала жить к ней и к семи богатырям, оказалась бы под надёжной защитой…»
«Если бы я был на месте Чернавки, то не стал слушаться царицу, а лучше бы пошёл к царю и всё ему рассказал…»
|
Проверка формирования метапредметных понятий и навыков
|
Определение темы урока (Слайд №4)
- Молодцы! Вы прекрасно справились с домашним заданием. Настало время новых свершений. Сегодня мы поговорим о чувстве, без которого добро не могло бы существовать на свете. Определите, какого слова не хватает в этих строках известного драматурга Ж.-Б Мольера:
В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы...(любовь)
- Так о чём мы сегодня будем говорить?
- Правильно, о любви. Какие эмоции, воспоминания связаны у вас с этим понятием?
К Родине
К родным людям - Какая бывает любовь? (Слайд №5) (Выстраивается схема)
Любовь
К интересному делу
К друзьям
И т.п.
Обратимся к лексическому значению слова любовь. Найдите среди ряда толкований то, которое объясняет значение слова «любовь» (Слайд №6)
1)Чувство досады, вызванное превосходством, успехом, благополучием, удачей и т.п. другого; желание обладать тем, что есть у другого.
2)Чувство глубокой привязанности, преданности кому-л., чему-л., основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу или спасению, сохранению кого-л., чего-л.
3)Расположение, благожелательное отношение к кому-л., чему-л.
Обратимся к эпиграфу урока:
Любви неодолима сила.
Она не ведает преград,
И даже то, что смерть скосила,
Любовный воскрешает взгляд.
Это слова известного русского поэта Фёдора Сологуба.
Как вы понимаете смысл этих строк?
Вот мы и подошли к теме нашего урока. Как вы думаете, какими словами из эпиграфа можно было бы озаглавить наш урок? (Любви неодолима сила…)
|
Идёт настрой на восприятие темы, звучит красивая, добрая музыка
Метод смысловых ассоциаций
Связь с уроком русского языка
Дети участвуют в создании формулировки темы урока
(Слайды №7-8)
|
Постановка целей и задач, конкретизация учебного материала.
К кому из героев сказки можно отнести эти слова? (К Елисею, который смог силой своей любви воскресить Царевну)
- Молодцы!
Именно об этих героях пойдёт сегодня речь. Мы много говорили о них на прошлом уроке, и сегодня готовы ответить на вопрос: «Что помогло Елисею в поисках царевны?»
Это тема вашего сочинения-рассуждения, которое должно стать результатом сегодняшнего урока.
|
(Слайд №9)
|
Рефлексия
- Вспомним строение текста-рассуждения. Назовите его основные элементы.
1. Тезис (утверждение, которое требуется доказать)
2. Аргументы (доказательства)
3. Заключение (вывод).
|
Связь с уроком русского языка
(Слайд№10)
|
Работа с текстом
- Найдите строки, с которых начинается путешествие Елисея.
- Бегло просмотрите весь путь Елисея, вспомните, к кому он обращался за помощью, как он нашёл Царевну.
- Попробуем сформулировать тему этой части сказки. Итак, о чём идёт речь? (О трудностях, которые испытал Елисей в поисках царевны)
- К кому обращался царевич?
- Как отнеслись к его просьбам ветер, солнце, месяц? Почему?
- Каким образом Елисею удалось преодолеть препятствия? (Он проявил великое терпение, силу воли, так как он любил Царевну и готов был на любые трудности, лишь бы увидеть её, пусть даже мёртвой)
- Так что же этим отрывком хотел нам сказать автор? Что помогло Елисею найти Царевну? (Великая сила любви).
|
(Слайд№ 12)
|
Динамическая пауза (Слайд №13). Отправляемся вместе с Елисеем на поиски царевны.
|
Ритмичная музыка
|
Работа с планом сочинения
- Формулируем тезис нашего сочинения – ответ на вопрос, заданный в теме.
1. Елисею помогла найти царевну великая сила любви – это первый пункт нашего плана.
2. Аргументы:
- Предложите свои доказательства этой мысли (учащиеся высказывают свои варианты доказательств; после обсуждения вносим их в план).
3. Заключение.
- Какой вывод должен следовать из вашего сочинения? (Слушаем варианты всех учащихся, обсуждаем их фронтально)
|
|
Подведение промежуточных итогов, беседа по второй теме сочинения.
- Так что же ведёт человека к победам, свершениям?
- Есть ли в сказке персонажи, которые любят только себя?
Ведёт ли такая любовь к счастью, успеху? Почему? (Человек не может быть счастлив, если он одинок. А тот, кто любит только себя, рано или поздно остаётся один)
- Вспомним вывод прошлого урока, ответим на вопрос: почему погибла царица? (Она стала жертвой собственного зла)
|
|
- Давайте ещё раз сравним Царевну и её мачеху. На доске – сводная таблица:
-Выберите из предложенных карточек, прикреплённых под таблицей, те, что содержат душевные качества наших героинь, прикрепите их в соответствующие графы таблицы.
Примерный результат
Царевна
|
Мачеха
|
Кротость
Трудолюбие
Вежливость
Милосердие
Сострадание
ЛЮБОВЬ
ДОБРО
|
Зависть
Себялюбие
Эгоизм
НЕНАВИСТЬ
ЗЛО
|
- Можем ли мы, исходя из этой таблицы, сказать, что царевна превосходит свою мачеху? В чём? (Царевна превосходит царицу по своим человеческим качествам, поэтому она всеми любима, её хранит любовь тех, кого любит она).
Вот вы и ответили ещё на один вопрос нашего урока: «В чём превосходство царевны над царицей?». Вы можете выбрать именно эту тему для сочинения. Структура та же. Тезис мы сформулировали.
План:
Тезис. Царевна превосходит царицу по своим человеческим качествам. Она любит людей и всегда готова помочь окружающим.
Аргументы (Учащиеся предлагают свои варианты, после обсуждения они кратко вносятся в план).
Заключение (Царевна добра, умеет любить и поэтому любима Елисеем, богатырями и даже псом Соколко, который ради неё пожертвовал жизнью. Эта великая сила любви спасла её от смерти и привела к победе над силами зла.)
|
Подведение итогов урока:
- О чём мы сегодня говорили?
- Закончите фразу: «На этом уроке я понял(а), что…»
|
Даём возможность закончить фразу всем учащимся
|
|
Доашнее задание: написать сочинение.
|
|
|
|
|