«Толерантность – дорога к миру»
Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе
Мероприятия, в течение Недели толерантности, осуществлялись согласно плану, утвержденному директором школы (Приложение 1).
Тема Недели: «Толерантность – дорога к миру»
Девиз Недели: «Жить в мире с собой и другими»
Цель: - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Задачи:
Воспитание у детей и подростков миролюбия
Развитие понимания и принятия других людей
Развитие умения позитивно взаимодействовать с окружающими
Формы проведения:
Конкурсы творческих работ
Классные часы
Тренинговые занятия
Диагностика
Консультации для родителей
Тема «Толерантность – дорога к миру» была выбрана неслучайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.
Понятие "толерантность" в современном обществе стало международным термином. Оно наполнено своим особым смыслом, который отражает интуитивное восприятие единства человечества, состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя.
Толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость.
Таким образом, основной целью проведения Недели толерантности было научить школьников уважать других людей, быть дружнее и вежливее. В рамках недели психологии, посвященной толерантности проводились тематические классные часы, занятия с подростками, тестирования, конкурсы рисунков и сочинений.
Среди учащихся начальной школы был проведён конкурс рисунков на тему «Я + Ты = Мы», дети изобразили свое видение единения, мира, дружбы. Активное участие в конкурсе приняли и родители школьников, большинство работ посвящено семье. Выставка рисунков проходила в коридоре школы.
В 5-ых классах прошел конкурс сочинений «О дружбе», из рассуждений детей можно сделать вывод о том, что дети ценят теплые, добрые взаимоотношения, самое распространенное высказывание детей: «дружба – это самое главное в жизни». В подготовке сочинений также участвовали родители учащихся.
В 6-ых классах прошел тематический классный час «Серьезный разговор о простых вещах». Учащиеся познакомились с высказываниями известных людей о вежливости, приветливости, уважении, вспомнили правила этикета.
Классный час "Взаимоотношения с окружающими" прошел в 7-х классах. Ребята, с помощью учителя, составили список правил общения с окружающими. Например, одно из них: «Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Урок истории в 8-ых классах был посвящен теме «Толерантность в современном обществе», на котором учащиеся познакомились с понятием «толерантность», календарем толерантности; дискутировали на тему: «На какой почве возникает нетерпимость человека к другому?», «Для чего необходима толерантность в обществе?».
Диагностика уровня сформированности толерантности подростков проводилась среди учащихся 9-ых классов. В тестировании приняли участие 40 человек, из них 24 девушек и 16 юношей. Опросной лист состоял из 45 высказываний, необходимо было оценить степень согласия или несогласия с данными утверждениями. По результатам тестирования определилось следующее: 57 % от числа опрошенных имеют невысокий уровень развития толерантности, 43 % - высокий уровень (из числа опрошенных нет ни одного человека с интолерантным отношением к окружающим). (Приложение 2)
Для учащихся 9-ых классов также был проведен тематический классный час «Лица русской национальности», на котором разговор шел об этнической толерантности. По итогам проведения классного часа, учащиеся пришли к выводу, что надо быть терпимее к людям с другим цветом кожи, с другим разрезом глаз, к людям дугой национальности.
Занятие с элементами тренинга, посвященное толерантности было проведено для учащихся 10-11 классов.
Цель занятия:
знакомство с понятиями "толерантность", "толерантная личность", "интолерантность";
обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе.
Учащиеся познакомились с определениями «толерантности» и «интолерантности» (нетерпимости), рассуждали об их проявлениях, о последствиях нетерпимости. Разделившись на группы, попытались на примерах из жизни объяснить, что такое «толерантность», определили качества толерантной личности (эмпатия, доброжелательность, открытость, тактичность и др.). Теоретическая часть была закреплена упражнениями: «Чем мы похожи», «Комплименты» (занятия направлены на развитие эмпатии, доброжелательности), «Снежинка» (направлено на развитие умения принимать чужие точки зрения). Кабинет, в котором проходило занятие, был оформлен высказываниями знаменитых людей о толерантности (Толстого Л., Конфуция, Э.Берка и др.).
В повседневной педагогической практике мы нередко сталкиваемся с проявлениями педагогической интолерантности, например, безразличие к мнению ребенка, унижение ученика за «неправильные взгляды» и пр. В связи с этим было проведено МО классных руководителей «Толерантность учителя», целью которого был анализ конфликтных ситуаций и выработка навыков по их эффективному разрешению.
В рамках Недели толерантности также проходили консультации для родителей по вопросам семейного воспитания «Воспитание ненасилием в семье». Консультации по данному вопросу давали работники администрации школы, социальный педагог.
По итогам проведения можно сделать вывод, о том, что Неделя толерантности в школе прошла на высоком, организационном уровне. Все мероприятия были тщательно спланированы и подготовлены.
Проведение Недели толерантности способствовало созданию благоприятной атмосферы в школе, вызвало большой интерес среди учащихся, учителей и родителей.
Приложение 1
"Утверждаю"
Директор ОУ
_____________________
«___» ___________20__г.
План мероприятий.
