Главная страница

Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.


Скачать 108.13 Kb.
Название Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Дата 16.02.2016
Размер 108.13 Kb.
Тип Документы


Стрекалова М.В., учитель высшей категории МОУ СОШ №51 г. Челябинска
Приобщение детей младшего школьного возраста к истокам культуры народа. Формирование этнотолерантности.
Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Планируемые результаты духовно-нравственного развития на ступени начального общего образования:

Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;

  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • уважительное отношение к традиционным религиям;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;

  • элементарные представления о различных профессиях;

  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Ценностное отношение к природе;

  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Практически все эти результаты можно достичь в процессе приобщения детей младшего школьного возраста к национальной культуре, нахождения общего в культуре и традициях разных народов.

Актуальность приобщения детей к истокам национальной культуры можно выразить словами казахской пословицы: «Сын, помнящий семь поколений, процветает семь поколений. Сын, не помнящий одно поколение, погибает».

Человек, оторванный от глубинных национальных корней, теряет самые ценные духовные и нравственные качества личности. Но и человек, который замыкается в своей национальности как в скорлупе, также теряет лучшие качества личности. Поэтому необходимо параллельное изучение культурных и исторических традиций народов, проживающих на одной территории. Это актуально на Южном Урале. По данным 1996года только на территории Челябинска проживали представители свыше ста национальностей

Русские

892 тыс. человек

Татары

70 тыс.

Украинцы

34 тыс.

Башкиры

16 тыс.

Немцы

14 тыс.

Евреи

9 тыс.

Белорусы

8,6 тыс.

Мордва

7 тыс.

Чуваши

4 тыс.

Удмурты

1,2 тыс.

Казахи

1,1 тыс.

Азербайджанцы, армяне, болгары, мари, поляки, узбеки

По 1 – 0,5 тыс. человек

Греки, грузины, карелы, коми, корейцы, латыши, лезгины, литовцы, осетины, таджики, финны, эстонцы, цыгане

По 0,5 – 1 тыс.


Среди челябинцев есть абхазы, алтайцы, арабы, балкарцы, буряты, вепсы, даргинцы, дунгане, испанцы, киргизы, курды, лакцы, манси, ненцы, ногайцы, селькупы, рутульцы, словаки, табасараны, таты, тувинцы, туркмены, турки, уйгуры, французы, ханты, чехи, эвенки, якуты и другие .

Необходимость воспитания этнокультуры с детских лет обуславливается по мнению башкирского народа тем, что «Что птенец получает в гнезде., с тем и вылетает из него». Эту же мысль можно выразить и словами азербайджанской пословицы « Посеянное вовремя жемчугом взойдёт».

К средствам формирования этнотолерантности можно отнести пословицы, загадки, сказки, легенды, мифы, национальные подвижные игры, песенное, танцевальное и декоративно – прикладное народное творчество, традиции строительства жилища, особенности национальных костюмов, головных уборов, обуви, украшений, особенности образования имен и фамилий.

Очень интересны и познавательны мифы наших предков. Сопоставление мифологии разных народов приводит к твердому убеждению, что некогда мы были едины, представляли один народ.

На какие вопросы можно получить ответ, если внимательно изучить мифологию?

Вопрос 1. Почему надо беречь природу?

И славяне, и их соседи представляли вселенную в виде яйца. Внутри этого яйца, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть «желтка» - наш живой мир. мир людей. Нижняя, «исподняя» часть – нижний мир, Мир мертвых. Вокруг земли, подобно яичным пленкам и скорлупе, расположено 9 небес, каждое из которых имеет свое предназначение. Одно небо для солнца и звезд, другое для месяца, еще одно – для туч и ветра. Седьмое по счету –«твердь», прозрачное дно небесного океана. Там хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей. Славяне считали, что на любое небо можно попасть, взобравшись по Мировому Древу, которое связывает между собой Нижний мир, Землю и все девять небес. Отзвуки этого мифа дошли до нас в сказках о горохе или бобах, выросших до самой Луны. По мысли древних Мировое древо больше похоже на громадный дуб, на котором зреют не только жёлуди, но и семена других растений. А там, где вершина Мирового древа поднимается над седьмым небом, есть остров, и на том острове живут прародители всех зверей и птиц: «старший» олень, «старший волк» и т.д. Слово старший употреблялось на в значении старый, немощный, а более опытный, матерый. Славяне полагали, что на этот остров улетали души животных, убитых охотников, и держат ответ перед «старшими» - рассказывают, как поступили с ними люди. Соответственно охотник должен был благодарить зверя, позволившего взять свою шкуру и мясо, и ни в коем случае не издеваться над ними, не причинять лишних мучений. Тогда «старшие» скоро отпустят зверя назад на Землю, позволят снова родиться, чтобы не переводилась рыба и дичь. Если же человек провинился – не оберется беды…

Язычники отнюдь не считали себя царями природы, которым позволено грабить ее как угодно. Они жили в природе и вместе с природой и полагали, что у каждого живого существа не меньше права на жизнь, чем у человека. Вот бы и нам подобную мудрость!

