|
Аналитическая записка
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
к плану работы социального педагога
муниципального общеобразовательного учреждения
ГБОУ СОШ № 388
в 2011-2012 учебном году
Сегодня не только школа, но и все общество задает вопрос: какой человек, какая личность нужна нашему государству? Ясно, что с высоким уровнем интеллекта, самореализации, самоопределения, личность активная с идеями и инициативой. Но и милосердная, способная откликаться на чужую боль, чужое страдание, т.е. личность, обладающая высокой нравственной культурой.
Основная задача образования - дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.
Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. И свидетельство тому является принятие в 1999 г. Федерального закона «Об основах системы профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам подросток и др. Соотношение разнонаправленных влияний (как позитивных, так и негативных) в означенном пространстве во многом определяет возможные варианты формирования личности. Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности ребенка. Однако педагогам школы чаще всего приходится иметь дело с детьми, подростками, социальное пространство которых оставляет желать лучшего. Отсюда и отклонения в поведении:
отклонения от норм в состоянии здоровья (нарушение в физическом и (или) психическом здоровье, акцентуации характера),
нарушение в сфере межличностных взаимоотношений (изолирован в классном коллективе, отвергаемый в группе свободного общения, конфликтен, отчужден, бесконтролен, исключаемый из семьи),
ошибки педагогов (превышение педагогической власти, лишение ребенка индивидуальных стимулов, наказание и унижение личности ребенка, конфликтные ситуации между родителями ученика и учителем или между учеником и учителем),
-
ошибки семейного воспитания (заласканное, задавленное, загубленное, одинокое или равнодушное детство; отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу, отстранение подростка от физического домашнего труда, конфликты в семье),
социальные причины, психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства).
Нередко в результате вышеперечисленных причин подросток вступает в конфликт с законом. В основе противоправного поведения несовершеннолетних лежат мотивы, обусловленные: внушением, подражанием, импульсивностью, мотивы ситуационного характера, ложного самоутверждения, группового поведения. По отношению к подростку термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда – проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, – сначала "трудные" дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.
В связи с вышеизложенным можно выделить цель и основные задачи работы социального педагога в 2011-2012 учебном году:
Цель: социализация личности учащихся в современных условиях
Задачи:
Изучение условий развития учащихся в семье, в школе;
Формирование у учащихся комплекса социальных знаний и умений, необходимых для самопознания, нормативного социального поведения, оптимального выстраивания отношений с окружающими;
Осуществление мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних;
-
Координация действий с заинтересованными ведомствами и службами по социальной защите детей и семей;
Предупреждение правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, устранение причин и условий способствующих совершению преступлений подростками.
Основные направления деятельности социального педагога
Ребенок-социум
Здоровый образ жизни, нравственно-половое воспитание
Профилактика правонарушений и правовое воспитание
Охрана прав детства
Семейное воспитание, работа с родителями.
Ребенок - социум
В 2011-2012 учебном году продолжалась работа по составлению социального паспорта школы, по изучению социально-педагогических воздействий общественной среды - социума.
Всего в ГБОУ СОШ № 388 на начало учебного года обучалось 326 учащийся. Из них:
Категория
|
На начало
уч. года
|
На конец уч. года
|
Дети – сироты и опекаемые
|
5
|
5
|
Дети - инвалиды
|
1
|
1
|
Дети –по потери кормильца
|
10
|
10
|
Дети из многодетных семей
|
13
|
13
|
Состоят на учете ОДН
|
1
|
0
|
Состоят на учете в школе
|
4
|
7
|
Семьи, состоящие на учете в школе
|
7
|
5
|
Семьи, состоящие на учете ОДН
|
2
|
2
|
Одним из недостатков в работе классных руководителей является составление банка данных на неблагополучные семьи, диагностирование причин социального неблагополучия. Поэтому с начала следующего учебного года необходимо оказать помощь некоторым классным руководителям в оформлении социальных паспортов классов, в правильном составлении плана воспитательной работы с неблагополучными семьями и учащимися девиантного поведения.
Здоровый образ жизни.
В соответствии с Посланием Президента РФ перед органами образования поставлена задача решительного наращивания усилий в том, «чтобы наши граждане были здоровы на протяжении всей своей жизни, и их окружала здоровая природная среда». В предупреждении заболеваний и стимуляции здорового образа жизни детей и подростков значительная роль принадлежит школе. Основными направлениями оздоровительной работы нашего ОУ являются:
Первичная профилактика (соблюдение санитарно-гигиенических требований в школе)
Вторичная профилактика (коррекция уже имеющихся отклонений в состоянии здоровья детей)
Неотъемлемой составной частью работы школы по созданию здоровье сберегающей среды является пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек и факторов риска возникновения заболеваний.
Физическая культура является дисциплиной, в основу которой положен принцип оздоровительной направленности, а цель – формирование культуры здоровья. При формировании здорового образа жизни у детей и подростков большое значение имеет то, как в школе поставлена физкультурно-спортивная работа. В школе при отделении дополнительного образования организованны работы кружков по следующим видам спорта: волейбол, баскетбол, футбол, спортивные игры.
