|
Чередование согласных и беглые гласные
Тема: Чередование согласных и беглые гласные. Цели:
Образовательные:
-
продолжить формирование представления о чередующихся согласных и гласных в корне слова;
дать понятие о беглых гласных посредством наблюдения за словами; возможное наличие беглой гласной не только в корне, но и в суффиксе и приставке;
введение в активный словарь обучающихся термина «беглые гласные».
Развивающие:
развитие орфографической зоркости;
развивать интерес к языку и речевому творчеству.
Воспитательные:
-
воспитывать любовь к родной природе, родной земле, её обитателям;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью, умение контролировать себя во время работы (следить за осанкой).
Оборудование: презентация, таблички с фразеологизмами, магниты, открытка с приглашением от Деда Мороза.
Ход урока.
Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята. Мы начинаем урок русского языка. Тема сегодняшнего урока «Чередование согласных и беглые гласные». (Слайд 1)
- Открываем тетради. Пишем: Седьмое февраля. Классная работа. (Слайд 2)
- Что нас ждёт сегодня на уроке? Попробуем узнать. В каждом слове назовите букву, которая является орфограммой. (Слайд 3)
Суп, чугун, лестница, земля, плюш, пенал, каска, грустный, улов, шишка, леса.
- Сегодня мы отправимся в путешествие. Путешествие совершают для отдыха, ознакомления с новой местностью, городами, странами. А вы любите путешествовать?
Познавательная минутка.
1. Работа с фразеологизмом. (Слайд 4)
- Прочитайте фразеологизм.
Зарубить на носу.
- Что это означает? Как вы понимаете?
- Это значит запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди носили с собой дощечки и на них зарубками делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.
Всё, что мы сегодня узнаем на уроке, нужно «зарубить себе на носу».
2. Игра «Фразеологизмы».
- Какие фразеологизмы вы ещё знаете? Что они означают?
- Давайте поиграем в игру «Найди меня». Подберите правильное значение каждому фразеологизму. (Дети работают с табличками у доски: подбирают значения фразеологизмов и магнитами прикрепляют их рядом с подходящим фразеологизмом)
Покраснеть до корней волос - очень сильно
В корень смотреть – вникать в самую суть дела
Под корень подрубить или С корнем вырвать – полностью подорвать, уничтожить
Корни пустить – прочно обосноваться где-нибудь
Кому вершки, а кому корешки – о невыгодном или обманном дележе
- Давайте проверим, правильно ли мы сделали задание. (Слайд 5)
- Похлопаем себе.
Актуализация знаний.
Орфографическая работа.
- Посмотрите, что это? Нам пришло письмо. Только оно какое-то странное. Я ничего не понимаю. Помогите прочитать. Что нужно сделать, чтобы прочитать это письмо? (Исправить ошибки) (Слайд 6)
- Давайте попробуем теперь прочитать. От кого оно? (Слайд 7)
Дорогой друг!
Пишет тебе Снеговик. Ты любишь путешествовать? Приезжай в гости.
Твой друг Снеговик.
- Снеговик уже долго добирается до Деда Мороза, но никак не доедет. Вот он возле бухты. (Слайд 8)
- Дед Мороз тоже ждёт в гости. И вот какое приглашение прислал он по почте. (Учитель читает пригласительную открытку)
Привет, друзья!
Примите приглашенье.
В нашей стране мы
Ждём вас с нетерпеньем.
Познаете вы много разных тайн.
Согласные и гласные живут и тут, и там!
2. Повторение темы «Чередование звуков в корне слова».
- Для того, чтобы добраться, нужно вспомнить, что может происходить с согласными и гласными, которые причиняют нам неудобства. Постараемся научиться их не бояться.
2.1. Синтаксическая минутка.
- Прочитайте предложение. (Слайд 9)
Листья осины дрожат на ветру.
- Выпишите глагол-сказуемое из предложения, подберите к нему однокоренные слова. (Слайд 10)
Дрожат
2.2. Словарно-орфографическая работа.
- Давайте посмотрим, какие слова получились. (Слайд 11)
дрожь
дрогнуть г//ж
вздрагивать о//а
2.3. Теоретическая минутка.
- Итак, какие чередования знаете? (Дети называют)
- Давайте проверим наш ответ. (Слайд 12)
- Поаплодируем себе.
2.4. Игра «Найди пары».
- Поиграем в игру «Найди пары». Вам нужно будет найти пару словам и указать чередование. (Слайд 13)
Таскать прокачусь
Кормить готовлюсь
Ездить тащит
Готовиться мрачный
Осмотреть кормлю
Извещать осматривать
Блестеть езжу
Мрак весть
Прокатился блистать
(После каждого ответа учащихся по щелчку появляется стрелка) (Слайд 14)
- Являются ли однокоренными данные пары слов? (Слайд 15)
Опоздать – опаздывать
Влезть – влазить
Готовить – готовлю
- Что случилось с этими словами. (Произошло чередование звуков)
Введение в новую тему «Беглые гласные».
Работа с однокоренными словами.
1.1. Фронтальная работа.
- Являются ли однокоренными эти слова? (Слайд 16)
Пень – пня (Нет)
- Правильно, это одно и то же слово. А что случилось с этой парой слов? (Изменилась форма слова)
- Что интересного заметили? (пропала буква е)
- Правильно. Гласная е убежала. Из какой морфемы она убежала? (Из корня)
- А здесь. Являются ли эти слова однокоренными и что такого особенного заметили сейчас? (Убежала буква о) (Слайд 17)
- В какой части слова она была? (В суффиксе)
- Верно. Итак, подытожим. Гласные, которые при изменении формы слова имеют свойство убегать, называются беглыми.
