Главная страница

«Толерантность – дорога к миру» Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе


Скачать 115.19 Kb.
Название «Толерантность – дорога к миру» Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе
Дата 12.02.2016
Размер 115.19 Kb.
Тип Документы


«Толерантность – дорога к миру»

Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе

Мероприятия, в течение Недели толерантности, осуществлялись согласно плану, утвержденному директором школы (Приложение 1).
Тема Недели: «Толерантность – дорога к миру»

Девиз Недели: «Жить в мире с собой и другими»
Цель: - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Задачи:

  • Воспитание у детей и подростков миролюбия

  • Развитие понимания и принятия других людей

  • Развитие умения позитивно взаимодействовать с окружающими


Формы проведения:

  • Конкурсы творческих работ

  • Классные часы

  • Тренинговые занятия

  • Диагностика

  • Консультации для родителей


Тема «Толерантность – дорога к миру» была выбрана неслучайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.

Понятие "толерантность" в современном обществе стало международным термином. Оно наполнено своим особым смыслом, который отражает интуитивное восприятие единства человечества, состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя.

Толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость.

Таким образом, основной целью проведения Недели толерантности было научить школьников уважать других людей, быть дружнее и вежливее. В рамках недели психологии, посвященной толерантности проводились тематические классные часы, занятия с подростками, тестирования, конкурсы рисунков и сочинений.

Среди учащихся начальной школы был проведён конкурс рисунков на тему «Я + Ты = Мы», дети изобразили свое видение единения, мира, дружбы. Активное участие в конкурсе приняли и родители школьников, большинство работ посвящено семье. Выставка рисунков проходила в коридоре школы.

В 5-ых классах прошел конкурс сочинений «О дружбе», из рассуждений детей можно сделать вывод о том, что дети ценят теплые, добрые взаимоотношения, самое распространенное высказывание детей: «дружба – это самое главное в жизни». В подготовке сочинений также участвовали родители учащихся.

В 6-ых классах прошел тематический классный час «Серьезный разговор о простых вещах». Учащиеся познакомились с высказываниями известных людей о вежливости, приветливости, уважении, вспомнили правила этикета.

Классный час "Взаимоотношения с окружающими" прошел в 7-х классах. Ребята, с помощью учителя, составили список правил общения с окружающими. Например, одно из них: «Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Урок истории в 8-ых классах был посвящен теме «Толерантность в современном обществе», на котором учащиеся познакомились с понятием «толерантность», календарем толерантности; дискутировали на тему: «На какой почве возникает нетерпимость человека к другому?», «Для чего необходима толерантность в обществе?».

Диагностика уровня сформированности толерантности подростков проводилась среди учащихся 9-ых классов. В тестировании приняли участие 40 человек, из них 24 девушек и 16 юношей. Опросной лист состоял из 45 высказываний, необходимо было оценить степень согласия или несогласия с данными утверждениями. По результатам тестирования определилось следующее: 57 % от числа опрошенных имеют невысокий уровень развития толерантности, 43 % - высокий уровень (из числа опрошенных нет ни одного человека с интолерантным отношением к окружающим). (Приложение 2)

Для учащихся 9-ых классов также был проведен тематический классный час «Лица русской национальности», на котором разговор шел об этнической толерантности. По итогам проведения классного часа, учащиеся пришли к выводу, что надо быть терпимее к людям с другим цветом кожи, с другим разрезом глаз, к людям дугой национальности.

Занятие с элементами тренинга, посвященное толерантности было проведено для учащихся 10-11 классов.

Цель занятия:

  • знакомство с понятиями "толерантность", "толерантная личность", "интолерантность";

  • обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе.

