|
Анализ воспитательной работы в 7г классе в 2013-2014 учебном год
Анализ воспитательной работы
в 7г классе в 2013-2014 учебном году
Классный руководитель Савенкова С.В.
Анализируя воспитательную работу за 2013-2014 уч. год, можно отметить эффективность воспитательного процесса в целом.
В начале прошедшего учебного года ставилась следующая воспитательная
ЦЕЛЬ: развитие личности каждого учащегося в рамках компетентностно-ориентированного подхода.
ЗАДАЧИ:
развивать способности учащегося осознавать и изменять мир вокруг самого себя, реализовывать своё «Я» через целенаправленную творческую деятельность;
формировать стремление занять собственную, независимую позицию в жизни;
формировать баланс между самостоятельностью в принятии решений, инициативностью в делах и необходимостью считаться с мнением коллектива;
продолжать работу по сплочению коллектива 7 Г класса;
воспитывать умение жить в коллективе, считаться со всеми его членами, проявляя свою индивидуальность;
вовлекать как можно больше учащихся в спортивные секции и кружки художественно-эстетического направления;
активизировать работу по развитию ученического самоуправления в классе;
через туристско-краеведческую работу способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств;
привлекать родителей к активному участию в жизни класса через организацию совместных праздников, походов;
воспитывать социально-адаптированную личность.
Воспитательные задачи, поставленные в начале прошедшего учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям подростков.
Для реализации поставленных задач были определены приоритетные направления, через которые и осуществлялась воспитательная работа:
гражданско-патриотическое воспитание;
нравственно-эстетическое воспитание;
физкультурно-оздоровительное;
самоуправление;
социализация; профилактика правонарушений, ДТП.
В классе хороший микроклимат. Ребята доброжелательны, активны, самостоятельны. Сформирован хороший актив, в него входят ребята, которые принимают активное участие в делах класса и школы. Особенно отмечается дух дружбы и творчества. Я как классный руководитель стараюсь дать каждому возможность утвердить себя как личность в коллективе. Стараюсь на деле привить детям понимание значения слов «дружба, преданность, идеал, верность данному слову».
Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентиры, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, оказывает влияние на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.
В 2013-2014 уч.г. была продолжена работа по изучению особенностей класса, социальной среды, в которой проживают учащиеся класса, взаимоотношений в классе, состояния воспитания в семье, особенностей индивидуального развития каждого ученика.
Из анализа социального положения семей класса можно отметить достаточно высокий уровень развития детей, а значит, и высокие требования родителей в вопросах образования и воспитания их детей.
Для устранения проблем в работе с учащимися я использовала беседы с детьми, родителями, учителями-предметниками и отбирала такие формы организации воспитательного процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают общим задачам воспитания: КТД, классные часы, индивидуальные беседы, анкетирования, тестирования и т. д
Результаты воспитательной деятельности
Уровень качества образования
Класс
|
Уч. год
|
Кол-во учащихся
|
Кол-во отл.
|
Кол-во хор.
|
% качества
|
% успеваемости
|
7
|
2013-2014
|
30
|
1
|
9
|
34
|
100
|
% качества образования несколько понизился по сравнению с 6 классом, но это связано с усложнением программного материала (алгебра, геометрия, физика), а также с трудностями подросткового возраста. Результаты диагностирования уровня воспитанности учащихся
7Г класса
Всего было обследовано 29 учащихся. В результате сравнения полученных данных за 2013-2014 уч. год видно, что уровень воспитанности школьников в процессе воспитательной деятельности во II полугодии значительно вырос. Если в I полугодии детей с высоким уровнем воспитанности было 20%, то во II полугодии их количество увеличилось до 24%; с хорошим уровнем было 35%, стало 45%, со средним было 28%, стало 21%; с низким было 17%, стало 10%.
Результаты сравнения позволяют говорить об эффективности планирования воспитательной работы в классе. Системный анализ деятельности учащихся способствует повышению эффективности воспитательного процесса.
