|
«Практические рекомендации для родителей: «Поиграй со мной»
Тема: «Практические рекомендации для родителей: «Поиграй со мной»
Введение.
Вступительная беседа.
Сначала сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети, зачем нужна ребенку игра, какие игры воспитывают и как, а какие вредны? Почему об этом я предлагаю вам поговорить? Да потому, что наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть, а те игры, в какие играют дети, стали невеселые, агрессивные, поэтому наша задача исподволь направлять детей на гуманистический путь, воспитывать у них желание помогать, терпимость к другим точкам зрения. Научить детей играть, значит – научить жить. Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного детского поколения другому.
За последние десятилетия детская игра претерпела заметные изменения не только на уровне игровых сюжетов. Она обрела иной пластический рисунок, иные средства осуществления. В центре игры оказались «мышка» и компьютерный экран. Поколение, выросшее перед телевизором и воспитанное на компьютерных «стрелялках-догонялках», достигло родительского возраста.
Нынешние молодые родители и их сверстники-педагоги в силу отсутствия собственного полноценного игрового опыта с трудом осазнают роль игры, благодаря которой ребенок становится способен к активной продуктивной деятельности. Педагоги все внимание сосредотачивают на занятиях. Уделяющие ребенку внимание родители тоже стараются «заниматься с ребенком. А вот играть с подросшим сыном или дочкой, как правило не умеют. В результате современная семья оказалась без важнейшего из педагогических и психологических средств воспитания и развития ребенка.
Большинство родителей и других взрослых членов семьи считают детскую игру второстепенным и не самым важным в жизни ребенка занятием. А ведь игра оказывает решающее влияние на развитие мышления, внимания, памяти,речи, творческого воображения ребенка.
Многие родители хотели бы иметь какой-то универсальный «волшебный» рецепт воспитания умных, общительных детей. Однако, такого рецепта нет и не может быть. А есть несложные игры и упражнения, способствующие развитию ребенка, в которые дети играют с удовольствием.
Игры – это не только средство развлечения, но также и развития.
В какие же развивающие игры можно играть дома?
Настольные игры, шахматы и шашки, логические головоломки, конструкторы предоставляют огромную возможность организовать интересный досуг со своим ребенком. Что мы видим сейчас на прилавках магазинов? Миниатюрные наручники и резиновая дубинка. На что ориентирует эта игра? На профессию полицейского? Думается, что вряд ли. Скорее всего на насилие – когда это самый короткий путь решения проблем. Вы скажете, а как же мы играли игрушечными мечами и саблями? Когда-то сынишка, получив в подарок игрушечный меч, тотчас направлялся в темную комнату и через несколько минут выходил из нее счастливо улыбаясь. «Он убежал, Бармалей!». Игрушечный меч оказался оружием против страха темноты. Барби, Синди – куклы ваших дочек. Кто они? Подружки? Обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а, скорее всего, горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом. Чем подменяется образ материнства? Вспомните, как нам были дороги малюсенькие куколки, которых мы одевали, баюкали… А электронные игрушки? Это ведь вред здоровью наших детей (близорукость, косоглазие, нервные тики…). Нельзя не затронуть также проблему негативного воздействия телевизора, видео, компьютера на психику ребенка. Во время игры ребенок часто переживает чувство страха и нервного напряжения, увеличивается количество адреналина в крови, учащается сердцебиение. Психологами подмечено: компьютер отчасти способен заменить личную жизнь. А где же общение с семьей, со взрослыми, игры со сверстниками?
Игра – дело серьезное. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре, и вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.
Для детей игра – это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств, а не воображаемых «понарошку». Ребята преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, сострадать и сорадоваться, поэтому и ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь не обремененный детскими страхами и проблемами.
Игра – это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и пяти минут. Но если это игра «Совушка», ребенок, даже самый непоседливый, простоит на одной ноге и пять минут.
Игра – школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку, что такое хорошо и что такое плохо, но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научит его действовать и поступать в соответствие с нравственными требованиями.
Надо помнить, что игра – ведущая деятельность в детском возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. С помощью игры эффективнее идет обучение и воспитание ребенка. Это и средство диагностики психического состояния, и личностного развития ребенка. Это и метод коррекции дефектов, недостатков, отставании в развитии.
Игра – понятие многогранное. Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор, другие – ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки и т.д.
Сегодня мы обучимся играм развивающего характера, воздействующим непосредственно на психологические качества личности ребенка.
Практикум для родителей.
