Главная страница

«Чем меньше ребёнок, чем хуже он владеет речью, тем сильнее он тяготеет к рифме». Филолог Корней Чуковский


Скачать 32.97 Kb.
Название «Чем меньше ребёнок, чем хуже он владеет речью, тем сильнее он тяготеет к рифме». Филолог Корней Чуковский
Дата 14.02.2016
Размер 32.97 Kb.
Тип Документы


«Чем меньше ребёнок, чем хуже он владеет речью, тем сильнее он тяготеет к рифме».

Филолог Корней Чуковский.
Существует более рациональное объяснение этому факту, основывающееся на работах исследователей биоритмов человека. Поскольку рифмованная речь основанная на ритмичном произношении звуков, ритм и является основой изобретательного отношения ребёнка к рифме. Самый близкий к этому явлению ритм – биение сердца, который, как известно, является врождённым биоритмом, следовательно, можно предположить, что склонность детей к восприятию похожего внешнего ритма, каковым является рифмованная речь – врождённое качество.

Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук, они нужны для отработки звукопроизношения, развититя силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи..

В начале работы необходимо выделить «основу» чистоговорки. Для этого берётся последний слог в слове и повторяется в напчале чистоговорки столько раз, сколько в этом слове слогов. Получается «основа» чистоговорки, на которой идёт работа отработка звука.

Пример: Са-Са-Са-идёт лиСА





  1. «Интонационное выделение слова»


Цель: учить ребёнка интонационно выделять слова в чистоговорке.

Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать интонационную выразительность речи.

  1. вариант. Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребёнком (например, СА-СА-СА-идёт киСА).

Затем взрослый спрашивает ребёнка: «СА-СА-СА – идёт КТО?», голосом выделяя слово-вопрос. Ребёнок отвечает, голосом выделяя слово-ответ.

Чистоговорку лучше выложить маленькими фишками, а слово-ответ – большой фишкой:

Например: СА-СА-СА – идёт КИСА.




  1. вариант. Взрослый задаёт к чистоговорке вопрос, а ребёнок отвечает, ориентируясь по схеме, выложенной фишками:

Взрослый: СА-СА-СА- ЧТО ДЕЛАЕТ киса?



Ребёнок: СА-СА-СА – ИДЁТ киса.


  1. «Добавь слог»


Цель: учить ребёнка заканчивать слово слогом с заданным звуком.

Задача: автоматизировать звук в слогах.

  1. вариант. Взрослый: Я произнесу чистоговорку, а ты добавь в конце слог.

Например: КА-КА-Ка. – бел…(лампоч..); КА-КА-КА-коляс…

Ребёнок: КА.

Если ребёнок затрудняется в выполнении задания, взрослый может обозначить последний слог фишкой и поднимать её каждый раз, когда надо произносить слог.

  1. вариант. Взрослый просит ребёнка добавить слог в конце чистоговорки. Ребёнок добавляет слог самостоятельно и по возможности повторяет всю чистоговорку.


лягушКА
белКА

сосКА лампочКА




собаКА

колясКА


  1. «Выбери чистоговорку с заданным звуком»




Цель: учить ребёнка определять заданный звук в чистоговорке, формировать навыки работы со словами сложной слоговой структуры.

Задача: развивать фонематический слух, учить определять наличие звука в слове и фразе, развивать понимание слоговой структуры слова, автоматизировать звук в словах и фразе.
Взрослый: сейчас я произнесу две чистоговорки (по двум картинкам), а ты скажи, в какой из них есть звук «Л».

Затем ребёнку предлагается тоже самое на слух.

Предлагаемые чистоговорки обязательно должны включать в себя две части. Первая часть должна состоять из повторяющихся слогов. Во второй должно находиться слово из такого же количества слогов, заканчивающееся слогом из первой части.

Например: ЛА-ЛА – пиЛА.



свёкЛА пчеЛА


метЛА

коаЛА