|
5 класс Правописание о-ё после шипящих и Ц
5 класс
Правописание О-Ё после шипящих и Ц
Цели урока:
Оборудование: индивидуальные задания учащихся, записи на доске, карточки –алгоритмы, пособие Л.А.Ахременковой «К пятёрке шаг за шагом».
Ход урока.
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
2. Контроль знаний учащихся по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова».
Работа по вариантам в пособии Л.А.Ахременковой «К пятёрке шаг за шагом»;
Взаимопроверка работ, выставление предварительных оценок.
3. Актуализация знаний в форме игры «Четвёртый лишний».
Окно, звено, давно, ушло.
Перелесок, переделка, передатчик, переделал.
Чаша, чаща, ворон, часы.
В ходе данной игры учащиеся актуализируют свои знания по морфемике, фонетике. На основании этого ученики самостоятельно формулируют тему урока.
4. Постановка учебной задачи.
[ж о л у т’], [ш о л], [ч’ у ж о j’]
- Что за запись перед вами?
- В чём сходство?
- В чём различие?
- Какой гласный слышится? А какая буква пишется на его месте?
- Можно ли ориентироваться только на произношение?
- Можете ли вы объяснить разницу в произношении и написании данных слов?
- Давайте выведем алгоритм работы по данному правилу.
5. Аналитическая работа с языковым материалом, форма работы – групповая.
I группа.
Проанализируйте слова по плану:
1. Выделите корень в слове.
2. Поставьте ударение.
3.Подберите однокоренные слова.
Щёки решётка
жёлтый печёнка
чёрный чёлка
дешёвый шёлковые
шёпот почётный
4. Сформулируйте правило:
« В слова после под ударением пишется буква , если к данному слову можно подобрать слово с буквой ».
II группа.
Проанализируйте слова по плану:
1. Определите часть речи слов 1 столбика. Запомните, какая буква после шипящих пишется в словах данной части речи.
2. Определите, от какой части речи образовались слова второго столбика. Запомните, какая буква после шипящих пишется в таких словах.
Печёшь печёный
течёт сгущёнка
бережёт бережёного
шёл перчёный
стережёшь ночёвка
3. Сформулируйте правило:
« В и словах, образованных от , после шипящих всегда пишется буква ».
III группа.
Проанализируйте слова по плану:
1. Определите, к каким частям речи принадлежат данные слова.
2. Определите, в какой части слова пишется буква О или Ё.
3. Поставьте ударение в словах.
Девчонка румянцем
молодцом тучей
хорошо хорошего
плащом пригожего
медвежонок солнцем
4. Сформулируйте правило:
« В суффиксах и существительных и прилагательных под
после шипящих пишется буква , без ударения пишется буква ».
6. Вывод по уроку.
Составление алгоритма.
Проверка индивидуальных заданий – объяснение лексического значения иноязычных слов с непроверяемыми написаниями.
Объяснение написания слов жёлудь, шёл, чужой на основании составленного алгоритма.
7. Итог урока. Комментирование оценок. Домашнее задание: §32, упр.287 или составить связный текст со словами на изученное правило.
|
|
|