За прошедший учебный год была проделана большая работа по изучению классного коллектива. Использовались индивидуальные методы работы (наблюдения, беседы, анкетирование) и коллективные (классные часы, походы, родительские собрания, праздники, совместные мероприятия с учениками среднего звена, с родителями, участие в школьных и городских конкурсах).
Проводимые тесты по социометрии показывают, что в классе нет «отверженных». Однако есть в классе дети «группы риска»: Канорский Владислав, Усков Дмитрий. Мальчики состоят на внутришкольном учете. В целях профилактики пропуска занятий без уважительной причины провожу беседы с родителями этих учащихся, приглашаю родителей на заседания родительского комитета класса, сотрудничаю со школьным психологом, соцпедагогом.
Анализ проводимых исследований по вопросам мотивации обучения, изучения самооценки классного коллектива своевременно доводился до сведения учащихся, родителей, педагогов, работающих в данном классе.
1.Результаты исследования познавательной сферы учащихся 7Г класса
I полугодие 2013-2014 учебного года
№
|
ФИО обучающегося
|
Оценка внимания
|
Оценка памяти
|
Мышление
|
Механическая
|
Образная
|
1.
|
Андреева Дарья
|
Высокий уровень
|
Выше среднего
|
Средний уровень
|
Средний уровень
|
2.
|
Балакирева Ольга
|
Средний уровень
|
Выше среднего
|
Выше среднего
|
Средний уровень
|
3.
|
Буданцева Анастасия
|
Ниже среднего
|
Средний уровень
|
Средний уровень
|
Ниже среднего
|
4.
|
Бусыгин Денис
|
Высокий уровень
|
Высокий уровень
|
Высокий уровень
|
Выше среднего
|
Итого
|
Высокий:24%
|
Высокий:19%
|
Высокий:24%
|
Высокий:16%
|
Выше средн.: 28%
|
Выше средн.:25%
|
Выше средн.:24%
|
Выше средн.:34%
|
Средний: 39%
|
Средний:45%
|
Среднее:34%
|
Средний: 35%
|
Ниже среднего:9%
|
Ниже среднего: 11%
|
Ниже среднего:18%
|
Ниже среднего:15%
|
Из этой таблицы видно, что доля учащихся с высоким уровнем оценки внимания, памяти, мышления достаточно велика, что дает возможность педагогам добиваться весомых результатов.
Используя методики изучения познавательных процессов,
можно отслеживать динамику развития познавательной сферы школьников.
2.Результаты диагностики творческих способностей учащихся 7 г класса (в основе методика Торренса)
II полугодие 2013 – 2014 учебного года
Всего обследовано 28 человек. В результате диагностики было выявлено:
13% учащихся с низким уровнем развития творческих способностей;
18% – с уровнем ниже среднего;
65% – со средним уровнем;
4% – с уровнем выше среднего.
В результате воспитательной деятельности % детей с высоким и средним уровнем развития творческих способностей вырос.
3.Результаты диагностики коммуникативных способностей учащихся 7Г класса
I полугодие 2013 – 2014 учебного года
Для определения уровня развития коммуникабельности школьника был использован тест В.Ф. Ряховского. Всего обследовано 28 человек. В результате диагностики было выявлено:
13% учащихся с низким уровнем развития коммуникативных способностей;
32% учащихся с уровнем ниже среднего;
44% - со средним уровнем;
6% - с уровнем выше среднего;
5% - с высоким уровнем
Это исследование помогает выявить подростков с низким уровнем развития коммуникативных способностей, а также с уровнем ниже среднего. Такие учащиеся испытывают трудности общения со сверстниками, чувствуют себя уязвленными, отвергнутыми. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Педагогу необходимо помочь таким подросткам наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
II полугодие 2013 – 2014 учебного года
В процессе занятий с использованием технологии анкетирования, метода проектов и индивидуальной траектории обучения уровень коммуникативных способностей учащихся данного класса заметно вырос.
4. Результаты диагностики эмоционального состояния учащихся 7Г класса
|
II полугодие
2012-2013 уч. г.
