|
Чувашские народные сказки
Чувашские народные сказки
Мышка вострохвостик
Жила-была на берегу большой реки мышка. Звали её Вострохвостик. Каждый день она садилась у входа в норку, грызла зёрнышки и поглядывала на реку.
Смотрела, как по реке, к далёким берегам, плывут ладьи под парусами. И захотелось мышке путешествовать, побывать в неведомых краях. Но как туда добраться?
Однажды мышка Вострохвостик бежала по берегу и увидела у самой воды арбузную корку.
«Вот мой кораблик! - подумала мышка. - На нём я буду путешествовать!»
Ухватила она арбузную корку, столкнула в воду, сама забралась в неё и
поставила из берёзового лычка парус. Потянул попутный ветер, и кораблик
поплыл.
Плывёт мышка на кораблике по реке. Навстречу зайчик берегом бежит и кричит:
- Мышка Вострохвостик! Ты куда держишь путь?
- Я отправилась путешествовать, - отвечает мышка, - хочу поглядеть,
как живут в неведомых краях, и узнать, нет ли там сладких корешков мне на зубок.
- Возьми и меня с собой! Я принесу морковку.
А будешь ли ты мне другом?
- Буду! - говорит зайчик.
Посадила мышка зайчика на кораблик, и поплыли они вдвоём. Плывут они, плывут, а по берегу навстречу лисичка бежит, спрашивает:
-Мышка Вострохвостик, ты куда держишь путь?
- Я отправилась путешествовать, - отвечает мышка, - хочу поглядеть,
как живут в неведомых краях, и узнать, нет ли там сладких корешков мне на
зубок.
- Возьми и меня с собой! Я принесу гусиную лапку, на всех хватит.
- А будешь ли ты дружить с нами?
- Почему же нет? Буду! - говорит лисичка. Взяли они лисичку на кораблик и поплыли втроём.
Плыли они плыли, а по берегу навстречу волк бежит.
Видит, плывёт кораблик, и завыл:
- У-у! Мышка Вострохвостик! Ты куда держишь путь?
- Я отправилась путешествовать,- отвечает мышка,-хочу поглядеть, как
живут в неведомых краях, и узнать, нет ли там сладких корешков мне на зубок.
- Возьми и меня с собой! Я принесу большой мясной хуплу-пирог.
- А будешь ли ты дружить с нами?
- Чем я хуже других? Буду! - говорит волк.
Посадили они волка на кораблик и дальше поплыли.
А навстречу по берегу медведь идёт. Увидал кораблик и заревел:
- Ох-хо- ох! Чей это кораблик по реке плывёт! Кто хозяин?
- Я капитан на кораблике,- отвечает мышка,- мы плывём поглядеть, как
живут в неведомых краях, и узнать, нет ли там сладких корешков мне на зубок.
- Возьмите и меня с собой! Я принесу мёда, всем хватит.
-Кораблик маленький! - говорит зайчик. - Нас и так много!
- Тебе и сесть негде! - кричит лисичка.
- Все потонем!- завыл волк.
- Я осторожно сяду...
- Ну, так садись! - запищала мышка. - Места всем хватит!
Уселся медведь на кораблик. Плывут звери по реке, пьют, едят, друг на
друга глядят, песни поют, приплясывают. Мышка весело попискивает, зайчик лапкой стучит-тук-тук-тук, лисичка посвистывает, волк зубами щёлкает, медведь на губах гудит.
Плыли они день, другой, а на третий день припасы к концу подошли.
Принялись звери припасы делить. Заспорили. Медведь кивает на волка, что он всё один съел, зайчик на лисичку. А лисичка в стороне сидит да на мышку наговаривает... Заревел на мышку медведь, завыл волк, залаяла лисичка, запищал зайчик.
Испугалась мышка Вострохвостик, задрожала, хвостиком вильнула и парус повалила. Кораблик перевернулся. Все звери в воду упали. Мышка быстрее всех на берег выбралась да за кустик спряталась.
