Главная страница

Дифференциация согласных ш-ж в словах, предложениях


Скачать 78.63 Kb.
Название Дифференциация согласных ш-ж в словах, предложениях
Дата 04.03.2016
Размер 78.63 Kb.
Тип Конспект

Конспект группового логопедического занятия для детей 2-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Тема: "Дифференциация согласных Ш-Ж в словах, предложениях"
Цель:

Учить дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж в словах, фразах, тексте.

Развивать пространственную ориентировку, вырабатывать быстроту зрительных реакций, учить определять и называть количество слогов в словах, место звука в словах, развивать навык звуко-слогового анализа слов; учить преобразованию слов, развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Работать над развитием правильности и осознанности чтения.

Учить работать в группе.
Оборудование: Изображение Пушистика, буквы Ш и Ж (запись на доске) деформированные слова, таблицы с буквами, словами, индивидуальные карточки с текстом.
Ход занятия
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! К нам на занятие пришел гость, а чтобы узнать его имя, вы должны выполнить следующее задание. Будьте внимательны.

(На доску вывешивается таблица с буквами). Приложение 1

Справа от первой буквы находится буква Н, а слева - Е,

(ребята ищут букву, учитель записывает ее на доску)
Сверху этой буквы находится буква С, снизу – М и т.д.
На доске записаны угаданные буквы в виде слогов: ТИК ШИС ПУ
-Ребята, вам надо переставить слоги местами, чтобы получилось имя нашего гостя. (Пушистик)
На доску вывешивается картинка с изображением Пушистика Приложение 2

- К нам на урок пришел Пушистик. Он принес много заданий.
II. Графический диктант.
- Первое задание – это графический диктант.
2 клетки вправо, 1 вниз, 3 вправо, 2 вниз, 3 влево, 10 вниз, 2 влево, 6 вниз, 2 влево, 6 вверх, 2 влево, 6 вниз, 2 влево, 7 вверх, 1 влево, 4 вниз, 1 влево, 5 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 6 вправо, 10 вверх.
- Кто у вас получился? (Жираф)
- Назовите 1-й звук в слове жираф.
- Дайте характеристику этого звука. (Согласный, шипящий, твердый, звонкий, парный).

- Назовите парный звук для звука Ж.

- Дайте характеристику звука Ш.

- Чем похожи эти звуки, чем отличаются?

- Сравните буквы Ш и Ж (запись на доске).

- Из каких элементов состоит каждая буква?

- Вы догадались, над какой темой будем работать?
III. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня мы с вами будем работать над темой: “Дифференциация парных согласных

Ш-Ж”. Будем учиться различать звуки Ш, Ж на слух и при произношении, и буквы Ш, Ж при письме и чтении.
IV. Дифференциация Ж-Ш в словах
1. -Пушистик бежал, слоги растерял. За Пушистиком пойдите, слоги в слово соберите.
(На доске карточки с написанными слогами в неправильном порядке )
ШИ МА НА, ЗО ЖЕ ЛЕ, НА ШИ ТИ, Е ВОТ НО ЖИ, ЦА ЖИ ЛУ
Дети отгадывают слова, правильное слово размещают на доске в таблице, соответственно инструкции учителя:
- Поставь свое слово в правый верхний угол, левый нижний, в центр и т.д.
После того, как все слова будут размещены в таблице, просим учащихся запомнить расположение слов.
- Напишите слова по памяти в своей таблице.

(У каждого ребенка на столе карточка с пустой таблицей).


__________________________________ ______________________________

____________________________

_________________________________ ______________________________





2. - Пушистик принес карточки со словами. Сейчас я вам буду на очень короткое время показывать слова, а вы постарайтесь их прочитать и запомнить.
Поочередно показываем карточки со словами ребятам, на 1 секунду, они называют прочитанные слова:



Луша



Саша


сажа


лужа


мажет


кошка


жираф


машет


шорох



- Кто был внимательный? Вспомните слова, которые отличаются только одним звуком Ж или Ш.
Дети называют слова, учитель записывает их на доске парами. Ребята объясняют значение каждого слова.
- Ребята, обратите внимание, что при изменении всего одной буквы или звука слово приобретает совсем иное значение.
- Запишите эти слова. Букву Ш подчеркните одной чертой, букву Ж двумя.

V. Дифференциация Ж-Ш в словосочетаниях.
На доске записаны слова в 2 столбика.



шапка


шерстяной

шкаф


кожаная

жилет



пушистый

картошка


домашнее

снежок


жареная

животное


книжный


- Прочитайте слова из первого столбика, на какие вопросы они отвечают?

К какой части речи они относятся?
- Прочитайте слова из второго столбика, задайте к ним вопросы.

К какой части речи они относятся?
- Пушистик предлагает вам соединить слова из первого и второго столбиков так, чтобы получилось словосочетание. В одном из слов должна быть буква Ж, а в другом Ш.
Дети по одному выходят к доске и составляют словосочетания. После хором их читаем.
После прочтения закрываем имена существительные, дети записывают словосочетания по памяти.
- Подчеркните буквы Ш и Ж., определите место звуков в слове.
VI. Физминутка.
1. По сухой лесной дорожке -

Топ-топ-топ - топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик.

(Дети делают мелкие шажки. Ноги слегка согнуты в коленях.)

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки. (Дети наклоняются, “собирают” ягоды, грибы.)

Если подкрадется волк –

Превратится ёж в клубок.

(Приседают, прячут головку.)
Ощетинит ёж иголки-

Не достанется он волку.

Ёж не тронет никого,

Но и ты не тронь его.

(Встают и продолжают топать по дорожке)
2. Упражнения для глаз:

- Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть, повторить 5 раз;

- Посмотреть в правый верхний угол, в нижний левый, в правый нижний и т.д.

- Закрыть глаза и нарисовать глазками 8.
VII. Работа с текстом.
На столе у ребят лежат карточки с текстом:
Где же приятель?
Медве…онок отправился бродить по полянке. Вдруг он остановился. Перед ним сидела боль…ая лягу…ка. Она только очнулась от зимней спячки. Медве…онок протянул к ней пу…истую лапу. Лягу…ка сделала в сторону боль…ой пры…ок. Ми…ка принял это за игру. Он то…е сделал скачок. Так они добрались до лу…и. Лягу…ка прыгнула в воду. Медве…онок сунул лапу в воду, отдернул, потряс ею. Он с удивлением посмотрел куда девался его новый приятель.
- Пушистик вам принес текст, но некоторые буквы потерялись
- Вставьте пропущенные буквы Ш или Ж.
- Назовите слова со звуком Ш, а теперь со звуком Ж.
- Букву Ж обведите кружком, букву Ш зачеркните.
- Прочитайте получившийся рассказ.
- А теперь попробуйте пересказать его по плану.
План
1. Кого встретил медвежонок?
2. Как медвежонок стал играть с лягушкой.
3. Куда исчезла лягушка?
VIII. Итог
- Какие звуки и буквы мы сегодня учились различать?
- Чем отличаются эти звуки?
- Пушистику очень понравилось как вы занимались.

А вам понравились задания Пушистика?
- А сейчас отметьте прищепкой ту эмоцию, которая соответствует вашему настроению.


Приложение 1

Б

Ш

Б

Я

Ф

Л

У

П

К

Я

Ц

Ь

О

Ж

О

К

Ч

А

Ш

О

М

С

З

Г

Ш

Х

Е

Т

Н

Я

Б

Е

А

Э

Д

У

П

Р

Ё

Д

В

Я

Ы

Н

С

Л

О

В

Ю

Щ

Г

И

И

С

Н

Ч

Д

Л

С

З

М

Ш

К

П