6 Г класс
|
II полугодие
2013-2014 уч. г.
7 Г класс
|
Количество учащихся, обнаруживающих
активную позицию, высокий уровень
работоспособности, готовность проявлять
волевые усилия, эмоциональное благополучие,
душевный комфорт
|
65%
|
66%
|
Количество учащихся, обнаруживающих
эмоциональную стабильность, в то же время
пассивность, нейтральность позиции,
социальную отгороженность
|
28,4%
|
27%
|
Количество учащихся, обнаруживающих
тревожность, дискомфорт, низкий уровень
работоспособности
|
6,6%
|
5%
|
Отчетливо прослеживается рост эмоционального благополучия и снижение негативного эмоционального состояния. Коррекционная работа классного руководителя, педагогов, школьного психолога способствуют созданию условий социально-психологического комфорта и защищенности школьников.
5. Результаты исследования психологического климата в 7Г классе
Было обследовано 28 учащихся. В результате исследования было выявлено:
1) 95% учащихся, высоко оценивающих психологический климат в классе;
2) 5% учащихся, безразлично относящихся к психологической обстановке в классе;
3) учащихся, которые оценивают психологический климат в классе как неудовлетворительный, в 7Г классе нет.
В коллективе 7Г класса психологический климат можно оценить как благоприятный: в классе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности; учащиеся готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества в работе, активно вступают в общение. Классный руководитель не является источником угрозы, за ним признается право принятия значимых для класса решений. Большинство школьников уверены в себе, поскольку чувствуют себя принятыми, знают свои достоинства, свободны в выражении собственного мнения. Ученики не боятся проявлять себя, не боятся задать вопрос учителю, не боятся быть осмеянными в случае ошибки. В 7Г классе сформировано ценностное отношение к делу, истине, человеку.
5% учащихся безразлично относятся к психологическому климату в классе, у них, вероятно, есть другая группа, где общение для них значимо.
Педагогам школы, классному руководителю необходимо учитывать результаты опроса в дальнейшей работе.
Данные исследований показывают положительную динамику всех показателей развития школьников, что говорит о высоком потенциале данного коллектива.
Являясь непосредственным наставником учащихся, считаю, что школа без участия семьи не в силах воспитать подлинную личность. В связи с этим вся работа по формированию личностных качеств у учащихся проводилась с активным включением в нее родителей. Были проведены родительские собрания: «Организация учебно-воспитательного процесса в 2013-2014 учебном году. Особенности обучения в 7 классе»; «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся»; «Межличностные отношения всех участников образовательного процесса»; «Профилактика случаев суицида в подростковой среде»; «Итоги учебного года. Организация летнего отдыха школьников».
Помимо родительских собраний проводилось заочное анкетирование родителей «Достаточно ли вы контактны с детьми», «Моё мнение как родителя о классе», «Уровень удовлетворённости школой», посредством которых выясняла волнующие родителей вопросы.
Частота и характер контактов с семьями учащихся.
Изменение отношения родителей к школе за учебный год.
Результативность педагогического просвещения родителей и информирования их о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса в классе (в зависимости от содержания и форм, применявшихся для этого).
Эффективность индивидуальной работы с родителями.
Особенности взаимодействия с родительским активом (родительским комитетом школы, советом родителей класса).
Свой опыт работы с родителями изложила на заседании школьного методического объединения классных руководителей, представив презентацию «Организация работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия семьи и школы» (декабрь, 2013г.).
Родители с пониманием отнеслись ко всем проблемам школьной жизни детей. А также они помогли в ремонте школы, кабинета русского языка и литературы, спонсировали поездку детей в Рязань. В результате слаженной работы классного руководителя, родителей и учащихся класс стал более сплоченным, дружным. Ребятам понятно, что прежде всего нужно видеть достоинства других людей и снисходительно относиться к недостаткам.