Учащиеся познакомились с определениями «толерантности» и «интолерантности» (нетерпимости), рассуждали об их проявлениях, о последствиях нетерпимости. Разделившись на группы, попытались на примерах из жизни объяснить, что такое «толерантность», определили качества толерантной личности (эмпатия, доброжелательность, открытость, тактичность и др.). Теоретическая часть была закреплена упражнениями: «Чем мы похожи», «Комплименты» (занятия направлены на развитие эмпатии, доброжелательности), «Снежинка» (направлено на развитие умения принимать чужие точки зрения). Кабинет, в котором проходило занятие, был оформлен высказываниями знаменитых людей о толерантности (Толстого Л., Конфуция, Э.Берка и др.).

В повседневной педагогической практике мы нередко сталкиваемся с проявлениями педагогической интолерантности, например, безразличие к мнению ребенка, унижение ученика за «неправильные взгляды» и пр. В связи с этим было проведено МО классных руководителей «Толерантность учителя», целью которого был анализ конфликтных ситуаций и выработка навыков по их эффективному разрешению.

В рамках Недели толерантности также проходили консультации для родителей по вопросам семейного воспитания «Воспитание ненасилием в семье». Консультации по данному вопросу давали работники администрации школы, социальный педагог.

По итогам проведения можно сделать вывод, о том, что Неделя толерантности в школе прошла на высоком, организационном уровне. Все мероприятия были тщательно спланированы и подготовлены.

Проведение Недели толерантности способствовало созданию благоприятной атмосферы в школе, вызвало большой интерес среди учащихся, учителей и родителей.

Приложение 1
"Утверждаю"

Директор ОУ

_____________________

«___» ___________20__г.

План мероприятий.




Мероприятие

Участники

Ответственные

1.

Конкурс рисунков «Я + Ты =Мы»

учащиеся начальной школы (1-4 классы)

старшая вожатая,

кл. руководители

2.

Конкурс сочинений «О дружбе»

учащиеся 5-ых классов

учителя русского языка и литературы

3.

Кл. час «Серьезный разговор о простых вещах»

учащиеся 6-х классов

кл. руководители

4.

Кл. час «Взаимоотношения с окружающими»

учащиеся 7-ых классов

кл. руководители

5.

Занятие «Толерантность в современном обществе»

учащиеся 8-ых классов

учитель истории

6.

Диагностика уровня сформированности толерантности подростков

учащиеся 9-х классов

социальный педагог

7.

Кл. час «Лица русской национальности»

учащиеся 9-х классов

кл. руководители

8.

«Мудрые мысли веков»

учащиеся старших классов

библиотекарь, старшая вожатая

9.

Занятие для старшеклассников с элементами тренинга «Толерантность»

учащиеся 10-х, 11-х классов

социальный педагог

10.

МО кл. руководителей «Толерантность учителя»

кл. руководители 5-11 классов

зам. директора по ВР

11.

Консультации для родителей «Воспитание ненасилием в семье»

родители учащихся

администрация школы, соц. педагог

Приложение 2

Диагностика уровня сформированности толерантности у подростков.

Опросный лист.

Инструкция: Вам будет предложен ряд высказываний: пожалуйста, прочи­тайте их и определите, насколько Вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень Вашего согласия или несогласия мож­но следующим образом:

++ сильное согласие (конечно, да)

+ слабое согласие (скорее да, чем нет)

О ни да, ни нет

- слабое несогласие (скорее нет, чем да)

-- сильное несогласие (конечно, нет)

Постарайтесь быть искренними. Свои оценки Вы можете за­писывать напротив порядкового номера утверждения анкеты. Спасибо!


  1. Группа, в которой существует много разных мнений, не сможет долго существовать.

  2. Цивилизованные страны, как, например, Россия, не должны помогать народам Африки: пусть сами решают свои проблемы.

  3. Хорошо, что меньшинство может свободно критиковать ре­шения большинства.

  4. Дети из более богатых семей не должны иметь права учить­ся в особых школах, даже за свои собственные деньги.

  5. Было бы правильнее содержать приезжих из отсталых юж­ных стран в специально отведенных районах и обучать в отдель­ных школах, чтобы ограничить их контакты с остальными людьми.

