Главная страница

Данная программа направлена на реализацию целей и задач литературного образования школьников, опреде­ленных федеральным компонентом, и составлена на осно­ве обязательного минимума содержания основных образо­вательных программ (литература)


Скачать 429.52 Kb.
Название Данная программа направлена на реализацию целей и задач литературного образования школьников, опреде­ленных федеральным компонентом, и составлена на осно­ве обязательного минимума содержания основных образо­вательных программ (литература)
страница 1/2
Дата 26.02.2016
Размер 429.52 Kb.
Тип Программа
  1   2


Пояснительная записка
Данная программа направлена на реализацию целей и задач литературного образования школьников, опреде­ленных федеральным компонентом, и составлена на осно­ве обязательного минимума содержания основных образо­вательных программ (литература), а также на основе Программы для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы», авторы : Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина, Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2013. Программа рассчитана на реализацию за 340 часов (5-6-е классы по 102 часа в год, 3 часа в неделю, 7-8-е классы по 68 часов в год , 2 часа в неделю) в общеобразовательной школе

Преподавание предмета «Литература» планируется на основе учебников:

  • Литература Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. 5 класс / Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина. -М.:Вентана-Граф, 2013.

  • Литература Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. 6 класс / Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина. -М.:Вентана-Граф, 2013.

  • Литература Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. 7 класс / Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина. -М.:Вентана-Граф, 2013.

  • Литература Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. 8 класс / Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина. -М.:Вентана-Граф, 2013.

В учебники вошли произведения разных жанров отечественной и зарубежной литературы.

Цель учебников – развитие умений анализа художественного текста, определение темы, идеи, проблематики произведения, характеристики основных героев. Основная теоретико-литературная и методическая идея данного учебника – осознание специфики содержания художественного произведения в единстве его образных, сюжетных и композиционных аспектов. Вопросы и задания к художественным и учебным текстам нацелены на формирование читательской (и шире – коммуникативной) компетенции школьников, на развитие их творческих способностей.

Методическая часть программы ориентирована на формирование умений, на­выков и способов деятельности, рекомендованных стан­дартами.

В программе определены основные цели и задачи лите­ратурного образования:

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-лите­ратурных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художествен­ных произведений;

  • развитие читательской культуры, образного и анали­тического мышления, творческого воображения;

  • развитие устной и письменной речи учащихся;

  • развитие познавательного интереса и потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

  • воспитание духовно развитой личности, формирова­ние гражданского сознания, чувства патриотизма и толе­рантности к многообразию культур.

Для достижения целей и выполнения поставленных за­дач программы использован компетентностный подход к процессу обучения, определяющий формирование, раз­витие и совершенствование двух основных видов компе­тенции: познавательной и деятельностной.

Отбор, распределение учебного материала и организа­ция учебного процесса обусловлены конкретными задача­ми по формированию указанных компетенций на каждом этапе обучения с учетом взаимосвязи как этапов обучения, так и их основных конституирующих факторов (возрастные психофизиологические характеристики учащихся; место литературы в общеобразовательном контексте; социаль­но-культурные условия жизни). В программе под этапом обучения понимается один учебный год.

Учебная стратегия каждого этапа обучения предполага­ет три ракурса:

  • развитие и совершенствование знаний, умений и на­выков, приобретенных на предыдущем этапе;

  • формирование новых, актуальных на данном этапе знаний, умений, навыков;

  • учет в процессе преподавания зоны как ближайшего, так и перспективного развития.

Основным условием выполнения программы является создание, поддержание и развитие мотивации обучения, в основе которой лежит познавательный интерес, форми­рующийся последовательно и градационно.

Программа с 5 по 8 класс намеренно строится не по хро­нологическому принципу, так как учащиеся еще не владеют необходимым объемом знаний по истории; в основу поло­жен деятельностный принцип.

Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы в 5-8 классах способствует созда­ние проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформирован­ных умений, предполагают поиск, догадку, самостоятель­ный анализ явления. Именно поэтому в названии каждого тематического раздела программы 5-8 классов содержится вопрос или познавательное противоречие. Читая и анали­зируя предложенные программой тексты литературных произведений, учащиеся под руководством учителя после­довательно проходят путь совместного поиска решения поставленной проблемы.

В основу каждого этапа заложена определенная теоре­тико-литературная и методическая идея:

  1. класс — осознание природы художественного образа;

  1. класс — осознание специфики содержания художест­венного произведения в единстве его образных, сюжетных и композиционных компонентов;

  2. класс — представление о пафосе как об эмоциональ­но-смысловой доминанте произведения;

  3. класс — наблюдение над коммуникативно-прагмати­ческой направленностью произведения, проявляющейся в системе отношений автор — читатель;

Цели и задачи каждого этапа формирования познава­тельной компетенции достигаются при осознании и усвое­нии актуального для данного этапа понятийного аппарата (когнитивная, эстетическая и теоретико-литературная концептосферы). При этом понятия, вводимые на одном этапе, поддерживаются и углубляются на последующих.

Понятийный аппарат включает в себя:

  1. класс — искусство, литература, слово; художествен­ный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства худо­жественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербо­ла, аллегория);

  2. класс — тема, проблематика; содержание и форма ли­тературного произведения; идея; сюжет, жанр; литератур­ный герой, персонаж, лирический герой; проза и поэзия, основы стихосложения;

  3. класс — роды и жанры литературы; пафос, виды пафо­са; конфликт; композиция; этапы развития действия (экспо­зиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог);

  4. класс — система образов; тип, характер; образ авто­ра, автор-повествователь; авторская позиция; деталь, символ;

В основу методической концепции кладется идея творческого познания как синкретического по своей сути процесса.