Наиболее продуктивной формой организации воспитательной работы в среднем звене считаю классный час. Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы (см. планирование). При проведении классных часов преобладала форма свободного общения учащихся с классным руководителем. Именно эта форма способствует тому, чтобы ребёнок как можно лучше чувствовал себя в коллективе класса, не был изгоем, не был лишним, чтобы каждый был услышан, понят, принят таким, какой он есть.
Так, классным руководителем проводились занятия по гражданскому воспитанию: «Я – гражданин России. Конвенция о правах ребёнка», «История праздника «День славянской письменности», «В олимпийском Сочи», «История паралимпийского движения», «О псевдопатриотизме», по развитию личностных компетенций проведены классные часы и анкетирования, способствующие самопознанию семиклассников: «Я и мой школьный коллектив», «Мои отношения в классе», «Мир моих увлечений», «Компьютер в моей жизни», «Удовлетворенность школьной жизнью», стабилизации отношений в классе, а также сплочению коллектива способствовала серия мероприятий «Защита презентаций «Мой класс», в которых учащиеся собрали любопытные кадры, фото из жизни класса за год. Тематические классные часы «Здоровые дети – в здоровой семье», «Наша дружная семья», внеклассное мероприятие «День матери» воспитывали у учащихся уважение к традициям семьи. Развивали творческий потенциал и имели эстетическую направленность такие внеклассные мероприятия, как «Защита презентаций «Семь чудес света», «Новогодний калейдоскоп»; «Что я знаю о дресс-коде?».
Для сплочения детского коллектива организовывала совместные классные мероприятия с чаепитием, где происходило сближение детей, они узнавали друг друга с положительной стороны. Особую роль в сплочении классного коллектива, утверждении патриотических чувств сыграла туристическая поездка в Рязань, в Константиново (дом-музей С.А. Есенина).
На классных часах, уроках словесности, внеклассных мероприятиях я особое внимание уделяла патриотическому воспитанию учащихся. Очень удачно прошли классные часы на тему «Битва за Москву», «Город-герой Волгоград», «История Крыма», где школьники познакомились с основными составляющими патриотизма. Ряд воспитательных мероприятий был посвящен краеведению: «Любимый город», «Гордость Тамбовщины. Зоя Космодемьянская», участие в проведении Дня Садовода, экскурсия в дом-музей Герасимова.
Ребятам знакомо понятие исторической памяти народа. В утверждении патриотических чувств у учащихся большую роль сыграло вовлечение их в общешкольную работу по этому вопросу (выпуск стенгазет, конкурсы).
Новопавловский Александр награжден Почетной грамотой почты России за активное участие в конкурсе «Письмо губернатору – 2014» («Экология и человек. Размышляя о будущем моей малой родины…»).
Особый интерес вызвала операция «Поздравляем!». Ребята поздравили ветеранов педагогического труда в день их профессионального праздника, ветерана Великой Отечественной войны с Праздником Победы.
В течение 2013-2014 уч. года проводились беседы по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности детей. Проведено 5 инструктажей по ТБ.
В классе действуют органы самоуправления – советы. Ими руководят Воропаева Виктория, Нехорошкова Татьяна, Орлова Мария, Моторина Светлана, Пасечник Даниил, Яценко Илья, Языкова Ксения. Ребята со всей ответственностью относятся к своей «должности». Совершенно равнодушных к делам класса и школы нет. Каждый ученик пытается по мере своих возможностей оказать помощь товарищу. Это свидетельствует о том, что необходимо продолжать развивать в детях такие качества, как чуткость, милосердие, дружелюбие, чувство коллективизма. В своей работе органами ученического самоуправления используются следующие формы и методы:
Формы
|
Методы
|
Заседание
"Школа актива"
Индивидуальные консультации
Творческие отчеты
Групповая работа
|
Коллективное планирование
Мозговой штурм
Методика взаимодействия
Поручение
Общественное мнение
|
Вышеуказанные формы и методы самоуправления повлияли на становление личности детей. Работа по развитию самоуправления в классе будет продолжаться.
Более 80 % учащихся моего класса занято в различных кружках и секциях, школах дополнительного образования, работающих в городе Мичуринске.