Игры на развитие речи детей.
«Пословица недаром молвится».
Задание. Вдумайтесь в начало пословицы, вспомните или подберите подходящий к ней конец.
Землю красит солнце,…
|
|
|
…а лень портит.
|
Труд кормит,…
|
|
|
…мать ученья.
|
Возьми книгу в руки,…
|
|
|
…а человека труд.
|
Повторенье - …
|
|
|
…и не будет скуки.
|
«Преобразование слов».
Задание. Из каждого слова исключите по одному звуку, чтобы получилось новое слово:
Столб
|
|
укол
|
|
полк
|
Волк
|
|
тепло
|
|
стол
|
Всласть
|
|
клад
|
|
лампа
|
«Лучший скороговорщик».
Задание. Произнесите быстро и отчетливо скороговорки:
На березе галка, на берегу галька.
Дятел дуб долбил да недодолбил.
Игры на развитие психических процессов и раскрытие личностных возможностей ребенка.
«Разрезные картинки».
Задача играющих – собрать из отдельных частей картинку (по образцу или без образца). Задание можно усложнить, если перепутать части двух-трех картинок.
«Пантомима».
Участники игры становятся в круг. По очереди каждый выходит в середину круга и с помощью пантомимы показывает какое-либо действие. Например, стирает белье, тащит тяжести, шьет и т.д. Остальные должны догадаться, что изображал игрок.
«Испорченный телефон».
Это игра нашего детства. Ведущий вручает первому игроку команды сложенный лист с написанной скороговоркой. По сигналу первый игрок прочитывает шепотом скороговорку и передает рядом сидящему игроку, тот – своему соседу, и так до конца. Последний называет скороговорку, сравнивают ее с оригиналом.
«Покормите рыбок».
Разыгрывается ситуация кормления рыбок в пруду. На обратной стороне рыбок написаны примеры. К левой и правой части прикрепляются рисунки с изображением кормушек, на которых написаны числа, обозначающие ответы. Участники игры, решая примеры, размещают рыбок возле своих кормушек.
«Составь слово».
Детям предлагаются карточки с буквами и фрагментом урока. Надо составить слово и прочитать его. Помощь окажет рисунок, который будет составлен в случае правильного расположения букв.
«Чудесный мешочек».
Водящий опускает руку в мешок, ощупывает предмет и описывает то, что ощущает. Учащиеся должны догадаться, о каком предмете идет речь.
|
|
Усиление концентрации внимания.
Стимульный материал для упражнения: 2 набора “найди отличия”
Время выполнения 3 мин.
Игра “Акустики”
Цель – развитие способности концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Дается задание: ”Закройте глаза и внимательно слушайте, что происходит в коридоре”. Через минуту происходит опрос. Родитель и ребенок делятся впечатлениями от услышенного. Затем слушаем, что происходит за окном и так далее.
Игра “Зоопарк”
Цель – увеличение объема зрительного внимания.
Стимульный материал для игры: поле из 12 клеток (лист А4) и набор карточек с животными (12 шт.)
Задача детей запоминать, в какой клетке живет, какое животное. Предъявляется поле с 4 животными (на 30 сек). С каждым показом число животных увеличивается.
Упражнение “Квадрат”
Цель – тренировка распределения зрительного внимания.
Стимульный материал для упражнения: поле из 12 клеток (лист А4), бумага, пишущие принадлежности.
Детям предъявляется поле, на котором в случайном порядке расставлены числа от 1 до 16. Задача детей как можно быстрее расставить числа в возрастающем порядке. Задание выполняется индивидуально на своем листе. Чтобы поддерживать атмосферу игры и соревновательность, родитель тоже может выполнять задание.
Упражнение “Четыре стихии”
Цель – развитие слухового внимания, связанного с двигательной координацией.
Дети слушают ведущего, а затем повторяют вместе с ним, какие движения соответствуют каким командам.
Далее дети начинают бегать по кругу, но как только звучит команда, застывают в определенной позе. Невнимательные выбывают.
команда Движение руками Земля Опускаем руки вниз Вода Вытягиваем руки вперед Воздух Поднимаем вверх огонь Прижимаем к груди
Упражнение “ Будь внимателен!”
Цель – развитие устойчивости слухового внимания.
Дети под музыку маршируют, как только музыка останавливается, дети должны остановится. Невнимательные выбывают из игры.
Игра “ Зеркало”
Цель – развитие способности концентрировать внимание.
Взрослый показывает простые движения руками, туловищем, ребенок – повторяет. Через 2 мин. можно меняться ролями.
