|
«Как научить детей играть в коллективе» Е. Н. Савельева, воспитатель мбдоу №36 г. Самара
«Как научить детей играть в коллективе»
Е.Н.Савельева, воспитатель МБДОУ №36 г.Самара
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать друг с другом.
Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
Сюжетно-ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Педагогическая ценность игры состоит и в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения - уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми.
У детей младшего дошкольного возраста, при поступлении в детский сад навыки социальной игры не сформированы, они не владеют основными способами игрового взаимодействия со сверстниками.
Для формирования данных навыков необходима систематическая работа. Я разделяю её на следующие направления:
1 направление – это серия игр и упражнения направленные на формирование раздельного внимания, которые учат детей перемещать внимание с игрового предмета на партнёра по игре и наоборот («Воздушный шарик», «Перекати мяч»).
2 направление – это игры на формирование умения имитировать простые игровые действия с одним предметом (кукольный театр «Перчатка»; «Собери пирамидку»).
3 направление – формирование навыков параллельной игры - умение играть рядом с другим ребёнком, используя собственный набор игровых материалов.
4 направление – формирование навыков хороводной игры и игр в кругу, которые учат выполнять синхронные действия. («Пузырь», «Каравай», «Парашют»).
5 направление – формирование навыков игры с переходом ходов – учить делать ход и передавать его партнёру по игре («С кубиками, чередование цветов»).
6 направление – формирование умения делиться игровым материалом.
Для развития социально-игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста я использовала следующие приёмы:
- ознакомление с трудом взрослых через беседы, рассматривание альбомов, экскурсии (посещение кабинета врача), экскурсии с родителями (в парикмахерскую, магазин);
- большое внимание уделяется включению детей в труд. Часто в утреннее время с небольшой группой детей ведутся наблюдения за трудом няни, отмечая, как старательно, ловко она работает, даются детям посильные поручения. Родителям советуют привлекать детей к посильному труду дома;
- обучающие игры – используются для того, чтобы с их помощью совершенствовать средства выразительности роли. С этой целью используются игры-драматизации.
При организации среды для сюжетно-ролевой игры, игровой материал вносят постепенно, по мере получения детьми знаний об окружающем, чтобы игрушки помогали вспомнить те события, с которыми недавно познакомились. После закрепления и уточнения знаний вносят какую-то новую игрушку или самодельные атрибуты, а иногда один настоящий предмет, например кухонную доску (эти предметы должны быть безопасными для детей). Считается, что настоящие предметы помогают лучше войти в роль.
Исходя из данного опыта, можно сделать вывод, что при комплексном руководстве успешно формируется сюжетно-ролевая игра детей. Возрастает самостоятельность детей в постановке игровых задач, которые решаются постепенно усложняющимися способами и с помощью более обобщенных средств. В игре используются развернутые и обобщенные игровые действия с предметами-заместителями и воображаемыми предметами. У детей повышается интерес к роли, они используют разнообразные средства ее выразительности. Зарождается ролевое общение друг с другом.
|
|
|