В тесном сотрудничестве с родителями учеников и с активом класса организуются посещения музеев (дом-музей Герасимова, ноябрь), кинотеатров (кинофильм «Чучело», март). Большое внимание уделяется совместной работе с ветеранами Великой Отечественной войны. Систематически приглашаются врачи из медучреждений города для профилактических бесед в рамках реализации соцпроекта «Быть здоровым - это актуально» (беседа с врачом-наркологом, декабрь).
На протяжении всего учебного года строго осуществлялся контроль успеваемости учащихся – еженедельная проверка дневников, ведение электронных дневников, работа с учителями-предметниками по координации деятельности и организации учёбы детей.
Анализ участия семиклассников в жизнедеятельности школы, класса
Название мероприятия
|
Время проведения
|
Ф.И. учащихся, принявших участие
|
Результат
|
День садовода
|
сентябрь
|
Пасечник Даниил
Орлова Мария
Пустовалов Кирилл
|
Участники выставки цветочных композиций
|
День учителя
Акция «Поздравляю!»
|
октябрь
|
Весь класс
|
Поздравление ветеранов педагогического труда, участники общешкольного концерта (Илларионова Виктория, Нехорошкова Татьяна)
|
Всероссийский конкурс «Русский медвежонок. Языкознание для всех»
|
октябрь
|
Пасечник Даниил
Чиркин Александр
|
Победители школьного уровня
|
Городской конкурс «Планета детства»
|
ноябрь
|
Канорский Владислав
Илларионова Виктория
|
Участие
|
Всероссийская Интернет-олимпиада «КИТ»
|
ноябрь
|
Воропаева Виктория
Валикова Анастасия
Мешковец Татьяна
|
Призеры школьного уровня
|
Всероссийская олимпиада школьников, география, экология (муниципальный этап)
|
ноябрь
|
Пасечник Даниил
Новопавловский Александр
|
Призеры
|
Региональный конкурс «Письмо губернатору-2014»
|
декабрь
|
Новопавловский Александр
|
Почетная грамота за активное участие
|
КТД «Новогодний калейдоскоп»
|
декабрь
|
Весь класс, родительский комитет
|
Спектакль «Новогодние приключения 7Г», праздничная дискотека
|
Конкурс «Солдатские мелодии» (7 классы)
|
февраль
|
Пустовалов Кирилл
Канорский Владислав
актив класса
|
Участники
|
КТД «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
|
март
|
Актив класса, родительский комитет
|
Коллективный праздник
|
Фестиваль «Широкая душа России»
|
март
|
Весь класс, родительский комитет
|
Праздник «Проводы зимы», «Веселые старты»
|
День смеха
|
апрель
|
Шелковникова Елизавета
Новопавловский Александр
Яценко Илья
Орлова Мария
Воропаева Виктория и др.
|
Участники сценки
|
Внеклассное мероприятие на базе 7А класса «Родная Тамбовщина»
|
апрель
|
Харитонов Егор
Орлова Мария
|
Участники театрализованного представления
|
Операции «Георгиевская лента», «Поздравляю!»
|
май
|
Весь класс
|
Поздравление ветеранов
|
Выводы
Полагаю, совместными усилиями учителей, родителей удалось объединить школьников, создать здоровую атмосферу в классе, мотивировать детей на высокие результаты в учебной и внеучебной деятельности. Однако в новом учебном году необходимо улучшить работу с родителями, добиться стопроцентного посещения родителями родительских собраний.
Необходимо посещать уроки по тем дисциплинам, которые появятся в расписании 8 класса, разнообразить формы работы с учителями – предметниками, вести строгий учёт пропусков учащимися учебных занятий. По каждому пропуску беседовать с родителями, искоренить пропуски уроков без уважительной причины.
Считаю необходимым
продолжить реализацию целей и задач, поставленных перед коллективом учащихся в прошедшем учебном году,
продолжить работу по сплочению классного коллектива;
развивать нравственную самооценку учащихся, готовить их к самовоспитанию и самоанализу.
|
|
|