Взгляды древних славян совпадали с представлениями северных саамов. «Земля – живое существо,- говорили саамы.- Деревья и травы – ее волосы, а зеленый дерн и тундровый мох – ее кожа. Нельзя делать больно земле, нельзя ее ранить..» Современный человек усмехнулся. Презрительно высказался по поводу суеверий и пришел в тундру с вездеходами и тракторами. А теперь мы хватаемся за голову: оказывается, северная природа очень ранима. Там, где один раз прошёл вездеход, вскоре возникает овраг – незаживающая рана Земли. Между тем саамы знали это всегда и зашифровали законы Жизни в мифе.

Древние славяне верили: когда дерево рубят, оно плачет. Научные исследования подтвердили языческие убеждения. Цветок в горшочке буквально «сходит с ума» от ужаса, когда к нему приближается человек, только что погубивший другое растение: об этом поведали ученым электронные приборы, подключенные к его листьям.

Вопрос 2. Почему в качестве символа домашнего благополучия многие народы дарят фигурки уточек, лебедей?

Славяне – язычники считали сыном Неба и земли Солнце и называли его уважительно Даждьбог Свароживеч. Даждьбог – дающий всем благо. Даждьбог ездит по небу на чудесной колеснице. Запряженной четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Ночью Даждьбого измеряет с запада на восток Мир Мертвых. Утром и вечером он пересекает океан – море на ладье, запряженной гусями, утками и лебедями. Поэтому наши предки приписывали особую силу оберегам в виде уточки с головой коня. В восточной традиции Фен – шуй гуси – символ доверия и верности, уточки – мандаринки – символ любви. Не это ли свидетельство общности глубинных корней разных народов.

Вопрос 3. Почему крест стал символом христианства и вошел в символику разных религий ?

Священным знаком Солнца с незапамятных времен был крест. Иногда солнечный крест обводили кружочком, а иногда рисовали катящимся, как колесо солнечной колесницы. Такой катящийся крест назывался свастикой. Она была обращена то в одну, то в другую сторону, смотря потому, какое Солнце хотели изобразить – дневное или ночное. Свастика была распространена и почитаема на территории от Индии до Ирландии. Часто она встречается в древнерусских украшениях. Интересна трактовка свастики в буддизме. Она называется «мандзи» и считается символом совершенства. Вертикальная черта свастики указывает на взаимосвязь Земли и неба. Горизонтальная на борьбу противоположностей – Инь и Янь. Поперечные штрихи, направленные влево олицетворяют движение, мягкость, сострадание, добро; вправо – твердость, решительность. Таким образом, две разновидности мандзи дополняют друг друга: без силы добро и милосердие беспомощно, а холодный интеллект творит зло. Вот почему крест стал символом многих религий. И вот почему фашистской символикой стала свастика, изображающая не что иное как «ночное» солнце.

Вопрос 4. Почему необходимо бережно относиться к хлебу, почему хлеб – всему голова?

Как правило, отвечая на этот вопрос, мы говорим о большом количестве людей, занятых в производстве хлеба. Но разве для производства сахара или другого продукта питания нужен труд только одного человека или труд одного мене ценен? Есть другая точка зрения – хлеб мы употребляем в пищу с любыми другими продуктами. Без него невозможно обойтись. Но как тогда быть с теорией раздельного питания, считающей несовместимость хлеба с мясом? Как относиться к тому факту, что многие народы потребляют хлеба гораздо меньше, чем принято в России, но при этом для них также характерно бережное отношение к хлебу?

