|
Анкета для родителей. (ответьте на вопросы, поставьте а если отвечаете утвердительно, б сомневаетесь в ответе, в- отрицательный ответ)
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя Общеобразовательная школа№17»
Лекторий для родителей на тему:
«Воспитание сознательной дисциплины»
Подготовила учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№17» г. Новомосковска
Тульской области
Черная Зоя Валентиновна
г. Новомосковск
2013г.
Тема: « ВОСПИТАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ».
ЦЕЛЬ: познакомить родителей с методами воспитания у детей сознательной дисциплины. Рассмотреть значение личного примера родителей в воспитании сознательной дисциплины. Дать рекомендации родителям по воспитанию сознательной дисциплины ребенка.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1 Анкетирование родителей.
(предварительно даю заполнить анкету родителям)
Анкета для родителей.
(ответьте на вопросы, поставьте А если отвечаете утвердительно, Б _ сомневаетесь в ответе, В- отрицательный ответ)
Можете ли вы:
В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
Поставить себя на место ребенка?
Поверить хотя бы на минуточку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
Рассказать ребенку поучительный случай из вашего детства?
Воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить вашего ребенка?
Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
А-3 балла, Б-2 балла,В-1 балл.
Обработка результатов:
от30 до36- вы придерживаетесь правильных принципов воспитания;
от16-30- ваш метод воспитания «кнут и пряник»;
менее 16-у вас недостаточно педагогических навыков.
2. Подбор вопросов для выступления родителей.
3. Составление памятки родителям «КОДЕКС ИСТИНОГО РОДИТЕЛЯ».
4. Презентация.
Ход проведения.
1. Приветствие участников собрания, объявление темы собрания.
2. Этап «Осмысление». Вступительное слово педагога.
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова записано: «Дисциплина - …обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам». Соответственно дисциплинированный – это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный.
Если обратиться за разъяснением смысла данного понятия к мнению авторов «Энциклопедического словаря», то можно прочитать, что дисциплина – это «определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации».
На наш взгляд, интересна и точка зрения американского психиатра Росса Кэмпбелла, который считает, что «в области воспитания детей дисциплина – это тренировка ума и характера ребёнка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным конструктивным членом общества».
Что включает в себя дисциплина? Что её формирует? На эти вопросы мы будем вместе искать и находить ответы.
Так что же мы должны делать? Прежде всего уяснить себе, чего мы хотим добиться , требуя дисциплины. Правильнее всего было бы помочь ребенку выработать САМОДИСЦИПЛИНУ, т. е. разумное управление собственными желаниями, порывами, побуждениями, которые необходимо пропустить через жесткие фильтры социальных условностей и благодаря этому получить наибольшее самоудовлетворение и полное одобрение окружающих. Другими словами, научить ребенка следовать требованиям общества, обходясь без личных обид, и в то же время удовлетворять личные запросы без ущерба для общества. Это сложная задача, настолько трудная, что можно утверждать: нам , самим, взрослым, удается решить ее лишь отчасти, и мы практически не можем добиться этого от детей. Фундамент послушания закладывается в раннем детстве. Наши ошибки, даже не случайные, связанные с повседневными делами, портят отношения между родителями и детьми и в свою очередь образуют почву, на которой развиваются последующие проблемы дисциплины.
Разберемся, каково же подлинное намерение ребенка, как он хочет вести себя- хорошо или плохо?
В тех случаях, когда он намерен вести себя неподобающим образом, мы допускаем грубую ошибку, сразу же делая вывод, который кажется нам очевидным: ребенок преднамеренно делает что-то не так, как нужно. Вопреки всякой логики мы решаем, что он ХОЧЕТ быть плохим, а раз так, наши слова и действия оказываются как бы запрограммированными - мы сердимся, обижаемся, негодуем и возмущаемся. Наше убеждение, будто ребенок СПЕЦИАЛЬНО поступает плохо, основано на том факте, что мы и прежде уже не раз ругали его за подобный поступок, а он опять повторил его , подтверждая наше мнение о нем.Что ж в каких- то случаях поведение ребенка может быть и преднамеренным, как реакция на наш резкий разговор. Вот почему приучать ребенка к дисциплине лучше всего на основе добрых отношений с ним с самого раннего детства очень важно все время поддерживать эти добрые отношения, чтобы у ребенка возникло ЖЕЛАНИЕ принять наше руководство и контроль над его поступками.
Проблемы , связанные с дисциплиной, иной раз вынуждают принимать важные решения, но прежде необходимо разобраться в том, чего мы добиваемся от ребенка, Не отдавая себе в этом отчета, многие родители - даже исполненные самых благих намерений - в конце концов приходят к тому, что стремятся сделать своего ребенка не столько СЧАСТЛИВЫМ, сколько превосходно воспитанным. Однако если справедливо, что счастливый ребенок – это обычно дитя воспитанное, то было бы ошибочно думать, будто КАЖДЫЙ воспитанный ребенок всегда счастлив. Примерное поведение не делает детей счастливыми. И наша главная задача- добиться в первую очередь психической уравновешенности нашего ребенка и уже потом – их безупречного поведения.