Упражнение “Три изменения”
Цель – увеличение объема зрительного внимания.
На столе раскладываются различные предметы. Задача ребенка внимательно посмотреть на предметы, отвернуться, потом назвать какие изменения произошли.
Можно помочь ребенку. Кто поменялся местами? Чего не стало? Какие новые предметы?
Упражнение “Математик”
Цель – развитие способности распределять зрительное внимание.
Стимульный материал для упражнения: Таблица с определенным количеством разных предметов. Надо сосчитать количество определенного предмета в таблице.
Упражнение “ Найди слово”
Цель – тренировка избирательности внимания.
Стимульный материал для игры: таблица с набором букв лист со словами – мяч, слон, облако, дом, карандаш.
Детям предлагается найти в таблице слова и закрасить их.
Игра «Хлопушки»
Цель – развитие способности концентрировать внимание.
Называете ребенку различные слова. Это должны быть существительные в именительном падеже единственного числа. Например, слова, которые обозначают животных. Ребенок по договоренности должен реагировать на определенные слова — не хлопать
"Игра “День – ночь”
Цель – развитие способности переключения зрительного и слухового внимания.
Дети в кругу. Объяснение правил. Когда играет музыка – день, когда ее нет – ночь. Днем каждый игрок должен активно передвигаться, разговаривать и наблюдать за другими. Ночью все должны молчать, не ходить и закрыть глаза – уснуть. Ночью нужно внимательно слушать, что происходит вокруг.
Через 4 мин. (по две минуты на каждое время суток), ведущий спрашивает: кто что видел и слышал.
Общие рекомендации могут быть такими:
Необходимо обратить внимание на развитие следующих мыслительных операций: обобщение, выявление существенных признаков предметов и явлений, установление логических отношений между понятиями;
Использовать специальные развивающие упражнения для коррекции произвольного внимания.
Игра на распределение внимания.
Перед вами таблица, в которой расположены произвольно числа от 1 до 40. Всего в таблице 25 чисел, значит 15 пропущено. Вам необходимо отыскать по порядку числа в таблице (поиск проводить только глазами). Если вы не найдёте какие-либо числа на таблице, то эти числа выпишите.
33
|
8
|
26
|
11
|
5
|
17
|
25
|
14
|
3
|
32
|
4
|
19
|
35
|
23
|
13
|
21
|
38
|
40
|
31
|
9
|
12
|
29
|
1
|
27
|
24
|
Ответы: 2,6,7,10,15,16,18,20,22,28,30,34,36,37,39.
Игра на развитие способности анализировать значение слов, умения обобщать.
Оборудование: мяч.
Назовите одним словом или словосочетанием как можно точнее (мяч бросается взрослым то в одну, то в другую команду):
Гитара – скрипка (музыкальные инструменты)
Метла – лопата (орудия труда)
Сковорода – кастрюля (посуда)
Телевизор – магнитофон (бытовая техника)
Школа – университет (учебные заведения)
Математика – история (наука)
Азия – Африка (части света)
Сказка – былина (устное народное творчество)
Цунами – ураган (стихийные бедствия, катастрофы)
Стойкость – мужество (положительные черты характера)
Стебель – лист (части растения)
Облачность – осадки (природные явления)
Сумма – произведение (математические действия, результаты математических действий)
Берлин – Варшава (столицы)
Ночь – вечер (время суток)
Море – озеро (водоёмы) и т.п.
Игра на развитие наблюдательности, зрительной памяти, объёма внимания.
ссмотреть внимательно весь класс (комнату), постараться запомнить каждую мелочь. Из каждой команды уходит один человек. В классе происходит незначительные изменения (до 5: поменяться местами, спрятать кого-нибудь и т.п.). Выходящие должны назвать эти изменения.
"Наоборот"
Взрослый бросает мяч ребенку, называя при этом какой-либо предмет или признак. Ребенок возвращает мяч обратно, называя противоположное свойство или предмет (с обратным смыслом). Например: толстый - тонкий, большой - маленький, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, трус- храбрец, добрый – злой.
«Лабиринты»
Попросите ребенка найти путь к домику.
Найди в лабиринте дорожку и узнаешь, какому ежику достанется яблоко.
Игра на распределение внимания, обогащение словарного запаса и знаний об окружающем мире
“Реки мира”.
В клетках записаны названия рек мира. Найдите их. Названия записаны как по горизонтали, так и по вертикали.