  6. Вид молодого человека с бородой и длинными волосами неприятен для всех.

  7. Маленькие народы, проживающие в нашей стране, должны иметь право без ведома российских властей устанавливать у себя некоторые особые законы, связанные с их обычаями и традициями.

  8. Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и си­лой принуждать к работе.

  9. Люди не созданы равными: некоторые из них лучше, чем остальные.

  10. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи ру­ководителями над белыми людьми.

  11. Внешний вид представителей небелой расы является хотя бы в чем-то, но отклонением от нормы.

  12. Истоки современного терроризма следует искать в ис­ламской культуре.

  13. Улучшать районы проживания бедноты - это бесполезная трата государственных денег.

  14. Евреи - такие же полезные для общества граждане, как и представители любой другой национальности.

  15. Даже самые странные люди с самыми необычными увле­чениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.

  16. Хотя темнокожие люди и отстают от белых в экономичес­ком развитии, я уверен(а), что между двумя расами не суще­ствует никаких различий в умственных способностях.

  17. Человека, который любит другую страну и помогает ей больше, чем своей, необходимо наказывать.

  18. Мы не должны ограничивать въезд в наш город предста­вителей других народов.

  19. Это несправедливо, что выходцы из азиатских или афри­канских стран, даже если станут гражданами России, не могут получить хорошую работу или занять высокую государственную должность наравне с другими.

  20. Все чеченцы по своей натуре одинаковы.

  21. Если учесть все «за» и «против», то надо признать, что между представителями различных рас существуют различия в способностях и талантах.

  22. Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей, меня это не должно касаться - это их личное дело.

  23. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.

  24. Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры.

  25. То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, - благо для России.

  26. Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова.

  27. Человека надо оценивать только по его моральным и де­ловым качествам, а не по его национальности.

  28. Истинной религией может быть только одна религия.

  29. Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему.

  30. То, что Россия - многонациональная страна, обогащает ее культуру.

  31. Человек, который со мной не согласен, обычно вызывает у меня раздражение.

  32. Я четко знаю, что хорошо, а что плохо для всех нас, и считаю, что и другие также должны это понять.

  33. Мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей нацио­нальности.

  34. Мне хотелось бы немного пожить в чужой стране.

  35. Все те, кто просит милостыню, как правило, лживы и ленивы.

  36. Человек другой культуры, с другими обычаями, привычка­ми пугает или настораживает окружающих.

  37. Все виды ущемления прав по национальному признаку должны быть объявлены незаконными и подвергаться суровому наказанию.

  38. Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет непохожие на других взгляды и поведение.

  39. Нашей стране необходимо больше терпимых людей - та­ких, кто ради мира и согласия в обществе готов пойти на уступ­ки.

  40. Любой межнациональный конфликт можно разрешить пу­тем переговоров и взаимных уступок.

  41. Люди другой расы или национальности может, и являются нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.

  42. Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие.

  43. Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.

  44. Идти на уступки - это значит проявлять слабость.

  45. Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.


Обработка и интерпретация результатов
За оценку каждого утверждения респондент получает опре­деленный балл. Если он оценивает какое-либо утверждение зна­ком «++», то получает 2 балла. Если «+», то 1 балл. Если «0», то 0 баллов. Если «-», то -1балл. Если «--», то -2 балла.

Результаты получаются путем сложения баллов с учетом знака. При этом в ответах на вопросы: 3, 7, 14, 15, 16, 18, 19, 22, 25, 27, 30, 34, 37, 38, 39, 40 знак не меняется; а в ответах на вопро­сы: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 17, 20, 21, 23, 24, 26, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 36, 41, 42, 43, 44, 45 знак меняется на противопо­ложный.

Подсчитав баллы, можно подвести некоторые итоги:

баллы от -90 до -45 отражают высокий уровень развития интолерантности;

от -45 до 0 - невысокий уровень интолерантности;

от 0 до 45 - невысокий уровень толерантности;

от 45 до 90 - высокий уровень толерантности.