|
Автор проекта: воспитатель высшей категории Ильина Наталья Евгеньевна. Цель проекта
Для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 г.»
Проект
«Москва деревянная, Москва белокаменная, Москва современная»
«Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось...»
А.С.Пушкин
Автор проекта: воспитатель высшей категории Ильина Наталья Евгеньевна.
Цель проекта: создание условий для становления исторического взгляда на окружающий мир у старших дошкольников, т.е. учить детей видеть предмет, событие во временном развитии. Творческое самовыражение ребёнка и педагога.
Задачи проекта:
-
Продолжать расширять представления детей о Москве - столице России, об истории города, проследить, как менялся его облик с течением времени;
Активизировать речевую деятельность детей, обогащать словарный запас;
Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за столицу;
-
Систематизировать знания, стимулирующие развитие познавательных и творческих способностей;
Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу детей;
Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности.
Актуальность темы: сегодня как никогда актуально стоит вопрос патриотического воспитания. Наверное, от его решения зависит будущее каждого человека, живущего в России, и всей страны в целом. «У нас нет другой государственной идеологии, кроме патриотизма», - так конкретно обозначил позицию Президент страны. Как сегодня нам – и родителям, и педагогам – выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть? Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях, по которым веками жила Россия.
Другой аспект. Формирование временных представлений для дошкольников довольно сложно, так как философские характеристики времени (текучесть, необратимость) нельзя «потрогать», «увидеть». Но вместе с тем, старших дошкольников уже интересуют временные, пространственные категории.
Основной раздел программы: направление «Познавательно-речевое развитие»
Тип проекта: информационно-творческий.
Продолжительность проекта: средней продолжительности.
Сроки исполнения – 3месяца, сентябрь – ноябрь. 2012г.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы №9,
музыкальный руководитель, родители.
Объект исследования: город Москва в прошлом и настоящем.
Ресурсное обеспечение проекта. Методическое сопровождение проекта: конспекты организованной деятельности детей, бесед (авторские разработки педагога); консультативный материал для родителей; подборка художественных произведений; наглядного материала; энциклопедического материала. Технические средства: музыкальный центр, CD диски, слайды, фотоаппарат.
Этапы работы над проектом
1). Определение проблемы, постановка цели проекта. «А всегда Москва была такой, как сейчас? Городу уже 865 лет, он имеет свою богатейшую историю, уходящую корнями в глубь веков. Предлагаю совершить увлекательное путешествие в прошлое и увидеть, с чего начиналась Москва».
Деятельность детей на данном этапе: учатся видеть проблему. Участвуют в обсуждении: как организовать путешествие, выслушивают любые мнения вплоть до нестандартных и неожиданных.
2). Подготовительный этап: составление плана деятельности по достижению цели.
Статья (эссе) в газету МБДОУ «Семицветик» на тему «С чего начинается Родина?»
Подбор иллюстративного материала, картин художников: Васнецова «Москва при
Иване |||», «Пушечный двор в Москве», Паленова «Московский дворик» и др.
Подбор детской литературы: Н.Носов «Метро», А.Ишимова «История России в
рассказах для детей», В.Лебедев – Кумач «Москва», А.Барто «Песенка о Москве», Ф.Глинка «Москва» (в сокращении), пословиц и поговорок о Москве.
Подготовка материала для изодеятельности.
Разработка сценария музыкально-литературной композиции, викторины.
Обсуждение плана проекта с семьями. Родителям предлагается:
- организовать по возможности поездку (экскурсию) в Москву;
- помочь детям собрать иллюстративный материал по теме;
- помочь детям разучить стихи, роли.
3). Практическая часть: выполнение проекта. Воспитатель организует и мотивирует различные виды деятельности через их интеграцию. Дети участвуют в разнообразных видах деятельности, выступают партнёрами и помощниками воспитателя.
Формы работы с детьми по выполнению проекта: реализация принципа интеграции образовательных областей:
Занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим: «Москва современная», «Москва деревянная», «Москва белокаменная». (Образовательная область «Познание»)
Творческое рассказывание детей, беседы на темы «Что я видел в Москве», «Прогулка по красной площади», «Моя поездка в театр» и др. (Образовательная область «Коммуникация»)
Чтение, обсуждение, заучивание стихотворений, пословиц и поговорок. (Образовательная область «Чтение художественной литературы»)
Викторина на тему «Начинается земля, как известно, от Кремля» (Маяковский)
Музыкально-литературная композиция «Город чудный, город древний». (Культурно-досуговая деятельность).
Выставка репродукций картин русских и советских художников о Москве.
Изодеятельность: рисование на тему: «Красная площадь», «Прогулка по Москве», «Спасская башня Кремля», аппликация, конструирование – плоскостное моделирование из различных материалов (картон, пенопласт). (Образовательная область «Художественное творчество»)
Игровая деятельность: (образовательная область «Социализация»)
- Игровой момент: полёт в прошлое на машине времени.
- Словесная игра «Иностранец».
- Игра-пантомима «Деревья в три обхвата, дремучие леса…»
- Игры на системный анализ (использование элементов ТРИЗ) «Чем похожи?»,
«Чем отличаются?».
- Русская народная игра «Пора, бабушка, в пир». (Образовательная область
«Музыка»)
Обеспечение оптимальной двигательной активности детей в народных играх, танцах, пантомиме. Закрепление умения комбинировать движения. (Образовательная область «Физическая культура», «Здоровье»).
4). Продукт проектной деятельности:
Создание и оформление альбома «Образ твой, Москва!» - иллюстрации, репродукции художников, рисунки детей, фотографии, собранные детьми и родителями.
Творческие коллективные работы детей по темам «Москва деревянная», «Москва белокаменная», «Москва современная». – изодеятельность
5). Презентация проекта: воспитатель и музыкальный руководитель организует музыкально-литературную композицию «Город чудный, город древний». Дети и родители участвуют в подготовке и проведении праздника.
6.) Подведение итогов: в результате проведённой работы по реализации проекта дошкольники познакомились с прошлым и настоящим Москвы, у детей возник интерес к истории города. Ребятам захотелось узнать истории других, знакомых им городов, например, Петербурга, Серпухова, сравнить возраст городов. Я считаю, что знакомство с историей страны только тогда достигает цели, когда находит продолжение в играх, изобразительной и театрализованной деятельности детей. Воспитатель должен помочь дошкольникам найти возможное «выходы» и поддержать их интерес к творческому переосмыслению полученных знаний.
|
|
|