-
-
-
-
М
|
И
|
С
|
С
|
И
|
С
|
И
|
П
|
И
|
И
|
Д
|
Ф
|
Н
|
А
|
Е
|
Н
|
А
|
Р
|
С
|
О
|
Д
|
Р
|
А
|
Н
|
И
|
Р
|
Т
|
С
|
Н
|
М
|
О
|
К
|
А
|
Л
|
А
|
Ы
|
У
|
Р
|
А
|
Л
|
С
|
В
|
Д
|
Н
|
Ш
|
Р
|
Е
|
Й
|
Н
|
Р
|
О
|
Н
|
А
|
О
|
И
|
Т
|
Н
|
О
|
М
|
Л
|
Е
|
Б
|
А
|
В
|
И
|
С
|
Л
|
А
|
Г
|
П
|
О
|
Н
|
У
|
А
|
М
|
У
|
Д
|
А
|
Р
|
Ь
|
Я
|
Ответы: Миссисипи, Лена, Одра, Ока, Урал, Рейн, Рона, Висла, Амударья, Миссури, Майн, Рейн, Волга, Иртыш, Обь, Нил, Днепр, Сена, Парана, Дон.
"Решение анаграмм." Тренирует логическое мышление, особенно анализ и синтез, обогащает словарный запас, расширяет кругозор.
Из приведённых слов путём перестановки букв нужно составить название животного, птицы или растения. Все буквы должны быть обязательно использованы.
араб + ум
|
6) перо + лад
|
11) так + сук
|
лира + гол
|
7) ель + газ
|
12) урок + тапка
|
фа + жир
|
8) сорт + Альба
|
13) фа + гном + ил
|
липа + нота
|
9) лик + пена
|
14) кожа + ворон
|
бак + бум
|
10) до + кролик
|
15) ум + па
|
"Бывает – не бывает."
Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если он ответит правильно, его очередь загадывать вам загадку (фразу). Обязательно чередуйте реальные и нереальные варианты, например: «Волк бродит по лесу», «Волк сидит на дереве», «В кастрюле чашка варится», «Кошка по крыше гуляет», «Собака по крыше гуляет», «Лодка по небу плывет», «Домик рисует девочку», «Мальчик рисует машину». Можно использовать в игре мяч. Если то, о чем сказано, действительно бывает, то мяч нужно поймать, и не ловить, если этого не бывает. Игра пройдет веселее и интереснее, если вы будете иногда ошибаться.
«Четвертый лишний» – исключить один предмет, не имеющий некоторого признака, общего для остальных трех.
«Кто спрятался?»
Попросите ребенка отыскать все предметы, которые спрятались на картинке.
Поставь по порядку!
Определить правильную последовательность картинок. По ним рассказать историю.
«Угадай-ка»
Игру начинает взрослый. С помощью мимики и жестов надо изобразить какой-либо предмет (лягушку, машину, поезд…). Если ребенок угадает, можно поменяться местами. Теперь пусть загадывает он.
«Запомни звуки»
Нужно приготовить коробку с различными шумовыми предметами, которые своим звучанием знакомы детям (пистолет, бубен, дудка и т.д.). Предложите ребенку отвернуться и попробовать отгадать по звуку, что у вас в руках.
«Спичечный узор»
Нужно взять три спички (или 4-5). бросить их на стол, запомнить узор и вместе с ребенком постараться выложить такой же, но первый предварительно прикрыть листом бумаги.
«Ласковые лапки»
Взрослый подбирает несколько (6-7) мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Выкладывает их на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Ребенку с закрытыми глазами нужно угадать, какой «зверек», т.е. предмет, прикасался к руке. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. (Вариант: «зверек» может прикасаться к щеке, ладоням, колену.)
Заключение.
В заключение хочу сказать всем родителям: обязательно поддерживайте и помогайте своим детям, одобряйте даже за небольшие успехи и достижения, помогайте ему взрослеть, постепенно передавая ответственность за какую-нибудь работу. Не бойтесь лишний раз показать свою любовь к сыну или дочери. Это только укрепит его уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных трудных жизненных ситуациях.
Литература
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Издательство “Ось-89”, 1999;
Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во “Союз”, 2000;
Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. 3-е Изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2002;
Гаврина С. Е. и др., Развиваем внимание (рабочая тетрадь), М., 2003
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999;
Самоукина Н. В., Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы. – М., 1993
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1997;
Шлыкович А.С. Нам не скучно. – М.: Издательство “Детская литература”, 1964.
Составитель педагог-психолог Саркисян Л.Э.
|
|
|