Ключевое место в вопросе формирования здорового образа жизни занимает профилактика вредных привычек. Формирование здорового образа жизни, естественно, начинается с семьи, поэтому на общешкольных собраниях этот вопрос остается одним из актуальных. Следует также активизировать деятельность самих учащихся, добиваться того, чтобы сами ученики были активными проводниками в жизни идей ЗОЖ, искоренения вредных привычек. Заменить традиционные формы и методические приемы профилактики интерактивными технологиями. Регулярно устраивать встречи учеников и родителей с медицинскими работниками и наркологом ЦРБ по проблеме профилактике наркомании.
Целенаправленную работу по формированию здорового образа жизни ведет организованный в ОУ отряд юных друзей милиции «НДВД». Активисты отряда готовят и проводят под патронажем социального педагога мероприятия, акции с целью формирования у учащихся здорового образа жизни.
Профилактика правонарушений и правовое воспитание.
Ведущими этапами в этом направлении являются:
составление банка данных
выявление детей склонных к совершению правонарушений
учет (ОДН, ВШК) детей, совершивших различные правонарушения
заполнение индивидуальных карточек учета, где собраны сведения о ребенке
включение учащегося девиантного поведения во внеклассную деятельность
вовлечение родителей в социально-педагогическую деятельность, установление "педагогического моста" между учителями и родителями
разработка тематики и проведение родительских собраний
-
Индивидуальные консультации с учащимися и их родителями
В 2011-2012 учебном году продолжалась работа по выявлению учащихся асоциального поведения.
Количество учащихся состоящих на учете в ОДН:
на начало 2011-2012 учебного года – 1 (Клюйко А.)
поставлено на учет в течение года –0
сняты с учета – 1 (Клюйко)
на конец года – 0
Количество учащихся состоящих на внутришкольном учете:
на начало 2011-2012 учебного года – 4
поставлено на учет в течение года - 11
сняты с учета – 8
на конец 2010-2011 учебного года - 7
Основная причина постановки на внутришкольный учет - нарушение правил внутреннего распорядка, пропуски занятий.
Из учащихся, состоящих на внутришкольном учете, особую тревогу вызывает учащийся из 9 «А» класса Запиров С.(уклонение от учебы). Весь год семья находилась на сопровождении не только в ОУ, но в ППМС центре, в центре «Контакт», КДН и ЗП, ПДН, ОО Кировского района. Мать несовершеннолетнего Р.М. Запирова два раза заслушивалась по Представлению школы на КДН и ЗП, как не справляющаяся с родительскими обязанностями.
За 2011 -2012 учебный год было организовано 4 профилактические встречи и беседы инспектора ПДН с учащимися, родителями, проведено 9 заседаний Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Социальным педагогом посещено на дому 11 учащихся, 55 учащихся приглашались с родителями на СПП и беседу.
На районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав несовершеннолетних были заслушаны учащиеся и их родители:
Манжиева Роксана – 3 «Б» класс (низкая успеваемость девочки, уклонение родителей от своих обязанностей)
Петрашко Юля – 8 «Б» (уклонение от учебы)
Запиров Александр – 9 «А» (уклонение от учебы)
Ежедневно ведется контроль посещаемости. С нарушителями дисциплины, слабоуспевающими детьми, прогульщиками работаем в контакте с ПДН, КДН, Цетром помощи семье и детям Кировского района, ППМС центром Кировского района, отделами опеки и попечительства, Отделом образования.
Охрана прав детства.
В течение всего учебного года осуществляется постоянный контроль над условиями воспитания детей по месту жительства. При первичном посещении проводится обследование ЖБУ семьи.
С начало учебного года организовано бесплатное питание учащихся из малообеспеченных, многодетных семей, детей – сирот, детей инвалидов оказана помощь на приобретение одежды, обуви и канцелярских товаров, проездных документов совместно с социальными службами Кировского района.
Семейное воспитание, работа с родителями.
Анализируя социальный паспорт школы, выявлено, что количество социально-неблагополучных, к сожалению продолжает увеличиваться с каждым годом, что опять таки связано с прибытием детей из других школ с низким уровнем жизни, злоупотреблением алкоголем родителей несовершеннолетних.
Работа с неблагополучными семьями велась через индивидуальные беседы, приглашение на комиссии, оказание педагогической помощи в воспитании детей.
Особую тревогу вызывает семья Запирова Александра ученика 9 «А» класса. Ученик не допущен к экзаменам по причине не аттестации по всем предметам из-за пропусков занятий по неуважительной причине.
Выводы:
Учитывая недостатки и упущения в работе социального педагога, на 2012-2013 учебный год необходимо наметить следующие приоритетные ориентиры деятельности:
Проводить систематические встречи и беседы с родителями детей девиантного поведения
Усилить деятельность классных руководителей по устранению пропусков без уважительной причины
Активизировать работу инспекторов ПДН по профилактике правонарушений в школе
Усилить работу по ЗОЖ, по профилактике вредных зависимостей среди детей, подростков и их родителей
Активизировать вовлечение учащихся девиантного поведения в досуговую деятельность школы
Активизировать работу школьных органов самоуправления по профилактике правонарушений, привлекать учащихся старших классов для работы с «трудными» детьми.
Активизировать вовлечение в работу с «трудными» детьми и родителями специалистов ППМС центра Кировского района
|
|
|