Построила мышка Вострохвостик себе новую норку. Каждый день, как
прежде, садилась она у входа, грызла зёрнышки и поглядывала на реку.
Смотрела, как по реке к далёким берегам плывут ладьи под парусами. И досадно было мышке, что друзья помешали ей побывать в неведомых краях. С тех пор мышка Вострохвостик надеется найти себе верных друзей. Сидит она изо дня в день у норки и мечтает, как отправится на кораблике в новое путешествие.
Подумай, какая это сказка: весёлая, грустная, поучительная? Обоснуй свой ответ.
Ответь на вопросы и попробуй пересказать сказку.
Как начинается сказка?
О чём мечтала мышка?
Как её мечта начала осуществляться?
Кто за кем стал появляться во время путешествия?
Почему путешествие закончилось бедой?
Мише очень жалко мышку Вострохвостика, которая не смогла из-за плохих друзей попасть в далёкие неведомые страны. А Маша считает, что мышка тоже виновата в том, что путешествие закончилось неудачей. С Машиным или Мишиным мнением согласишься ты? Почему?
Разыграй с друзьями по ролям один из эпизодов сказки.
Какая из пословиц подходит к чувашской сказке «Мышка Вострохвостик»
Друзья – до чёрного дня (русская).
В чужой руке всегда кусок больше (украинская).
Каждый человек познаётся в трудностях (удмуртская).
Иной язык мёд приносит, другой – беду накличет (армянская).
Кот и Воробей
Жили себе поживали старик со старухой, и был у них кот-мурлыка. Однажды лежал этот кот на солнышке, грелся. И так-то ему было тепло и хорошо, что он и глаза зажмурил от удовольствия. И вдруг где-то совсем рядом слышит:
- Чилик-чилик!
Открыл глаза - воробей сидит на краешке корыта и что-то клюет.
Встрепенулся кот, напружинился, от охотничьего азарта у него шерсть на спине дыбом встала. Воробушек скок да скок по корыту, и еще ближе оказался. И тогда словно какая пружина подкинула кота -прыг!-и воробей уже у него в лапах. Правда, воробей оказался старым, а старого воробья, как известно, на мякине не проведешь и голыми руками не возьмешь.
- Умный кот-мурлыка, ты меня можешь съесть в любое время,- сказал
воробей,- но вспомни-ка, мур-мур-мур, умывался ли ты утром, когда проснулся? По глазам видно, что нет. А ведь умные и хорошие, мур-мур-мур, утро начинают с того, что умываются.
Кот вспомнил, что он и впрямь утром не умывался. Обидно, что какой-то воробей учит его правилам хорошего тона, а только что возразишь воробью?
Убрал кот свои когти, положил воробья на траву и начал умываться.
Нализывает языком лапу, а потом этой лапой аж из-за уха и до усов по
мордашке проводит, хочет показать воробью, что понимает толк в чистоте. А
воробей поглядел-поглядел, как кот умывается, да и улетел. Спохватился умный кот, но уже поздно. Был в лапах вкусный завтрак и - нет его, улетел.
С тех пор, говорят, кот начал умываться не перед едой, а после еды. Ну,
а на него глядя, и все другие коты и кошки стали делать то же самое.
Найди в сказке отрывки, в которых описываются действия кота.
Подумай, как их надо читать, чтобы слушатели смогли представить себе этого кота.
Прочитай эти отрывки другу, узнай, справился ли ты с поставленной задачей.
Подумай, как воробей разговаривал с котом. Выбери подходящие слова: уверенно, испуганно, робко, смело, уважительно, ласково, грубо, насмешливо).
Найди в сказке спрятавшуюся пословицу. Как можно эту же мысль сказать по-другому?
Прочитай пословицы. Подумай, к кому из героев сказки они подходят.
Смелые и умные живут две жизни (белорусская).
Рыбу ловят удочкой, а человека – словом (армянская).
Вчерашней воды не догонишь (украинская).
Спохватился, когда скатился (русская).
Листву путает ветер, а человека – слово (чувашская).
|
|
|