Сделать это гораздо труднее, чем мы себе представляем . Счастье и уравновешенность к тому же не столь наглядны, как плохое поведение и непослушание.
Огромное значение имеет и то обстоятельство, что все мы очень хотим, чтобы дети оправдывали нашу репутацию и наши надежды. Все мы , родители, очень тщеславны, все мы мечтаем видеть своего ребенка лучшим по способностям, талантам, первым в учебе и спорте. Все мы радуемся, когда он занимает призовое место в конкурсах и соревнованиях. И тут нет ничего предосудительного. Но все же это почти неизбежно отражается на отношениях с детьми.
К сожалению, нам, родителям, обычно не хватает терпения, и дети сразу подмечают это. Тогда мы, взрослые, выглядим в их глазах суровыми, а не ласковыми и любящими, чуть ли не деспотами, которые подавляют любые их желания, а не помогают их проявлению. И они. Естественно. Пытаются защититься, в большинстве случаев прибегая к инфантильности, которая так не устраивает нас.
Если бы родители не были слишком нетерпеливы и настойчивы в стремлении приучить ребенка к дисциплине, он любил бы их так горячо, что старался бы походить на них и во всем подражал бы им, а у папы с мамой был бы повод чаще хвалить его поведение, нежели осуждать. Более того, ребенок понимал бы тогда, что родители скорее рады видеть его счастливым, чем образцом совершенства, и с большей легкостью принимал бы любое НЕТ, какое они сочтут сказать ему.
Если не придавать этой проблеме чрезмерного значения, то со временем мы гораздо успешнее научим ребенка контролировать свои порывы, приучим его к дисциплине. Это вовсе не означает , что мы должны быть снисходительными и ни в чем не отказывать детям, полагая , что только тогда они ВСЕГДА будут слушаться нас. Детям необходимо постоянное руководство и советы, потому что их порывы нередко бывают нерациональны и неконтролируемы. Если мы никогда ни в чем не будем отказывать им, то окажемся во власти эгоизма. Сложность заключается не в том, чтобы отказывать им, или не отказывать детям в чем-то, а в УМЕНИИ правильно себя вести, когда приходится принимать решение. Лучше всего держаться ровно и твердо.
Конечно, трудно держаться спокойно, если мы устали или раздражены настолько, что можем взорваться из-за пустяка. Успех или неудача наших усилий дисциплинировать ребенка во многом зависят от нашего настроения и состояния здоровья. Если бы смогли оставаться совершенно спокойными и уверенными в себе, выдерживая атаки ребенка, то быстрее научили бы его понимать, что протесты бесполезны. Он ,все равно . будет обижен вашим отказом, но обида его пройдет быстрее, и он будет меньше страдать из-за нее. Кроме того, ему не придется быть свидетелем недостойной картины нашего гнева из-за обиды на него, и он научится понимать, что наше НЕТ вовсе не означает, что мы больше не любим его. Ведь отказать ребенку в его просьбе можно так, что он ощутит и нашу любовь, и нашу заботу, и наше сочувствие ,а это крайне важно, потому что ребенок извлечет из такого поведения родителей очень нужный урок: хоть ему и отказывают, но это отнюдь не означает, что весь мир стал ему враждебным. Когда он поймет это, ему будет гораздо легче спокойно отнестись к любому нашему отказу.
Одним из таких убедительных способов выразить ребенку нашу любовь, даже если мы в чем-то отказываем, является необходимость постараться умело ОТВЛЕЧЬ ЕГО ВНИМАНИЕ от того, что он требует. Сделать это нелегко и не всегда возможно. Нередко приходится перетерпеть и слезы. Однако, если в тот же момент, когда мы в чем-то не идем ребенку навстречу, мы сможем предложить ему что-нибудь иное, приятное, например, какую-нибудь игру. Этим мы выражаем убедительное доказательство нашей любви, и он забудет про свое первоначальное желание.
Разумеется, мы не всегда бываем расположены поступать так. Следует однако постоянно помнить, что воспитание ребенка- дело крайне трудное, но со временем, когда мы научимся решать самые ГЛАВНЫЕ проблемы, нам станет легче.
Важно понять, не страдает ли ваш ребенок от какого-нибудь затаенного огорчения или переживания, которое может свести на нет все наши усилия приучить его к дисциплине. Кроме множества очевидных трудностей, с какими сталкивается ребенок, пока растет, у него нередко возникают различные тревоги и волнения, которых мы даже не замечаем. Чаще всего его беспокоит опасение, будто младший братик или сестричка отняли у него внимание и любовь матери, которые прежде принадлежали только ему одному. Нередко ребенку кажется, будто мать больше любит отца, а не его. Он и в самом деле замечает, как вечера и выходные дни, которые ему столько обещали интересного, оказываются для него самыми трудными из-за невозможности общения с родителями. Бывает, что ребенку гораздо нужнее не дисциплинированные навыки, а совсем другое - ему необходимо доказательство, что мы любим его таким, каков он на самом деле.