А дело в глубоких мифологических корнях, которые имеют наши взгляды на хлеб. Хлеб был для славян и других народов даром богов. Засеянное хлебное поле изображалось так же. как и женская беременность. Чтобы сварить простейшую кашу, нужно обеспечить союз Огня, Воды и зерна,- продукта Земли. Все эти три сути были Божественными, все трем поклонялись. Сладкая каша, заправленная ягодами и сваренная на меду, являлась главной ритуальной пищей язычников: она несла мощную идею плодородия, победы над Смертью, вечностью возвращения к жизни. Мед был символом живой воды, а ягоды – неисчислимого плодородия. Языческая каша прекрасно вписалась в христианскую традицию в виде поминальной кутьи. Другой древней ритуальной едой были блины. В них заключены те же божественные сути, а кроме того круглый румяный блин похож на Солнце, умирающее и воскрешающее каждую зиму. Вот почему блины присутствуют на поминальном столе и на праздновании Масленицы. В хлебе соединились все священные свойства каши и блинов. Возвращаясь домой с похорон, наши предки заглядывали в квашню с тестом, чтобы священная сила Жизни изгнала Смерть за порог. На квашню, покрытую подушкой, усаживали невесту перед свадьбой, чтобы новая семья жила весело, дружно, многодетно. В этих же целях перемешивали хлеб, испеченный в доме жениха, и хлеб, испеченный в доме невесты. Вот почему мы говорим, что хлеб – всему голова.

Вопрос 5. Почему у некоторых народов существует странный обычай петь и танцевать во время похоронной церемонии?

Дело в том, что смех, веселая песня – это та сила, которая побеждает зло, олицетворяет победу Жизни над Смертью.

Изучение мифологии помогает уважительно или хотя бы терпимо относиться к непонятным нам обычаям других народов, а именно это лежит в основе мирного сосуществования многонационального общества.

Большую роль в формировании этнотолерантности играют сказки. Они показывают детям, что все народы ценят одинаковые нравственные качества личности. Например, ведя с детьми разговор о дружбе, читаем следующие сказки:

  • Как волк с горы катался (народов Чукотки).

  • Сто лошадей или сто друзей (осетинская).

  • Как птицы подружились (бирманская).

  • Кто лучше (африканская).

  • Три бабочки (венгерская).

  • Семь гранатовых браслетов (азербайджанская).

Параллельно знакомимся и обсуждаем пословицы разных народов о дружбе. Например:

  • Неверный друг – что дырявая шуба (татарская).

  • Лучше друг верный, чем камень драгоценный (русская).

  • Плохо без друга, который потерян. Но плохо и с другом, который не верен (русская).

  • Друг в глаза скажет, недруг за спиной бурчит (башкирская).

  • Пощёчина друга легче, чем поддакивание врага (татарская).

  • Без хорошего друга человек не знает своих ошибок (алтайская).

  • Дружба людей гору сокровищ создаёт (тувинская).

  • Тело украшает одежда, а душу украшает дружба (узбекская).

  • Дружные сороки съедят и коршуна, скрученная бечёвка разрежет камень (бурятская).

  • Лучше дружбу хранить, чем сокровища копить (тувинская).

  • Фальшивый друг хуже, чем открытый враг (алтайская).

  • Хороший друг – крепость (осетинская).

  • Хороший друг надёжнее стены (якутская).

  • Не заводи друга, который нам дарит рот, а врагу – сердце (аварская).

  • Враг украдёт твою тайну, друг исправит твою ошибку (узбекская).

  • Хочешь победить врагов – не упускай друзей (таджикская).

  • Тот не друг, кто сердцу боль приносит (узбекская).

Формы работы:

  • Уроки литературного чтения и ознакомления с окружающим миром.

  • Уроки музыки, изобразительного искусства и технологии.

  • Театр песни.

  • Танцевальный кружок.

  • Конкурсы знатоков пословиц народов России, Урала.

  • Вечера народных загадок.

  • Самостоятельное чтение и сопоставление сказок народов России.

  • Эссе («Чем похожи герои русских и башкирских народных сказок?»)

  • Создание музея сказок народов Урала.

  • Создание выставок («Обереги народов Урала», «Народные головные уборы»)

  • Создание коллекций

  • Праздник игр народов Урала

  • Создание тематических сборников пословиц народов России, Урала.

  • Исследовательские проекты ( «Национальная кухня», «Орнамент в национальной вышивке», «Образы животных в сказках и мифах разных народов», «Народные игры как средство приобщения детей к труду взрослых»).

  • Экскурсии (в музей музыкальных инструментов, на выставку народного костюма, краеведческий музей, татаро-башкирскую библиотеку).

Социальные партнёры:

  • Татаро-башкирская библиотека.

  • Детская районная библиотека.

  • Музей музыкальных инструментов.

  • Краеведческий музей

  • Родители учащихся

Работа по приобщению детей к истокам национальной культуры интересна детям, родителям и педагогам. Она помогает по-новому взглянуть на нашу жизнь. Вполне возможно, что поколение, воспитанное на знании и уважении культурных традиций народов своей страны, своего края, планеты, будет строить жизнь и политику на качественно ином уровне, когда не будет экологических катастроф, межнациональных и религиозных конфликтов, когда наша планета будет процветать.