|
Представляю свой педагогический опыт Устное народное творчество в развитии детей младшего возраста
Представляю свой педагогический опыт – «Устное народное творчество в развитии детей младшего возраста.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие в целом.
Проблема развития детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи.
Работая с детьми раннего возраста, я заметила, что дети положительно и эмоционально реагируют на произведения устного народного творчества: песенки, потешки, прибаутки. Они помогают мне легче найти контакт с малышами в период адаптации, определить уровень речевого развития. Устное народное творчество обладает большими возможностями, поэтому я решила использовать фольклор для развития речи детей.
Проанализировав и изучив психолого - педагогическую литературу по теме. Я использовала в своей работе методику Борисенко М.Г., Лукиной Н.А. Авторы широко используют фольклорный материал в развитии речи детей. В программный материал включены такие виды фольклорных жанров как пестушки, потешки, загадки, сказки. Потешки подобраны по всем лексическим темам, с которыми должен ознакомиться ребенок третьего года жизни.
В основу работы вошли исследования русских педагогов и психологов прошлого (Водовозовой, Крупской). Методологической основой являются труды Тихеевой, Усовой, Ушаковой, Бородич), которые занимались аспектами развития связной речи по средствам устного народного творчества.
Учитывая значимость данной проблемы, основной целью моей работы является:
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1.Познакомить детей с устным народным творчеством.
2.Способствовать развитию умения детей слушать, понимать,
проговаривать фольклорные произведения.
3. Средствами малых фольклорных форм воспитывать
положительное отношение к режимным
моментам: умыванию, одеванию, приёму пище и т.д.
4.Создавать условия способствующие развитию активной речи.
5.Приобщать родителей к процессу развития речи ребёнка
средствами устного народного творчества.
Были намечены этапы работы:
осуществление образовательного процесса в ДОУ с использованием фольклора;
использование фольклорных произведений в разных видах деятельности: в игровой, коммуникативной, познавательной;
разучивание пальчиковых и дидактических игр на фольклорном материале;
разработка и реализация перспективного плана;
создание соответствующей предметно – пространственной среды;
проведение мониторинга; сравнение результатов;
-
разработка цикла рекомендаций родителям по развитию речи детей средствами малых фольклорных форм
Для выполнения этих задач подобрали серию потешек, пестушек, попевок, прибауток. При подборе обращала внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к действию, движениям. Они удовлетворяют рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмических движениях.
Создание соответствующей предметно – пространственной среды, делает фольклор неотъемлемой частью общения.
Для создания необходимых условий, способствующих возникновению у детей интереса к устному народному творчеству, я оборудовала в группе уголок в русском стиле. В книжном уголке разместила самые разные книжки: книжки – игрушки, книжки – раскладушки, книжки – картинки, книжки – малышки. Здесь же расставили фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок. Подобрала соответствующие настольно- печатные игры, наглядный материал, которые помогли бы детям закреплять простейшие речевые навыки. Изготовила различные виды театров.
В своей работе использовала малые формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность, привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи.
Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как общение с малышами. Занятия строю на активном соучастие и сотворчестве педагога и ребёнка, добиваюсь, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали.
Произведения русского фольклора систематически использовала в продуктивных видах детской деятельности: занятии лепка - лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки», на рисовании «Дорожка» - обыгрываем потешкой «По дорожке Ваня шел» и т.д. Таким образом, использование на занятиях малых форм фольклора, делает занятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала.
Основы своевременного развития связной речи, закладываются в раннем детстве, фундаментом ее является диалог. Заучивание и обыгрывание фольклорного текста помогает нашим детям освоить вопросительную интонацию. Например: Кисонька – Мурысонка, где была? Эти упражнения с тексом развивают интонацию, выразительность детской речи.
Пальчиковые игры на фольклорном материале способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями. Заучивание стихотворных текстов с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок легче и быстрее запоминает, у него развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность. Впоследствии дети сами выполняют движения под речевое сопровождение.
Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры. Чёткое проговаривание слов в сочетании с движениями делает игру интересной, занимательной и оказывает благоприятное влияние на развитие речи детей.
Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.
Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения. Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда мы появляемся в роли бабушки-забавушки, в русском сарафане, они с интересом рассматривают наш костюм.
Однако навыки общения формируются у малышей более всего в процессе совместной с педагогом деятельности, выполнении режимных процессов, овладении навыками самообслуживания и т.д. и вновь оптимальным средством является произведения русского фольклора. Педагоги, работающие с детьми раннего возраста, хорошо знают, что проведение некоторых режимных моментов вызывает отрицательные эмоции у детей, избежать этого мне тоже помогают малые фольклорные произведения. Я составила картотеку произведений русского фольклора к режимным моментам: умывание, прием пищи, одевание, дневной сон.
В начале работы мною была проведен мониторинг развития речи детей
1 младшей группы. Мониторинг составлен на основе критериев речевого развития по программе Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Васильевой М.А. (приложение 1). Мониторинг показал, что развитие речи детей находилось не на должном уровне.
Дети с высоким уровнем речевого развития отсутствовали.
Низкий уровень развития речи составил - 56% детей
Средний уровень составлял - 44% детей
Чтобы посмотреть эффективность моей работы, я провела промежуточный мониторинг, который показал положительную динамику в речевом развитии у детей.
Таким образом, анализ проведенной работы позволяет убедиться, что включение в систему работы по развитию речи фольклорных произведений позволяет повысить уровень речевого развития детей.
В дальнейшем планирую продолжить работу по использованию фольклора в развитии речи детей.
Опыт работы по теме «Устное народное творчество в развитии речи младших дошкольников» представляла коллегам на методическом практическом семинарах в ДОУ, так же был размещён в сети Интернет.
Разработан цикл рекомендаций родителям по воспитанию и развитию ребенка младшего возраста с целью распространения опыта в семьях.
|
|
|