Главная страница

Профессиональная компетентность педагогов: возможности, механизмы, проблемы


Скачать 55.88 Kb.
Название Профессиональная компетентность педагогов: возможности, механизмы, проблемы
Дата 12.02.2016
Размер 55.88 Kb.
Тип Документы

Профессиональная компетентность педагогов:

возможности, механизмы, проблемы

Профессионально успешная личность

должна испытывать потребность в самопознании

как способа совершенствования своей деятельности.

Н.А. Эверт

Профессионализм педагога - это результат индивидуальной, целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала. Современный педагог должен, прежде всего,   обладать коммуникативными качествами, владеть знаниями, умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приемы, инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, ее организации и анализа.

Основными принципами деятельности МО коррекционных классов по повышению профессиональной компетентности педагогов являются:

  • Взаимодействие - участие всех учителей в подготовке, обсуждении, принятии решения и его реализации

  • Рефлексия - самооценка, самоанализ профессиональной деятельности,

  • Комплексность - всесторонний анализ деятельности педагога

  • Объективность - оценки профессионального уровня педагога

  • Оптимальность - определяет соответствие затраченных усилий, средств и времени качеству достигнутого профессионального мастерства

  • Опережение - предполагает учет тенденций развития образовательной системы, прогнозирование возникающих проблем и своевременное решение их

  • Перспективность - предусматривает направленность на решение актуальных и долгосрочных задач развития образования

Основными направлениями работы методической системы по повышению квалификации педагогов являются:

  1. Дидактическое - обновление знаний педагогов по наиболее актуальным проблемам повышения эффективности образования.

  2. методическое - изучение новых теорий, методик, технологий

  3. Воспитательное - повышение квалификации педагогов в вопросах развития личности ребенка.

  4. Психолого-педагогическое - расширение и углубление знаний педагогов по общей, возрастной, педагогической и социальной психологии, физиологии и гигиене.

  5. Диагностическое - овладение диагностическими методиками

Используются следующие формы работы:

  • деловая игра

  • анализ и разрешение проблемных педагогических ситуаций

  • обобщение опыта

  • теоретические и практические семинары

  • круглый стол

  • консультации

  • открытые занятия и мастер-классы


Повышение квалификации педагогов нашей школы осуществляется следующим образом:

  • курсовая переподготовка

в 2009 – 2010 уч. году - 3 преподавателя прошли курсовую подготовку. Зимониной Н.В., Коновалова Н.Н. по вопросам: «Права и обязанности участников образовательного процесса» и Епифановой С.А по теме «Организация работы, сопровождение и использование информационных ресурсов»

в 2010 уч. году – 3 преподавателя Епифанова С.А, Зимонина Н.В., Болдарева Н.Ю. прошли курсовую подготовку по теме

и на теоретическом семинаре ШМО поделились полученными знаниями со своими коллегами;

  • Использование современных технологий

Учителя МО постоянно совершенствуют свой методический уровень, стараются разнообразить формы работы, сделать урок интересным, соответствующим требованиям современных образовательных технологий. Учителя Зимонина Н.В., Епифанова С.А., КоноваловаН.Н. активно внедряют в практику здоровьеразвивающую технологию д.м.н. Базарного В.Ф «Сенсорное раскрепощение и здоровое развитие»,

Болдарева Н. Ю использует элементы проектной технологии

Одинокова Е.В. и Епифанова С.А. применяют элементы методики Марии Монтессори «Развитие мелкой моторики»

Все учителя применяют в обучении ИКТ.

  • участие в работе педсоветов, РМО, тематических семинарах, конференциях

Традиционным для ШМО стало сотрудничество с КГПИ. Учителя для студентов, преподавателей и психологов района устраивают своеобразные мастер – классы, дают открытые уроки. Так в ноябре 2009 года учителя приняли активное участие в районном семинаре на тему: «Дифференцированный подход в обучении и воспитании детей с проблемами в развитии»;

Также в ноябре прошел педсовет, с участием преподавателя КГПИ, где руководитель МО Коновалова Н.Н. подготовила выступление и презентацию на тему: «Социальная адаптация учащихся с проблемами в развитии»

Учителя Одинокова Е.В., Епифанова С.А., Коновалова Н.Н., Зимонина Н.В., в марте заочно участвовали во Всероссийской конференции на тему: «Комплексный подход к решению проблем обучения и воспитания детей с особыми потребностями»;

В апреле Коновалова Н.Н. и Епифанова С.А. приняли участие в региональной научно-практической конференции «Здоровьесберегающая среда в системе развивающего обучения Л.В. Занкова».

В мае на базе филиала школы прошла МПК, и учителями МО для родителей, учащихся и гостей был организован и проведен «День открытых дверей».

  • использование информационных технологий

преподаватели размещают методические материалы в сборниках, на сайтах, образовательных порталах: «Сеть творческих учителей», «Открытый класс», «Открытый урок», Nachalka.com,

- выступают на семинарах, конференциях, сопровождая свои доклады презентациями, используют мультимедийное оборудование на уроках и внеклассных мероприятиях.

  • самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.

Каждый учитель работает индивидуально по своей методической проблеме, что способствует накоплению материала в методических копилках, оформлению кабинета, а значит, даёт возможность результативно обмениваться положительным опытом.

Конечный результат работы учителей - это     тот уровень знаний, умений и навыков, который приобрели наши учащиеся к концу учебного года/

Наша цель – формирование обязательных для всех учащихся базовых компетенций с разными уровнями их развития.

Учителя работали в тесном контакте с учителями-предметниками, с психологом, логопедом школы, что существенно отразилось на КО и УО учащихся.

Нас порадовали достижения наших учащихся уже и в этом году

Учащиеся 1 класса Скотников Кирилл, и 2 класса Драненков Максим (Кл рук Одинокова Е.В. и Болдарева Н.Ю.) заняли первое место в районном конкурсе «Мир на кончиках пальцев»

Учащиеся 4 класса - Рванина Олеся, 5 класса Козырева Рита, и 7 класса – Васильчикова Виктория (Кл рук Коновалова Н.Н., Епифанова С.А., Зимонина Н.В.) за участие в конкурсе « Рисуем Ральф Рингер» были награждены благодарственным письмом и памятными подарками.

Также команда мальчиков 4 и 5 классов под руководством Коноваловой Н.Н. приняли участие в Детской международной творческой олимпиаде «Эрудиты планеты»

В этом году наши учащиеся под руководством классного руководителя при составлении личного портфолио делают первые шаги в поисково-исследовательской работе по темам: «Мое имя», «Моя родословная». Для нас, казалось бы, очень простым темам, но как много они дают ребенку! Это погружение в историю семьи, Родины.

Коллективная творческая работа способствует развитию общекультурной, коммуникативной компетенции ребят.

Динамика развития профессиональной компетенции педагогов специальных (коррекционных) классов

Категории учителей, работающих в специальных (коррекционных) классах

Повышение квалификации педагогов

Из диаграмм видно, что уровень профессионального мастерства учителей за период 2008-2010гг. значительно возрос, увеличилось число педагогов имеющих высшую квалификационную категорию. Сложились группы творчески работающих педагогов, способных быстро и гибко реагировать на изменения, происходящие в сфере образования.

Вывод: Школа сегодня призвана создавать условия для развития и саморазвития личности ученика. Это по силам лишь тем педагогам, которые способны не только преподавать знания учащимся, но и развивать их, учить усваивать тот или иной материал, используя индивидуальные способы и средства освоения этого материала

Основные преобразования, возможно, лишь при условии изменения позиции самого учителя.