Формирование деятельностной компетенции достига­ется учащимися в процессе овладения определенными уме­ниями в ходе изучения литературы.
Система оценивания достижений учащихся включает в себя оценивание контрольных, самостоятельных, практических, проектных работ, сочинений, устных ответов учащихся. В связи с этим учащимся будет предложен ряд контрольных, практических работ, написание сочинений, задания с развернутым ответом на вопрос, выполнение проектных заданий, решение кроссвордов.

Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся

Балл «5» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных работах, последние выполняет уверенно и аккуратно.

Балл «4» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ; отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных работах делает незначительные ошибки.

Знания, оцениваемые «5» и «4» баллами, как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов и вытекающих из них обобщений.

Балл «3» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые баллом «3», зачастую находятся только на уровне представлений и элементарных понятий.

Балл «2» ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но всё же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.
Предполагаемые результаты изучения предмета «Литература»:

Личностные результаты:

  • Совершенствование духовно-нравственных качеств личности,

  • воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)

Метапредметные результаты выпускников основной школы проявляются в:

  • Умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения своей позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;

  • Умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе и цитатного, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование, составление сравнительной характеристики;

- итоговый (за полугодие/ учебный год): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

На уроке литературы рекомендуется проверять следующие виды деятельности:

  • восприятие;

  • истолкование;

  • оценку литературных произведений;

  • различные типы речевых высказываний.


Учебно-тематический план


п/п

Наименования разделов,

тем

Количество часов

В том числе на:

Аудиторные занятия

Аудиторные сочинения

Внеклассное чтение

Контрольные работы




5 класс
















1

Литература как искусство слова

1

1










2

Реальность и вымысел

38













2.1.

Фольклор

10

7

1

2




2.2.

Авторская сказка

18

15

1

2




2.3.

Басня

10

6

1

2

1

3

Этот необычный мир…

59













3.1.

Легенда

12

10

1

1




3.2.

Лирическое стихотворение

20

18

1

1




3.3.

Роман, повесть, рассказ

27

22

1

3

1

4

Резерв

4













ИТОГО:




102

83

6

11

2

Содержание тем курса

5 класс ( 102 часа)

Литература как искусство слова — 1 час

Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вы­мысел. Литература как учебный предмет.

Реальность и вымысел. Фольклор.

Малые жанры фольклора — 2 часа

Загадки, пословицы и поговорки как основные малые жан­ры фольклора. Выражение народного миропонимания. Роль средств художественной изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи.

Русские народные сказки — 5 часов. Сказка как выражение народного миропонимания и мироотношения. Сказка как явление фольклора. Художествен­ный мир сказок. Виды сказок.

  • «Хрустальная гора...». Волшебная сказка. Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки.

  • «Как старик домовничал». Бытовая сказка. Своеоб­разие содержания. Отражение народного уклада жиз­ни и нравов. Поучительность бытовой сказки.

  • «Лиса и тетерев». Сказка о животных. Иносказатель­ность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных.

Внеклассное чтение. «Пойди туда, не знаю куда...» — 2 часа
Авторская и литературная сказка

Литературная сказка и фольклорная сказка. Народность литературной сказки.

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богаты­рях» — 2 часа. Слово о писателе. Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного. Сюжет сказки. Образы героев. Поэтическое мастерство Пушкина.

Е.Л. Шварц. Сказка «Два клена» — 2 часа. Слово о писателе. Специфика драматургического произве­дения: предназначенность для сценического воплощения. Сказка-пьеса. Читатель и зритель. Фольклорная основа сю­жета. Образы героев. Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости.

Э.-Т.-А. Гофман. Сказка «Щелкунчик» — 3 часа. Слово о писателе. Реальное и чудесное в сказке. Значение мечты в реальной жизни. Характер героини.

Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» — 3 часа. Слово о писателе. Фантастическая повесть. Волшебные и фольклорные основы повести. Изображение быта в по­вести. Художественные средства. Юмор.

М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» —2 часа. Слово о писателе. Специфика сказки-были. Сказочные элементы в произведении. Образы героев. Нравственная про­блематика.

П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка» — 2 часа

В.М. Гаршин. Сказка «То, чего не было» — 1 час. Слово о писателе. Специфика сказки-притчи. Иносказа­тельность.

Внеклассное чтение. В. Гауф. Сказка «Холодное серд­це» — 2 часа
Басня

И.А. Крылов. Басни «Свинья под Дубом», «Ворона и Лиси­ца», «Демьянова уха», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Волк и Ягнёнок» 6 часов. Слово о писателе. Специфика басни. Басня и сказки о жи­вотных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль.

Внеклассное чтение. Эзоп. Басни «Крестьянин и его сы­новья». «Соловей и ястреб». Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот». Готхольд Эфраим Лессинг. Басня «Свинья и Дуб» 2 часа
Этот необычный мир...
Легенда

А.С. Пушкин. Стихотворение «Анчар» — 2 часа Специфика легенды. Ее отличие от сказки. Добро и зло в че­ловеке и мире. Поэтический мир стихотворения.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы» — 2 часа. Слово о писателе. Поэтическая легенда. Проблема жизнен­ного выбора. Поэтический мир стихотворения.

«Повесть временных лет» («Основание Киева», «Призва­ние варяжских князей», «Из сказаний о князьях Олеге, Иго­ре, княгине Ольге», «Создание славянской азбуки») — 4 часа. Летопись как один из истоков древнерусской литературы. История и предание. Проблема авторства. Фольклорные элементы.
  1   2