Главная страница

«Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»


Скачать 42.64 Kb.
Название «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»
Дата 21.02.2016
Размер 42.64 Kb.
Тип Урок

План-конспект

урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе

по модулю «Основы мировых религиозных культур»
Учитель начальных классов МКОУ Никулинская НОШ Гусь-Хрустального района Владимирской области

Кузнецова Анна Николаевна
Тема урока: «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»
Тип урока: урок – беседа.
Цели урока: повторить и закрепить материал о священных книгах мировых религий и хранителях преданий; познакомить с новыми понятиями; проследить различия трактовки возникновения добра и зла в разных религиях; развивать речь учащихся; воспитывать чувство сопереживания, стремление к покаянию, умение анализировать и оценивать свои поступки и слова.
Оборудование и наглядность:

  • Учебники

  • Мультимедийные материалы

  • Рабочие тетради

  • Репродукции картин художников (в электронном варианте)

  • Текст «Притчи о блудном сыне»


Основные термины и понятия:

    • Грех

    • Грехопадение

    • Покаяние

    • Воздаяние

    • Добро

    • Зло


Ход урока.


  1. Организация деятельности учащихся.

Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг в познании законов жизни человеческого общества в религиозном аспекте, закрепим, углубим, конкретизируем имеющиеся знания по изучаемому курсу, узнаем новое, познакомимся с творениями художников.

Для этого потребуется внимание, активная работа, взаимопомощь и конечно хорошее настроение. Отправляемся в путь, в трудную дорогу познания истины.


  1. Проверка домашнего задания.

Проверку домашнего задания провести с помощью контрольных вопросов мультимедийного обеспечения урока.

Словарный диктант по изученным терминам:

  • Назовите 4 мировых религии

  • Как называются каменные таблички, которые Моисей получил от Бога

  • Назовите имя мусульманского Бога

  • Название буддийского Священного писания

  • Как называются части Корана

  • В какой религии мы встречаем слово раввины

  • Как называют представителей мусульман, возглавляющих молитв

  • Как называется Священная книга христиан




  1. Формулировка темы урока и запись её в тетрадь.

- Как вы понимаете тему урока?

- О чем нам предстоит говорить на сегодняшнем занятии?


  1. Беседа с учащимися по вопросам.

    • Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?

    • Как вы относитесь к злым людям? Какое отношение они у вас вызывают?

    • Как вы думаете, всегда ли понятие о добре и зле были такими, как сейчас? Почему?

    • Добро и зло всегда существовали на земле?

    • Чего больше в мире добра или зла?

    • К чему призывают все мировые религии: к искоренению зла или добра?

    • Как вы понимаете, что такое грех?



  1. Рассказ учителя о трактовке происхождения добра и зла в разных религиях, у разных народов.

Разные народы и религии по-своему объясняли появление добра и зла на Земле. Но во все времена люди разных национальностей должны бороться со злом, искоренять зло и прежде всего в себе.

В древних религиях многих народов существовали добрые и злые боги, боги равные по силе, появившиеся одновременно с миром.

Древние греки считали, что на Земле существовало добро. А зло пришло позже, когда женщина по имени Пандора открыла ящик (ларец), в котором находилось зло.

Библия (иудаизм и христианство) говорит о том, что Бог создал рай на Земле, в котором все было прекрасно, зла не было. Бог просил первых людей выполнять правила установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога, связь между богом и людьми нарушилась. Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным, то есть на Земле появилось зло.

В мусульманстве считается, что добро и зло существуют по воле Бога. Он четко указам людям в Коране, что есть добро, а что есть зло, и заповедал людям следовать путем добра и справедливости.

В буддизме зло – это страдания, которые сопровождают человека с первых дней жизни и до последних.


  1. Работа с понятиями добро, зло, грех.

  • Так что же такое добро и зло? Дайте определение этим понятиям.

  • Запишите в тетрадях определения.

Добро – это объективное моральное качество поступка личности, добродетель, это идеал нравственного поведения, это совокупность положительных норм и требований нравственности.

Запись в тетрадь:

Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.

Зло – противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить.

Между добром и злом идет постоянная борьба, и зло, к сожалению, часто оказывается сильнее, потому что оно требует меньше усилий, не требует ежечасного, каждодневного терпеливого поведения, соблюдения норм, правил, законов.

(Приведите примеры добрых и злых поступков).

В мировых религиях существуют правила, которым должен следовать верующий человек, заповеди, которым должен следовать человек.

Но как сказано в Библии человек нарушил заповеди жития в Раю. Это нарушение назвали грехопадением.

Грех – нарушение заповедей Бога, непослушание человека Богу.


  1. Чтение статьи из учебника.




  1. Выборочный пересказ текста по заданиям.

  • Что было первым добро или зло?

  • Какая жизнь была в раю по замыслу Творца?

  • Почему прервалась связь между Богом и человеком?




  1. Самостоятельная работа учащихся.

Задание: выписать из текста 2-3 предложения, которые вы считаете наиболее важными для этого урока.

Обсуждение результатов работы.


  1. Работа с иллюстрированным материалом.




  1. Итог урока. Домашнее задание.

  • С какими новыми понятиями работали сегодня?

  • Что вы сможете рассказать родителям о добре и зле?

  • Прочитайте притчу о блудном сыне (о ней мы поговорим на следующем занятии).