- Какие это гласные? (о и е)
- В каких морфемах встречаются беглые гласные? (В корне и суффиксе)
1.2. Игра «Найдите пары».
- Запишите слова парами, разберите их по составу. (Слайд 18)
- Давайте проверим. (Слайд 19)
2.4. Вывод.
- На что вы обратили внимание? (В словах есть беглые гласные)
- Какая гласная называется беглой? ( Которая при изменении слова выпадает)
- В какой части слова она может находиться? (В корне и суффиксе)
2. Работа по учебнику.
2.1. Работа по правилу.
- Правильно. Но не только. А вот где ещё можно встретить беглые гласные, нам поможет узнать учебник.
- Откройте учебники на странице 160. Параграф 78. Давайте громко прочитаем, что здесь написано. (Чтение правила хором)
- Рассмотрим таблицу. Скажите, в каких частях слова бывают беглые гласные? (В корне, суффиксе и приставке)
2.2. Тренировочное упражнение. (Слайд 20)
- Устно поработаем с упражнением 410. Измените слово так, чтобы буква в указанной части слова стала беглой. Читаем по цепочке.
V. Закрепление темы «Беглые гласные».
- Снеговик вами очень доволен. Едем дальше. Итак, Снеговик остановился у берега. (Слайд 21)
1. Работа с текстом.
- Посмотрите, какой интересный текст. Снеговик растерялся, просит о помощи. Прочитайте текст, назовите орфограммы. (Слайд 22)
В лес пришёл Моро.-Красный Нос. Сне. укрыл пни и кусты. Толстый лё. ск. вал быстрый ручей. Пуш.стый шарф л.жит на ветках дуба.
- Выпишите из текста слова с чередующейся согласной в корне. Подберите однокоренное слово, подчеркните чередующуюся согласную.
Снег-снежный, пушистый-пуховой
- Выпишите из текста слова с беглой гласной в корне слова. Измените форму слова. Подчеркните беглую гласную.
Пришёл-пришли, пни-пень, лёд-льды.
Беседа.
- Какое время года описано в тексте? (Зима)
- Давайте посмотрим, какие гости прилетают к нам зимой. (Слайды 23-26)
- Так что это за гости? Как их зовут? (Птицы)
- Измените слово птица так, чтобы появилось чередование согласных. (Птичка)
- А теперь измените слово птичка так, чтобы появилась беглая гласная. (Птичек)
- Давайте проверим. (Слайд 27)
1. Физминутка для глаз.
- Снеговик едет дальше. И вот уже он подъехал к остановке «Передохни». (Слайд 28)
- А что же здесь написано. Давайте прочитаем. (Дети хором читают)
(Слайд 29)
Береги платье снову, а зрение смолоду!
- Сделаем зарядку для глаз. Внимательно смотрите на экран и следите за передвижением точки. (Слайды 30-36)
2. Физкультминутка.
- Встали. Вышли из-за парт. Если вы услышите беглую гласную в корне слова, то встаёте на носочки и поднимаете руки вверх. Если услышите её в суффиксе, то приседаете.
Мешочек, день, узелок, угол, орешек, узел.
- Снеговик едет дальше. Следующая остановка «Высота». (Слайд 37)
1. Музыкальная пауза.
- Вы прослушаете 4 мелодии. Нужно будет угадать, как называется песня, и выписать слова с беглой гласной.
«Крылатые качели» - ветер
«Про папу» -песен
«Спокойной ночи, малыши» - игрушки, книжки, подушки, сказка
«От улыбки» - улыбка
2. Работа по стихотворению.
- Прочитайте стихотворение Твардовского. Впишите правильно слова. (Слайд 38)
Птиц не слышно.
Треснет мелкий
Обломившийся …,
И, хвостом мелькая, белка
Лёгкий делает … .
(прыжок, сучок)
- Проверим. (Слайд 39)
3. Игра «Четвёртое лишнее».
- Следующая остановка «Мыс». (Слайд 40)
- Посмотрим, что нам здесь предстоит сделать. (Слайд 41)
- Поиграем в игру «Четвёртое лишнее». (Слайд 42)
Найдите слово, в котором возможно чередование звуков в корне:
дубочек, 2) успех, 3) ночной, 4) гитара
Найдите слово с беглым гласным:
1) замочек, 2) смотреть, 3) стрельба, 4) птица
- Вот мы и добрались до домика Деда Мороза. . (Слайды 43 - 44)
- У хорошей сказки хорошая развязка. (Слайд 45)
Учитесь с улыбкой,
Шутите учась!
Любая ошибка
Исчезнет боясь
Весёлой науки
И радостных глаз.
Учитесь без скуки -
Как я!
В добрый час!
- Какие секреты правописания вы узнали? (Чередующиеся согласные и гласные и беглые гласные)
- Какие гласные называются беглыми? (Которые при изменении формы слова выпадают)
- Открываем дневники, записываем домашнее задание. (Слайд 46)
Параграфы 78, 79
Стр.162-163 упр.415-письм.
X. Выставление оценок.
- За хорошую работу следующие ученики получают оценки.
- Молодцы! (Слайд 47)
- Спасибо за урок! (Слайд 48)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Село-Чура»
Кукморского муниципального района
Республики Татарстан
Разработка открытого урока
по русскому языку в 5 классе
по теме «Чередование согласных
и беглые гласные»
Место проведения: МБОУ «СОШ № 4» пгт Кукмор
Класс: 5в
Учитель: Данилова Л.В., учитель русского языка
и литературы первой квалификационной категории
2012 год
|
|
|