1. Наша задача- добиться, чтобы ребенок все менее и менее зависел от нас в проявлении и контроле своих желаний.
2. Приемы, с помощью которых мы помогаем ему достичь этой цели, должны быть как можно менее тягостными для него.
3. Счастливое и привольное детство- лучший фундамент для закрепления прочного навыка самодисциплины.
4. Помогать ребенку ХОТЕТЬ быть хорошим гораздо важнее, чем сделать его послушным.
5. Главное наше усилие должно быть направлено на то, сделать ребенка счастливым , а не благовоспитанным.
6. Одна из задач родителей- помогать ребенку на разных стадиях развития, каждая из которых имеет свои особые сложности.
7. Постепенно мы добьемся лучших результатов, если наберемся терпения, терпения и еще раз терпения.
3 Этап «Составление кластера».
Учитель предлагает родителям поразмышлять над тем, что такое дисциплина, что она в себя включает, и высказать своё мнение.(я предлагаю родителям поделиться своим опытом в воспитании сознательной дисциплины)
коллективное обсуждение проблемы
Выступление родителей.
1 Вопрос
Поделитесь какие у вас существуют правила в семье для неукоснительного выполнения?
Как вы добиваетесь этого выполнения?
( Выступающие: родители 4 –Г класса)
2 Вопрос
Какие у вас существуют поощрения и наказания?
Как они помогают в воспитании сознательной дисциплины?
(Какую роль отводите поощрению? Какие виды поощрения используете? Нужна ли мера в поощрении? Почему? Где и как ее надо устанавливать? Как вы относитесь к физическому наказанию? Используете ли? Как реагирует ваш ребенок на такое наказание?)
(Выступающие: родители 4-Б класса Ларченко, Лаврова)
.
Поощрения.
Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. «Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама дочке. «Мне нравится твоя сила воли», - замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребёнка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера. Важно «вызывать» чувство удовлетворения, чтобы всё, что связано с исполнением норм и правил высокон6равственного поведения, сопровождалось положительными переживаниями. Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок….
Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Это очень важно, так как адаптационные механизмы привыкания к часто повторяющимся воспитательным приёмам и методам снижают эффективность их влияния на процесс развития личности ребёнка.
Наказания.
Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения норм нравственности. Педагогический смысл наказания заключается в пробуждении угрызений совести, чувства неудовлетворённости своим поведением, что должно сопровождать всякое нарушение этических норм и правил. Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к проступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т.д. «Не ожидала от тебя», - говорит грустно мама, и для ребёнка это уже является наказанием, ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения.
Но надо помнить, чем больше родители используют авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это всё оказывает влияние на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ожидать положительного результата.
Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность. Пожалуйста, помните следующее:
1. Вы можете ошибаться.
2. Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно.
3. Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.
3Вопрос
Что в вашей семье приемлемо ПРОСЬБА или ТРЕБОВАНИЕ?
Как правильно попросить ребенка?
(Выступающие родители 4- А класса Кочемба О. Ю.)
Просьбы.
Учитель спрашивает у родителей о том, как взрослый должен правильно попросить сына или дочь, чтобы ребёнок выполнил эту просьбу. Совместно составляются следующие правила:
1.Обращайтесь к ребёнку с просьбой вежливо, исключайте командный тон.
2. Старайтесь вызвать у ребёнка ответственное отношение к выполнению вашей просьбы.
3. Обращаясь с просьбой, давайте ребёнку инструкции её выполнения.
4. Не просите ребёнка выполнить то, что ему сделать не по силам. Сначала научите.
5. Не забывайте, пожалуйста, выразить родительскую признательность за выполненную просьбу.
4 Вопрос
Как собственным примером вы способствуете воспитанию сознательной дисциплины у вашего ребенка?
( Выступающие : родители 4-В класса Гвоздикова М. А.,Ситникова Ю. В., Какшкина О. А.)
На доске появляется кластер
1. Любовь близких
2. Поощрения
3. Наказание
5 Этап «Подведение итогов»
Была проведена анкета для родителей. Принимали участие родители 4 классов. Всего 75 человек ответили на вопросы анкеты «Принципы воспитания сознательной дисциплины у ребенка»
53% родителей придерживаются правильных принципов воспитания
47% родителей придерживаются метода воспитания «кнута и пряника»
Надеюсь что после нашей беседы еще больше родителей будут придерживаться правильных принципов воспитания . О них сегодня мы много говорили. Хочу предложить вам КОДЕКС ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ, который поможет вам решить эти задачи.
6. Решение собрания.
Выработанные правила и советы родителям о воспитании у детей сознательной дисциплины считать пунктом решения собрания.
|
|
|