|
Урок по теме «Размножение организмов. Бесполое размножение» по программе «Биология. 6 9 классы»
Самоанализ урока по биологии
«Размножение организмов. Бесполое размножение»
в 9 б классе
учителя МОУ ОСОШ №2
Боровсковой И.И.
Урок по теме «Размножение организмов. Бесполое размножение» по программе «Биология. 6 – 9 классы» авторского коллектива под руководством Н.И.Сонина (учебник С.Г.Мамонтова, В.В.Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Общие закономерности) является первым в разделе 3 «Размножение и индивидуальное развитие организмов», всего на раздел выделено 6 уроков, на тему «Размножение организмов»- 2 урока. Тема продолжает развивать знания учащихся о свойствах живого, о единстве происхождения организмов и их многообразии. Данный урок является непосредственным продолжением темы «Митоз», изученной на предыдущем уроке, обобщает знания учащихся, полученные при изучении курсов «Живой организм», «Многообразие живых организмов», служит основой для следующего урока.
Класс, в котором проводился урок неоднороден по своим учебным возможностям. В классе 23 ученика, можно выделить следующие особенности психической деятельности:
Очень высокий уровень памяти имеют 20% учащихся, высокий - 40%, средний – 32 %, низкий – 8 %.
Преобладает образный тип мыслительной деятельности (60%), остальная часть класса имеет смешанный тип .
В целом коллектив класса работоспособен и имеет средний уровень развития.
Качество обученности класса в целом (по итогам 2 четверти) снизилось с 65% в 1 четверти до 38% во второй, объяснение этому нахожу в сложности тем 2-ой четверти для понимания учащимися 9 класса, еще не изучавшими органическую химию
Уровень обученности по биологии (по итогам 1 полугодия) 100%
По уровню развития в классе выделяют 4 группы: высокий, выше среднего, средний, низкий
-
Ученики 9 «б» класса проявляют интерес к изучению биологии. Используя метод проектов, ребята выполняют исследовательскую работу как индивидуально, так и в группах.
При планировании урока я учитывала эти данные психологической службы и реальные возможности учащихся.
Урок свой я начала с актуализации знаний по теме «Митоз», эти знания необходимы при изучении темы урока, так как клетки при бесполом размножении делятся путем митоза, а также на этом этапе я преследовала цели: развития
-умения работать с учебником,
- критического мышления,
-умения анализировать свою деятельность
На этапе актуализации знаний использовалась групповая форма работы.
Изучение нового материала началось с проблемного вопроса:
Любой организм рано или поздно умирает. Почему не исчезает вид с лица Земли? Задав этот вопрос, я преследовала цель развития творческого мышления учащихся.
Учащиеся, используя имеющиеся у них знания определили задачи урока, это характеристика размножения как одного из этапов индивидуального развития, роли размножения в поддержании жизни, его типах, видах бесполого размножения, преимуществах и его недостатках.
С целью развития умения учащихся анализировать свои знания я применяю оценочные листы, в которых ребята указывают степень владения материалом темы, заполняя таблицу, учащиеся еще раз обращают внимание на основные вопросы урока, решаемые на уроках, что позволяет им в течение урока быть внимательными, активными.
На этапе изучения нового материала я использовала наглядные методы, применяла ТСО: компьютер, проектор, диски компания «Кирилл и Мефодий», уроки виртуальной школы «КиМ» большое подспорье учителю, не нужно перерывать огромное количества материала Интернета, дисков, это уже готовый программный продукт, отработанный и проверенный.
На этом этапе был использован метод опережающего обучения, заранее с учащимися были отработаны материалы слайдов, я как учитель выступала в роли консультанта.
Биология- наука, которая требует работы с «живыми» объектами, для закрепления знаний на этом этапе была выполнена небольшая практическая работа, я как учитель преследовала цель развития умений учащихся применять знания в новой обстановке. Все учащиеся выполнили работу правильно, значит материал темы усвоен.
В современном мире остро стоит проблема искусственного размножения, при подготовке к уроку я воспользовалась тем, что один учащийся, Бережной Саша, увлекающийся компьютером, с удовольствием выполняет небольшие проекты, ему была предложена тема «Клонирование», я считаю, что он успешно справился с заданием, дискуссию по этой теме мы не проводили, так как целью урока это не являлось.
Между этапами урока существовала логическая связь.
Учащиеся смогли ясно ответить на вопросы «В чем преимущества и недостатки бесполого размножения»
Рефлексивно- оценочный этап проходил следующим путем, учащиеся вернулись к заполнению «Листов оценки знаний», после этого с целью проверки объективности своей оценки, они перешли к выполнению тестовых заданий в парах.
В течение урока заполняли стр в тетради, т.о были задействованы все виды памяти: зрительная, слуховая
Домашнее задание было дано дифференцировано с учетом «Листков оценки знаний».
Таким образом на уроке использовались методы: наглядно-иллюстративные, словесные, практические. Формы работы: групповая, индивидуальная, работа в парах, коллективная.
Высокая работоспособность учащихся обеспечивалась за счет применения различных видов деятельности, здоровьесберегащих методик обучения. Все поставленные задачи на уроке были реализованы
2 . Методы организации
учебно – познавательной деятельности:
практический (создание и показ презентации, буклетов; работа с раздаточным материалом);
репродуктивный (воспроизведение знаний о типах размножения);
частично – поисковый (установление причинно-следственных связей );
стимулирования и мотивации интереса к учению (самореализация учащихся в творческой и общественно-значимой работе по использованию биологических знаний).
наблюдение (непосредственное, целенаправленное восприятие новых знаний посредством органов чувств).
3. Средства обучения:
рабочее место учителя, оснащённое ПК и проектором;
проекты учащихся (в форме презентации);
обучающая программа Виртуальная школа КиМ. 10 класс Общая биология
22.01.2011
|
|
|