№
|
Мероприятие
|
Участники
|
Ответственные
|
1.
|
Конкурс рисунков «Я + Ты =Мы»
|
учащиеся начальной школы (1-4 классы)
|
старшая вожатая,
кл. руководители
|
2.
|
Конкурс сочинений «О дружбе»
|
учащиеся 5-ых классов
|
учителя русского языка и литературы
|
3.
|
Кл. час «Серьезный разговор о простых вещах»
|
учащиеся 6-х классов
|
кл. руководители
|
4.
|
Кл. час «Взаимоотношения с окружающими»
|
учащиеся 7-ых классов
|
кл. руководители
|
5.
|
Занятие «Толерантность в современном обществе»
|
учащиеся 8-ых классов
|
учитель истории
|
6.
|
Диагностика уровня сформированности толерантности подростков
|
учащиеся 9-х классов
|
социальный педагог
|
7.
|
Кл. час «Лица русской национальности»
|
учащиеся 9-х классов
|
кл. руководители
|
8.
|
«Мудрые мысли веков»
|
учащиеся старших классов
|
библиотекарь, старшая вожатая
|
9.
|
Занятие для старшеклассников с элементами тренинга «Толерантность»
|
учащиеся 10-х, 11-х классов
|
социальный педагог
|
10.
|
МО кл. руководителей «Толерантность учителя»
|
кл. руководители 5-11 классов
|
зам. директора по ВР
|
11.
|
Консультации для родителей «Воспитание ненасилием в семье»
|
родители учащихся
|
администрация школы, соц. педагог
|
Приложение 2
Диагностика уровня сформированности толерантности у подростков.
Опросный лист.
Инструкция: Вам будет предложен ряд высказываний: пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько Вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень Вашего согласия или несогласия можно следующим образом:
++ сильное согласие (конечно, да)
+ слабое согласие (скорее да, чем нет)
О ни да, ни нет
- слабое несогласие (скорее нет, чем да)
-- сильное несогласие (конечно, нет)
Постарайтесь быть искренними. Свои оценки Вы можете записывать напротив порядкового номера утверждения анкеты. Спасибо!
Группа, в которой существует много разных мнений, не сможет долго существовать.
Цивилизованные страны, как, например, Россия, не должны помогать народам Африки: пусть сами решают свои проблемы.
Хорошо, что меньшинство может свободно критиковать решения большинства.
Дети из более богатых семей не должны иметь права учиться в особых школах, даже за свои собственные деньги.
Было бы правильнее содержать приезжих из отсталых южных стран в специально отведенных районах и обучать в отдельных школах, чтобы ограничить их контакты с остальными людьми.
Вид молодого человека с бородой и длинными волосами неприятен для всех.
Маленькие народы, проживающие в нашей стране, должны иметь право без ведома российских властей устанавливать у себя некоторые особые законы, связанные с их обычаями и традициями.
Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.
Люди не созданы равными: некоторые из них лучше, чем остальные.
Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.
Внешний вид представителей небелой расы является хотя бы в чем-то, но отклонением от нормы.
Истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре.
Улучшать районы проживания бедноты - это бесполезная трата государственных денег.
-
Евреи - такие же полезные для общества граждане, как и представители любой другой национальности.
Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.
Хотя темнокожие люди и отстают от белых в экономическом развитии, я уверен(а), что между двумя расами не существует никаких различий в умственных способностях.
Человека, который любит другую страну и помогает ей больше, чем своей, необходимо наказывать.
Мы не должны ограничивать въезд в наш город представителей других народов.
Это несправедливо, что выходцы из азиатских или африканских стран, даже если станут гражданами России, не могут получить хорошую работу или занять высокую государственную должность наравне с другими.
Все чеченцы по своей натуре одинаковы.
Если учесть все «за» и «против», то надо признать, что между представителями различных рас существуют различия в способностях и талантах.
Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей, меня это не должно касаться - это их личное дело.
Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры.
То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, - благо для России.
Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова.
Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности.
Истинной религией может быть только одна религия.
Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему.
-
То, что Россия - многонациональная страна, обогащает ее культуру.
Человек, который со мной не согласен, обычно вызывает у меня раздражение.
Я четко знаю, что хорошо, а что плохо для всех нас, и считаю, что и другие также должны это понять.
Мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности.
Мне хотелось бы немного пожить в чужой стране.
Все те, кто просит милостыню, как правило, лживы и ленивы.
Человек другой культуры, с другими обычаями, привычками пугает или настораживает окружающих.
Все виды ущемления прав по национальному признаку должны быть объявлены незаконными и подвергаться суровому наказанию.
Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет непохожие на других взгляды и поведение.
Нашей стране необходимо больше терпимых людей - таких, кто ради мира и согласия в обществе готов пойти на уступки.
Любой межнациональный конфликт можно разрешить путем переговоров и взаимных уступок.
Люди другой расы или национальности может, и являются нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.
Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие.
Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.
Идти на уступки - это значит проявлять слабость.
Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.
Обработка и интерпретация результатов
За оценку каждого утверждения респондент получает определенный балл. Если он оценивает какое-либо утверждение знаком «++», то получает 2 балла. Если «+», то 1 балл. Если «0», то 0 баллов. Если «-», то -1балл. Если «--», то -2 балла.
Результаты получаются путем сложения баллов с учетом знака. При этом в ответах на вопросы: 3, 7, 14, 15, 16, 18, 19, 22, 25, 27, 30, 34, 37, 38, 39, 40 знак не меняется; а в ответах на вопросы: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 17, 20, 21, 23, 24, 26, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 36, 41, 42, 43, 44, 45 знак меняется на противоположный.
Подсчитав баллы, можно подвести некоторые итоги:
баллы от -90 до -45 отражают высокий уровень развития интолерантности;
от -45 до 0 - невысокий уровень интолерантности;
от 0 до 45 - невысокий уровень толерантности;
от 45 до 90 - высокий уровень толерантности.
|